НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 22.01.2024 № А51-10247/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-10247/2023

31 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 31 января 2024 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,

при ведении протокола помощником судьи О.А Талышкиной (до перерыва), секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Эко Квартал» (ИНН 2540234416, ОГРН 1182536013428, дата государственной регистрации 26.04.2018)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Приморскому краю (ИНН 2540010720, ОГРН 1042504383228, дата государственной регистрации 27.12.2004)

о признании незаконным решение от 13.01.2023 №06-12/210 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии:

от заявителя: Берёза Д.Н., доверенность от 17.10.2022 сроком на три года, удостоверение адвоката (до и после перерыва), Корниенко О.Ю. по доверенности от 01.09.2023, паспорт (до перерыва),

от ответчика: Чудина Е.А. по доверенности от 09.01.2024 №11-09/2, удостоверение, диплом (до и после перерыва), Соболевская О.С. доверенность от 09.01.2024 №11-09/10 диплом, удостоверение (до перерыва), Малышенко Е.В., доверенность от 08.08.2023 №11-15/57, удостоверение (до перерыва), Цицилина И.А. по доверенности от 21.11.2023 №11-17/65, диплом, сл.удостоверение (после перерыва),

установил: общество ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Эко Квартал» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Приморскому краю от 13.01.2023. №06-12/210 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, считает, что принятое налоговым органом решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. В обоснование своей позиции Общество указывает, что основанием для применения пониженной ставки по налогу на прибыль резидентов СПВ, предусмотренных положениями п. 1.8 ст. 284 НК РФ и п. 2 ст. 284.4 НК РФ, является осуществление деятельности, предусмотренной Соглашением, в определенном указанными нормами НК РФ соотношении. Инспекция ошибочно полагает, что критерием возможности получения освобождения от налога на прибыль организаций служит внесение в Соглашение об осуществлении деятельности резидента СПВ сведений о конкретном объекте строительства, что не соответствует требованиям НК РФ и Федеральных законов от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток».Общество считает, что обязанность по заключению дополнительных соглашений на каждый строительный объект, где осуществляются работы по договорам строительного подряда (не инвестиционный проект, а именно строительная деятельность) на различных строительных площадках на территории СПВ, у резидента отсутствует на законодательном уровне, то есть отсутствует обязанность вносить в Соглашение каждый объект, где осуществляется деятельность, предусмотренная Соглашением. Следовательно, при отсутствии обязанности заключения дополнительных соглашений, нормы п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменимы к праву на применение пониженной ставки по налогу на прибыль. Датой начала использования пониженной ставки по налогу на прибыль резидента СПВ считается дата получения статуса резидента на основании вышеперечисленных норм Закона № 212-ФЗ и НК РФ, а не дата заключения дополнительного соглашения, на основании норм ГК РФ. Заявитель отмечает, что законодательство РФ в области налогообложения резидентов СПВ не содержит каких-либо иных понятий при определении права на льготу, кроме понятия - «вид деятельности», следовательно, использование налоговым органом термина - «объект строительства» в качестве основания возникновения права на применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, прямо противоречит перечисленным требованиям законодательства РФ.

Налоговый орган требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, и дополнениях к нему, считает принятое решение законным и обоснованным. Инспекция считает, что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (корректировка № 1) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2020 год правомерно отказано в применении пониженной ставки по дополнительному соглашению от 11.03.2022 № 5 по объекту Снеговая падь, т.к. налогоплательщик вправе ее применять с даты вступления данного соглашения в законную силу, а именно с 11.03.2022.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом в судебном заседании 19.01.2024 объявлен перерыв до 22.01.2024. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. После перерыва доводы сторон не изменились. Стороны полностью поддержали изложенные ранее позиции.

При исследовании материалов дела судом установлено следующее.

ООО «СЗ «ЭкоКвартал» 30.03.2021 представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2020 год согласно которой в Листе 02 (признак налогоплательщика (код) 3 - резидент особой экономической зоны (ОЭЗ)) Обществом отражены доходы от реализации и внереализационные доходы в общей сумме 143 790 735 руб.; расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, внереализационные расходы в общей сумме 78 750 708 руб. и применена ставка налога 0%, в том числе в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ - 0%. Из представленных налогоплательщиком на требование документов налоговым органом установлено, что сумма дохода от деятельности резидента СПВ составила менее 90%.

ООО «СЗ «Эко Квартал» также представил в инспекцию ходатайство от 01.09.2021 №139, в котором пояснило, что в соответствии с Соглашением об осуществлении деятельности резидента СПВ от 26.07.2018 № СПВ-824/18 (в редакции дополнительных соглашений: от 12.08.2019 № 1, от 11.03.2020 № 2, от 13.07.2021 №3) осуществляет реализацию инвестиционного проекта резидента СПВ по строительству многоквартирного жилого комплекса, расположенного в районе ул. Давыдова, д. 60. Кроме того, в данном ходатайстве указано, что ООО «СЗ «Эко Квартал» в 2020 году по поручению Правительства Приморского края осуществляло социально-значимую деятельность по завершению строительства домов с целью решения проблемы обманутых дольщиков Приморского края по ул. Лесная, дом 1 и дом 2, а также микрорайону «Д» в Снеговой пади г. Владивостока. При этом налогоплательщик отметил, что строительство домов в микрорайоне «Д» в Снеговой пади г. Владивостока не вошло в вышеназванное Соглашение.

Налоговый орган предложил налогоплательщику представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий период.

ООО «Специализированный застройщик «Эко Квартал»» 11.03.2022 по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представило в Инспекцию уточненную (корректировка №1) налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2020 год, в которой сумма исчисленного налога и налога к уплате составила 0 руб.

В обоснование применения ставки 0% в уточненной декларации Общество указало, что ошибочно отразило в первичной декларации по налогу на прибыль организаций за 2020 год показатели по различным видам деятельности и кодам налогоплательщика; ошибки исправлены путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2019-2021 годы. К данному письму налогоплательщиком представлены: дополнительное соглашение от 11.03.2022 №5; регистры по налогу на прибыль (выручка-нетто и внереализационные доходы за 2020 год); анализ счета 20.01 за 2020 год по объектам: «Лесная 1, 2, 3» и «Снеговая падь».

Инспекция, установив, что доля дохода от деятельности в качестве резидента СПВ составила 44,5% от общей суммы дохода, то есть менее 90%, что указывает на несоблюдение ООО «СЗ «Эко Квартал» положений ст. 284.4 НК РФ в части доходов от деятельности, осуществляемой при исполнении Соглашения об осуществлении деятельности на территории СПВ (подп. 1 п. 2 ст. 284.4 Кодекса), указала о неправомерном применении ставки 0% по налогу на прибыль организаций в отношении доходов от реализации строительных подрядных (субподрядных) работ на объектах в районе «Снеговая падь» (Владивосток), отраженных в указанной декларации, в связи с чем сделала вывод о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2020 год, на 17 376 283 руб. Выявленное нарушение отражено в акте налоговой проверки от 28.06.2022 №06-12/2552.

По результатам рассмотрения акта от 28.06.2022 № 06-12/2552, письменных возражений и дополнений к ним, материалов налоговой проверки, в соответствии с п. 6 ст.101 НК РФ, Инспекцией принято решение от 17.08.2022 № 06-03/288 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля».

По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом, в соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, составлено дополнение к акту налоговой проверки от 07.10.2022 № 06-12/322.

По результатам рассмотрения материалов и акта налоговой проверки от 28.06.2022 № 06-12/2552, дополнения к акту налоговой проверки от 07.10.2022 № 06-12/322, с учетом письменных возражений налогоплательщика от 05.08.2022 № 157, дополнений к возражениям от 11.08.2022 № 162 и письменных возражений по дополнению к акту проверки от 25.10.2022 № 219 и иных документов, имеющиеся у налогового органа, Инспекцией 13.01.2023 принято решение № 06-12/210 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым ООО «СЗ «Эко Квартал» доначислен налог на прибыль организаций в сумме 17 376 283 руб. Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 610 544 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снижены в 2 раза).

Заявитель в порядке, предусмотренном главой 19 Кодекса, обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Приморскому краю.

Решением Управления от 17.04.2023 № 13-09/14833@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Общество, не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Приморскому краю от 13.01.2023 № 06-12/210 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив преступленные документы, выслушав пояснения сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 274 НК РФ налоговой базой для целей исчисления налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьями 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1.8 статьи 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" либо статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 284.4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, налогоплательщик-резидент вправе применять ко всей налоговой базе налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1.8 статьи 284 Кодекса, при выполнении следующих условий:

1) доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток либо соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее в настоящей статье - соглашение об осуществлении деятельности), составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ;

2) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, и доходов, полученных при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия соглашения об осуществлении деятельности.

Следовательно, для применения льготной ставки 0% по налогу на прибыль организаций недостаточно наделения организации статусом резидента СПВ, применение такой ставки непосредственно связано с исполнением соглашения об осуществлении деятельности на СПВ.

В абзаце втором п. 1.8 ст. 284.4 НК РФ определено, что для организаций, указанных в абзаце первом данного пункта ст. 284.4 НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 284.4 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2(3) Закон Приморского края от 19.12.2013 № 330-КЗ (ред. от 03.10.2019) «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций, инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» (далее - Закон № 330-КЗ) для российских организаций, получивших статус резидента СПВ, отвечающих требованиям п. 1 ст. 284.4 НК РФ, установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ:

1)в размере 0 процентов - в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток;

2)в размере 10 процентов - в течение следующих пяти налоговых периодов.

В ч. 2 ст. 2(3) Закона № 330-КЗ установлено право налогоплательщиков – резидентов СПВ применять к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ, налоговые ставки, установленные ч. 1 ст. 2(3) Закона № 330-КЗ, при выполнении условий, аналогичных условиям, установленным в п. 2 статьи 282.4 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.284.4 НК РФ налогоплательщик-резидент вправе применять налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, при выполнении следующих условий:

1) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений об осуществлении деятельности, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения; (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

2) налогоплательщиком до налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в учетной политике для целей налогообложения установлен порядок примененияналоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения.

По смыслу НК РФ налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. При их предоставлении должен быть обеспечен равный подход - условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1(2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)).

Судом установлено, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ООО «СЗ «Эко Квартал» зарегистрировано 26.04.2018 и состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №14 по Приморскому краю по адресу местонахождения юридического лица: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 10, кабинет 313; основной вид деятельности (ОКВЭД 2 - 41.20) - «Строительство жилых и нежилых зданий». Кроме основного вида деятельности Общество с 26.04.2018 по настоящее время осуществляет 44 дополнительных видов деятельности; с 23.11.2018 ООО «СЗ «Эко Квартал» зарегистрирован в реестре Союза строителей СРО ДМС (рег. № 649).

В соответствие с заключенным с АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») Соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток №СПВ-824/18 от 26.07.2018 (далее - «Соглашение»), ООО «СЗ «Эко Квартал» является резидентом свободного порта Владивосток (СПВ). Срок действия Соглашения установлен до 12.10.2085.

В соответствии с пунктом 1.1 предметом указанного Соглашенияс учетом приложений №1 (заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности от 02.07.2018 № СПВ/629) и № 2 (бизнес-план) к данному соглашению в период с 2018 по 2022 является реализация нового инвестиционного проекта «Создание современного жилого комплекса с предприятием торговли и крытой автостоянкой в районе ул. Давыдова, д. 60 на территории города Владивостока» (далее - инвестиционный проект) полной стоимостью (в том числе капитальные вложения) 755 352 630 руб.

В пункте 1.1. раздела 1 данного Соглашения также указано, что инвестиционный проект реализуется резидентом СПВ в соответствии с планом-графиком (Приложение №3 к Соглашению).

Виды деятельности поименованы в пункте 1.3. вышеназванного Соглашения (строительство жилых и нежилых зданий, покупка и продажа собственного недвижимого имущества).

Пунктом 1.4. Соглашения определено, что деятельность, указанную в п. 1.3 настоящего Соглашения, резидент СПВ осуществляет на территории Владивостокского городского округа в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050049:4028, площадью 8 638 кв. м., в районе ул. Давыдова, д. 60.

С момента заключения Соглашения и по настоящее время ООО «СЗ «Эко квартал» осуществляло только деятельность, заявленную в Соглашении, т.е. деятельность в области строительства жилых и не жилых зданий: ОКВЭД 41.20.

Согласно п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент СПВ обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе, капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.

В соглашение об осуществлении деятельности могут вноситься изменения, которые оформляются дополнительным соглашением к соглашению об осуществлении деятельности. Дополнительное соглашение заключается в той же форме и с соблюдением тех же требований, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для соглашения об осуществлении деятельности (п. 1 ст. 13 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 212-ФЗ деятельность, не предусмотренная соглашением об осуществлении деятельности, может осуществляться резидентом СПВ в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных данным Федеральным законом.

ООО «СЗ «Эко Квартал» представлены дополнительные соглашения с АО «КРДВ» к Соглашению от 26.07.2018 № СПВ-824/18: от 12.08.2019 №1 (с приложением заявки от 03.07.2019 №СПВ/935), от 11.03.2020 №2 (с приложением заявки от 17.02.2020 № СПВ/181), от 17.09.2020 № 3 (с приложением заявки от 30.07.2020 №СПВ/969).

Исходя из материалов, судом установлено, что в вышеназванных заявках на заключение соглашения об осуществлении ООО «СЗ «Эко Квартал» деятельности на территории СПВ, являющихся неотъемлемой частью вышеуказанных дополнительных соглашений, указаны объекты строительства жилых и нежилых зданий, покупки и продажи собственного недвижимого имущества:

1.Земельный участок № 1. Адрес: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Давыдова, д.60. Кадастровый номер: 25:28:050049:4028. Площадь 8 638 кв. м. Право: договор аренды от 27.09.2018 № 28-Ю-23369;

2.Объект незавершённого строительства № 1. Адрес: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул. Давыдова, д. 60. Инвентарный номер: 05:401:002:000202690:0001. Готовность: 48%. Назначение: нежилое. Право: договор купли-продажи от 06.08.2018;

3. Объект незавершённого строительства № 2. Адрес: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул. Давыдова, д. 60. Инвентарный номер: 05:401:002:000202690:0003. Готовность: 43,8%. Назначение: нежилое. Право: договор купли-продажи от 06.08.2018;

4.Земельный участок № 2. Адрес: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Лесная. Кадастровый номер: 25:28:050049:5611. Площадь 14 288 кв. м. Право: право собственности у ООО «Верно Пасифик Групп». Планируется оказание услуг строительства по договору выполнения комплекса работ по строительству проблемного объекта от 25.10.2019 № 29/19 и от 29.10.2019 № 30/19;

5.Объект незавершённого строительства № 3. Адрес: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул. Лесная,1. Готовность: 50%. Планируемая площадь: 7 398,57 кв. м. Назначение: нежилое. Право: право собственности у ООО «Верно Пасифик Групп». Планируется оказание услуг строительства по договору выполнения комплекса работ по строительству проблемного объекта от 25.10.2019 № 29/19 и от 29.10.2019 №30/19;

6.Объект незавершённого строительства №4. Адрес: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул. Лесная,2. Кадастровый номер: 25:28:050049:5838. Готовность: 70%. Планируемая площадь: 8 721,5 кв. м. Назначение: нежилое. Право: право собственности у ООО «Верно Пасифик Групп». Планируется оказание услуг строительства по договору выполнения комплекса работ по строительству проблемного объекта от 25.10.2019 № 29/19 и от 29.10.2019 № 30/19;

Доходы от реализации объектов, расположенных в районе ул. Лесная 1 и ул. Лесная 2, которые включены в заявку от 30.07.2020 № СПВ/969 к дополнительному соглашению от 17.09.2020 № 3 отражены Обществом в уточненной (корректировка №1) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2020 год.

Инспекция в ходе камеральной проверки подтвердила право Общества на применение пониженной ставки по налогу на прибыль в отношении данных объектов, указав, что данный доход получен от деятельности, предусмотренной Соглашением.

Между тем, налоговый орган указал, что объект с кадастровым номером 25:28:040014:295, расположенный в районе Снеговая падь г. Владивосток, в дополнительных соглашениях №№ 1, 2, 3, заключенных в период 2019-2020 годов, отсутствует.

11.03.2022 между АО «КРДВ» и ООО «СЗ «Эко Квартал» заключено дополнительное соглашение №5 к Соглашению об осуществлении деятельности резидента СПВ от 26.07.2018 № СПВ-824/18. В заявке от 07.02.2022 № СПВ/67 (приложение к дополнительному соглашению №5) указаны объекты, ранее обозначенные в дополнительных соглашениях №№ 1, 2, 3, а также внесены новые объекты:

-земельный участок № 2, расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток в районе Снеговая падь, с кадастровым номером 25:28:040014:295, площадью 150 000 кв. м. Право собственности ООО «Профитекс». Планируется оказание услуг строительства по договору подряда от 11.12.2019 № 2-12/19;

-земельный участок № 4, расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток в районе ул. Русская, 57, с кадастровым номером 25:28:050049:5501, площадью 50 000 кв. м. Право собственности ООО «ДВ СтройТех». Планируется оказание услуг строительства по договорам подряда от 19.06.2019 №№ 19/06/2019/2, 3, 4, 5.

В п. 2.1. дополнительного соглашения от 11.03.2022 №5 указано, что настоящее Соглашение вступает силу с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение срока, указанного в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности, являющейся неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Срок, в течение которого действует соглашение об осуществлении деятельности, согласно представленной заявке - до 12.10.2085.

Заявитель полагает, что вид деятельности, предусмотренный в Соглашении, дает право резиденту СПВ на льготное налогообложение с даты получения статуса резидента СПВ. Следовательно, при отсутствии обязанности заключения дополнительных соглашений, нормы п. 1 ст. 425 ГК РФ неприменимы к праву на применение пониженной ставки по налогу на прибыль.

Между тем, независимо от действия пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующего запрет на применение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, суд в рассматриваемом случае оперирует пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, а также оговоркой пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности применения иного, предусмотренного законодательством.

Данный вывод подтверждается разъяснениями положений ст. 11 Кодекса, приведенными в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с и. 8 которого при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

Такой подход законодателя направлен на соблюдение принципа определенности законодательных норм, призван обеспечить единство правоприменения положений законодательства о налогах и сборах, исключив возможность различного толкования институтов, понятий и терминов иных отраслей законодательства, в том числе гражданского, используемых в НК. Отмеченный подход не подрывает самостоятельности предмета и метода регулирования налогового и гражданского права как правовых отраслей. Указанное подтверждает и анализ имеющейся судебной практики, где суды толкуют нормы налогового права, содержащие гражданско-правовые термины, со ссылкой на нормы гражданского законодательства.

В связи с чем, суд анализирует условия соглашения, в том числе, дополнений к нему, а также необходимость их заключения в соответствии с нормами гражданского законодательства, при этом отмечает, что порядок формирования налоговой базы, уплаты налога, применения льготных налоговых ставок оценивается с точки зрения норм налогового законодательства.

Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 1 ст. 425 ГК РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ).

Изменение договора возможно по соглашению сторон и совершается в той же форме, что и договор, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ, п. 1 ст. 452 ГК РФ).

В случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Учитывая вышеназванные нормы ГК РФ в соответствии с положением п. 2.1. дополнительного соглашения от 11.03.2022 № 5 к Соглашению об осуществлении деятельности резидента СПВ от 26.07.2018 № СПВ-824/18, а также согласно заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории СПВ, являющейся неотъемлемой частью данного дополнительного соглашения, утвержденной АО «КРДВ» 07.02.2022 за № СПВ/67, указанное дополнительное соглашение вступает в силу и становится обязательным с 11.03.2022. Иные условия в части срока вступления в силу дополнительного соглашения от 11.03.2022 № 5 Обществом не представлены и инспекцией в ходе проверки не установлены.

При этом, учитывая, что по условиям соглашения об осуществлении деятельности резидент СПВ обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности, суд считает, что заключение дополнительных соглашений на новые объекты является необходимым условием для освоения инвестиций, выделенных из средств бюджета.

Соответственно, доводы заявителя о том, что вид деятельности, предусмотренный в Соглашении, дает право резиденту СПВ на льготное налогообложение с даты получения статуса резидента СПВ и заключение дополнительных соглашений на новые объекты не требуется, является несостоятельным.

Кроме того, по мнению суда, фактически условия соглашения и заявки начинают действовать с 11.03.2022 на основании которых, Обществу дается право отражать в декларации по налогу на прибыль доход. И поскольку в 2020 году юридически заявитель не был наделен правом на строительство жилых домов по вышеуказанным адресам, то и включать в долю дохода от деятельности в качестве резидента СПВ не имел законных оснований.

Иное позволило бы Обществу осуществлять незаконное пользование преференциями по налогу на прибыль организаций за 2020 год, поскольку объекты незавершенного строительства в районе Снеговой Пади достраиваются за счет бюджетного финансирования Приморского края, согласно договору от 18.11.2019 №2019/11-025 заключенному между ООО «Профитекс» (Подрядчик) и Казенным предприятием Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» (Заказчик), а также Некоммерческой организацией «Фонд поддержки обманутых дольщиков Приморского края (Плательщик), т.е. фактически затраты на строительно-монтажные работы несет государство (субъект региона РФ). ООО «Профитекс» (Генподрядчик) и ООО «СЗ «ЭКО КВАРТАЛ» (Субподрядчик) получают доход за счет бюджетных средств и при этом последний не платит в бюджеты соответствующих уровней налог на прибыль от осуществления указанного вида деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с Приказом Минвостокразвития России от 28.09.2015 N 187 (ред. от 07.09.2018) "Об утверждении требований к бизнес-плану, представляемому для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток" следует: «лицо, намеревающееся приобрести статус резидента свободного порта Владивосток (далее - заявитель), прилагает к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности бизнес-план». В разделе 1 «Информация о заявителе» содержится обязательный пункт 1.7. Вид (виды) предпринимательской деятельности заявителя, а также раздел 2 «Сведения о проекте» в котором содержится обязательный пункт 2.1. Суть предполагаемого проекта, его цель и место реализации.

Из вышеизложенного следует, что бизнес - план должен быть приложен изначально к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности резидента СПВ и в него должны быть включены не только виды предпринимательской деятельности заявителя, но и суть предполагаемого проекта, его цель и место реализации.

На основании вышеизложенного следует, что проведение строительно-монтажных работ на проблемных объектах на территории Приморского края, в том числе, в районе Снеговой Пади в городе Владивостоке должно быть также отражено в бизнес - плане, представляемом для заключения Соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента свободного порта Владивосток.

Заявитель в ходе судебного разбирательства представил бизнес - план в редакциях за 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 г.г. из которых судом установлено, что до марта 2022 года объект строительства на земельном участке в районе «Снеговая Падь» в документе не указан.

По мнению суда, поскольку изначально в бизнес - плане к Соглашению об осуществлении деятельности обществом резидента СПВ от 26.07.2018 №СПВ-824/18 и до марта 2022 года проект и место реализации на проведение строительно-монтажных работ на проблемных объектах на территории Приморского края, в том числе в районе Снеговой Пади в городе Владивостоке не был включен, то включать в доход от деятельности в качестве резидента СПВ, ООО «СЗ «ЭкоКвартал» не имело законных оснований.

В соответствии с п.п. 2 п.3 ст.284.4 НК РФ налогоплательщик-резидент вправе применять налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1.8 статьи 284 НК РФ, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, при условии, если налогоплательщиком до налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в учетной политике для целей налогообложения установлен порядок применения налоговых ставок.

Между тем, согласно Приложению №5 к приказу №01/01/2020 от 01.01.2020 «Учетная политика по налоговому учету» в налоговом учете по налогу на прибыль у ООО «СЗ «ЭкоКвартал» не установлен порядок применения налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения, соответственно не выполнено условие для применения льготного налогообложения.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что налоговым органом правомерно сделан вывод о том, что доля дохода в 2020 году от деятельности в качестве резидента СПВ составила менее 90%, поскольку Дополнительное соглашение №5 от 11.03.2022, на основании которого включены виды предпринимательской деятельности - строительство жилых домов на земельном участке, согласно Заявке в районе «Снеговая Падь» (Заявка СВ/67 от 07.02.2022), вступило в силу 11.03.2022 с момента подписания АО «КРДВ» и ООО «СЗ «ЭКО КВАРТАЛ» и действует в течение срока, указанного в Заявке, являющейся неотъемлимой частью этого Соглашения.

Доводы Общества о том, что фактически работы на объектах Снеговая Падь были начаты в 2020 году несмотря на то что дополнение соглашение заключено в марте 2022 года также не нашли своего подтверждения в материалах дела.

С 31.12.2016 АО "Корпорация развития Дальнего Востока" определено управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению свободным портом Владивосток (Постановление Правительства РФ от 30.04.2015 N 432).

Управляющая компания осуществляет следующие функции:

1)осуществляет рассмотрение заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности и оценку бизнес-плана;

2)заключает соглашения об осуществлении деятельности;

3)осуществляет контроль за выполнением резидентами свободного порта Владивосток соглашений об осуществлении деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N477-ФЗ)

4)иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и соглашением, заключенным с уполномоченным федеральным органом.

Из материалов дела судом установлено, что 19.04.2023 инспекция письменно обратилась с запросом в АО«КРДВ»с просьбой предоставить отчеты о проведенных работах за период с 2020 по 2022 в отношении резидента СПВ ООО «СЗ «ЭКО КВАРТАЛ».

В адрес инспекции 24.04.2023 № 001-7137 поступил ответ с приложениями копий отчетов о СПР резидента за 2 кв.2020, за 3 кв.2020,за 4 кв.2020, за 1 кв.2021,за 2 кв.2021, за 3 кв.2021, за 4 кв.2021, за 1 кв.2022,за 2 кв.2022,за 3 кв.2022,за 4 кв.2022 год. Согласно отчетам сведения о проведении строительно-монтажных работ на проблемных объектах на территории Приморского края, в том числе в районе Снеговой Пади в городе Владивостоке отсутствуют; выручка от реализации за период 2020 год по вышеуказанному объекту также отсутствует о чем было изложено в отзыве налогового органа.

Заявитель, получив отзыв инспекции по делу и ознакомившись с документами, а именно, отчетами и ответом АО «КРДВ» от 24.04.2023, направил ФНС России (рассматривающей жалобу общества на этот момент) 21.08.2023 дополнение к жалобе и документы, а именно отчеты о СПР за 2-4 кварталы 2020 год, в которые включены строительно-монтажные работы без окончания на каком объекте, и увеличена выручка от реализации за соответствующий период. При этом на копиях отчетов, которые налогоплательщик предоставил в ФНС России, изменены даты актуальности отчета 14.08.2023 (в ранее представленных в налоговый орган Управляющей компанией стояли иные даты актуальности - 13.11.2020, 28.10.2020, 31.03.2021 соответственно) при этом входящие номера на штампах АО «КРДВ» остались неизменными 29.07.2020, 28.10.2020 и 30.03.2021.

Обосновывая данное обстоятельство ООО «СЗ ЭкоКвартал» указало, что после выявления факта некомпетентности сотрудника организации была выявлена ошибка при составлении первичной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год, Обществом проведена работа по ее устранению и в АО «КРДВ» до выявления вышеизложенных обстоятельств сданы отчеты с некорректными суммами за проверяемый период. Поэтому общество исправило ошибки и внесло изменения в отчеты о СПР за 2-4 кв.2020 год. При этом Общество ссылается на отметку о принятии Управляющей организацией отчетов, однако как установлено материалами дела входящие номера на штампах не изменились, остались датированными 2020 и 2021 годом.

В ходе судебного разбирательства Налоговый орган, 29.08.2023 направил повторный запрос в АО «КРДВ» о предоставлении копии отчетов за 2020 год. АО «КРДВ» 04.09.2023 № 001-15494 предоставило ответ аналогичный ранее представленному на запрос инспекции от 24.04.2023 № 001-7137. Таким образом, Общество представило в ФНС России с дополнением к жалобе отчеты о СПР за 2-4 кварталы 2020 год, которые не представлялись в Управляющую компания АО «КРДВ».

Доводы Общества об инвестировании денежных средств в строительную технику при реализации проекта по достройки объекта жилой дом Снеговая Падь комплекс Д также не нашли подтверждения в материалах дела.

Так, в ходе проверки и при рассмотрении настоящего дела установлено, что из представленной отчетности за 2019 и 2020 годы не следует, что ООО «СЗ «ЭКО КВАРТАЛ»» представляло в инспекцию налоговую декларация по транспортному налогу.

Инспекцией 15.11.2023 направлен запрос № 10-03025035@ в инспекцию гостехнадзора Приморского края для уточнения наличия зарегистрированной строительной техники. Из полученного 16.11.2023 ответа, следует что ООО «СЗ «ЭКО КВАРТАЛ»» техники, зарегистрированной в инспекции Гостехнадзора Приморского края не имеет. Кроме того, согласно информационного ресурса в данный период времени за ООО СЗ Эко Квартал не числилась и автомобильная техника, зарегистрированная в ГИБДД.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что транспортные средства, в том числе, и строительная техника, Обществом не регистрировалась.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд усматривает умысел заявителя в совершении налогового правонарушения, поскольку Общество задним числом пыталось представить в ФНС России к материалам жалобы на решение, которое одновременно является предметом спора в рамках настоящего дела указанные документы (отчеты), тем самым увеличивая себе выручку или доход от неизвестно какой реализации и на каком объекте, при этом безосновательно выдавая ее за доход от деятельности резидента по строительно - монтажным работам на проблемных объектах на территории Приморского края, в том числе в районе Снеговой Пади в городе Владивостоке.

Суд отклоняет доводы заявителя о сохранении права на льготные условия даже при отсутствии в Соглашении РСП сведений о земельных участка, основанные на ответе МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ РОССИИ от 29.12.2022, направленного в адрес УФНС России по Приморскому краю на запрос от 02.12.2022 № 10-16/50579@.

Проанализировав указанный ответ, суд считает, что он не содержит ответов на поставленные налоговым органом в соответствующем запросе вопросы, при это не содержит ссылок на нормы налогового законодательства в соответствии с которым налогоплательщик может применять пониженную ставу налога в 2020 году применительно к дополнительному соглашению №5 от 11.03.2022 к Соглашению №СПВ-824/18.

В Письме Минфина России от 11.04.2022 N 03-03-06/1/30851 деятельность, не предусмотренная соглашением, может осуществляться резидентом СПВ в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ. При этом положениями НК РФ для организаций, получивших статус налогоплательщика - резидента СПВ, предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации при соблюдении определенных условий. По выбору налогоплательщика -резидента СПВ пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций применяются либо ко всей налоговой базе (с учетом критерия, что 90 процентов всех доходов составляют доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения), либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ). Следует отметить, что в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ).

Аналогичная позиция сформулирована в Письме Минфина России от 13.06.2023 N 03­03-06/1/56246. Следовательно, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль учитываются доходы, полученные от деятельности, предусмотренной заключенным соглашением.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

С учетом изложенного, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 06-12/210 от 13.01.2023

В связи с тем, что в удовлетворении заявленных требований обществу отказано, судебные расходы по оплате государственной пошлины, в силу статьи 110 АПК РФ, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Кирильченко М.С.