АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51-10196/2023
26 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Зелентиновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Палитра» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 16.09.2015)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Брянской таможни (241050, <...> ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.09.2002)
о признании незаконным уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 20.04.2022, паспорт, диплом;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 28.03.2023 № 41, удостоверение, диплом;
от третьего лица: И.В. Гузь по доверенности от 24.01.2023 № 06-57/23, паспорт, диплом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Палитра» (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления (уточнения к уведомлению) Владивостокской таможни (далее – таможня, таможенный орган) от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по ДТ № 10009100/080420/0023279 (с учетом уточнения оснований требования от 26.09.2023 и от 23.10.2023, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Общество считает, что таможенным органом нарушен установленный порядок направления уведомления от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923. По мнению заявителя, таможенный орган, не имея никаких оснований, незаконно пытается создать у декларанта обязанность по уплате, не направляя КДТ и решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. Кроме того, общество считает оспариваемое уведомление незаконным, поскольку основанием его выставления послужило неправомерное начисление таможенных платежей. Также заявитель полагает незаконным начисление пени в период действия моратория.
Владивостокская таможня представила отзыв на заявление, согласно которому с доводами общества не согласен в полном объеме, считает оспариваемые уведомления законными и обоснованными.
Третье лицо Брянская таможня представила отзыв на заявление, согласно которому просит в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на законность вынесенного уведомления.
Из материалов дела судом установлено, что на основании контракта от 07.10.2015 № VRPP-1015, заключенного с иностранной компанией VRCO., LTD, на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) были ввезены товары: табачное сырье, представляющее собой табачную мешку, расфасованную в ящики по 100 кг: разрубленный табак различных сортов (вирджиния, берлей, ориенталь) с отделенной средней жилкой, соусированный, готовый к использованию в табачном производстве: табачная мешка OPTION-1 и табачная мешка TR-AM-1.Страна происхождения товара Зимбабве, товар поставлен по инвойсу от 11.11.2019 № PVR184TOB, условия поставки - CFR Новороссийск.
В целях таможенного оформления товара общество подало в таможню ДТ № 10009100/080420/0023279, определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».
Таможенная стоимость товаров по ДТ № 10009100/080420/0023279 принята таможенным органом.
Товар был задекларирован декларантом с заявлением классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС - 2401 20 950 0 (ввозная таможенная пошлина - 5%, НДС -20%).
Таможенным постом были обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленный при таможенном декларировании классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС может быть неверным, либо заявленные сведения о товаре не подтверждены должным образом. В связи с чем, 09.04.2020 было принято решение о проведении таможенного досмотра товара и решение №10009100/090420/ДВ/000046 о проведении таможенной экспертизы товара.
Согласно заключению таможенного эксперта от 14.05.2020 № 12406002/0011081 данный товар представляет собой разрубленный табак различных сортов (Вирджиния, Берлей, Ориенталь) с отделенной средней жилкой, соусированный, табачной мешки OPTION-1 и TR-AM-1, в коробках по 100 кг. Указанный товар является промышленно изготовленным сырьем для производства табачных изделий, не является табачным сырьем, табачными отходами и не является готовой к употреблению табачной продукцией.
По результатам таможенной экспертизы 22.05.2020 Центральной акцизной таможней в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС было принято решение от 22.05.2020 РКТ-10009000-20/000188 о классификации товара, ввезенного по ДТ № 10009100/080420/0023279, в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2403 19 900 0 «табачное сырье, представляющее собой табачную мешку, расфасованную в ящики по 100 кг» вместо заявленного декларантом 2401 20 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС и выставлено требование о внесении изменении в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товара.
На основании данного решения декларантом были внесены изменения в графы 33,47 и 48 ДТ №10009100/080420/0023279: заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2403 19 900 0, в графе 47 ДТ указаны сведения об исчислении ввозной таможенной пошлины - 15%, НДС -20%.
При ввозе табака, классифицируемого в товарной подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, у участника ВЭД возникает обязанность по уплате акциза, за исключением случаев, когда данный товар импортируется в качестве сырья для изготовления табачной продукции.
Акциз в отношении ввезенного по ДТ № 10009100/080420/0023279 товара обществом не исчислялся и не уплачивался.
01.06.2020 выпуск товара, задекларированного по ДТ №10009100/080420/0023279, разрешен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Брянской таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, ввезенных по ДТ № 10009100/080420/0023279, о чем составлен акт от 29.05.2023 № 10102000/210/290523/А000079.
При проведении проверки в ходе анализа соблюдения условий освобождения от уплаты акциза целевое использование проверяемого товара иными предприятиями - производителями табачной продукции, не подтверждено.
Таким образом, использование проверяемого товара по его целевому назначению - как сырья для производства табачных изделий, в ходе проверки не установлено.
Поскольку целевое назначение ввезенного товара для предоставления освобождения от уплаты акциза не подтверждено как на этапе декларирования товара, так и на этапе проведения таможенного контроля после выпуска товаров, таможенный орган пришел к выводу о том, что подлежит доначислению акциз.
Брянской таможней принято решение от 30.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10009100/080420/0023279, сформирована КДТ, скорректированы графы 44, 47, В.
Владивостокской таможней сформировано уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923, согласно которому необходимо уплатить 95 001 146,24 руб.
Не согласившись с данным уведомлением таможни, декларант обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС декларант обязан представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для совершения таможенных операций.
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
Пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
К основаниям для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей таможенными органами подпунктом 1 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС отнесены, в том числе результаты проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Согласно пункту 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
Пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 289-ФЗ) уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) должно содержать сведения:
1) о регистрационном номере и дате формирования уведомления (уточнения к уведомлению);
2) о регистрационном номере и дате корректировки декларации на товары или расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, корректировки таможенного приходного ордера, заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Кодекса Союза;
3) о таможенном органе, сформировавшем уведомление (уточнение к уведомлению);
4) о плательщике и (или) лице, несущем солидарную обязанность;
5) о суммах подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
6) о наступившем сроке исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов;
7) о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления (уточнения к уведомлению) либо по день окончания сроков направления такого уведомления (уточнения к уведомлению) включительно, в случае, предусмотренном пунктом 13 части 19 статьи 72 настоящего Федерального закона;
8) о реквизитах счета Федерального казначейства в целях уплаты в безналичном порядке.
В соответствии с пунктом 15 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Согласно пункту 21 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе.
Из материалов дела следует, что в ходе анализа соблюдения условий освобождения от уплаты акциза таможней были выявлены признаки, указывающие на неиспользование проверяемого товара по его целевому назначению, что исключает возможность освобождения от уплаты акциза.
Обращаясь в таможенный орган с заявлением о признании незаконным уведомления от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923, декларант обосновал свою инициативу, в том числе несогласием с выводом таможни о необходимости уплатить акциз за товар, ввезенный по ДТ № 10009100/080420/0023279.
Суд считает вывод таможенного органа об обязанности уплатить акциз за товар ввезенный по ДТ № 10009100/080420/0023279 обоснованным в силу следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 18 Налогового кодекса российской Федерации табачная продукция, в том числе табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) признаются подакцизными товарами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся, в том числе акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Приказом Федеральной таможенной службы России от 24.08.2017 № 1358 «О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета» предусмотрены ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, коды вида платежа и коды бюджетной классификации Российской Федерации, применяемые для учета акцизов, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации.
В соответствии с указанным приказом табактрубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) является подакцизным товаром.
Пунктом 8 Приложения к приказу ФТС России от 24.08.2017 № 1358 предусмотрено, что курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при ее производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.
Из анализа указанных норм права следует, что подакцизный товар табак, используемый в качестве сырья для производства табачной продукции, может быть ввезен без уплаты акциза, только при подтверждении его целевого назначения.
При этом целевое назначение ввозимой табачной продукции должно быть подтверждено на этапе ввоза, и в случае если ввозится табак, предполагаемый к использованию в качестве сырья для производства табачной продукции (в отношении которого не установлена ставка акциза), это должно быть подтверждено документально (представлены документы подтверждающие осуществление декларантом производства табачной продукции, договор о реализации ввезенного товара предприятию - производителю табачной продукции).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Палитра» не осуществляет производство табачной продукции.
При декларировании товаров декларантом в комплекте ДТ не был приложен договор, заключенный ООО «Палитра» с предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции.
Согласно объяснениям генерального директора ООО «Палитра» ФИО3 от 03.11.2022, полученным оперативно-розыскным отделом Брянской таможни, товар - «табачное сырье», ввезенный по ДТ № 10009100/080420/0023279, был продан ООО «Новый Век», что подтверждается представленным в материалы дела договором поставки от 05.11.2019 № ПЛ2020/15.
Согласно протоколу допроса генерального директора ООО «Новый Век» ФИО4, представленному служебной запиской оперативно-розыскного отдела от 07.12.2022 № 31-13/1070, партия товара «табачное сырье», приобретенная им у ООО «Палитра» была продана ООО «Смарт Инвест».
Из показаний генерального директора ООО «Смарт Инвест» ФИО5 табачное сырье было уничтожено в связи с его порчей.
В результате анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО «Смарт Инвест» № 40702810834000000086 установлено:
- 14.07.2020 ФИО5 внесла на расчетный счет денежные средства в сумме 4 488 000 рублей, с пометкой: «поступления от продажи товаров (табачные смеси)»,
- 15.07.2020 ООО «Смарт Инвест» осуществлена оплата за табак по договору от 10.06.2020 № С2020/24 в сумме 4 488 000 рублей на счет ООО «Новый Век»,
- 16.07.2020 осуществлено перечисление денежных средств через Калининградский АО «Россельхозбанк» ООО «Палитра» от фирмы ООО «Новый Век» со следующим назначением платежа: «оплата за поставку табачного сырья по Договору поставки №ПЛ2020/15 от 05.11.2019, счет №03-07/29-01 от 03.07.2020 на сумму 4 254 077,44 рублей.
Оперативно-розыскным отделом таможни был установлен маршрут следования партии товара «табачное сырье», задекларированного по ДТ №10009100/080420/0023279 от места прибытия на территорию ЕАЭС (г. Новороссийск) до склада ООО «Палитра» по адресу: <...>. Дальнейшее фактическое перемещение товара отследить не удалось.
Кроме того, материалами судебного дела № А21-11543/2021 по заявлению контрагента ООО «Палитра» - ООО «Новый век» об оспаривании результатов камеральной таможенной проверки, проведенной Калининградской областной таможней (акт от 10.02.2021 № 10012000/210/100221/А000042), установлено отсутствие ведения реальной производственной деятельности по изготовлению табачной продукции ООО «Новый век» и отсутствие намерения наладить производство табачной продукции в период с даты создания общества 15.08.2018 по дату 17.12.2020 (дата подготовки ответа УФНС России по Калининградской области на запрос Калининградской таможни). Доказательств обратного обществом не представлено.
Таким образом, использование проверяемого товара по его целевому назначению - как сырья для производства табачных изделий не установлено. Доказательств того, что задекларированный по ДТ № 10009100/080420/0023279 товар ввозится ООО «Палитра» с целью его продажи предприятиям, непосредственно занимающимся производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при ее производстве, по договорам с вышеуказанными предприятиями, в материалы дела обществом не представлено.
Учитывая изложенное, условие для освобождения общества от уплаты акциза на табак в рассматриваемом случае им не соблюдено. Следовательно, у заявителя при подаче ДТ № 10009100/080420/0023279 возникла обязанность по уплате акциза на ввезенный товар.
Поскольку акциз декларантом не уплачен, таможенным органом правомерно выставлено в адрес общества уведомление от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923.
Принимая во внимание установленный судом факт правомерности доначисления акциза по ДТ № 10009100/080420/0023279, оспариваемое уведомление от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923 в части доначисления акциза признается судом законным и обоснованным. В связи с этим в указанной части требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Согласно части 13 статьи 72 Закона № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен: при внесении изменений в декларацию на товары - в корректировке декларации на товары (пункт 2); при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - в таком уведомлении (уточнении к уведомлению) (пункт 3); при принятии решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьями 75, 76, 79 и 80 настоящего Федерального закона - в таком решении (пункт 4).
Статьей 72 Закона № 289-ФЗ установлены условия начисления пени, а также обязанность по их уплате.
В силу части 1 указанной статьи пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Часть 3 статьи 72 Закона № 289-ФЗ определяет, что обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 72 Закона № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсот шестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ (части 8, 10 статьи 72 Закона № 289-ФЗ).
В соответствии с частью 16 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена.
В рассматриваемом случае размер задолженности по таможенным платежам (акцизу), предъявленный таможней ко взысканию согласно оспариваемому уведомлению, подтвержден материалами дела, документально не опровергнут. Следовательно, начисление пени в силу положений статьи 72 Закона № 289-ФЗ правомерно.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что предъявленные ко взысканию согласно уведомлению от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923 пени начислены за период с 02.06.2020 по 31.05.2023.
Таким образом, таможней пени исчислены, в том числе, за период действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - Постановление № 497).
Между тем, в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона №127-ФЗ).
При этом правила о моратории, установленные Постановлением № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления стороны о его применении.
При этом возникновение долга по причинам, не связанным с теми, в связи с которыми введен мораторий, не имеет значения, равно как не имеет значения фактическое финансовое состояние должника. Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данный вывод изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 № 305-ЭС20-23028.
В этой связи следует признать незаконным предъявление ко взысканию сумм пени, исчисленных за период моратория с 01.04.2022 по 30.09.2022, указанных в уведомлении Владивостокской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923. В остальном размере (приходящемся на оставшийся период) пени исчислены и предъявлены таможней ко взысканию в данном уведомлении правомерно.
Доводы общества о нарушении таможней установленного порядка направления уведомления от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923 судом отклоняются как необоснованные.
Как указано выше, в связи с неподтверждением целевого назначения ввезенного товара для предоставления освобождения от уплаты акциза 30.05.2023 Брянской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10009100/080420/0023279, сформирована КДТ, скорректированы графы 44, 47, В.
Данное решение с приложением КДТ на товары, задекларированные по ДТ № 10009100/080420/0023279, а также копия акта ПДС были направлено Брянской таможней в адрес ООО «Палитра» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 05.06.2023 (почтовый идентификатор № 24199279378764), которое согласно отметкам на почтовом уведомлении, поступившем в Брянскую таможню, было получено ООО «Палитра» 15.06.2023.
При этом суд отмечает, что решение от 30.05.2023 и КДТ, являющаяся неотъемлемой частью решения, направлены в порядке и сроки, установленные частью 3 статьи 226 Закона № 289-ФЗ, Порядком внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии»; копия акта проверки была направлена в соответствии с пунктом 26 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560. При этом срок направления копии акта законодательством не предусмотрен.
На основании указанного решения вынесено уведомление от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923, срок направления которого установлен пунктом 15 статьи 73 Закона № 289-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Владивостокской таможней посредством автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС-Задолженность), 31.05.2023 было сформировано и направлено в адрес ООО «Палитра» через АПС «Личный кабинет участника ВЭД» уведомление № 10702000/У2023/0003923 об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, принятое по результатам таможенного контроля, проведенного Отделом контроля таможенной стоимости.
Таким образом, оснований для вывода о нарушении таможенными органами порядка выставления оспариваемого уведомления у суда не имеется.
Учитывая изложенное, требование заявителя о признании незаконным уведомления от 31.05.2023 № 10702000/У2023/0003923 подлежит признанию незаконным в части начисления пени за период с 01.04.2022 по 30.09.2022, в остальной части оснований для удовлетворения требования не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом частичного удовлетворения требований относятся судом на таможенный орган.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом заявленные требования должны быть изложены и сформулированы таким образом, чтобы они точно соответствовали способу защиты права, предусмотренному действующим законодательством.
В соответствии пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания судом оспариваемого акта недействительным или решения незаконным, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Сформулированная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2019 по делу № 306-ЭС18-20653 концепция использования механизмов судебной защиты для целей внесения определенности в правоотношения сторон, исходит из того, что выбор возможных к применению способов защиты своего права определяется степенью их эффективности в конкретной правовой ситуации и отсутствием законодательного запрета на их применение.
Учитывая изложенное, суд обязывает Владивостокскую таможню возвратить обществу сумму излишне уплаченной (взысканной) по уведомлению от 31.05.2023 10702000/У2023/0003923 пени за период с 01.04.2022 по 30.09.2022 включительно.
Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать уведомление Владивостокской таможни от 31.05.2023 10702000/У2023/0003923 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней незаконными в части начисления пени за период с 01.04.2022 по 30.09.2022 включительно как несоответствующее Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами».
Обязать Владивостокскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ПАЛИТРА» (ИНН<***>) сумму излишне уплаченных (взысканных) пеней по уведомлению от 31.05.2023 10702000/У2023/0003923, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью «ПАЛИТРА» отказать.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПАЛИТРА» (ИНН<***>) 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Тимофеева Ю.А.