АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12180/2018
03 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемтюговой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюДепартамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края
к Контрольно-счетной палате Приморского края
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Общество с ограниченной ответственностью «БИОБАНК» (адрес: ул. Набережная, д. 67, с. Веселый Яр, Ольгинский район, Приморский край, 692452);
Акционерное общество «Преображенский рыбокомбинат» (адрес: ул. Портовая, д. 4, пгт. Преображение, Лазовский район, Приморский край, 692998);
Акционерное общество «Южморрыбфлот» (адрес: ул. Заводская, д. 16, г. Находка, 692954);
о признании недействительными акта от 19.03.2018 и представления от 02.04.2018 № 01-27/02-01/287;
при участии в заседании:
от заявителя: представители Купцова Е.В. по доверенности от 08.10.2018 № 18, служебное удостоверение № 1824; Секретарев Р.В. по доверенности от 13.07.2018, служебное удостоверение № 791; Филонина Е.А. по доверенности от 23.05.2018, служебное удостоверение № 1128;
от ответчика: представители Гунченко Н.А., доверенность от 22.10.2018 № 01-23/23, служебное удостоверение № 83; Курбан О.С. по доверенности от 13.06.2018 № 01-23/14, служебное удостоверение № 69;
от третьих лиц:
ООО «БИОБАНК»: представители Чугунов Д.А., доверенность от 20.04.2018, удостоверение адвоката № 2480; Ефременко М.М. по доверенности, паспорт;
АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот»: представители не явились;
установил: Департамент рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Приморского края (далее – ответчик, КСП) о признании недействительными акта от 19.03.2018 и представления от 02.04.2018 № 01-27/02-01/287 (с уточнениями).
АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь статьями 156, 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие по имеющимся в деле документам.
В обоснование заявленных требований Департамент указал, чтопунктом 5.2 Порядков 235-па, 236-па указан предельный для текущего финансового года срок подачи документов для включения в Перечень.
Срок действия Порядков 235-па, 236-па - период с 2013 года по 2020 год включительно, то есть на срок реализации государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па. Повторное (ежегодное) представление организациями документов для включения в Перечень, а также повторное (ежегодное) включение их Департаментом в Перечень Порядками 235-па, 236-па не предусмотрено.
Например, при подаче документов в декабре текущего финансового года организация будет включена в Перечень получателей субсидий данного текущего финансового года, с ней будет заключено Соглашение, но субсидии она сможет получить только в следующем финансовом году (при условии заключения Соглашения в период финансового года, в котором предоставляется субсидия), так как срок рассмотрения документов на включение в перечень получателей субсидий и получение субсидий составляет до 45 дней.
Таким образом, ежегодное требование предоставления организациями документов для включения в Перечень является избыточным.
Департамент не согласен с трактовкой Контрольно-счетной палатой Приморского края (далее - КСП) пунктов 1 и 2.2.2 Соглашений о комплексном участии в реализации государственной программы от 05.04.2016 № 5, от 25.03.2016 № 1, от 25.03.2016 № 2, заключенными с ООО «БИОБАНК», АО «Преображенский рыбокомбинат», АО «Южморрыбфлот».
Поясняет, что понятие «отчетный период» применяется не для периода осуществления затрат, а для периода, в котором должны быть достигнуты показатели результативности предоставления субсидий.
С учетом изложенного и в связи с тем, что период, в котором должны быть осуществлены принимаемые к субсидированию затраты, Порядком 235-па и Соглашением не установлен, Департамент, рассмотрев поступившие в 2016 году документы для выплаты субсидий на возмещений части затрат, осуществленных в 2015 году, и, не имея оснований для отказа в предоставлении субсидий, определенных пунктом 20 Порядка 235-па, принял решения о предоставлении субсидий.
Указанные субсидии были выплачены ООО «БИОБАНК», АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» в 2016 году за счет лимитов бюджетных обязательств 2016 года на возмещение части затрат, произведенных в 2015 году, в полном соответствии с предметом Соглашений 5, 1, 2.
Полагает ошибочным утверждение о том, что, согласно пояснениям директора Департамента С.М. Наставшева от 07.02.2018 и от 22.02.2018, данным в ходе проведения КСП контрольного мероприятия, выплата субсидий за 2015 год произведена в 2016 году в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и неосуществлением выплаты в 2015 году. В данных пояснениях указана причина представления предприятиями в 2016 году документов для выплаты субсидий на возмещение части затрат 2015 года и даны разъяснения по вопросу выплаты в 2016 году субсидий для возмещения части затрат 2015 года.
Решения о предоставлении субсидий ООО «БИОБАНК» (приказы Департамента от 03.06.2015 № 47 и от 31.07.2015 № 63), АО «Преображенский рыбокомбинат» (приказы Департамента от 31.07.2015 № 64 и от 21.10.2015 № 90), АО «Южморрыбфлот» (приказ Департамента от 05.08.2015 № 70) были приняты Департаментом в период с июня по октябрь 2015 года.
Указанные решения остались неисполненными по причине возвращения без исполнения документов на выплату субсидий департаментом бюджетного учета Администрации Приморского края письмами от 22.12.2015 № 34/1332 и от 31.12.2015 № 34/1390. Документы возвращены на основании Справки об изменении сводной бюджетной росписи краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов от 15.12.2015 № 650 и находятся в Департаменте.
Департамент считает ошибочным и противоречащим действующему законодательству довод Контрольно-счетной палаты Приморского края о том, что «субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту на 2016 год, могли быть предоставлены организациям на возмещение части затрат, произведенных указанными организациями только за отчетный период 2016 года». Данный довод, по мнению заявителя, напрямую противоречит положениям бюджетного законодательства, в силу того, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, устанавливая единственное ограничение - непревышение кассовых расходов, осуществляемых получателями средств соответствующего бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств.
Более того, исполнение принятых денежных обязательств не ограничивается временными рамками их принятия, получатели средств соответствующего бюджета вправе использовать в добровольном порядке или по решениям судебных органов лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования в пределах остатка на лицевом счете получателя средств (включая код 462 «Расходы на погашение кредиторской задолженности прошлых лет» классификации видов расходов бюджетов) в соответствии с целевым назначением как для оплаты принятых денежных обязательств текущего финансового года, так и по долгам прошлых лет.
Существенное сокращение бюджетных ассигнований (финансирования), предусмотренных Департаменту в 2015 году на выплату субсидий организациям, произошло после принятия Департаментом (на основании заключенных в 2015 году с организациями соглашений о предоставлении субсидий), обязательств по предоставлению субсидий организациям. Как следует из сложившейся судебной практики, отсутствие бюджетных средств не является основанием для непредставления мер государственной поддержки, установленных в соответствии с действующим законодательством, и освобождения от исполнения взятых на себя расходных обязательств.
Учитывая, что сокращение финансирования произошло после принятия Департаментом соответствующих обязательств по предоставлению субсидии, в целях принятия мер к досудебному урегулированию возникшей ситуации, с учетом положений Порядков и норм бюджетного законодательства указанные затраты возмещены организациям с соблюдением целевого назначения в 2016 году.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что субсидии предоставлялись организациям исключительно в целях, определенных подпрограммой № 1, Порядками №№ 235, 236 и соглашениями 1, 2, 5, нарушения, установленные КСП ПК и указанные в Акте КСП ПК и пунктах 1, 3, 2, 4 представления, не свидетельствуют о правомерности выводов КСП ПК о нецелевом использовании бюджетных средств согласно статье 306.4 БК РФ и, соответственно, выводы, сделанные в пунктах 2, 4 представления КСП ПК, не соответствуют положениям Порядков №№ 235, 236, статье 306.4 БК РФ.
Кроме того, представление КСП ПК нарушает права и законные интересы департамента в сфере экономической деятельности ввиду того, что на основании представления 12.04.2018 аудитором КСП ПК в отношении департамента составлен протокол № 05-15/2 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, санкцией по которой предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
По вышеназванным доводам заявитель также считает акт проверки нарушающим права и законные интересы департамента в сфере экономической деятельности.
Департамент настаивает на том, что акт проверки является ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде в порядке Главы 24 АПК РФ.
Кроме того, заявитель отметил, что исходя из положений статьи 9 Закона № 6-ФЗ от 07.02.2011, проверка целевого использования средств не является полномочием Контрольно-счетной палаты Приморского края.
Учитывая изложенные обстоятельства, заявитель просит суд удовлетворить уточненные требования в полном объеме.
Ответчик с требованиями не согласился, указал, что лимиты бюджетных обязательств, в том числе на выплату субсидий, утверждаются Департаменту и исполняются с 1 января по 31 декабря. В этой связи Порядками № 235-па, № 236-па и предусмотрен заявительный характер предоставления субсидий с ежегодным представлением документов получателями субсидий и включением их в Перечень для получения субсидий в пределах лимитов соответствующего финансового года.
Поскольку согласно Порядкам № 235-па, № 236-па в Департамент не подавались документы для включения в Перечень получателями субсидий ООО «БИОБАНК» и ООО НПКА «НЕРЕИДА» в 2017 финансовом году, АО «Преображенский рыбокомбинат», ЗАО «Южморрыбфлот» и ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» в 2016 и в 2017 финансовых годах, то и в нарушение п. 6.2 Порядка № 235-па, п. 6.2 Порядка № 236-па Департамент не принимал соответствующих решений о включении ООО «БИОБАНК» и ООО НПКА «НЕРЕИДА» в 2017 году, АО «Преображенский рыбокомбинат», ЗАО «Южморрыбфлот» и ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» в 2016 и в 2017 году в Перечень получателей субсидий, оформленных приказом (приказами).
Таким образом, в нарушение п. 25 Порядка № 235-па, п. 25 Порядка, № 236-па Департамент не осуществил надлежащий контроль за соблюдением организациями, претендующими на получение субсидий из краевого бюджета, порядков, установленных при предоставлении субсидий.
Как указано в заявлении, Департаментом подготовлены изменения в Порядки № 235-па, № 236-па и в настоящее время изданы постановления Администрации Приморского края от 28.05.2018 № 244-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 13.06.2013 № 235-па «О Порядке предоставления в 2013 - 2020 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития аквакультуры (рыбоводства) и воспроизводства водных биологических ресурсов в Приморском крае» и от 28.05.2018 № 243-па «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 13.06.2013 № 236-па «О Порядке предоставления в 2013 - 2020 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае».
Новыми редакциями Порядков № 235-па, № 236-па предусматривается, что Перечень получателей субсидий утверждается на период 2013-2020 годов; заявление и документы согласно перечню подают в Департамент в текущем финансовом году лишь организации, ранее не включенные в Перечень получателей субсидий.
Вместе с тем, новые редакции Порядков № 235-па, № 236-па вступили в силу и действуют с 29.05.2018, обратной силы не имеют, поэтому нарушения Порядка № 235-па, Порядка № 236-па, допущенные Департаментом в 2016, 2017 гг. и выявленные в ходе проверки, правомерно включены КСП в представление.
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 199 АПК ПФ заявитель не указал, какому закону или нормативному правовому акту, по его мнению, не соответствуют пункты 1 и 3 представления КСП, а также какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности ими нарушены.
Контрольно-счетная палата пояснила, что субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту на 2016 год, могли быть предоставлены ООО «БИОБАНК», АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» на возмещение части затрат, произведенных указанными обществами только в отчетном периоде 2016 года и при условии достижения ими показателей результативности предоставления субсидий за 2016 год, установленных приложениями № 1 к Соглашениям.
Вместе с тем, проверкой КСП установлено, что субсидии из краевого бюджета предоставлены Департаментом на возмещение части затрат, произведенных указанными юридическими лицами не в отчетном 2016 финансовом году, а в предыдущем 2015 году, и понесенных на достижение показателей результативности предоставления субсидий 2015 года соответственно.
Согласно пояснениям директора Департамента Наставшева С.М. от 07.02.2018 и от 22.02.2018, представленным КСП в период проведения контрольного мероприятия, выплата субсидий за 2015 год произведена в 2016 году в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и неосуществлением выплаты в 2015 году.
Вместе с тем, бюджетным законодательством РФ и Порядками № 235-па, № 236-па не предусмотрена возможность выплаты в очередном (следующем) финансовом году остатков субсидии, невыплаченных в прошедшем финансовом году по причине недостатка лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, согласно годовой бюджетной отчетности Департамента за 2015 год кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2016 у Департамента отсутствует, что означает, что какие-либо невыполненные обязательства по возмещению юридическим лицам затрат 2015 года у Департамента в 2016 году отсутствовали, в связи с чем, оплате в 2016 году не подлежали.
Также ответчик считает, что оспариваемым представлением на Департамент не возложены какие-либо обязанности. В установленный законом месячный срок Департаментом представлена в КСП информация о результатах рассмотрения представления. Никаких властно-административных и юридических мер, связанных с неисполнением представления, КСП в отношении Департамента не осуществляет
Помимо всего, акт контрольного мероприятия составляется КСП при проведении каждой проверки, в нем фиксируются результаты контрольных действий. Акт не носит властно-обязывающего характера в отношении Департамента, то есть является процессуальным (процедурным) документом, следовательно, признаками ненормативного правового акта не обладает.
Поскольку акт контрольного мероприятия КСП от 19.03.2018 не является ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием), перечисленным в ст. 29 АПК РФ, заявленное Департаментом требование о признании акта недействительным неподведомственно арбитражному суду.
При таких обстоятельствах КСП просит суд прекратить производство по делу в части признания недействительным акта контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты от 19.03.2018.
Также ответчик отмечает, что проведение контрольного мероприятия по проверке целевого и эффективного использования средств краевого бюджета является полномочием КСП.
АО «Южморрыбфлот» поддержал требования Департамента в полном объеме, указал, что является участником государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы» с 2013 года. В соответствии с утвержденным Порядком предоставления в 2013-2020 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития рыбоперерабатывающих мощностей в Приморском крае, АО «Южморрыбфлот» в 2013 году подало заявку на включение его в перечень получателей субсидий и было включено в перечень получателей субсидий в 2013 году.
По мнению третьего лица, данный порядок не предусматривает ежегодную подачу заявления на включения в перечень получателей субсидий, что очевидно, как из перечня документов, представляемых одновременно с заявлением, так из необходимости ежегодного заключения соглашения на получение субсидии, в котором устанавливаются условия предоставления субсидии в текущем году. Поэтому довод ответчика о том, что перечень получателей субсидий должен составляться на основе ежегодных заявлений соискателей, не основан на нормах права.
ООО «БИОБАНК» также поддерживает заявленные Департаментом требования, указывая, что субсидии предоставлялись обществу исключительно в целях, определенных подпрограммой № 1, Порядка №№ 235 и соглашением № 5 от 26.04.2016.
Нарушения, установленные Контрольно-счетной палатой Приморского края и указанные в Акте проверки не свидетельствуют о правомерности выводов ответчика о нецелевом использовании бюджетных средств согласно статье 306.4 БК РФ и, соответственно, выводы, сделанные КПС, не соответствуют положениям Порядка № 235, статьи 306.4 БК РФ.
АО «Преображенский рыбокомбинат» не согласен с доводами ответчика, считает действия Департамента по выплате субсидий правомерными и основанными на нормах действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что на основании Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края», в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Приморского края на 2018 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Приморского края от 09.01.2018 № 4 «О проведении контрольного мероприятия в департаменте рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края» в период с 10.01.2018 по 09.03.2018 Контрольно-счетной палатой Приморского края проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, предоставленных на подпрограмму № 1 «Стимулирование обновления и модернизации основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае» государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы» за 2016 и 2017 годы (далее - контрольное мероприятие, проверка).
В ходе контрольного мероприятия КСП установлено нарушение Департаментом п. 25 Порядка № 235-па, п. 25 Порядка, № 236-па, выраженного в не осуществлении надлежащего контроля за соблюдением организациями, претендующими на получение субсидий из краевого бюджета, порядков, установленных при предоставлении субсидий.
Кроме того, КСП было установлено несоблюдение Департаментом в 2016 финансовом году целей, установленных при предоставлении субсидий из краевого бюджета.
Так, субсидии из краевого бюджета предоставлены Департаментом на возмещение части затрат ООО «БИОБАНК» (затраты, произведенные на приобретение и расселение или выращивание и расселение жизнестойкой молоди гидробионтов, полученной в заводских условиях), а также АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» (затраты, на прирост производства продукции из водных биоресурсов) не в отчетном 2016 финансовом году, а в предыдущем 2015 году, и понесенных на достижение показателей результативности предоставления субсидий 2015 года соответственно.
В связи с изложенным, КСП пришла к выводу о нецелевом использовании бюджетных средств Департаментов.
Результаты проверки отражены в акте от 19.03.2018.
По результатам проверки КСП было вынесено представление № 01-28/02-01/287 от 02.04.2018, которым Департаменту предлагалось принять меры, направленные на предупреждение и исключение выявленных нарушений.
Не согласившись с актом проверки, а также с пунктами 2, 4 представления (с учетом уточнений), считая, что данные ненормативные акты нарушают права и законные интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Заявителем в рамках настоящего дела оспорен акт проверки КСП от 19.03.2018, который, по мнению Департамента, является ненормативным правовым актом.
Вместе с тем, суд не может согласится с данным утверждением Департамента в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
В данном случае оспариваемый акт плановой проверки от 19.03.2018, оформленный по результатам контрольных мероприятий, не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В этой связи суд считает возможным прекратить производство по делу в указанной части заявленных требований на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
При этом доводы Департамента относительно правовой природы оспариваемого заявителем акта подлежат отклонению, поскольку указанный документ не отвечает признакам ненормативного правового акта, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, он не является документом властного характера, не адресован конкретному лицу, в нем не содержится указание о возложении на данное лицо исполнения какой-либо обязанности, возникновении, изменении или прекращении его прав.
Что касается пунктов 2, 4 оспариваемого представления, то суд приходит к выводу о том, что данные уточненные требования Департамента удовлетворения не подлежат в силу следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, действия (бездействия) законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
Департамент в своем заявлении указывает на то, что проверка целевого использования средств не является полномочием Контрольно-счетной палаты Приморского края.
Вместе с тем, Контрольно-счетная палата Приморского края является органом внешнего государственного финансового контроля, созданным законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, действующим на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее -Закон №6-ФЗ), Закона Приморского края от 04.08.20111 № 795-КЗ «О Контрольно-счетной палате Приморского края» (далее - Закон № 795-КЗ).
Согласно статьям 9 Закона № 6-ФЗ и Закона № 795-КЗ КСП осуществляет, в том числе, полномочия по организации и осуществлении контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При проверке законности оценивается, в том числе, целевое/нецелевое использование средств бюджета субъекта.
Так, согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с абзацем 2 пунктов 25 Порядка предоставления в 2013-2020 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития аквакультуры (рыбоводства) и воспроизводства водных биологических ресурсов в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13.06.2013 № 235-па (далее - Порядок № 235-па) и Порядка предоставления в 2013-2020 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13.06.2013 № 236-па (далее - Порядок № 236-па) Департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств.
В указанных Департаментом пунктах 2 и 3 статьи 270.2 БК РФ даны определения представления и предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Однако, КСП в силу закона является органом внешнего государственного финансового контроля (ч. 2 ст. 265 БК РФ).
На основании пункта 3.1 статьи 270.2 БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что проведение контрольного мероприятия по проверке целевого и эффективного использования средств краевого бюджета является полномочиями Контрольно-счетной палаты Приморского края. По результатам проведенной проверки КСП правомочно выносить соответствующее представление по устранению выявленных недостатков (нарушений).
Заявитель в обоснование правоты своей позиции указывает на то, что понятие «отчетный период» применяется не для периода осуществления затрат, а для периода, в котором должны быть достигнуты показатели результативности предоставления субсидий.
С учетом изложенного и в связи с тем, что период, в котором должны быть осуществлены принимаемые к субсидированию затраты, Порядком 235-па и Соглашением не установлен, Департамент, рассмотрев поступившие в 2016 году документы для выплаты субсидий на возмещений части затрат, осуществленных в 2015 году, и, не имея оснований для отказа в предоставлении субсидий, определенных пунктом 20 Порядка 235-па, принял решения о предоставлении субсидий.
Вместе с тем, суд считает данные выводы Департамента ошибочными в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 25 Порядка № 235-па, п. 25 Порядка № 236-па Департамент несет ответственность за правильность расчета субсидий и осуществляет контроль за соблюдением организациями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий.
Пунктом 5.2 Порядка № 235-па (в первоначальной редакции) и п. 5.1, 5.2 Порядка № 236-па (в первоначальной редакции) установлено, что для включения в Перечень получателей субсидий в целях получения субсидий на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктами 2.2, 2.3 пункта 2 Порядка № 235-па и подпунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 пункта 2 Порядка № 236-па, организации единовременно в срок до 10 декабря текущего финансового года соответственно представляют в Департамент документы по установленным указанными пунктами перечням.
Понятие «текущего финансового года» приведено в статье 6 БК РФ, в соответствии с которым это: год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В соответствии со статьей 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, из п. 5.2 Порядка № 235-па, п. 5.1, 5.2 Порядка № 236-па и ст. 6 БК РФ следует, что для включения в Перечень получателей субсидий в целях получения субсидий организациям необходимо до 10 декабря каждого текущего финансового года (ежегодно) подать в Департамент документы по установленным перечням.
Довод Департамента о том, что Порядками № 235-па и № 236-па не предусмотрено ежегодное представление организациями документов для включения в Перечень получателей субсидий не соответствует п. 5 обоих Порядков.
Согласно п. 6.1 № 235-па, п. 6.1 Порядка № 236-па Департамент в течение 3-х дней со дня поступления документов регистрирует их в специальном журнале, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью департамента.
В ходе контрольного мероприятия КСП установлено, что в нарушение п. 5.2 Порядка № 235-па получатели субсидий на возмещение части затрат на приобретение и расселение или выращивание и расселение жизнестойкой молоди гидробионтов, полученной в заводских условиях (предусмотренных п. 2.2 Порядка № 235-па) ООО «БИОБАНК» и ООО НПКА «НЕРЕИДА» единовременно до 10 декабря в 2017 финансовом году документы для включения в Перечень получателей субсидий, предусмотренные п. 5.2 Порядка № 235-па, в Департамент не подавали, что подтверждается журналом регистрации заявлений на включение в Перечень получателей субсидий из краевого бюджета (стр. 8-9 акта от 19.03.2018, п. 8.5.1.2).
Также установлено, что в нарушение п. 5.1, 5.2 Порядка от 13.06.2013 № 236-па получатели субсидий АО «Преображенский рыбокомбинат», ЗАО «Южморрыбфлот» и ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» единовременно до 10 декабря в 2016 и 2017 финансовых годах документы для включения в Перечень получателей субсидий не подавали, что подтверждается тем же журналом регистрации заявлений на включение в Перечень получателей субсидий из краевого бюджета (стр. 21-22 акта от 19.03.2018, п. 8.7.1.1).
Далее, согласно п. 6.2 Порядка № 235-па, п. 6.2 Порядка № 236-па Департамент в течение 15-ти дней проверяет полноту и достоверность в представленных документах и принимает решение о включении или об отказе во включении организации в Перечень получателей субсидии, которое оформляется приказом департамента.
Таким образом, согласно п. 5, 6 Порядка № 235-па, п. 5, 6 Порядка № 236-па Департамент ежегодно принимает решения о включении или об отказе во включении в Перечень получателей субсидий организаций, подавших документы.
Довод Департамента о том, что Порядками № 235-па, № 236-па не предусмотрено ежегодное включение Департаментом организаций в Перечень получателей субсидий, является необоснованным.
Как полагает Департамент Порядками № 235-па, № 236-па не установлено, что организации включаются в Перечень получателей субсидий единовременно на весь срок действия порядков с 2013 по 2020 г.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 21 Порядка № 235-па (в редакции, действовавшей до 27.06.2017), абз. 1 п. 20 Порядка № 236-па (в редакции, действовавшей до 27.06.2017), Департамент предоставляет субсидии в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту на указанные цели.
В соответствии со статьей 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств –это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.
Таким образом, лимиты бюджетных обязательств, в том числе на выплату субсидий, утверждаются Департаменту и исполняются с 1 января по 31 декабря текущего года.
В этой связи Порядками № 235-па, № 236-па и предусмотрен заявительный характер предоставления субсидий с ежегодным представлением документов получателями субсидий и включением их в Перечень для получения субсидий в пределах лимитов соответствующего финансового года.
Поскольку в соответствии с Порядками № 235-па, № 236-па в Департамент не подавались документы для включения в Перечень получателями субсидий ООО «БИОБАНК» и ООО НПКА «НЕРЕИДА» в 2017 финансовом году, АО «Преображенский рыбокомбинат», ЗАО «Южморрыбфлот» и ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» в 2016 и в 2017 финансовых годах, то и в нарушение п. 6.2 Порядка № 235-па, п. 6.2 Порядка № 236-па Департамент не принимал соответствующих решений о включении ООО «БИОБАНК» и ООО НПКА «НЕРЕИДА» в 2017 году, АО «Преображенский рыбокомбинат», ЗАО «Южморрыбфлот» и ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» в 2016 и в 2017 году в Перечень получателей субсидий, оформленных приказом (приказами).
Вместе с тем проверкой установлено, что при невключении в 2017 финансовом году ООО «БИОБАНК» и ООО НПКА «НЕРЕИДА» в Перечень получателей субсидий Департамент предоставил (перечислил) им в 2017 году субсидии из краевого бюджета: ООО НПКА «НЕРЕИДА» в размере 4 468,16 тыс. рублей; ООО «БИОБАНК» - 13 845,49 тыс. рублей (стр. 10, 17-18 акта проверки от 19.03.2018).
Также, при невключении в 2016 и 2017 финансовых годах АО «Преображенский рыбокомбинат», ЗАО «Южморрыбфлот» и ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий Океан» в Перечень получателей субсидий Департамент предоставил (перечислил) им субсидии из краевого бюджета: АО «Преображенский рыбокомбинат» в размере 5 586,955 тыс. рублей в 2016 году и в размере 4 504,260 тыс. рублей в 2017 году, АО «Южморрыбфлот» в размере 24 810,629 тыс. рублей в 2016 году и в размере 12 609,694 тыс. рублей в 2017 году (стр. 24, 33 акта от 19.03.2018), ООО «Рыболовецкий колхоз «Тихий океан» на сумму 79,659 тыс. рублей в 2016 году (стр. 23 акта от 19.03.2018).
Таким образом, в нарушение п. 25 Порядка № 235-па, п. 25 Порядка, № 236-па Департамент не осуществил надлежащий контроль за соблюдением организациями, претендующими на получение субсидий из краевого бюджета, порядков, установленных при предоставлении субсидий.
Также, судом установлено, что согласно п. 2, 4 оспариваемого представления КСП выявлено несоблюдение Департаментом в 2016 финансовом году целей, установленных при предоставлении субсидий из краевого бюджета.
Так, ООО «БИОБАНК» - на возмещение части произведенных затрат на приобретение и расселение или выращивание и расселение жизнестойкой молоди гидробионтов, полученной в заводских условиях в общей сумме 5 153,176 тыс. рублей согласно Порядку № 235-па.
АО «Преображенский рыбокомбинат» - на возмещение части произведенных затрат на прирост производства продукции из водных биоресурсов в общей сумме 5 586,955 тыс. рублей согласно Порядку № 236-па.
АО «Южморрыбфлот» - на возмещение части произведенных затрат, понесенных на прирост производства продукции из водных биоресурсов в общей сумме 10 400,205 тыс. рублей согласно Порядку № 236-па.
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Правовыми основаниями предоставления Департаментом указанным юридическим лицам субсидий за счет средств краевого бюджета в 2016 году являлись:
- Соглашение от 05.04.2016 № 5 о комплексном участии в реализации государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па, заключенное между Департаментом и ООО «БИОБАНК» (далее - Соглашение от 05.04.2016 № 5);
- Соглашение от 25.03.2016 № 1 о комплексном участии в реализации государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па, заключенное между Департаментом и АО «Преображенский рыбокомбинат» (далее - Соглашение от 25.03.2016 № 1);
- Соглашение от 25.03.2016 № 2 о комплексном участии в реализации государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па, заключенное между Департаментом и АО «Южморрыбфлот» (далее - Соглашение от 25.03.2016 № 2).
Из пунктов 1.1, 2.2.2 Соглашений от 05.04.2016 № 5, от 25.03.2016 № 1, от 25.03.2016 № 2 следует, что целью предоставления субсидий является возмещение части затрат, предусмотренных пунктом 2.2 пункта 2 Порядка № 235-па, подпунктами 2.3, 2.4 пункта 2 Порядка № 236-па соответственно, за соответствующий отчетный период.
Согласно приложениям № 1 «Показатели результативности предоставления субсидии из краевого бюджета на государственную поддержку развития аквакультуры (рыбоводства) и воспроизводства водных биологических ресурсов в Приморском крае» к Соглашениям от 05.04.2016 № 5, от 25.03.2016 № 1, от 25.03.2016 № 2 (далее - Соглашения) отчетным периодом является 2016 год.
При таких обстоятельствах цель предоставления юридическим лицам субсидий - возмещение части произведенных затрат за 2016 год.
Соглашениями также установлены показатели результативности предоставления субсидий, которые должны быть достигнуты получателями субсидий в отчетном 2016 году: это объемы производства продукции, объемы налоговых поступлений, объемы инвестиций в основной капитал, показатели среднемесячной заработной платы работников.
В связи с этим, не соответствует условиям соглашений довод Департамента о том, что в соглашениях не указываются сведения о периоде, в котором должны быть осуществлены затраты юридических лиц, принимаемых к субсидированию, так как затраты, понесенные юридическими лицами для достижения показателей результативности в отчетном 2016 году, могли быть осуществлены только в том же отчетном 2016 году, но не ранее.
Таким образом, субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту на 2016 год, могли быть предоставлены ООО «БИОБАНК», АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» на возмещение части затрат, произведенных указанными обществами только в отчетном периоде 2016 года и при условии достижения ими показателей результативности предоставления субсидий за 2016 год, установленных приложениями № 1 к Соглашениям.
Вместе с тем, материалами проверки КСП подтверждается, что субсидии из краевого бюджета предоставлены Департаментом на возмещение части затрат, произведенных указанными юридическими лицами не в отчетном 2016 финансовом году, а в предыдущем 2015 году, и понесенных на достижение показателей результативности предоставления субсидий 2015 года соответственно.
1. Предоставление субсидий ООО «БИОБАНК».
Как следует из материалов проверки, представленной суду КСП, в 2015 году в целях получения субсидий ООО «БИОБАНК» предоставило в Департамент справку-расчет размера субсидии на возмещение затрат за период с 15 по 29 мая 2015 года от 03.06.2015 № 1-ВРМ-БИОБАНК на сумму 10 714,677 тыс. рублей и за июнь 2015 года от 31.07.2015 № 2-ВРМ-БИОБАНК на сумму 1 016,358 тыс. рублей, всего -11 731,035 тыс. рублей, отчет о выполнении целевых показателей результативности предоставления субсидий в рамках реализации мероприятий государственной программы за II квартал 2015 года.
Решения о предоставлении ООО «БИОБАНК» субсидии за период с 15 по 29 мая 2015 года (на сумму 10 714,677 тыс. рублей) принято приказом департамента от 03.06.2015 № 47, а за июнь 2015 года (на сумму 1 016,358 тыс. рублей) - приказом от 31.07.2015 № 63.
Согласно подготовленным департаментом реестрам выплаты субсидий из краевого бюджета сумма субсидий ООО «БИОБАНК» составила:
- по реестру от 03.06.2015 № 1-ВРМ-БИОБАНК - 10 714,677 тыс. руб.,
- по реестру от 31.07.2015 № 2-ВРМ-БИОБАНК - 1 016,358 тыс. руб.
Согласно письму департамента бюджетного учета Администрации Приморского края от 31.12.2015 № 34/1390 на основании справки об изменении сводной бюджетной росписи краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов от 15.12.2015 № 650 и отсутствием финансирования реестр выплаты субсидий от 31.07.2015 № 2-ВРМ-БИОБАНК на сумму 1 016,358 тыс. руб. возвращен Департаменту без исполнения. Реестр выплаты субсидий от 03.06.2015 № 1-ВРМ-БИОБАНК на сумму 10 714,677 тыс. руб. принят к бюджетному учету (оплачен) в сумме 4 001,272 тыс. руб. в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования (неоплаченный остаток - 6 713,405 тыс. руб.).
Таким образом, ООО «БИОБАНК» не были выплачены субсидии за май 2015 года в сумме 6 713,405 тыс. руб. и за июнь 2015 года в сумме 1 016,358 тыс. руб., всего - 7 729,763 тыс. руб. в связи с изменением (сокращением) лимитов бюджетных обязательств Департамента 2015 года.
Согласно чч. 1, 3 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
На основании изложенного, обязательства Департамента по предоставлению субсидий на возмещение затрат 2015 года могли быть исполнены в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета 2015 года и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных департаменту на указанные цели в 2015 году, прекративших свое действие 31.12.2015.
Вместе с тем, в 2016 году ООО «БИОБАНК» повторно предоставило документы в Департамент для получения субсидий за тот же период: за период с 22.05.2015 по 29.05.2015 справку-расчет от 08.07.2016 № 1-ВРМ-БИОБАНК на сумму 4 475,604 тыс. руб. и № 2-ВРМ-БИОБАНК на предоставление субсидии за июнь 2015 года на сумму 677,572 тыс. руб., всего - 5 153,176 тыс. руб.
Сумма субсидий (5 153,176 тыс. руб.) уменьшена в сравнении размером невыплаченной субсидии в 2015 году (7 729,763 тыс. руб.) в связи с уменьшением размера ставки на выращивание и расселение трепанга с 3,0 руб. за 1 экземпляр до 2,0 руб. за 1 экземпляр на основании постановления Администрации Приморского края от 18.11.2015 № 444-па (пояснение ООО «БИОБАНК» о перерасчете субсидии прилагается).
Несмотря на то, что в 2015 году Департамент уже принимал решения о предоставлении ООО «БИОБАНК» субсидии за период с 15 по 29 мая 2015 года (на сумму 10 714,677 тыс. руб.) приказом от 03.06.2015 № 47, а за июнь 2015 года (на сумму 1 016,358 тыс. руб.) - приказом от 31.07.2015 № 63, в 2016 году Департамент, в отсутствие правовых оснований, вновь издает приказы о предоставлении ООО «БИОБАНК» субсидий за май-июнь 2015 года: от 08.07.2016 № 76 и от 29.11.2016 № 124 о внесении изменений в приказ от 08.07.2016 № 76.
Выплата Департаментом субсидий ООО «БИОБАНК» на общую сумму 5 153,176 тыс. руб. произведена на основании реестра выплаты субсидий от 08.07.2016 № 1-ВРМ-БИОБАНК платежными поручениями от 31.10.2016 № 75996 на сумму 4 400 000 руб. и от 01.12.2016 № 434054 на сумму 753 176 руб., а всего на сумму 5 153,176 тыс.руб.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департамент выплатил субсидии ООО «БИОБАНК» в 2016 году за счет лимитов бюджетных обязательств 2016 года на возмещение части затрат, произведенных указанным обществом в мае-июне 2015 года, то есть направил бюджетные средства на цели, не соответствующие цели, определенной Соглашением от 05.04.2016 № 5, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
2. Предоставление субсидий АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот».
В 2015 году в целях получения субсидий АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» предоставили в Департамент справки-расчеты размера субсидии на возмещение затрат, в том числе:
- АО «Преображенский рыбокомбинат» от 31.07.2015 № ЗП-ПР за период с 1 апреля по 30 июня 2015 года на сумму 6 466,537 тыс. руб. и от 21.10.2015 № 4П-ПР за период с 1 июля по 30 сентября 2015 года на сумму 1 301,355 тыс. руб. (всего - 7 767,892 тыс. руб.), и отчеты о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий из краевого бюджета за II и III кварталы 2015 года;
- АО «Южморрыбфлот» от 05.08.2015 № 1П-ЮМРФ за период с 1 апреля по 30 июня 2015 года на сумму 10 400,205 тыс. руб. и отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий из краевого бюджета за II квартал 2015 года.
Решения о предоставлении субсидий приняты Департаментом: АО «Преображенский рыбокомбинат» за апрель-июнь 2015 года (на сумму 6 466,537 тыс. руб.) - приказом от 31.07.2015 № 64, за июль-сентябрь 2015 года (на сумму 1 301,355 тыс. руб.) - приказом от 21.10.2015 № 90, АО «Южморрыбфлот» за второй квартал 2015 года (на сумму 10 400,205 тыс. руб.) - приказом от 05.08.2015 № 70.
Согласно подготовленным Департаментом реестрам выплаты субсидий из краевого бюджета сумма субсидий составила: АО «Преображенский рыбокомбинат»: по реестру от 31.07.2015 № ЗП-ПР - 6 466,537 тыс. руб., по реестру от 21.10.2015 № 4П-ПР- 1 301,355 тыс. руб.; АО «Южморрыбфлот» по реестру от 05.08.2015 № 1П-ЮМРФ -10 400,205 тыс. руб.
Согласно письму департамента бюджетного учета Администрации Приморского края от 22.12.2015 № 34/1332 на основании справки об изменении сводной бюджетной росписи краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов от 15.12.2015 № 650 и отсутствием финансирования в департамент возвращены:
- по АО «Преображенский рыбокомбинат» - реестр от 21.10.2015 № 4П-ПР на сумму 1 301,355 тыс. руб. - без исполнения, реестр от 31.07.2015 № ЗП-ПР на сумму 6 466,537 тыс. руб., принятый к бюджетному учету (оплаченный) в сумме 2 180,937 тыс. руб. в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (неоплаченный остаток - 4 285,6 тыс. руб.),
- АО «Южморрыбфлот» - реестр от 05.08.2015 № Ш-ЮМРФ на сумму 10 400,205 тыс. руб. полностью без исполнения.
Таким образом, АО «Преображенский рыбокомбинат» не выплачены субсидии за второй и третий кварталы 2015 года на сумму 5 586,955 тыс. руб. и АО «Южморрыбфлот» за второй квартал 2015 года на сумму 10 400,205 тыс. руб.
Согласно чч. 1, 3 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
На основании изложенного обязательства Департамента по предоставлению субсидий на возмещение затрат 2015 года могли быть исполнены в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета 2015 года, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту на указанные цели в 2015 году, прекративших свое действие 31.12.2015.
Вместе с тем, в 2016 году АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» повторно представили в департамент документы на получение субсидии за те же периоды, в том числе справки-расчеты:
- АО «Преображенский рыбокомбинат» от 26.05.2016 № 1-П-ПР за период с 1 апреля по 30 июня 2015 г. на сумму 6 466,537 тыс. руб. (без учета частичной оплаты в 2015 году в размере 2 180,937 тыс. руб.);
- АО «Преображенский рыбокомбинат» от 26.05.2016 № 2-П-ПР за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г. на сумму 1 301,355 тыс. руб.;
- АО «Южморрыбфлот» за период с 1 апреля по 30 июня 2015 г. от 26.05.2016 № 1-П-ЮМРФ на сумму 10 400,205 тыс. руб. и справку об объемах произведенной продукции за 2 квартал 2015 г. в сравнении с 2014 г.
Несмотря на то, что в 2015 году Департамент уже принимал решения о предоставлении АО «Преображенский рыбокомбинат» субсидии за период апрель-июнь 2015 года (на сумму 6 466,537 тыс. руб.) приказом от 31.07.2015 № 64, за июль-сентябрь 2015 года (на сумму 1 301 ,355 тыс. руб.) - приказом от 21.10.2015 № 90, АО «Южморрыбфлот» за период второй квартал 2015 года (на сумму 10 400,205 тыс. руб.) - приказом от 05.08.2015 № 70, в 2016 году Департамент, в отсутствие правовых оснований, подготовил и Администрацией Приморского края изданы распоряжения от 26.05.2016 № 203-ра о распределении субсидий АО «Преображенский рыбокомбинат» в размере 4 285,6 тыс. руб. (за апрель-июнь 2015 года) и АО «Южморрыбфлот» в размере 10 400,205 тыс. руб. (второй квартал 2015 г.) и от 26.05.2016 № 202-ра о распределении субсидий АО «Преображенский рыбокомбинат» в размере 1 301,355 тыс. руб. (за июль-сентябрь 2015 года).
Платежными поручениями от 17.06.2016 № 351495 на сумму 2 857 376 руб. 84 коп., от 22.09.2016 № 535464 на сумму 1 428 223 руб. 50 коп., от 22.09.2016 № 535467 на сумму 1 301 355 руб., а всего на сумму 5 586 955 руб. 34 коп., Департамент выплатил субсидии АО «Преображенский рыбокомбинат» на возмещение части затрат, произведенных указанным обществом за период с 1 апреля по 30 июня 2015 года и с 1 июля по 30 сентября 2015 года, то есть за период, предшествующий отчетному периоду 2016 года.
Выплата Департаментом субсидий АО «Преображенский рыбокомбинат» произведена на основании реестров выплаты субсидий от 26.05.2016 № 1-П-ПР на сумму 4 285,6 тыс. руб. и № 2-П-ПР на сумму 1 301,355 тыс. руб.
Выплата Департаментом субсидий АО «Южморрыбфлот» произведена на основании реестра выплаты субсидий от 26.05.2016 № 1-П-ЮМРФ на сумму 10 400,205 тыс. руб. платежными поручениями от 17.06.2016 № 351494 на сумму 6 934 222 руб. 16 коп. и от 26.09.2016 № 577539 на сумму 3 465 982 руб. 84 коп., а всего на сумму 10 400 205 руб.
Таким образом, Департамент в 2016 году за счет лимитов бюджетных обязательств 2016 года выплатил субсидии АО «Преображенский рыбокомбинат» и АО «Южморрыбфлот» на возмещение части затрат, произведенных указанными обществами во втором и третьем кварталах 2015 года, то есть направил бюджетные средства на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашениями от 25.03.2016 № 1, № 2, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Согласно пояснениям директора Департамента Наставшева С.М. от 07.02.2018 и от 22.02.2018, представленным КСП в период проведения контрольного мероприятия, выплата субсидий за 2015 год произведена в 2016 год в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств на 2015 год и неосуществлением выплаты в 2015 году.
Вместе с тем, бюджетным законодательством РФ и Порядками № 235-па, № 236-па не предусмотрена возможность выплаты в очередном (следующем) финансовом году остатков субсидии, невыплаченных в прошедшем финансовом году по причине недостатка лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, согласно годовой бюджетной отчетности Департамента за 2015 год кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2016 у Департамента отсутствует, что означает, что какие-либо невыполненные обязательства по возмещению юридическим лицам затрат 2015 года у Департамента в 2016 году отсутствовали, в связи с чем, оплате в 2016 году не подлежали.
Учитывая вышеназванное, суд считает, что оснований для не выполнения требований, изложенных в оспариваемом представлении, Департаментом не имеется.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку участники судопроизводства в рамках рассматриваемого дела в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не относит на стороны расходы по ее уплате.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Приморского края от 02.04.2018 № 01-27/02-01/287 отказать.
Прекратить производство по делу в части требований Департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края о признании недействительными акта Контрольно-счетной палаты Приморского края от 19.03.2018.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Черняк Л.М.