АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-21876/2012
26 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 26 октября 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Е. Рушульской,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Золотой Дракон» (ИНН 2537073409, ОГРН 1052503455916, дата государственной регистрации в качестве юридического лица –29.03.2005)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ИНН 2721170838, ОГРН 1092721006124, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 13.10.2009)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель Малец В.Е. по доверенности от 17.07.2012, паспорт;
от административного органа – представители не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Золотой Дракон» (далее по тексту – «заявитель», «общество», «ООО «Золотой Дракон»») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 440-06/2012 от 28.08.2012 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – «Управление», «административный орган») за несвоевременную подачу декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя на требованиях настаивал в полном объеме, считает вынесенное постановление не законным и подлежащим отмене, в обоснование требований указал, что сам факт направления декларации № 6 об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 11.07.2012, которая должна была быть направлена на бумажном носителе по сроку не позднее 10.07.2012, не оспаривает, вместе с тем, полагает, что предоставление спорной декларации на бумажном носителе в контролирующий орган с опозданием на один день не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениями, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем полагает возможным применить положения о малозначительности правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Данные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем оспариваемое постановление о назначении административного наказания является не законным и подлежит отмене.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, по тексту представленного через канцелярию суда отзыва на заявление указал, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку материалами дела полностью подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена 15.13 КоАП РФ.
Ответчик полагает, что угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий неисполнения установленных законодательством обязанностей, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, в связи с чем применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение общества от административной ответственности не оправдывает установленной законом цели административного наказания.
Суд на основании статьей 123, 156 и 200 АПК РФ и с согласия представителя заявителя, рассмотрел заявление в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя административного органа по имеющимся в материалах дела документах.
Заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Золотой Дракон» имеет лицензию № А 604333 от 24.06.2009 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, сроком действия до 23.06.2014.
Как следует из материалов дела, 14.08.2012 административным органом проведена проверка соблюдения ООО «Золотой Дракон» требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По факту нарушения требований действующего законодательства в отношении общества было возбуждено дело об административном правонарушении и по результатам проверки в отсутствии надлежащим образом извещенного его представителя составлен протокол об административном правонарушении № 440-06/2012 от 14.08.2012, в котором зафиксирован факт несвоевременного представления обществом в налоговый орган на бумажном носителе декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 за 2 квартал 2012 года, по организации, находящейся по адресу: 690012, г. Владивосток, ул. Калинина, 241.
28.08.2012 руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу вынесено постановление № 440-06/2012 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей. Указанное постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества, ввиду его надлежащего извещения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ установлена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 14 данного Федерального закона порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок представления деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, об объемах использования этилового спирта, об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах использования алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - декларации) на период спорных отношений, определяло Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 26.01.2010), которым утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 3 указанного Положения организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению № 6.
Пунктом 4 Положения установлено, что декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, обществу в целях соблюдения требований действующего законодательства, надлежало представить спорную декларацию не позднее 10.07.2012.
Согласно пункту 5 указанного Положения организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации, а также представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной Службой формате.
Порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 № 52н, пунктом 1 которого установлено, что декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.
Как следует из материалов дела, декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 за 2 квартал 2012 года представлены обществом на бумажном носителе – 11.07.2012, что подтверждается датой почтовой отправки согласно описи, то есть с нарушением установленного срока, а в электронном виде своевременно - 10.07.2012, в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 Положения. В материалах дела имеется квитанция № 1277327 от 26.07.2012, подтверждающая прием декларации, направленной обществом в адрес административного органа в электронном виде.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде представило декларацию об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2012 года в установленный законом срок, с последующим представлением на бумажном носителе 11.07.2012, то есть с опозданием на один день.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, запрещаются.
Учитывая, что административная ответственность, предусмотренная статьей 15.13 КоАП РФ, установлена за непредставление декларации в установленный срок, а в соответствии с Положением декларации представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде, срок представления которых является одинаковым, суд считает обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.
Выявленное административным органом правонарушение подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, пояснительной запиской директора общества № 07/7 от 30.07.2012, описью документов, направленных в адрес ответчика 11.07.2012, протоколом № 440-06/2012 от 14.08.2012 об административном правонарушении, а также другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Суд полагает обоснованным вывод Управления о том, что поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, требования законодательства о необходимости представления деклараций с достоверными данными направлены, в том числе, на обеспечение эффективности упорядоченности государственного регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции РФ.
Суд полагает, что у общества имелась возможность в целях надлежащего исполнения требований действующего законодательства, не допустить совершение административного правонарушения и своевременно представить спорную декларацию, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к совершению административного правонарушения.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
При применении меры ответственности необходимо учитывать все обстоятельства дела, в том числе, характер совершенного правонарушения, размера вреда и тяжесть наступивших последствий.
Определение характера совершенного правонарушения предполагает установление обстоятельств о том, содержит ли правонарушение какую-либо угрозу для личности, общества и государства.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Следовательно, действующее законодательство не исключает возможность применения положений о малозначительности административного правонарушения и освобождения от административной ответственности к административным правонарушениям, если фактические обстоятельства дела объективно свидетельствуют о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что сам факт нарушения требований законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части непредставления в установленные сроки спорной декларации, заявителем не оспаривается, вместе с тем, представитель указал, что поскольку налоговая декларация № 6 представленная обществом в электронном виде содержит те же сведения, что и декларация на бумажном носителе, допущенное обществом правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причиняет вреда интересам граждан, общества и государства.
Материалами дела подтверждается, что заявитель обращался в Управление с ходатайством о применении малозначительности совершенного правонарушения, вместе с тем, указанное ходатайство было остановлено административным органом без удовлетворения.
Признавая совершенное обществом правонарушение малозначительным, суд принимает во внимание то, что налоговая декларация об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 за 2 квартал 2012 года была представлена обществом в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате своевременно, содержащиеся в них сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, соответствовали сведениям, указанным в декларации, представленной на бумажном носителе, что свидетельствует об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания.
Поскольку действующее законодательство не дает однозначного понятия по порядку представления деклараций (в электронном виде, на бумажном носителе или в обоих видах сразу), общество допустило несвоевременное представление декларации на бумажном носителе при ее своевременном представлении в электронном виде, что административным органом не оспаривается.
Учитывая установленные судом обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства, а также характер совершенного правонарушения, суд также принимает во внимание отсутствие у заявителя умысла на причинение государству или обществу материального вреда, вреда жизни и здоровью, а также отсутствие отягчающих вину обстоятельств, и считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить ООО «Золотой Дракон» от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 28.08.2012 по делу об административном правонарушении №440-06/2012, вынесенное в отношении ООО «Золотой Дракон».
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Турсунова Ю.C.