НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 27.10.2023 № А51-1876/2023

2130/2023-269028(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1876/2023  03 ноября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2023 года. 

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шпаковой Е.К.,  рассмотрев в судебном заседании дело по иску Отделения Фонда пенсионного и  социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН  <***>) к Акционерному обществу «Научно-технический центр  Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» (ИНН  <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне  ответчика ФИО1, о взыскании 357 106 рублей 16 копеек, 

при участии в судебном заседании:
от истца: - ;
от ответчика: - ;
от третьего лица: - ;

установил: истец – Отделение Фонда пенсионного и социального  страхования Российской Федерации по Приморскому краю обратился с  исковыми требованиями к ответчику – Акционерному обществу «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единой энергетической  системы» о взыскании 357 106 рублей 16 копеек убытков, составляющих  излишне выплаченные застрахованному лицу – ФИО1  денежные средства из Пенсионного фонда Российской Федерации в результате  представления ответчиком недостоверных сведений о льготном характере  работы в целях назначения страховой пенсии по старости за период с 25.11.2021  по 31.12.2022. 

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и  месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст.  123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК  РФ), в связи с чем судебное заседание проводится согласно ст. 156 АПК РФ в их  отсутствие. 

Для ограниченного доступа к оригиналам судебных актов с электронными подписями  судей по делу № А51-1876/2023 на информационном ресурсе «Картотека арбитражных  дел» (http://kad.arbitr.ru) используйте секретный код: 

 Возможность доступна для пользователей, авторизованных через портал  государственных услуг (ЕСИА). 


Ответчик иск оспорил, заявил ходатайство об объявлении перерыва в  судебном заседании в связи с невозможностью явки представителя. 

Учитывая, что представленные по делу доказательства достаточны для их  оценки судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд не усматривает  оснований для объявлении перерыва в судебном заседании, неявка  представителя ответчика не является препятствием для рассмотрения исковых  требований по существу, в связи с чем, ходатайство ответчика об объявлении  перерыва в судебном заседании судом рассмотрено и отклонено. 

По заявлению ФИО1, в результате суммирования периодов  работы, указанных в п. 6 ч. 1 ст.30 Закона 400-ФЗ к периодам работы, указанной  в п.6 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости в соответствии с  в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, была назначена. 

При назначении пенсии были учтены сведения индивидуального  (персонифицированного) учета (в том числе по форме СЗВ-К), представленные  страхователем (ответчик). 

Кроме этого, в работу была принята справка № 1-1-32 от 01.07.2021,  выданная ответчиком, подтверждающая периоды льготной работы ФИО1, в соответствии с п.6 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, в которой период льготной  работы ФИО1 с 10.10.1988 по 07.10.2009 указан одним периодом без  отвлечений. 

В ходе рассмотрения письменного обращения ФИО1, истцом  была запрошена уточняющая справка у ответчика. 

Так, в поступившей справке № 1-1-32 от 14.12.2022 конкретно указаны  периоды льготной работы; также указано, что справкой от 01.07.2021 не  руководствоваться. Доказательств обратного ответчиком не приведено. 

Вместе с тем, периоды льготной работы ФИО1 по  представленной 14.12.2022 справке расходятся со сведениями индивидуального  (персонифицированного) учета, представленного ранее работодателем в ПФР. 

В связи с тем, что с учетом вновь поступивших сведений право на  страховую пенсию, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, у  ФИО1 отсутствовали, выплата страховой пенсии по старости ФИО1 ответчиком была прекращена. 

Истца произведено уточнение информации у работника кадровой службы  ответчика о причинах выдачи справки от 01.07.2021 № 1-1-32, которая  содержала недостоверную информацию, на что работником кадровой службы  было отмечено, что такие справки выдавались ранее. 

Истец указал, что в связи с предоставлением ответчиком недостоверных  сведений, в том числе и сведений индивидуального (персонифицированного)  учета о периодах льготной работы ФИО1, истцу причинен ущерб за  период незаконной выплаты страховой пенсии ФИО1 в период с  25.11.2021 по 31.12.2022 в общем размере 357 106 рублей 16 копеек (в ноябре  2021 года - 5 401 рубль 19 копеек, в декабре 2021 года - 27 005 рублей 94 


копейки, в период с января 2022 года по июль 2022 года - по 27 005 рублей 94  копейки ежемесячно, в период с августа по декабрь 2022 года - по 27 131 рублей  49 копеек ежемесячно). 

Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием добровольно  возместить спорные убытки, которую ответчик оставил без удовлетворения. 

Доказательства возмещения ответчиком истцу спорных убытков в  материалы дела не представлены. 

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ Право на страховую пенсию  имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими  условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 

В ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж  включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись  на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4  настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись  или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального  страхования Российской Федерации. 

При исчислении страхового стажа в целях определения права на  страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели  место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и  засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с  законодательством, действовавшим в период выполнения работы  (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил  подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным  законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа),  по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ). 

В соответствии с п. 4 ст. 2 в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет  порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии  и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В  целях единообразного применения настоящего Федерального закона при  необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке,  определяемом Правительством Российской Федерации. 

Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены  Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления  страховых пенсий (далее - Правила № 1015). 

В соответствии с Правилами № 1015, основным документом,  подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая  книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, в  подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договора,  оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на  день возникновения соответствующих правоотношений, в том числе справки,  выдаваемые работодателями или соответствующими государственными  (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на  выдачу заработной платы. 


В соответствии с пунктом 6 Правил № 1015, к уплате страховых взносов,  при применении настоящих Правил, приравнивается уплата взносов на  государственное социальное страхование до 01.01.1991 года единого  социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности. Уплата обязательных платежей  подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период  до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками  архивных учреждений; страховые взносы на обязательное пенсионное  страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г.- документами  территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единый  социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г.- документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный  доход для определенных видов деятельности- свидетельством и иными  документами, выданными территориальными налоговыми органами. 

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа для  назначения страховой пенсии по старости определяется в порядке,  определенном ст. 14 Закона № 400-ФЗ. 

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового  стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего  Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного  лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного  пенсионного страхования и обязательного социального страхования»  подтверждаются на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов,  выдаваемых работодателями или соответствующими государственными  (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. 

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового  стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего  Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного  лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного  пенсионного страхования и обязательного социального страхования»  подтверждаются на основании сведений индивидуального  (персонифицированного) учета. 

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, право на досрочное назначение  страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и  женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно  не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках  и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых,  топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических,  лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж  соответственно не менее 25 лет и 20 лет. 

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, право на досрочное назначение  страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 60 лет и  женщины по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, 


предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону),  если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера  либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют  страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим  как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях,  страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем  Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных  к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах  Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не  менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста,  установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за  каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в  местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих  местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в  местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять  месяцев работы в районах Крайнего Севера. 

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от  29.01.2004г. № 2-П при исчислении продолжительности страхового и (или)  стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. могут  применяться правила и нормы законодательства, действовавшего до введения  нового правового регулирования. 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №  516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на  досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями  27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  (далее - Правила № 516), а также с учетом Приказа от 31.03.2011г. № 25 8н «Об  утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на  досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в стаж работы, дающей  право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются  периоды работы, предусмотренные Списком, выполняемые в течение полного  рабочего дня. При этом в специальный стаж включаются периоды получения  пособия по государственному социальному страхованию в период временной  нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных  оплачиваемых отпусков. 

В соответствии с п. 5 Правил от № 516, периоды работы, дающей право на  досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась  постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном  порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными  нормативными правовыми актами. 

Согласно п. 2 Правил от 11.07.2002г. № 516, при досрочном назначении  гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном  настоящими Правилами, периоды работы могут суммироваться в соответствии с  п. 3 настоящих Правил. 

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации в  соответствии с п. 12 ст. 21 Закона № 400-ФЗ производится пенсионеру органом,  осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-


либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 Закона №  400-ФЗ. 

Как следует из п.п. 1, 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, страхователи  представляют предусмотренные п.п. 2 – 2.2 и 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения  для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного  фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения,  предусмотренные п. 2.3 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, – в налоговые органы по месту  их учета. 

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за  отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него  застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры  гражданскоправового характера, предметом которых являются выполнение  работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении  исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,  издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о  предоставлении права использования произведения науки, литературы,  искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению  правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной  основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого  счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер  налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном  номере налогоплательщика застрахованного лица). 

Согласно п.п. 1, 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица  несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах,  представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за  достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного  страхования. 

В случае, если представление недостоверных сведений или  несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 5 ст. 26 № 400- ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают  Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке,  установленном законодательством Российской Федерации. 

Таким образом, названные законоположения устанавливают  ответственность страхователя по возмещению Пенсионному фонду Российской  Федерации причиненного ущерба, если к возникновению такого ущерба привели  его виновные действия. 

В ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного  возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не  предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,  произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, 


утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные  доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского  оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). 

В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу  гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица,  подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом  обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся  причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена  обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх  возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не  являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх  возмещения вреда. 

На основании п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается  от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом  может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины  причинителя вреда. 

В результате анализа приведенных норм права, обстоятельств дела,  арбитражный суд, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в  материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что ответчик,  действительно, в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ,  представил истцу недостоверные сведения о работнике, в связи с чем истец  осуществлял излишние выплаты страховой пенсии работнику ответчика в  период всего с 25.11.2021 по 31.12.2022 в размере всего 357 106 рублей 16  копеек; такие осуществленные истцом выплаты являются убытками истца в  смысле ст. 15 ГК РФ, подлежат возмещению ответчиком, как лицом,  неправомерное поведение которого повлекло осуществление данных выплат.  Расчет спорной суммы проверен арбитражным судом и признан верным. 

Суд критически относится к доводу ответчика о том, что у ответчика  имелись все данные по застрахованному лицу и выплаты начислены правомерно,  с учетом того, что ответчик письмом от 14.12.2022 № 1-1-1-35, сообщил, что  справка за № 1-1-32 от 01.07.2021 недействительна; довод ответчика о том, что  справка от 2021 г. была аннулирована по просьбе истца, суд отклоняет как  документально неподтвержденный. 

Соответственно, предъявленные исковые требования о взыскании убытков  в сумме 357 106 рублей 16 копеек являются обоснованными, поскольку в  спорный период материалами дела подтверждаются противоправность  поведения ответчика в возникновении у истца названных убытков и причинно-следственная связь между действиями страхователя и наступившими  негативными последствиями у Пенсионного фонда Российской Федерации. 

При данных обстоятельствах предъявленные по настоящему делу исковые  требования о взыскании спорных убытков расцениваются арбитражным судом в  качестве законных, обоснованных и подлежат удовлетворению в заявленном  размере. 

Иные доводы ответчика арбитражный суд также учел и оценил, но  отклонил, как не имеющие правового значения для настоящего дела. 

По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной  пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика и подлежат 


взысканию в доход федерального бюджета, так как истец согласно ст. 105 АПК  РФ, ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты  государственной пошлины по настоящему делу. 

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171 АПК РФ,  арбитражный суд 

решил:

Взыскать с Акционерного общества «Научно-технический центр Федеральной  сетевой компании Единой энергетической системы» (ИНН <***>) в пользу  Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Приморскому краю (ИНН <***>) 357 106 (триста пятьдесят  семь тысяч сто шесть) рублей 16 копеек убытков. 

Взыскать с Акционерного общества «Научно-технический центр Федеральной  сетевой компании Единой энергетической системы» (ИНН <***>) в доход  федерального бюджета 10 142 (десять тысяч сто сорок два) рубля госпошлины. 

Исполнительный лист на взыскание убытков выдать после вступления решения  в законную силу по ходатайству взыскателя. 

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать после вступления  решения в законную силу. 

Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в  срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый  арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со  дня вступления решения в законную силу, в Арбитражный суд Дальневосточного  округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного  суда апелляционной инстанции.  

Судья Калягин А.К.