НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 26.06.2013 № А51-26184/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-26184/2012

03 июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2013 года .

Полный текст решения изготовлен 03 июля 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кострюковой Н.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» (ИНН 2504000684, ОГРН 1022501899177, зарегистрировано 08.10.2002)

третье лицо ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»

( ИНН 2723088770, ОГРН 1072721001660),

к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (ИНН 2540088123, ОГРН 1042504383261)

о признании недействительным в части решения от 26.09.2012 № 09/141-1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии:

от заявителя: начальник управления Иваньков А.Л. по доверенности №5/122-юр от 29.12.2012, паспорт; представитель Юнцова В.А. по доверенности №5/64-юр от 10.07.2012, паспорт; Малюшкина К.В. по доверенности №5/38-юр от 18.06.2013, паспорт;

от налогового органа: зам.начальника Щекач Н.В. по доверенности №07-06/16 от 12.02.2013, удостоверение; нач.отдела Матафонова О.Н. по доверенности №07-06/3 от 16.01.2013, удостоверение;

от третьего лица: представитель Соловьева М.А. по доверенности № ДЭК-20-15/360Д от 01.01.2013, паспорт; представитель Минеева О.В. по доверенности № ДЭК-20-15/396Д от 01.01.2013, паспорт.

установил:

Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» (далее по тексту - «заявитель», «налогоплательщик», «предприятие», «МУПВ «ВПЭС») обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 26.09.2012 № 09/141-1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 29 650 428,8 руб., в том числе за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет РФ, в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога в сумме 109 950 руб.; за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога в сумме 989 549 руб.; за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога, в сумме 28 550 929,8руб.; в части начисленных пени в сумме 49 075 487,99 руб., в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет 14 728,02руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ 302 258,54руб.; по налогу на добавленную стоимость 48 758 501,43руб.; в части начисленных налогов в сумме 203 831 211 руб., в том числе налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 549 750 руб.; налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 4 947 749 руб.; налога на добавленную стоимость в сумме 198 333 712 руб.,

В обоснование заявленного требования налогоплательщик пояснил, что вывод инспекции о завышении расходов МУПВ «ВПЭС» по договору уступки прав требования от 29.10.2009 с ООО «Сиданко-Восток-Приморье» на 27 487 500 руб. в результате включения в состав расходов затрат, произведенных для приобретения прав требования, признанных в полном объеме, а не пропорционально полученным доходам, необоснован.

Условиями договора уступки права требования не предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода. Порядок распределения расходов по приобретению прав требования в случае частичного погашения долга Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен. Кроме того, в учетной политике Предприятия (п.2.5 раздела II Приказа от 31.12.2008 г. № 222 р) датой осуществления прочих расходов признается дата предъявления документов, служащих основанием для проведения расчетов. Доходы и расходы, связанные с договором цессии, у МУПВ «ВПЭС» отражаются в составе прочих доходов и расходов (п.п.7 и 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п.п. 11 и 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Следовательно, оплаченные расходы на приобретение права требования налогоплательщик правомерно учел сразу после получения дохода (в том числе частичной оплаты) от его реализации.

Налогоплательщик не согласен с выводом МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о неправомерности заявленного к вычету из бюджета НДС за 2009-2010 г. в сумме 198 333 712,32 руб. по счетам-фактурам ОАО «ДЭК» за электроэнергию, приобретаемую МУПВ «ВПЭС» в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих МУПВ «ВПЭС». Приобретение электрической энергии в целях компенсации потерь является необходимым условием для осуществления технологического процесса передачи электроэнергии, предусмотренного договором №1/2007 от 17.08.2007 в части оказания услуги по передаче электрической энергии. Специфика технологического процесса по передаче электрической энергии обусловлена законами электротехники, согласно которым при передаче электроэнергии по электрической сети в ее элементах имеет место технически неизбежный, т.е. технологический расход энергии.

Сведения об объеме электроэнергии, поступившей в сеть МУПВ «ВПЭС», и объем электроэнергии, переданной потребителям ОАО «ДЭК», документально подтверждены первичными документами.

Заявитель считает, что налоговым органом, при принятии решения, не была учтена особенность электрической энергии, как товара, - неразрывность процесса ее производства, передачи и потребления. Приобретая электроэнергию для компенсации потерь, МУПВ «ВПЭС» выступает покупателем и потребителем этой электроэнергии. Электрическая энергия, покупаемая МУПВ «ВПЭС» в целях компенсации потерь, по смыслу договора № 1/2007 и не должна была дойти до потребителя, поскольку договором предусмотрено, что приобретается в этих целях только тот объем электроэнергии, который поступил в сети МУПВ «ВПЭС» в точках приема от ОАО «ДЭК», был принят МУПВ «ВПЭС», однако далее третьим лицам не был передан. Тем самым, и право собственности на оплаченный объем электроэнергии перешло к МУПВ «ВПЭС», а не к иному лицу, что подтверждается актом приема-передачи электрической энергии, подписанным ОАО «ДЭК» и МУПВ «ВПЭС».

Таким образом, предприятием выполнены все условия, установленные статьями 169, 172 НК РФ, необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение налогового вычета, представлен.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, согласно которого с доводами налогоплательщика не согласен в полном объеме.

По поводу необоснованного завышения расходов МУПВ «ВПЭС» за 2009г. на сумму 27 487 500 руб. пояснил, что в соответствии с п.3 с. 279, п.5 ст.271 НК РФ новый кредитор (МУПВ «ВПЭС») на момент исполнения должником приобретенного ранее по договору цессии обязательства должен был отразить в налоговой базе по налогу на прибыль доход от этой операции в размере 75 000 000 руб. и одновременно учесть расходы, связанные с приобретением указанного права требования долга в размере 47 512 500руб., то есть только часть расходов на приобретение права требования долга пропорционально сумме полученных в данном отчетном (налоговом) периоде доходов от частичного погашения приобретенного права требования долга.

Налоговый орган также возражает против доводов налогоплательщика о неправомерном отказе инспекции к вычету из бюджета НДС за 2009-2010 г. в сумме 198 333 712,32 руб. по счетам-фактурам ОАО «ДЭК» за электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

В отзыве указано, что теряемая электроэнергия не получена ее потребителями, имеющими договоры энергоснабжения с ОАО «ДЭК», а предприятие, осуществляющее ее передачу, не является потребителем энергии. Следовательно, указанная электроэнергия в связи с потерями в процессе ее транспортировки не была реализована, поэтому в силу положений пункта 1 статьи 39 НК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ не возникает объекта налогообложения. Оплата стоимости фактических электрических потерь МУПВ «ВПЭС» является возмещением убытков ОАО «ДЭК» в рамках реализации договора об оказании услуг по передачи (транспортировке) электрической энергии от ОАО «ДЭК» к потребляющим её абонентам. Право собственности на электрическую энергию как товар от ОАО «ДЭК» переходит сразу к Потребляющим её абонентам, минуя МУПВ «ВПЭС».

Поскольку электроэнергия, теряемая в сетях МУПВ «ВПЭС» не является товаром, работой, услугой, в смысле установленным п.1 ст.39 НК РФ, то и, исходя из положений п.2 ст. 171 НК РФ, у МУПВ «ВПЭС» отсутствует право на налоговый вычет в размере НДС, необоснованно выставленный в счетах-фактурах на стоимость потерянной электроэнергии.

В судебном заседании 28.02.2013 представители инспекции пояснили, что не оспаривают тот факт, что электроэнергия, приобретаемая в качестве компенсации потерь, расходуется (а не теряется) в процессе передачи электроэнергии, что термин «убытки», использованный в оспариваемом решении и в отзыве, не является корректным. Инспекция полагает, что право собственности на израсходованную электроэнергию не переходит к заявителю, в связи с чем право на налоговый вычет у него не возникает.

Третье лицо ОАО «ДЭК» представило отзыв, согласно которому поддерживает доводы заявителя, считает вынесенное решение от 26.09.2012 № 09/141-1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» незаконным в части, а доводы заявителя подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, пояснения третьего лица, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 20.08.2012 № 09/141.

В результате проведенной проверки установлено, что 29.10.2009 года между МУПВ «ВПЭС» и ООО «Сиданко-Восток-Приморье» был заключен договор уступки права требования, в соответствии с п. 1 которого ООО «Сиданко-Восток-Приморье» (первоначальный кредитор, цедент) уступает МУПВ «ВПЭС» (новый кредитор, цессионарий) право требования в размере 118 390 242 рублей 56 копеек к ОАО «Городские тепловые сети» (должник) за поставку нефтепродуктов за период 2008-2009 гг. по договорам поставки нефтепродуктов № СВП-077/06 от 15.12.2006г. и № ВТС-02/09/14 от 30.01.2009г., заключенным между первоначальным кредитором и должником. За уступаемое первоначальным кредитором право требования в размере 118 390 242 рублей 56 копеек новый кредитор уплачивает первоначальному кредитору сумму в размере 75 000 000 руб.

В декабре 2009 г. года ОАО «Городские тепловые сети» перечислило МУПВ «ВПЭС» денежные средства в общей сумме 75 000 000 рублей (платежное поручение № 2776 от 28.12.2009 г. на сумму 20 000 000 руб.00 коп.; платежное поручение № 2778 от 29.12.2009 г. на сумму 55 000 000 рублей 00 коп.).

Фактические расходы МУПВ «ВПЭС» по приобретению права требования долга составили 75 000 000 руб. и были перечислены в адрес ООО «Сиданко-Восток-Приморье» (платежное поручение № 2473 от 29.12.2009г., платежное поручение № 2487 от 30.12.2009г.).

В декларации по налогу на прибыль за 2009 год, в налоговом учете за 2009 год заявитель отразил сумму дохода и расхода от переуступки права требования в размере 75 000 000 руб.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 17.07.2012 по делу № А51-11799/2012 в отношении ОАО «Городские тепловые сети» введена процедура банкротства - наблюдения. Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2012 по делу № А51-11799/2012 требования МУПВ «ВПЭС» в размере 43 390 242 руб.56 коп. признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра кредиторов должника.

Инспекцией сделан вывод о том, что в предприятие на момент исполнения должником приобретенного ранее по договору цессии обязательства должно было отразить в налоговой базе по налогу на прибыль доход от этой операции в размере 75 000 000 руб. и одновременно учесть расходы, связанные с приобретением указанного права требования долга в размере 47 512 500 руб. ((75 000 000/118 390 242) *75 000 000). По мнению инспекции, в нарушение п.3 с. 279, п.5 ст.271 НК РФ заявитель необоснованно включил в расходы, уменьшающие доходы от реализации за 2009 год, в сумме 27 487 500 руб. ( 75 000 000 – 47 512 500).

17.08.2007 между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - заказчик и МУПВ «ВПЭС» - исполнитель был заключен договор № 1/2007 оказания услуг по передаче электрической энергии и покупки электроэнергии на компенсацию потерь (далее по тексту договор). В соответствии с условиями указанного договора МУПВ «ВПЭС» обязуется оказывать ОАО «ДЭК» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

В соответствии с пунктом 2.2 договора № 1/2007 от 17.08.2007 заказчик (ОАО «ДЭК») обязуется по заявке исполнителя (МУПВ «ВПЭС») приобретать электроэнергию в объемах фактических потерь согласно приложения № 9 к договору, а исполнитель (МУПВ «ВПЭС») обязуется оплачивать фактические потери электроэнергии в своих сетях на условиях настоящего договора.

ОАО « ДЭК» оплачивает МУПВ « ВПЭС» услуги по передаче электроэнергии до конечного потребителя по утвержденным тарифам.

МУПВ « ВПЭС» оплачивает ОАО « ДЭК» электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь по тарифу на покупку электроэнергии в сетях, утверждаемому для сетевых организаций Департаментом по тарифам Приморского края.

В проверяемом периоде (2009-2010) ОАО « ДЭК» выставляло в адрес МУПВ « ВПЭС» счета - фактуры за электрическую энергию, приобретаемую последним в целях компенсации потерь в электрических сетях, с выделением НДС, который составил 198 333 712 руб., в том числе за 2009 -103 094 025 руб., за 2010 г. - 95 238 687 руб. Согласно налоговым декларациям сумма НДС в указанном размере - 198 333 712 руб.- заявлена налогоплательщиком в составе налоговых вычетов.

По мнению инспекции, изложенном в оспариваемом решении и в отзыве, оплата стоимости фактических электрических потерь МУПВ «ВПЭС» является возмещением убытков ОАО «ДЭК» в рамках реализации договора об оказании услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии от ОАО «ДЭК» к потребляющим её абонентам. Право собственности на электрическую энергию как товар от ОАО «ДЭК» переходит сразу к Потребляющим её абонентам, минуя МУПВ «ВПЭС». Поскольку электроэнергия, теряемая в сетях МУПВ «ВПЭС» не является товаром, работой, услугой, в смысле установленным п.1 ст.39 НК РФ, то и, исходя из положений п.2 ст. 171 НК РФ, у МУПВ «ВПЭС» отсутствует право на налоговый вычет в размере НДС, необоснованно выставленный в счетах-фактурах на стоимость потерянной электроэнергии.

По результатам проверки инспекцией принято решение от 26.09.2012 № 09/141-1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым:

1) налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 части первой Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 29 652 058,8 рублей в том числе :

- штрафа в сумме 109 950 руб., за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет РФ;

- штрафа в сумме 989 549 руб., за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

- штрафа в сумме 28 550 929,8 руб., за неполную уплату налога на добавленную стоимость;

2) начислены пени на общую сумму 49 075 715,94 рублей за несвоевременную уплату налогов, в том числе:

- пени в сумме 14 728,02 рублей, за несвоевременную уплату налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет;

- пени в сумме 302 258,54 рублей, за несвоевременную уплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

- пени в сумме 48 758 501,43 рублей, за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость;

- пени в сумме 227,95 рублей, за несвоевременную уплату транспортного налога.

3) доначислены налоги на прибыль, на добавленную стоимость, транспортный налог, на общую сумму 203 833 363рублей, в том числе:

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 549 750 рублей;

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в сумме 4 947 749 рублей;

- налог на добавленную стоимость, в сумме 198 333 712 рублей;

- транспортный налог, в сумме 2 152 рубля.

Не согласившись с решением в части привлечения заявителя к налоговой ответственности, в виде штрафа в общей сумме 29 650 428,8 руб., в части начисленных пеней в сумме 49 075 487,99 руб., в части начисленных налогов в сумме 203 831 211 руб. (налог на прибыль, НДС), заявителем была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 16.11.2012 № 13-11/688 решение инспекции от 26.09.2012 № 09/141-1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Предприятие, полагая, что указанные решения не отвечают требованиям закона и нарушают его права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.

В пункте 1.1 оспариваемого решения сделан вывод о завышении расходов МУПВ «ВПЭС» по договору уступки прав требования от 29.10.2009 г. с ООО «Сиданко-Восток-Приморье» на 27 487 500 руб. Довод налогового органа о том, что соответствии с п.3 с. 279, п.5 ст.271 НК РФ новый кредитор (МУПВ «ВПЭС») на момент исполнения должником приобретенного ранее по договору цессии обязательства должен был отразить в налоговой базе по налогу на прибыль доход от этой операции в размере 75 000 000 руб. и одновременно учесть расходы, связанные с приобретением указанного права требования долга в размере 47 512 500 руб., то есть только часть расходов на приобретение права требования долга пропорционально сумме полученных в данном отчетном (налоговом) периоде доходов от частичного погашения приобретенного права требования долга, судом отклоняется в силу следующего..

В силу ст.247 НК РФ ( далее Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

В пункте 1 статьи 252 Кодекса установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно абз.3 пп.2.1 ст.268 НК РФ при реализации права требования долга налоговая база определяется с учетом положений статьи 279 Кодекса «Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования».

В обоснование завышения расходов МУПВ «ВПЭС» налоговый орган сослался на п. 3 ст. 279 НК РФ и п. 5 ст. 271 НК РФ, данные нормы не подлежат применению к указанным отношениям, поскольку они устанавливает порядок определения налоговой базы при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требование, а в данном случае реализации права требования в смысле статьи 39 Кодекса не произошло.

Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Налоговое законодательство предусматривает только один случай, когда принцип равномерности признания расходов обязателен для применения, - если договором предусмотрено получение дохода в нескольких отчетных периодах и не предусмотрена поэтапная сдача товаров, работ, услуг (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Условиями договора уступки права требования не предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода.

Договор уступки права требования от 29.10.2009 года не содержит условий о сроке гашения задолженности должником (ОАО «Городские тепловые сети»). Условиями договора уступки права требования не предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода.

Судом учтено и то обстоятельство, что в учетной политике Предприятия ( п.2.5 раздела II Приказа от 31.12.2008 г. № 222 р) датой осуществления прочих расходов признается дата предъявления документов, служащих основанием для проведения расчетов.

Доходы и расходы, связанные с договором цессии, у нового кредитора (МУПВ «ВПЭС») отражаются в составе прочих доходов и расходов (п.п.7 и 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации и п.п.11 и 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Для учета прочих доходов и прочих расходов Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» и 91.2 «Прочие расходы».

В соответствии с п.2.60 Учетной политики предприятия, учет прочих доходов и расходов ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», что подтверждается карточкой счета 91.1.1 «Прочие доходы» и карточкой счета 91.2.1 «Прочие расходы» по отражению операций по уступке права требования.

Ссылка налогового органа на п.2.6 Учетной политики (Доходы (расходы), относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам учитываются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов) не может быть принята во внимание, поскольку условиями Договора не предусмотрено получение доходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов и расходы были произведены в одном налоговом периоде (2009 год).

Следовательно, предприятие правомерно учло в составе расходов все затраты (75 000 000руб.), связанные с приобретением права требования, поскольку они являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Ссылку налогового органа на письма Минфина (письмо Минфина от 08.11.2011 №03-03-06/1/726 и письмо УМНС по г.Москве от 12.04.2004 №26-12/24826) суд признает несостоятельной, так как согласно Постановлению ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06 письма Минфина не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов).

По пункту 2.2 решения по налогу на добавленную стоимость.

В решении МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю сделан вывод о неправомерности предъявления к вычету из бюджета НДС за 2009-2010 г. в сумме 198 333 712,32 руб. по счетам-фактурам ОАО «ДЭК» за электроэнергию, приобретаемую МУПВ «ВПЭС» в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих МУПВ «ВПЭС».

В решении ( и в отзыве) указано, что оплата стоимости фактических электрических потерь МУПВ «ВПЭС» является возмещением убытков ОАО «ДЭК» в рамках реализации договора об оказании услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии от ОАО «ДЭК» к потребляющим её абонентам. Право собственности на электрическую энергию как товар от ОАО «ДЭК» переходит сразу к Потребляющим её абонентам, минуя МУПВ «ВПЭС». Поскольку электроэнергия, теряемая в сетях МУПВ «ВПЭС» не является товаром, работой, услугой, в смысле установленным п.1 ст.39 НК РФ, то и исходя из положений п.2 ст. 171 НК РФ, у МУПВ «ВПЭС» отсутствует право на налоговый вычет в размере НДС, необоснованно выставленный в счетах-фактурах на стоимость потерянной электроэнергии.

Инспекцией сделана ссылка на правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009г. № 4762/09 по делу №А51-3541/2008 24-48, где предметом спора иска являлось взыскание убытков, вызванных потерей тепловой энергии, возникших в связи с виновным нарушением договорных обязательств организацией-транспортировщиком тепловой энергии в связи с невосстановлением разрушенной тепловой изоляции на участке трубопровода и необеспечением надлежащего состояния тепловых сетей

Вместе с тем, в судебном заседании 28.02.2013 представители инспекции пояснили, что не оспаривают тот факт, что по настоящему делу электроэнергия, приобретаемая в качестве компенсации потерь, расходуется (а не теряется) в процессе передачи электроэнергии и не является убытками.

Поскольку из письменных документов налоговых органов следовало, что спорный объем электрической энергии рассматривается им как потери (убытки), а не как технологические необходимые расходы по передаче электрической энергии, судом назначена судебная техническая экспертиз, так как для объективного исследования вопросов по обстоятельствам дела (являются ли технологические потери неотъемлемой составляющей процесса оказания услуг по передаче электрической энергии) требуются специальные познания.

Согласно выводов заключения эксперта Дальневосточного федерального университета от 17.06.2013 технологические потери - это технологический расход электроэнергии, необходимый для осуществления передачи электроэнергии от источника к потребителю и преобразованию ее в необходимое для потребителя напряжение; технологические потери являются неотъемлемой составляющей процесса оказания услуг по передачи электрической энергии. Передача электрической энергии по электрическим сетям невозможна без технологических потерь. Силовые трансформаторы, кабельные и воздушные линии, измерительные устройства и автоматика, приборы учета, трансформаторы тока и трансформаторы напряжения ( элементы электрической сети) являются потребителями электрической энергии при осуществлении процесса передачи. Норматив технологических потерь- это расход электроэнергии, необходимый для осуществления деятельности сетевого предприятия по оказанию услуг по передаче и преобразованию электрической энергии; это те потери, которые включены в цену на электрическую энергию. Объем фактических потерь МУПВ «ВПЭС», рассчитанных помесячно в 2009 и 2010 года, соответствует размеру норматива технологических потерь, установленных Минэнерго РФ
 для МУПВ «ВПЭС» на 2009 и 2010 г.

Выводы эксперта согласуются с иными доказательствами, находящимися в материалах дела.

17.08.2007 года между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - заказчик и МУПВ «ВПЭС» - исполнитель был заключен договор № 1/2007 оказания услуг по передаче электрической энергии и покупки электроэнергии на компенсацию потерь (далее по тексту договор). В соответствии с условиями указанного договора МУПВ «ВПЭС» обязуется оказывать ОАО «ДЭК» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором. Заказчик обязуется по заявке исполнителя приобретать электроэнергию в объемах фактических потерь согласно приложению № 9 к договору, а исполнитель обязуется оплачивать фактические потери электроэнергии в своих сетях на условиях настоящего договора.

В соответствии с п. 2.2 указанного договора заказчик обязуется по заявке исполнителя приобретать электроэнергию в объеме фактических потерь согласно приложению № 9 к настоящему договору, а исполнитель обязуется оплачивать фактические потери электроэнергии в своих сетях на условиях настоящего договора.

Таким образом, договор № 1/2007 является смешанным договором, содержит условия договора купли-продажи и оказания услуг. Приобретение электрической энергии в целях компенсации потерь является необходимым условием для осуществления технологического процесса передачи электроэнергии, предусмотренного договором №1/2007 от 17.08.2007 г. в части оказания услуги по передаче электрической энергии

Заключение данного договора регламентировано действующим законодательством в области электроэнергетике, а именно федеральным законом «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ и подзаконными актами в области электроэнергетики, которые приняты во исполнение закона.

В оспариваемом решении налоговый орган делает вывод, о том, что ни в самом договоре, ни в приложении не оговаривается порядок передачи приобретаемой заказчиком электроэнергии за расчетный период исполнителю.

Данный вывод несостоятелен в силу следующего.

Приобретение электроэнергии в целях компенсации потерь регулируется нормами гражданского законодательства, регулирующими отношения купли-продажи, с учетом особенностей установленных законодательством об электроэнергетике. Соответственно, порядок передачи товара электроэнергии в целях компенсации потерь - это установление количества электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, составление и подписание акта приема-передачи уполномоченными лицами, что предусмотрено разделом 5 указанного договора и иными положениями договора. Ввиду специфичности такого товара как электроэнергия, в силу положений Гражданского кодекса РФ и законодательства об электроэнергетике порядок передачи электроэнергии не предполагает физическую передачу товара от одного лица к другому.

Суд, с учетом выводов эксперта, соглашается с доводами заявителя о том, что специфика технологического процесса по передаче электрической энергии обусловлена законами электротехники, согласно которым при передаче электроэнергии по электрической сети в ее элементах имеет место технически неизбежный, т.е. технологический расход энергии. Физические процессы, вызывающие потери электроэнергии при передаче электроэнергии обусловлены техническими характеристиками и режимами эксплуатации линий и оборудования.

Таким образом, электроэнергия, приобретаемая в целях компенсации потерь при передаче электрической энергии, необходима для компенсации потерь холостого хода в трансформаторах, потери в конденсаторных батареях, вентильных разрядниках, линиях электропередач, силовых трансформаторах и токоограничивающих реакторах, соединительных проводов и является по экономической сути производственными затратами в форме технологических потерь электроэнергии. Соответственно, вывод налогового органа о том, что в ходе выездной налоговой проверки не выявлено никаких доказательств, что данная электроэнергия используется для работы какого-либо оборудования МУПВ «ВПЭС», является не соответствующим действительности.

Судом принимаются доводы заявителя о том, что покупка электрической энергии в целях компенсации технологических потерь, является обязательством МУПВ «ВПЭС», понятие которого установлено ст. 307 ГК РФ, и не является ответственностью за неисполнение обязательств, регулируемой нормами ст. 393-406 ГК РФ. Обязательство сетевой организации, которой является МУПВ «ВПЭС», по покупке электрической энергии, в целях компенсации технологических потерь, предусмотрено не только договором № 1/2007, но и нормами законодательства об электроэнергетике,

Такими нормами являются:

- п. 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, согласно которому сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.

- п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее – «Основные положения»), действовавших в спорный период, согласно которому покупателями электрической энергии являются, в том числе, сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.

- п. 120 Основных положений, в соответствии с которым потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, покупка сетевой организацией у гарантирующего поставщика электрической энергии, в целях компенсации потерь, связана со спецификой правового регулирования отношений в области электроэнергетики, и прямо предусмотрена нормами законодательства об электроэнергетике, обусловлена технологическими процессами.

Гарантирующий поставщик в лице ОАО «ДЭК» обязуется подавать абоненту (потребителю) электроэнергию через присоединеннную сеть сетевой организации в лице МУПВ «ВПЭС». Сетевая организация имеет сведения обо всех потребителях, технологически присоединенных к его сетям.

В соответствии с ч.4 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих в принадлежащих им сетях.

Порядок определения объема и расчета стоимости фактических потерь электрической энергии установлен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту Правила № 530) и Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

В соответствии с п.50 Правил недискриминационного доступа по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861(Правила недискриминационного доступа) размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

В соответствии с п.121. Правил № 530, объем потерь электрической энергии за расчетный период определяется на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электричкой энергии.

МУПВ «ВПЭС» оказывает услугу ОАО «ДЭК» по передаче электроэнергии до его потребителей. Объем оказанной услуги определяется как количество электроэнергии, отпущенное из сетей МУПВ «ВПЭС» и поставленное потребителям ОАО «ДЭК» (полезный отпуск). Полезный отпуск электрической энергии формируется ежемесячно на основании показаний приборов учета. Абоненты - юридические лица в соответствии с условиями договора энергоснабжения ежемесячно предоставляют гарантирующему поставщику «Сведения о потребленной электроэнергии за текущий месяц», основанные на показаниях приборов учета. Съем показаний приборов учета у бытовых потребителей производится силами как МУПВ «ВПЭС», так и ОАО «ДЭК» и отражается в «Ведомости снятия показаний МУПВ «ВПЭС» за соответствующий период.

Таким образом, сведения об объеме электроэнергии, поступившей в сеть МУПВ «ВПЭС», и объем электроэнергии, переданной потребителям ОАО «ДЭК», документально подтверждены первичными документами.

Сторонами ОАО «ДЭК и МУПВ «ВПЭС» на основании указанных выше первичных документов формируется «Баланс электрической энергии по сетям МУПВ «ВПЭС», в котором приводится расчет объема фактических потерь в текущем месяце. Ежемесячно ОАО «ДЭК» формирует «Акт приема-передачи электроэнергии, приобретаемой на компенсацию потерь», который подписывается обеими сторонами и полностью соответствует требованиям правовых актов, а также требованиям договора от 17.08.2007г. № 1/2007.

Данный Акт является основанием для предъявления счета-фактуры в установленном законодательством порядке.

МУПВ «ВПЭС» приказом Министерства энергетики РФ № 312 от 24.12.2008г. были утверждены нормативы технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2009г. 21,81%, на 2010 приказом № 382 от 26.08.2009 в размере 23%.

Размер фактических потерь не превышает норматива размера технологических потерь в сетях МУПВ «ВПЭС», что подтверждается, помимо заключения эксперта, представленными в материалы деля балансами электрической энергии, интегральными актами, ведомостями об объемах электроэнергии переданной (поставленной потребителям заказчика) подключенным к сетям, расчетами технологических потерь электроэнергии при передаче по электрических сетям МУПВ «ВПЭС». Данное обстоятельство не ставится под сомнение и не оспаривается налоговым органом.

Как видно из дела и не оспаривается сторонами, весь объем электроэнергии, приобретенной для компенсации потерь, фактически был использован на технологические цели в производственном процессе в соответствии с условиями заключенного договора №1/2007 от 17.08.2007г. и действующим законодательством.

Расчет регулируемых тарифов на электрическую энергию производится в соответствии с "Методическими указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее по тексту Методически указания).

В соответствии с п.27 Методических указаний определены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии:

- 1 группа – Базовые потребители; - 2 группа – Население; - 3 группа – Прочие потребители; - 4 группа – Организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

Таким образом, МУПВ «ВПЭС» является потребителем электрической энергии, приобретающим электроэнергию по регулируемым тарифам (ценам) с учетом сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.

Судом не принимаются доводы инспекции в отзыве о том, что стоимость фактических электрических потерь является возмещением убытков ДЭК.

Согласно п. 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2, тариф для конечных потребителей представляет собой сумму слагаемых в том числе: стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - единый (котловой) тариф, определяемый в соответствии с п. 51 настоящих Методических указаний;

услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.

Таким образом, стоимость услуг «ВПЭС» по передаче электрической энергии, в том числе и стоимость технологических потерь (согласно п.51 Методических указаний ФСТ РФ) включена по нормативным документам в расчет тарифа для конечных потребителей электроэнергии.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004г. «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» с Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" МУПВ «ВПЭС» установлен департаментом по тарифам Приморского края на 2009г. постановлением № 38/17 от 17.12.2008 тариф на услуги по передаче и распределению электрической энергии по сетям МУПВ «ВПЭС» -ставка за содержание электрических сетей 48 801, 439 руб/МВт в месяц, ставка на оплату потерь электрической энергии в сетях 337,167 руб/МВт.ч.

На 2010г. постановлением департамента по тарифам Приморского края № 44/30 от 23.12.2009г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, оказывающих услуги, на территории Приморского края на 2010г.» установлен двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях. В сметах расходов на передачу и распределение электрической энергии на 2009 год и 2010 год в статьи расходов включены потери электрической энергии.

Таким образом, объем электроэнергии выставленный в счетах-фактурах ОАО «ДЭК» МУПВ «ВПЭС» уже учтен в ценах (тарифах) на электрическую энергию для юридических и физических лиц( конечных потребителей), так как эта электроэнергия необходима для осуществления деятельности по передаче электрической энергии (технологические потери).

Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежат вычету покупателем на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В данном случае этой операцией является услуга по передаче электрической энергии по сетям МУПВ «ВПЭС», которая облагается НДС согласно ст. 146 НК РФ в общеустановленном порядке.

Право на возмещение из бюджета сумм НДС взаимосвязано с обязанностью по уплате этого налога в бюджет. При соблюдении этого условия, вытекающего из правовой природы НДС, положения п.2 ст. 171 НК РФ не могут рассматриваться как препятствующие использованию любых законных гражданско-правовых способов реализации товаров (работ, услуг) и обусловленных этими способами форм фактической уплаты сумм НДС и порядка реализации права на возмещение налога.

В объемах технологических потерь МУПВ «ВПЭС» является потребителем электрической энергии, реализуемой ему ОАО «ДЭК», что подтверждается актами приема-переда электрической энергии, представленные в материалы дела. ОАО «ДЭК» на реализуемую МУПВ «ВПЭС» электроэнергию, приобретаемую последним в целях компенсации потерь, выставило счета-фактуры, где составной частью стоимости приобретаемой электроэнергии является НДС.

Вывод инспекции о том, что МУПВ «ВПЭС» не является потребителем электроэнергии, а теряемая электроэнергия не получена ее потребителями, имеющими договоры энергоснабжения с ОАО «ДЭК», операции по реализации товаров не осуществлялись, электроэнергия, теряемая в сетях МУПВ «ВПЭС» не является товаром, работой, услугой, в смысле установленным п.1 ст.39 НК РФ, следовательно, право на применение к вычету суммы НДС у предприятия отсутствует, является, по мнению суда, ошибочным.

В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г., сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях являются потребителями электроэнергии.

Покупателями электрической энергии являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях (Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии").

Суд полагает, что приобретение МУПВ «ВПЭС» у ОАО «ДЭК» электроэнергии в целях компенсации потерь в сетях является операцией, признаваемой в соответствии с критериями ст.39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ, услуг, поскольку условие о передаче работ, услуг, в данном случае электроэнергии, на возмездной основе соблюдено, что подтверждается условиями договора и взаиморасчетами с ОАО «ДЭК»; передача права собственности на электроэнергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, подтверждена актами приема-передачи между МУПВ «ВПЭС» и ОАО «ДЭК»; приобретение электроэнергии в целях компенсации потерь не является ни одним из случаев, перечисленных в п.3 ст.39 НК РФ и определяющих отсутствие факта реализации товара (работ, услуг).

На основании пп.5 п.1 ст.254 НК РФ затраты на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии, составляют материальные расходы.

На основании абз.10 п.1 ст.318 НК РФ налогоплательщик вправе в своей учетной политике определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) с учетом конкретного вида деятельности.

В соответствии с Приказом по Учетной политики предприятия на 2010 год № 230- р от 31.12.2009 года для целей бухгалтерского и налогового учета (п.2.15, п.2.2) к прямым расходом относятся технологические потери электрической энергии, учитываемые на балансовом счете 20 «Основное производство».

Данные о стоимости фактически приобретенной электроэнергии в целях компенсации потерь отражены в бухгалтерском учете МУПВ «ВПЭС» на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», который предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» на основании первичных документов: Актов приема- передачи электрической энергии на компенсацию потерь.

Поскольку вся электроэнергия, приобретенная для компенсации потерь, использована на технологические цели в производственном процессе, следовательно, налогоплательщик правомерно затраты предприятия, связанные с расходами электроэнергии на компенсацию потерь, учитавает на балансовом счете 20 «Основное производство» в составе прямых затрат.

Факт неполучения потребителями электрической энергии, приобретаемой МУПВ «ВПЭС» в целях компенсации потерь, в данном случае не имеет правового значения. Приобретая электроэнергию для компенсации потерь, МУПВ «ВПЭС» выступает покупателем и потребителем этой электроэнергии, которая по смыслу договора № 1/2007, и не должна была дойти до потребителя. Тем самым, и право собственности на оплаченный объем электроэнергии перешло к МУПВ «ВПЭС», а не к иному лицу, что подтверждается актом приема-передачи электрической энергии, подписанным ОАО «ДЭК» и МУПВ «ВПЭС».

Довод налогового органа, что покупка электроэнергии на компенсацию потерь учитывалась МУПВ «ВПЭС» как услуга, а не как товар, не влияет на правомерность налогового вычета, так как и в случае приобретения услуг, и в случае покупки товара, возникает факт реализации (услуги, товара), и, соответственно, объект налогообложения. Так, согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Содержащийся в оспариваемом решении № 09/141-1 довод о том, что электроэнергия, теряемая в сетях МУПВ «ВПЭС», не является товаром, работой, услугой, неоснователен, так как электроэнергия, приобретаемая МУПВ «ВПЭС» по договору № 1/2007, не отличается от электроэнергии, потребленной потребителями, так как были фактически произведены и поступили в сети МУПВ «ВПЭС» в точках ее приема.

Компенсация потерь электрической энергии в сетях, принадлежащих МУПВ «ВПЭС» является следствием сделки по приобретению электрической энергии МУПВ «ВПЭС» у ОАО «ДЭК», по договору № 1/2007 в целях оказания услуги ОАО «ДЭК» по передаче электрической энергии в рамках того же договора. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает каких-либо ограничений для признания факта реализации товара, работы, услуги, в зависимости от целей, для которых такие товары, работы, услуги приобретаются по возмездному договору.

Налоговый орган вынес решение о привлечении к налоговой ответственности МУПВ «ВПЭС», основывая свою позицию, в том числе, на выводах, изложенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009г. № 4762/09 по делу №А51-3541/2008 24-48 и Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.10.2011 №Ф03-4541/2011 по делу №А73-12626/2010.

Однако, содержащиеся в этих судебных актах выводы неприменимы к рассматриваемой ситуации, поскольку основаны на иных фактических обстоятельствах.

В частности, в рамках дела №А51-3541/2008 24-48 рассматривался спор между организацией по производству и сбыту тепловой энергии и организацией, осуществляющей транспортировку тепловой энергии, где предметом спора иска являлось взыскание убытков, вызванных потерей тепловой энергии, возникших в связи с виновным нарушением договорных обязательств организацией-транспортировщиком тепловой энергии в связи с невосстановлением разрушенной тепловой изоляции на участке трубопровода и необеспечением надлежащего состояния тепловых сетей. Таким образом, в данном случае предметом спора были убытки, возникшие в связи с виновными сверхнормативными (а не технологически необходимыми) потерямии теплоэнергии, которая не получена ни конечными потребителями, ни организацией-транспортировщиком тепловой энергии, а безвозвратно утрачена.

В настоящем деле суд признает, что расходы на приобретение электроэнергии с целью компенсации технологических потерь в сетях являются экономически оправданными и документально подтвержденными. Расходы на оплату технологических потерь связаны с производственной деятельностью по оказанию услуг по передаче электроэнергии, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ, что свидетельствует о наличии у МУПВ «ВПЭС» права на налоговый вычет.

На основании ч.2 ст. 201 АПК РФ суд признает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю от 26.09.2012 № 09/141-1 в оспариваемой части недействительным, заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины и судебные издержки на проведение экспертизы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на налоговый орган.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю от 26.09.2012 № 09/141-1 « о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 29 650 428,8 руб., в том числе за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в Федеральный бюджет РФ, в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога в сумме 109 950 руб.; за неполную уплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога в сумме 989 549 руб.; за неполную уплату налога на добавленную стоимость, в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога, в сумме 28 550 929,8руб.;

в части начисленных пени в сумме 49 075 487,99 руб., в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет 14 728,02руб.; по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ в сумме 302 258,54руб.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 48 758 501,43руб.;

в части начисленных налогов в сумме 203 831 211 руб., в том числе налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 549 750 руб.; налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 4 947 749 руб.; налога на добавленную стоимость в сумме 198 333 712 руб.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в пользу муниципального унитарного предприятия г.Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в пользу муниципального унитарного предприятия г.Владивостока «Владивостокское предприятие электрических сетей» судебные издержки на проведение экспертизы в сумме 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Андросова Е.И.