АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-16528/2012
28 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе: судьи Куделинской Л.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Паршиным М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Промсвязьбанк» (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142)
к Государственному учреждению – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
о признании недействительными решения и требования от 11.05.2012 № 73,
при участии: от заявителя – Красикова Н.В. по доверенности № 40 от 21.02.2012; от фонда – Субботина А.Ю. по доверенности № 02-38/01-9445 от 15.12.2011,
установил: Открытое акционерное общество «Промсвязьбанк» (далее «заявитель», «общество», «страхователь») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее «фонд», «страховщик») о признании недействительными решения № 73 от 11.05.2012 «О непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и требования № 73 от 11.05.2012 «О возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачёту».
В обоснование заявленного требования общество указало на то, что отказ фонда в принятии к зачёту суммы 4 484 рублей 62 копеек, составляющей расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, противоречит нормам Федерального закона от 20.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее «Федеральный закон № 255-ФЗ»), которые предусматривают исчисление пособия по уходу за вторым ребёнком до достижения им возраста полутора лет из среднего заработка, рассчитанного для исчисления пособия до 1,5 лет по уходу за первым ребёнком.
По мнению заявителя, поскольку у сотрудницы Воронкиной О.Ю. не было периода работы перед наступлением отпуска по беременности и родам второго ребенка, пособие по беременности и родам должно быть исчислено из заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за первым ребёнком. Соответственно, и ежемесячное пособие по уходу за вторым ребёнком до достижения им возраста полутора лет должно быть исчислено из заработка, из которого исчислялось пособие по беременности и родам во втором случае.
Таким образом, заявитель полагает, что оспариваемые решение и требование приняты фондом с нарушением законодательно установленных норм, которые не предусматривают, что право на расчёт пособия в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее «Постановление № 375») может быть применено один раз по выбору застрахованного лица к тому или иному страховому случаю, как утверждает страховщик.
Страховщик представил отзыв на заявление, из которого следует, что с требованиями заявителя фонд не согласен, оспариваемые решение и требование считает законными и обоснованными, поскольку заявителем неверно определён размер среднего заработка для исчисления суммы ежемесячного пособия по уходу за вторым ребёнком до 1,5 лет, который должен определяться исходя из тарифной ставки установленного разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребёнком, как это установлено пунктом 11 Постановления № 375.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд
у с т а н о в и л:
На основании пункта 4 статьи 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ 10 апреля 2012 года фондом проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 года в связи с обращением страхователя за выделением средств на выплату страхового обеспечения.
В ходе камеральной проверки установлено, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребёнком до 1,5 лет сотруднице Воронкиной О.Ю. назначено, исчислено и выплачено страхователем с нарушением требований, установленных пунктом 11.1 Постановления № 375, о чём составлен акт № 76 от 10.04.2012 камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам рассмотрения акта № 76 от 10.04.2012 фондом вынесено решение № 73 от 11.05.2012, в соответствии с которым не приняты к зачёту расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4 484 рублей 62 копеек.
На основании данного решения заявителю направлено требование № 73 от 11.05.2012, которым страхователю предложено в десятидневный срок после получения требования возместить расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачёту, в сумме 4 484 рублей 62 копеек.
Не согласившись с данными решением и требованием, посчитав, что они приняты с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы страхователя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, в обоснование своих требований и возражений, исследовав материалы дела, суд, считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведённых страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтверждённых документами, произведённых на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачёту в счёт уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решение о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трёх дней со дня вынесения решения. Формы решения о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения и требования об их возмещении утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством состоит из Федерального закона № 255-ФЗ, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее «Федеральный закон № 81-ФЗ»), Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее «Федеральный закон № 212-ФЗ»), а также принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Согласно статье 14 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 343-Ф3 и от 25.02.2011 № 21-ФЗ) с первого января 2011 года исчисление пособий по беременности и родам и ежемесячного по уходу за ребёнком производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления каждого отпуска соответственно.
Однако, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребёнком наступили в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, то в соответствии с заявлением работника - застрахованного лица, исчисление пособия по беременности и родам или ежемесячного пособия по уходу за ребёнком может быть произведено по нормам Федерального закона № 255-ФЗ, действовавшим до первого января 2011 года.
При этом исчисление пособий производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления каждого страхового события, при условии, что данный расчёт приведёт к увеличению размера пособий.
Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом № 212-ФЗ в 2010 году.
Из материалов дела следует, что застрахованным лицом, Воронкиной Ольгой Юрьевной, сотрудницей ОАО «Промсвязьбанк», было написано заявление о способе расчёта пособия по уходу за вторым ребёнком по старым правилам, действовавшим до 01.01.2011, следовательно, при расчёте пособия по уходу за ребёнком должны применяться нормативные акты, действовавшие до 2011 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), пунктов 6, 10, 11 Постановления № 375 (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком.
В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребёнком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Согласно пункту 11.1 Положения в случае, если застрахованное лицо в течение периодов, указанных в п.п. 6, 10, 11, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребёнком.
Под страховым случаем в соответствии со статьёй 1.2 Федерального закона № 255-ФЗ понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица на получение и обязанность страхователя на выплату страхового обеспечения.
В силу статьи 1.3 Федерального закона 255-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребёнком в возрасте до 1,5 лет.
Наступление или начало страхового случая для пособия по беременности и родам определяется датой начала отпуска по беременности и родам в соответствии с заявлением застрахованного лица, для ежемесячного пособия по уходу за ребёнком — первым днём предоставленного отпуска по уходу за ребёнком (статья 11.1 Федерального закона 255-ФЗ и статья 13 Федерального закона № 81-ФЗ).
Для каждого страхового случая соответствует определённое страховое обеспечение: для беременности и родов - пособие по беременности и родам, для ухода за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет — ежемесячное пособие по уходу за ребёнком. Таким образом, беременность и роды, уход за ребёнком являются отдельными самостоятельными страховыми случаями.
В рассматриваемой ситуации (отпуск по уходу за вторым ребёнком) в 12 месяцах, предшествующих месяцу ухода в отпуск по уходу за вторым ребёнком (расчётный период 01.06.2010 - 31.05.2011), Воронкина О.Ю. находилась в отпуске по беременности и родам и заработка не имела.
В 12 месяцах, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая - отпуска по беременности и родам (расчётный период 01.02.2010 - 31.01.2011), работница также заработка не имела, так как находилась в отпуске по уходу за первым ребёнком и в отпуске по беременности и родам за первым ребёнком.
Таким образом, расчёт должен производится в соответствии с пунктом 11.1 Постановления № 375 - средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребёнком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учётом этих коэффициентов.
В ходе камеральной проверки фондом было установлено, что в нарушение пункта 11 Постановления № 375 страхователем неверно произведён расчёт пособия по уходу за вторым ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет Воронкиной О.Ю. – так как застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребёнком, средний заработок не определён исходя из должностного оклада на день наступления отпуска по уходу за ребёнком.
Суд считает обоснованным данный вывод страховщика, поскольку Воронкина О.Ю. не имела заработка в течение последних 12 календарных месяцев предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за вторым ребёнком, то по правилам пункта 11 Постановления № 375 для исчисления пособия по беременности и родам должен использоваться средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть из того же заработка и отработанного времени, по которым исчислялось ежемесячное пособие по уходу за первым ребёнком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачёту расходы на обязательное социальное страхование, произведённые страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что страховщик правомерно отказал страхователю в принятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 4 484 рублей 62 копеек и обжалуемые решение и требование являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Куделинская Л.А.