АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-3226/2014
05 мая 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 05 мая 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи А.А. Лошаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» (ИНН 2540047110, ОГРН 1022502256127, дата регистрации: 11.06.1996)
к Приморскому управлению Минкультуры России (ИНН 2540148125; ОГРН 1082540008870; дата регистрации: 23.09.2008)
о признании недействительным предписания,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель Кузнецов А.В. (доверенность от 14.01.2014);
установил: ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Приморскому управлению Минкультуры России (далее – ответчик, административный орган, управление) о признании недействительным предписания № 494 от 15.11.2013.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие представителей ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что он не согласен с оспариваемым предписанием в связи со следующим.
Общество поясняет, что оспариваемым предписанием ему предписано устранить следующие нарушения: музейные предметы и музейные коллекции не заявлены для включения в состав Музейного фонда РФ, указанные предметы и коллекции отражены на балансе проверяемого юридического лица, музеем не предоставляется статистическая форма 8-нк. Общество утверждает, что оно не является музеем, не занимается деятельностью, отнесенной к деятельности музеев, и не имеет такого структурного подразделения как музей, вследствие чего не является субъектом, на который распространяются требования Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ).
Общество указало, что в оспариваемом предписании не указано о каком именно имуществе идет речь, полагает, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на общество обязанности по включению в состав музейного фонда РФ имущества, не находящегося в собственности ОАО «ДВМП».
С учетом изложенного заявитель считает оспариваемое предписание не соответствующим закону, как возлагающее на общество обязанности не предусмотренные законом.
Управление в письменном отзыве оспорило заявленные требования, указав, что оспариваемое предписание обоснованно и вынесено в соответствии с действующим законодательством. Ответчик пояснил, что поводом для проведения внеплановой документарной проверки филиала общества в г. Владивостоке, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, послужило истечение срока исполнения предписания от 06.11.2012 № 420, а также отсутствие информации о его исполнении. В результате проверки установлено, что предписание № 420 не исполнено, что послужило основанием для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
Управление пояснило, что музей морского флота ДВМП учрежден в 1962 году, когда указанное ведомство входило в структуру министерства морского транспорта СССР, т.е. являлось государственной структурой, что в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 означает отнесение данных музейных предметов и музейных коллекций к федеральной собственности. О том, что музейный фонд Музей морского флота ДВМП был сформирован в значительной мере в период до принятия Закона № 54-ФЗ также свидетельствует учетно-хранительская документация музея, наличие которой выявлено в ходе проверки.
Ответчик указал, что в передаточных актах, составленных в 1992 г. в ходе акционирования ОАО «ДВМП» отсутствуют сведения о передаче обществу музейного фонда Музея морского флота ДВМП, в то же время фактически Музей морского флота ДВМП остался в ведении ОАО «ДВМП», как выявлено проверкой, является структурным подразделением Управления делами ОАО «ДВМП», находится по адресу: ул. Верхнепортовая, 7, имеет расписание работы и ведет музейную деятельность.
Указанное, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Из материалов дела судом установлено, что в период с 21.10.2013 по 15.11.2013 Управлением на основании распоряжения от 14.10.2013 № 45 в отношении филиала ОАО «дальневосточное морское пароходство» в г. Владивосток была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлен факт неисполнения ранее выданного предписания от 06.11.2012 № 420.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.11.2013 № 45, с целью прекращения нарушения закона обществу выдано предписание № 494 от 15.11.2013, в котором обществу предписано в срок до 15.04.2014 провести мероприятия по устранению выявленных в ходе проверки нарушений:
1. музейные предметы и музейные коллекции не заявлены для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации;
2. музейные предметы и музейные коллекции отражены на балансе проверяемого юридического лица;
3. музеем не предоставляется статистическая форма 8-нк.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, ОАО «Дальневосточное морское пароходство» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав законность оспариваемого предписания, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению в виду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено в ст. 3 Закона № 54-ФЗ музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. Музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. Музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 5 Закона № 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности (ст. 6 Закона № 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона № 54-ФЗ включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.
Положение о Музейном фонде Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Собственнику музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, выдается соответствующее свидетельство.
Согласно ст. 7 Закона № 54-ФЗ музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Как установлено в ст. 13 Закона № 54-ФЗ в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью Российской Федерации (ст. 14 Закона № 54-ФЗ).
В п. 2 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 (далее – Положение), установлено, что в состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Согласно п. 3 Положения в федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) до принятия Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР) и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Из материалов дела, включая паспорт музея, следует, что музей морского флота ОАО «Дальневосточное морское пароходство» был создан 23.10.1962, по состоянию на 01.005.2003 музейный фонд состоял из 20 тысяч экспонатов, 940 из которых подлинные.
Согласно бухгалтерской справке ОАО «ДВМП» от 25.04.2014 в ведении филиала ОАО «ДВМП» г. Владивосток числится имущество исторического фонда ОАО «ДВМП», расположенное по адресу: ул. Верхнепортовая, 7 в количестве 78 единиц на сумму 1 713 983,49 руб.
При наличии изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждается наличие в пользовании общества музейных предметов и коллекций музея морского флота ОАО «ДВМП». При этом исключение из штатного расписания филиала общества в г. Владивосток должностей директора музея, зав. фондами и смотрителя музея не свидетельствует об обратном.
Поскольку музей был основан в 1962 году, доказательств приватизации музейных предметов и коллекций в установленном законом порядке общество суду не предоставило, следовательно, в силу п.п. 2, 3 Положения музейные предметы и коллекции музея морского флота ОАО «ДВМП» находятся в федеральной собственности и входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Пунктом 1 оспариваемого предписания обществу предписано заявить музейные предметы и музейные коллекции для включения в состав Музейного фонда РФ.
Согласно п. 5 Положения музейные предметы и музейные коллекции, входящие в состав государственной части фонда и находящиеся в федеральной собственности:
закрепляются Министерством культуры Российской Федерации на праве оперативного управления за государственными федеральными музеями, другими государственными федеральными организациями, обеспечивающими хранение культурных ценностей;
могут передаваться в безвозмездное бессрочное пользование или пользование на определенный срок государственным музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, или музеям, находящимся в ведении муниципальных образований, на основании соответствующих договоров между Министерством культуры Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и заинтересованным музеем.
При ликвидации музеев, иных учреждений и организаций музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные Министерством культуры Российской Федерации в их оперативном управлении или переданные им в пользование, закрепляются по решению Министерства за другими музеями, учреждениями и организациями.
В соответствии с п. 8 Положения музейные предметы и музейные коллекции, приобретенные государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от источника и формы приобретения, должны быть заявлены для включения в состав государственной части фонда в 2-месячный срок с момента их приобретения.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения заявителем музейных предметов и музейных коллекций обязанность по заявлению музейных предметов и музейных коллекций для включения в состав Музейного фонда РФ у общества отсутствует.
Как установлено в п. 7 Положения включение музейных предметов и музейных коллекций в состав фонда, а также их исключение из его состава производятся Министерством культуры Российской Федерации в установленном им порядке после проведения соответствующей экспертизы.
Соответствующий порядок установлен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством по культуре и кинематографии государственной функции по определению в установленном порядке состава Музейного фонда Российской Федерации, включению в установленном порядке музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации и исключению их из состава этого фонда, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 22.11.2007 № 1319 (далее – регламент).
Согласно п.п. 21, 22 регламента юридическими фактами, служащими основанием для осуществления государственной функции, в частности по включению в состав Музейного фонда РФ, являются поступление в Роскультуру обращений о включении музейных предметов и музейных коллекций в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
При этом в п. 6 Регламента установлено, что заявителями являются:
- юридическими и физическими лицами - собственниками частных коллекций;
- муниципальными музеями и муниципальными организациями;
- государственными музеями и государственными организациями.
Таким образом, поскольку музейные предметы и музейные коллекции музея морского флота ОАО «Дальневосточное морское пароходство» находятся в федеральной, а не в частной собственности, обязанность заявлять указанные предметы для включения в состав Музейного фонда РФ у общества отсутствует.
При наличии изложенных обстоятельств пункт 1 оспариваемого предписания является недействительным, поскольку вынесен в отсутствие на то правовых оснований.
В пункте 2 оспариваемого предписания указано следующее нарушение: музейные предмет и музейные коллекции отражены на балансе проверяемого юридического лица.
Согласно п. 13 Положения музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).
Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается.
Факт учета музейных предметов на балансе ОАО «ДВМП» подтверждается бухгалтерской справкой ОАО «ДВМП».
Пунктом 3 оспариваемого предписания обществу вменяется не предоставление статистической формы 8-нк.
Согласно Приказу от 15.07.2011 № 324 форму № 8-МК «Сведения о деятельности музея» предоставляют юридические лица – музеи, а также организации, осуществляющие музейную деятельность независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Согласно ст. 3 Закона № 54-ФЗ хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.
С учетом того, что материалами дела подтверждается нахождение во владении заявителя музейных предметов и музейных коллекций музея морского флота ОАО «Дальневосточное морское пароходство», общество осуществляя их хранение является организацией, осуществляющей музейную деятельность и, следовательно, обязано предоставлять статистическую отчетность по форме 8-нк.
При наличии изложенных выше обстоятельств заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, поскольку пункты 2 и 3 оспариваемого предписания соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, следовательно, основания заявленных требований в данной части отсутствуют.
В связи с удовлетворением заявленных требований и признанием оспариваемого предписания недействительным (в части п. 1) расходы по госпошлине по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд
р е ш и л:
признать недействительным пункт 1 предписания Приморского управления Минкультуры России № 494 от 15.11.2013, как несоответствующий Федеральному закону от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Отказать в удовлетворении требований о признании недействительным остальной части предписания Приморского управления Минкультуры России № 494 от 15.11.2013.
Взыскать с Приморского управления Минкультуры России в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" расходы по госпошлине в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Лошакова А.А.