НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 26.12.2023 № А51-20457/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                                                 Дело № А51-20457/2023

26 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена  декабря 2023 года .

Полный текст решения изготовлен  декабря 2023 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Плехановой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Шпак Д.Ю.,   

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Главного Управления  Федеральной службы судебных приставов России по Приморскому краю (ИНН 2540108500 , ОГРН 1042504382942) 

к  индивидуальному предпринимателю Шубиной Екатерине Германовне  (ИНН 251010332124, ОГРН 319253600094597)

третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю, Дальневосточное таможенное управление

об обращении взыскания на имущество должника

при участии в судебном заседании:

стороны не явились, извещены,

установил: Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю обратилось в Арбитражный суд Приморского края (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Шубиной Екатерине Германовне (далее – ответчик, ИП Шубина Екатерина Германовна) об обращении взыскания на денежные средства находящиеся на лицевом счете индивидуального предпринимателя Шубиной Екатерины Германовны, открытом в Дальневосточном таможенном управлении в размере 250 рублей.

Стороны, третьи лица о месте и времени предварительного судебного заседания извещены надлежащим образом, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 136 АПК РФ предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.

Ответчик требования по существу не оспорил, отзыв на иск не представил.

Представитель Дальневосточного таможенного управления в отзыве на иск пояснил, что согласно сведениям, содержащимся в ресурсе ЕЛС, на лицевом счете индивидуального предпринимателя Шубиной Екатерины Германовны по состоянию на 08.12.2023 остаток денежных средств составляет 4 913 рублей 56 копеек.

Принимая во внимание, что стороны не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу, суд на основании статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству и в порядке статьи 156 АПК РФ  рассмотрел  дело  в отсутствие сторон.

Оценив представленные доказательства, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

            Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Кодылева Олеся Александровна, рассмотрев материалы исполнительного производства № 71506/23/25037-ИП возбужденного 03.10.2023 на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции № 254200824 от 29.09.2023, выданного Межрайонной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о взыскании налогов и сборов, имеется задолженность, включая пени (кроме таможенных) в размере 33 246 рублей 24 копеек с индивидуального предпринимателя Шубиной Екатерины Германовны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлено, что предприниматель имеет доступный остаток денежных средств в едином ресурсе лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов (далее - ЕЛС), открытых на уровне Федеральной таможенной службы России в размере 4 913 рублей 56 копеек.

Указанные денежные средства имеют статус авансовых платежей.

В связи с тем, что согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) обращение взыскания на имущество должника, находящегося у третьих лиц, производится на основании судебного акта, судебный пристав-исполнитель обратился с настоящим иском в суд.

Исследовав и оценив в соответствии со статьями 71 АПК РФ представленные доказательства, заслушав пояснения третьего лица, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме в силу следующего.

 В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ) обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта или исполнительной надписи нотариуса в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Часть 4 статьи 69 Закона № 229-ФЗ предусматривает, что при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

Согласно пункту 2 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, т.е. в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Одним из принципов исполнительного производства, установленных статьей 4 Закона об исполнительном производстве, является соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения заключается в том, что все применяемые в процессе исполнения меры принуждения должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе.

Объем неоплаченной задолженности устанавливается исходя из материалов исполнительного производства и данных взыскателя об оплате долга, произведенных должником напрямую, минуя депозитный счет службы судебных приставов, и состоит: из остатка суммы задолженности по исполнительному документу, суммы исполнительского сбора, суммы произведенных расходов по совершению исполнительных действий (ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве).

Пунктом 1 статьи 48 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определено, что авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении конкретных товаров (в части признания авансовыми платежами денег, внесенных в уплату предстоящих ввозных таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (данный пункт применяется с даты вступления в силу изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 о возможности соответствующего зачета).

Согласно пункту 4 статьи 48 ТК ЕАЭС денежные средства (деньги), внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей, либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 48 ТК ЕАЭС порядок и формы внесения авансовых платежей устанавливаются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

Порядок   уплаты   авансовых   платежей   регулируется   статьей 121 Федерального закона от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ).

На основании части 2 статьи 121 Федерального закона № 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счёт Федерального казначейства. Для учета и распределения платежей, администрируемых таможенными органами, используется отдельный счет органа Федерального казначейства, открытый в соответствии с законодательством Российской Федерации Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства на балансовом счете №40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее - счет № 40101).

Предпринимателем открыт лицевой счет на уровне ФТС России в ресурсе ЕЛС.

Приказом ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета - ЕЛС»», с 01.07.2019 утвержден новый временный порядок работы заинтересованных структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления и таможенных органов с единым ресурсом лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, администрирование    которого    осуществляется    с применением    комплексапрограммных средств «Лицевые счета - ЕЛС» (далее - Временный порядок работы с ресурсом ЕЛС).

В соответствии с Временным порядком работы с ресурсом ЕЛС администрирование единых лицевых счетов российских юридических лиц осуществляется региональными таможенными управлениями на основании места налогового учета, исходя из кода причины постановки на учет (далее - КПП), содержащегося в отношении российских юридических лиц в Едином государственном реестре юридических лиц. Администрирование лицевых счетов российских юридических лиц, первые два символа КПП которых 28, осуществляет ДВТУ.

Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей на счет № 03100 и учтенные на лицевом счете ИП Шубиной Екатерины Германовны в ресурсе ЕЛС, не находятся в распоряжении таможенных органов и рассматриваются как имущество плательщика, находящееся у третьих лиц.

В соответствии со статьями 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 64, статьями 69 и 94 Федерального закона № 229-ФЗ должник отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в том числе денежными средствами, находящимися у третьих лиц.

Порядок обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, установлен статьей 77 Федерального закона № 229-ФЗ, в соответствии с которой обращение производится на основании судебного акта, вынесенного судом.

Таким образом, в соответствии с положениями статей 70, 77, 80, 81 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банке или иной кредитной организации, но он не наделен полномочиями по обращениювзыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете таможенного органа.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, ИП Шубиной Екатериной Германовной открыт лицевой счет на уровне ФТС России в ресурсе ЕЛС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Основания для обращения взыскания на суммы авансовых платежей определены в статье 158 Закона 311-ФЗ.

Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации, а их использование производится как по распоряжению лица, внесшего авансовые платежи, путем представления таможенной декларации, так и таможенного органа, наделенного правом производить зачет и принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей.

Учитывая положения вышеуказанных норм, используемые для уплаты таможенных пошлин, налогов денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, обезличены, при этом плательщики авансовых платежей выступают собственниками данных денежных средств, а распоряжение авансовыми платежами обусловлено суммой конкретных таможенных платежей, которую следует уплатить по конкретной таможенной декларации в соответствии с Законом № 311 -ФЗ.

Согласно представленным материалам сводного исполнительного производства в отношении должника ИП Шубиной Екатерины Германовны общая сумма долга составляет 33 246 рублей 24 копейки.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства полного исполнения судебного решения и исполнительных документов, заявленные требования истца об обращении  взыскания на имущество должника ИП Шубиной Екатерины Германовны в рамках исполнительного производства № 71506/23/25037-ИП, находящееся у третьего лица - Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления, а именно на остаток денежных средств, находящийся в едином ресурсе лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне Федеральной таможенной службы России в размере 250 рублей подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина относится на ответчика по правилам статьи 110  АПК РФ и подлежит взысканию в  федеральный бюджет.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            р е ш и л:

Обратить взыскание на имущество должника Шубиной Екатерины Германовны,  находящееся у третьего лица - Федеральной таможенной службы Дальневосточного таможенного управления, а именно на остаток денежных средств в едином ресурсе лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов  в размере 250 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шубиной Екатерины Германовны    в   доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины по иску. 

Исполнительный лист  выдать после вступления решения в законную силу. 

            Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и  в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                      Плеханова Н.А.