АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток
«02» октября 2006 годаДело № А51–11828/06 10-349
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.М. Слепченко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Чебуркова Евгения Николаевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю
об обязании возвратить излишне уплаченные налоговые санкции в сумме 52140,98 руб.
при ведении протокола судебного заседания судьёй О.М. Слепченко
при участии в заседании:
от заявителя – представитель Говорухина А.А., доверенность от 13.09.2006, полная, на 3 года, нотариальная
от МИФНС – специалист ю/о Уранова А.С., доверенность от 10.01.2006 №05/6
установил:
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 25 сентября 2006 года, а изготовление решения в мотивированном виде было отложено судом на основании статьи 176 АПК РФ.
Индивидуальный предприниматель Чебурков Евгений Николаевич (далее по тексту – заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю (далее по тексту – инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченные налоговые санкции в сумме 52140,98 руб.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, предприниматель пояснил, что в 2005 году он по платежным поручениям ошибочно перечислил на код бюджетной классификации, соответствующий денежным взысканиям за нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговые санкции за непредставление деклараций по НДФЛ, ЕСН за 2002-2003 годы и за непредставление документов по НДС за 2003-2004 годы, начисленные по результатам выездных налоговых проверок.
Поскольку заявление налогоплательщика о возврате ошибочно перечисленных денежных средств было оставлено налоговым органом без удовлетворения, заявитель, ссылаясь на статьи 21, 78 НК РФ, просит суд удовлетворить его требования и обязать налоговый орган возвратить 52140,98 руб.
Налоговый орган по существу заявленных требований пояснил, что, несмотря на то, что в налоговом законодательстве закреплена обязанность налоговых органов по осуществлению возврата излишне уплаченных штрафов, статья 78 НК РФ регулирует порядок осуществления зачета и возврата только в отношении налогов и пени.
Учитывая, что действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает порядок возврата излишне уплаченных штрафов, инспекция, ссылаясь на Приказ ФНС России от 15.09.2005 №САЭ-3-19/446@, считает, что сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику только по решению суда.
Выслушав пояснения заявителя и налогового органа, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
30 июня 2005 года налоговый орган по результатам выездных налоговых проверок вынес решения:
1)№41, которым на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок запрошенных документов по НДС за 2003 год привлек предпринимателя к ответственности в виде штрафа в сумме 14165 руб.;
2)№42, которым привлек предпринимателя к ответственности в виде штрафов:
- в сумме 150 руб. за непредставление в установленный срок запрошенных документов по НДС за 2004 год на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ;
- в сумме 6679,50 руб. за непредставление в установленный срок декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ;
- в сумме 5093 руб. за непредставление в установленный срок декларации по налогу на доходы физических лиц за 2002 год на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ;
- в сумме 26053,48 руб. за непредставление в установленный срок декларации по единому социальному налогу за 2002 год на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ.
07 июля 2005 года предприниматель направил в филиал ОАО «Дальневосточный банк» г. Уссурийск платежные поручения на уплату указанных налоговых санкций, в том числе:
·№145 на сумму 14165 руб.;
·№151 на сумму 150 руб., при этом в платежном поручении ошибочно была указана дата 07.07.2006;
·№152 на сумму 6679,50 руб., при этом в платежном поручении ошибочно была указана дата 07.07.2006;
·№153 на сумму 31146,48 руб., при этом в платежном поручении ошибочно была указана дата 07.07.2006.
Поскольку в указанных платежных поручениях налогоплательщик указал код бюджетной классификации – 18211603010013000140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства о налогах и сборах), а не 18210301000013000110 (штрафы по НДС), 18210102022013000110 (штрафы по НДФЛ), 18210201010013000110 (штрафы по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет), 18210201030083000110 (штрафы по ЕСН, зачисляемому в федеральный ФОМС) и 18210201040093000110 (штрафы по ЕСН, зачисляемому в территориальный ФОМС) инспекция разнесла данные платежи в карточку лицевого счета по денежным штрафам, в связи с чем по состоянию на 07.07.2005 у заявителя образовалась переплата по налоговым санкциям в сумме 52140,98 руб.
13 июня 2006 года предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченных денежных средств, на что письмом от 26.06.2006 №14/31191 получил отказ с указанием, что сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику только по решению суда.
С учетом изложенного Чебурков Е.Н. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании инспекцию возвратить излишне уплаченные налоговые санкции в сумме 52140,98 руб.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Вместе с тем, из положений статьи 78 НК РФ следует, что её правила применяются только в отношении зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней.
Следовательно, довод налогового органа о том, что в налоговом законодательстве относительно порядка осуществления зачета и возврата излишне уплаченных штрафов существует пробел, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
С учетом изложенного суд в спорной ситуации применяет аналогию закона и при проверке обоснованности заявленных требований руководствуется положениями статьи 78 НК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
При этом согласно пункту 8 указанной статьи заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, а согласно пункту 9 этой же статьи возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Анализ указанных положений Кодекса показывает, что поводом для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных штрафов является наличие переплаты по налоговым санкциям. При этом налогоплательщик имеет право на такое обращение только в пределах 3-летнего срока со дня уплаты соответствующих сумм.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налогоплательщик заявлением от 13.06.2006 просил налоговый орган произвести возврат ошибочно перечисленных по платежным поручениям №145, 151, 152, 153 от 07.07.2005 налоговых санкций по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в общей сумме 52140,98 руб.
Наличие переплаты по коду бюджетной классификации 18211603010013000140, соответствующему денежным взысканиям (штрафам) за нарушения законодательства о налогах и сборах, по состоянию на 07.07.2005 подтверждается карточкой лицевого счета, справкой №62247 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 22.04.2006 и не оспаривается налоговым органом.
Кроме того, из представленных в материалы дела копий платежных поручений и карточек лицевого счета по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу следует, что 28 сентября 2005 года налогоплательщик на правильные коды бюджетной классификации повторно уплатил в бюджет налоговые санкции по НДФЛ в сумме 6679,50 руб. и 5093 руб. (платежное поручение №2019), по ЕСН в сумме 26053,48 руб. (платежные поручения №2021, 2022, 2023) и 05 мая 2006 года налоговые санкции по НДС в сумме 14165,06 руб. (платежное поручение №107) и 150 руб. (платежное поручение №108).
Подводя итог изложенным обстоятельствам, суд считает, что предприниматель при обращении в налоговый орган с заявлением от 13.06.2006 о возврате излишне уплаченных налоговых санкций в сумме 52140,98 руб. выполнил требования статьи 78 НК РФ.
Следовательно, инспекция в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 78 НК РФ в течение месяца со дня получения указанного заявления обязана была произвести возврат излишне уплаченных штрафов.
Учитывая, что налоговый орган при соблюдении налогоплательщиком всех условий статьи 78 НК РФ отказался произвести возврат излишне уплаченных налоговых санкций в спорном размере, суд считает, что отказ налогового органа №14/311191 от 26.06.2006 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Принимая во внимание, что переплата по налоговым санкциям в сумме 52140,98 руб. по настоящее время заявителю не возвращена, её наличие подтверждается актом сверки, карточкой лицевого счета и не оспаривается налоговым органом, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя.
Довод налогового органа со ссылками на Приказ ФНС России от 15.09.2005 №САЭ-3-19/446@ о том, что, поскольку статья 78 НК РФ не регулирует порядок возврата штрафов, то сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику только по решению суда, судом отклоняется, поскольку в налоговом законодательстве, как указывает сама инспекция, установлено право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного штрафа, которому корреспондирует обязанность налогового органа по такому возврату.
В связи с удовлетворением требований заявителя в полном объёме государственная пошлина в размере 2064,23 руб., уплаченная предпринимателем при подаче заявления, на основании пункта 5 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю возвратить индивидуальному предпринимателю Чебуркову Евгению Николаевичу из бюджетов различных уровней налоговые санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах в сумме 52140,98 руб. (пятьдесят две тысячи сто сорок рублей 98 копеек).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Чебуркову Евгению Николаевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2064,23 руб. (две тысячи шестьдесят четыре рубля 23 копейки), уплаченную платежным поручением №191 от 16.08.2006 через филиал ОАО «Дальневосточный банк» г. Уссурийск. Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья О.М. Слепченко