НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 22.01.2024 № А51-3650/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-3650/2023

31 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2024 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лотте Отель Владивосток" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 18.12.2002)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.12.2004)

о признании незаконным предписания от №253620230003006 от 17.01.2023

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.08.2023, диплом, паспорт,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.02.2023 № 10-11/0367, диплом, сл.удостоверение,

установил: общества с ограниченной ответственностью "Лотте Отель Владивосток" обратилось в суд с требованием о признании незаконным предписания от №253620230003006 от 17.01.2023 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства, выданного Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю.

Заявитель полагает, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, а также возлагает на ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОК» обязанность по осуществлению заведомо неисполнимых действий по возврату денежных средств в полном объеме по соглашению о разделении расходов от 03.12.2018 заключенного между ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ Владивосток» (далее - ЛОТТЕ Владивосток) и HOTEL LOTTE CO. LTD (Республика Корея), поскольку, по мнению общества, налоговым органом не представлено объективных доказательств недействительности сделки по заключению указанного соглашения с приложениями А, В – Соглашения о лицензировании прав интеллектуальной собственности, Соглашения об уровне обслуживания и не опровергнута реальность ее исполнения.

Инспекция представила в дело материалы проверки, письменный отзыв, согласно которому предъявленные требования не признала, настаивает на законности оспариваемого предписания.

Из представленных документов судом установлено следующее.

Налоговым органом проведена проверка по вопросу соблюдения обществом валютного законодательства РФ, в ходе которой установлено, что 03.12.2018 ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ Владивосток» (далее - ЛОТТЕ Владивосток) и HOTEL LOTTE CO. LTD. (Республика Корея) (далее - HOTEL LOTTE) заключили Соглашение о разделении расходов (далее - Соглашение).

В целях учёта валютных операций и осуществления контроля за их проведением 25.12.2018 ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ Владивосток» в уполномоченном банке - ПАО АКБ «Приморье» поставило на учет Соглашение от 03.12.2018 с присвоением уникального номера контракта 18120004/3001/0000/4/1.

Согласно разделу II «Сведения о платежах» ВБК ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ Владивосток» за период с 01.01.2019 по 21.10.2022 в рамках указанного Соглашения производило платежи на общую сумму 1 350 747,64 долл. США по коду вида операции 21200 («расчеты резидента за выполненные нерезидентом работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них...»), в том числе:

- 18.01.2021 в размере 10702,20 долл. США,

- 16.04.2021 в размере 7855,04 долл. США,

- 15.07.2021 в размере 10898,79 долл. США,

- 18.10.2021 в размере 36112,51 долл. США,

- 17.01.2022 в размере 14704,18 долл. США.

ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ Владивосток» в банк УК предоставлены сведения о валютных операциях (далее - СВО) с приложением счетов, в которых отражено описание расходов и общая сумма, подлежащая оплате. К справкам о подтверждающих документах (далее - СПД), представленным в банк УК в качестве подтверждающих документов, предоставлены акты сдачи-приемки услуг, в которых перечислены оказанные за определенный период времени услуги и общая стоимость оказанных услуг.

Проанализировав представленные в банк УК документы, налоговый орган пришел к выводу о том, что они не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для первичных учетных документов. Поскольку акты приема-передачи и счета, представленные в банк УК, не подтверждают оказание услуг в рамках Соглашения, налоговый орган посчитал указанные выше платежи незаконными валютными операциями.

Постановлением от 17.01.2023 № 25362300900018700004 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 354 512 рублей с учетом применения наказания в виде штрафа в размере 40% суммы незаконной валютной операции ввиду наличия отягчающих ответственность обстоятельств на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

17.01.2023 обществу выдано предписание №253620230003006 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства, которым ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОК» предписано произвести возврат в Российскую Федерацию на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся за неоказанные услуги в рамках недействительного соглашения от 03.12.2018 в размере 80272,72 долл. США (пункт 1).

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона № 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

На основании Указа Президента от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена и 08.08.2016 исключена из Единого государственного реестра юридических лиц; функции органа валютного контроля упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Согласно части 2 статьи 23 Закона № 173-ФЗ органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1); применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 2).

На основании пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (далее - Положение), Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

На основании пункта 5.1.5 Положения ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОК» состоит на налоговом учете в МИФНС №15 по Приморскому краю, в связи с чем указанный орган проводил проверку соблюдения обществом валютного законодательства обоснованно.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано МИФНС №15 в пределах предоставленных ей полномочий.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования (часть 2 статьи 5 Закона № 173-ФЗ).

Подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпунктом 9 пункта 4 статьи 23 Закона №173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, подтверждающие совершение валютных операций, которые предусмотрены статьёй 23 названного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям.

Частью 5 статьи 23, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ установлена обязанность для резидентов представлять органам и агентам валютного контроля документы, связанные с проведением валютных операций, которые должны содержать достоверную информацию и быть действительными; уполномоченные банки (агенты валютного контроля) отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, либо представления им недостоверных документов (абзац четвертый).

Как следует из пунктов 4.1, 4.1.3 Инструкции от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", утвержденной Центральным Банком Российской Федерации (далее - Инструкция N 181-И), ее действие распространяется на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции N 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, документы, указанные, в том числе в пункте 8.1.3, а именно: в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Проведение валютных операций в рамках недействительного договора действующим законодательством не допускается.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2023 по делу №А51-1540/2023 ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОК» отказано в признании незаконным и отмене постановления МИФНС №15 от 17.01.2023 № 25362300900018700004 «О назначении административного наказания», которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении валютного законодательства, для устранения которого обществу выдано оспариваемое в настоящем деле предписание; постановление изменено судом в части размера назначенного административного штрафа.

Обстоятельства дела, установленные в рамках дела № А51-1540/2023, свидетельствуют о совершении обществом незаконных валютных операций в виде перевода денежных средств 18.01.2021 в размере 10 702,20 долл. США, 16.04.2021 в размере 7 855,04 долл. США, 15.07.2021 в размере 108 98,79 долл. США, 18.10.2021 в размере 36 112,51 долл. США, 17.01.2022 в размере 14 704,18 долл. США в адрес HOTEL LOTTE при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих хозяйственные операции, совершенные на указанные суммы

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в том числе: Соглашение о разделении расходов от 03.12.2018 с приложениями А, В - Соглашение о лицензировании прав интеллектуальной собственности, Соглашение об уровне обслуживания, акты сдачи-приемки услуг, инвойсы, с учетом положений статьи 1027, пункта 1 статьи 1031 ГК РФ, приняв во внимание вступившие в законную силу судебные акты по делу N А51-9495/2021, которыми установлено, что заключенное 03.12.2018 между HOTEL LOTTE CO., LTD и ООО "Лотте Отель Владивосток" Соглашение о лицензировании прав интеллектуальной собственности фактически является договором коммерческой концессии, установлена необходимость подтверждения обществом при осуществлении валютных операций факта предоставления услуг и передачи объектов интеллектуальной собственности HOTEL LOTTE для функционирования отеля в соответствии с Соглашением о лицензировании.

С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой пользователем по договору коммерческой концессии, пользователь обязан: использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом; соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав (статья 1032 ГК РФ).

Согласно пункту С преамбулы к указанному Соглашению HOTEL LOTTE предоставляет ЛОТТЕ Владивосток объекты интеллектуальной собственности, описанные в приложении А.

На основании Приложения А (Описание объектов интеллектуальной собственности) HOTEL LOTTE лицензирует использование, в том числе торговой марки, предоставляет ЛОТТЕ Владивосток ноу-хау, информационные материалы в маркетинговых целях, что также свидетельствует о заключении сторонами договора коммерческой концессии применительно к положениям статьи 1027 ГК РФ.

Судами установлено, что предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователем комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (пункт 2 статьи 1028 ГК РФ).

Проанализировав представленный в материалы дела ответ Федерального института промышленной собственности от 11.02.2022 N 41-017073-12, суд установил, что регистрация Соглашения от 03.12.2018 о лицензировании прав интеллектуальной собственности не производилась, в связи с чем признали несостоявшейся передачу HOTEL LOTTE права использования обществом торговой марки Lotte.

Относительно иных описанных в Приложении А к Соглашению о лицензировании объектов интеллектуальной собственности, в том числе ноу-хау, суды со ссылкой на пункт 1 статьи 1465 ГК РФ пришли к выводу, что целью установления факта наличия/отсутствия "ноу-хау" в качестве основных критериев подлежит определению: новизна (необщеизвестность) информации, ограниченность доступа к информации (конфиденциальность) и наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности. При этом для того, чтобы быть отнесенной к ноу-хау, информация должна иметь в совокупности все признаки.

Вместе с тем указанные в Приложении А инструкции ноу-хау не являются, поскольку на момент оказания рассматриваемых услуг все перечисленные инструкции являются общепринятыми и стандартизованными (общеизвестными); параметры и санитарно-гигиенические требования, соответствуют параметрам, регламентированным законодательством Российской Федерации, в связи с чем действительная коммерческая ценность перечисленных в Соглашении о лицензировании инструкций не подтверждена.

В целях оценки валютных операций и контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям, представленные обществом документы не подтверждали оказание услуг в рамках Соглашений, учитывая, что наличие встречного предоставления должно быть надлежащим образом документально подтверждено.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

К таким документам относятся накладные, акты приема-передачи, универсальные передаточные документы, чеки, электронные билеты (посадочные талоны), путевые листы и другие документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Из представленных обществом актов сдачи-приемки услуг по Соглашению о лицензировании следует, что исполнитель оказал, а заказчик принял услуги лицензирования прав интеллектуальной собственности.

Вместе с тем вопреки утверждению заявителя, ни акты сдачи-приемки услуг, ни счета не раскрывают содержание хозяйственных операций, не содержат ссылок, кем и какие именно осуществлены услуги за определенный период, из их содержания невозможно установить конкретизацию фактически оказанных услуг, таким образом невозможно установить их реальность.

Таким образом, судебным актом по делу № А51-1540/2023 на основании материалов административного производства установлено, что Соглашение от 03.12.2018 не влечет правовых последствий, и со стороны ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОК» допущены нарушения валютного законодательства в виде проведения валютных операций в рамках недействительного Соглашения, что в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела с участием тех же лиц.

Соответственно, у инспекции имелись законные основания для выдачи обществу предписания с требованием устранить указанные нарушения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание полностью соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, выдано в пределах полномочий налогового органа при соблюдении порядка проведения проверки,срок исполнения предписания является исполнимым (30 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего судебного постановления в случае обжалования предписания), содержание предписания ясно и недвусмысленно, в связи с чем,оспариваемое предписание не нарушает законные права и интересы общества.

Обязанность органа валютного контроля установить в предписании конкретный способ его исполнения Законом № 173-ФЗ не предусмотрена; перечень принимаемых резидентом для исполнения предписания мер является открытым, выбор таких мер является усмотрением самого обязанного лица, а критерием выбора таких мер (способов) исполнения предписания является достижение указанной в предписании цели – обеспечить возврат в Российскую Федерацию иностранной валюты в размере 802272,72 долл. США. При этом, суд учитывает, что контрагент в адрес которого были перечислены денежные средства, является 100% учредителем ООО «ЛОТТЕ ОТЕЛЬ Владивосток», в связи с чем доводы о неисполнимости оспариваемого предписания подлежат отклонению.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по настоящему делу относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Кирильченко М.С.