НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 21.09.2011 № А51-11187/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-11187/2011

28 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2011 года .

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой :

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Дьяченко

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

Открытого акционерного общества «Владивосток Авиа» (ОГРН <***>)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными бездействие УПФ РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району по зачету образовавшейся переплаты по дополнительным страховым взносам за членов летных экипажей воздушных судов гражданского флота за 2010 год в размер 42669491,90 руб. в счет предстоящих платежей по этим взносам и об обязании произвести зачет ; о признании незаконными : пунктов 4 , 5, 6 решения № 035 002 01 РК 000215 от 01.07.2011 , пунктов 4, 5, 6 решения № 035 002 02 РК 000215 от 01.07.2011 , пунктов 4, 5, 6 решения № 035 002 03 РК 000215 от 01.07.2011 , пунктов 4, 5, 6 решения № 035 002 04 РК 000215 от 01.07.2011 .

При участии в заседании :

от Заявителя – адвокат Тарасенко И.И. (дов. №66/Д от 16.03.2010г., уд. №891), заместитель главного бухгалтера ФИО1 (дов. № 261101-10-116 от 13.05.2011, паспорт <...>),

от Пенсионного фонда – главный специалист-эксперт ФИО2 (дов. от 01.12.2010г.), начальник отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности ФИО3 (дов. от 24.08.2011г.)

у с т а н о в и л :

Открытое акционерное общество «Владивосток Авиа» ( далее заявитель, Общество, Плательщик , ОАО «Владивосток Авиа» ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействие УПФ РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району ( далее Пенсионный фонд , Страхователь) по зачету образовавшейся переплаты по дополнительным страховым взносам за членов летных экипажей воздушных судов гражданского флота за 2010 год в размер 42669491,90 руб. в счет предстоящих платежей по этим взносам и об обязании произвести зачет ; о признании незаконными : пунктов 4 , 5, 6 решения № 035 002 01 РК 000215 от 01.07.2011 , пунктов 4, 5, 6 решения № 035 002 02 РК 000215 от 01.07.2011 , пунктов 4, 5, 6 решения № 035 002 03 РК 000215 от 01.07.2011 , пунктов 4, 5, 6 решения № 035 002 04 РК 000215 от 01.07.2011 .

Заявитель в судебном заседании, настаивая на удовлетворении предъявленных требований , пояснил, что Пенсионный фонд в нарушение пункта 7 статьи 26 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 года ( далее Закон № 212-ФЗ) не рассмотрел представленное 05.03.2011 года заявление ОАО «Владивосток Авиа» о зачете переплаты по взносам дополнительного тарифа в счет будущих платежей в размере 42 669 491,90 рублей .

04.05.2011 ОАО «Владивосток Авиа» вновь обратилось с письмом в Пенсионный орган с просьбой дать ответ на заявление о зачете переплаты по взносам в счет будущих платежей , на которое был получен ответ о том, что Пенсионный фонд производит камеральную проверку по представленным уточненным расчетам и решение о зачете будет принято по итогам этой камеральной проверки.

Принятые по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок уточненных расчетов по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный Фонд РФ, применяемого при осуществлении контроля за уплатой взносов по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ( далее Расчет) за 1, 2 , 3 и 4 кварталы 2010 года , по мнению Заявителя , являются незаконными , поскольку правовая позиция Пенсионного Фонда, основанная на положениях Федерального Закона № 360-Ф3 от 23.12.2010 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» , противоречит основным принципам установления налогов и сборов. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

В соответствии с позицией Конституционного суда , выраженной в Определениях Конституционного Суда № 37-0 от 07.02.2002 и № 111-О от 01.07.1999 , при рассмотрении споров, связанных с изменением налогового законодательства, при выборе подлежащих применению норм права, следует учитывать сформулированный Конституции Российской Федерации запрет ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону обратной силы.

Изложенное в оспариваемых решениях толкование и применение с 01.01.2010 нормы абзаца 2 статьи 4 Федерального закона № 155-ФЗ от 27.11.2001 (в ред. Федерального закона № 360-ФЗ от 23.12.2010) ухудшает экономическое положение Плательщика этих взносов, увеличивая базу для их начисления , то есть, фактически такое толкование и правоприменение придает обратную силу норме в части, ухудшающей положение налогоплательщика взносов.

Привлечение ОАО « Владивосток Авиа» к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ является противозаконным, поскольку в действиях Общества отсутствует состав какого-либо правонарушения.

Условием применения ответственности в виде штрафа является неуплата или неполная уплата взносов. Поскольку Пенсионный фонд факт неуплаты взносов не установил, что подтверждается Актами камеральной проверки и отражено в пункте 1 оспариваемых решений, основания для привлечения к ответственности отсутствуют.

Начисление пени Заявитель считает также необоснованным, так как пени были начислены без учета имеющейся переплаты по каждому отчетному периоду, в то время как пеня могла быть начислена только в случае просрочки уплаты взносов, которые плательщик обязан был заплатить, согласно действующему законодательству.

Вся сумма пени, указанная в решениях, начислена Пенсионным органом в связи непринятием позиции ОАО «Владивосток Авиа» о начислении взносов с учетом лимита в размере 415 000 руб. по базе начисления взносов в соответствии с действующим законодательством на момент исчисления и уплаты платежей.

В 2010 году общая сумма выплат страховых взносов по дополнительным платежам членам летных экипажей ОАО « Владивосток Авиа» составила 10 827 444,52 руб., что подтверждается письмом Пенсионного фонда № 17637 от 25.04.2011.

После зачета переплаты , образовавшейся в 2010 году на 2011 год, общая сумма взносов за 2010 год составляет 18 877 849.10 руб. т.е. почти в два раза превышает суммы выплаченных пенсий. Таким образом, зачет суммы переплаты, заявленной ОАО « Владивосток Авиа», не может повлиять на обязательства по выплате пенсий.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району не согласилось с заявленными требованиями ОАО «Владивосток Авиа» , пояснив, что Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» ( далее Закон № 360-ФЗ) в целях исключения различных трактовок положения статьи 4 Федерального закона № 155-ФЗ, касающейся объекта обложения и базы начисления взносов на доплату к пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, было внесено уточнение, в соответствии с которым ограничение в сумме 415 тыс. руб. при определении базы для начисления взносов на доплату к пенсии не может применяться при исчислении указанных взносов с 01.01.2010 года.

Исходя из положений части 1 статьи 47 Федерального закона от
 24.07.2009 № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм
 страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов , иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

ОАО «Владивосток Авиа» в нарушение пункта 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам не уплачены пени с учетом недостающих сумм страховых взносов ; сумма штрафа рассчитана в размере 20% от неуплаченной (доначисленной) в результате камеральных проверок) суммы взносов, следовательно штрафные санкции применены правомерно. .

Пени рассчитаны Плательщику с учетом доначисленных взносов по дополнительному тарифу за уплату взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки , что предусмотрено статьей 4 Федерального закона № 155-ФЗ и статьей 4.1, частью 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ.

Из материалов дела судом установлено следующее :

ОАО « Владивосток Авиа» является организацией гражданской авиации , в процессе производственной деятельности использует труд членов летных экипажей судов гражданской авиации и в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» является плательщиком страховых взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей.

В 2010 году при уплате страховых взносов по дополнительному социальному обеспечению летного состава ОАО « Владивосток Авиа» уплатил взносы и с сумм выплат, превышающих 415 000 рублей, т.е. в большем размере, чем было установлено действующим законодательством , в связи с чем, 28.02.2011 года ОАО « Владивосток Авиа» в Управление Пенсионного фонда по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края были представлены поквартальные уточненные расчеты с учетом применения базы для начисления страховых взносов в сумме 415 000 рублей на каждого члена летного состава. В результате перерасчета образовалась переплата в размере 42 669 491,90 рублей.

05.03.2011 ОАО «Владивосток Авиа» обратилось в Пенсионный фонд с заявлением о зачете переплаты по взносам дополнительного тарифа в счет будущих платежей, однако, ответ на заявление Общества не последовал.

04.05.2011 ОАО «Владивосток Авиа» вновь обратилось с письмом в Пенсионный фонд с просьбой дать ответ на заявление о зачете переплаты по взносам в счет будущих платежей .

Письмом от 05.05.2011 Пенсионный фонд сообщил , что производятся камеральные проверки по представленным уточненным расчетам и решение о зачете будет принято по итогам этих камеральных проверок. При этом Общество считает, что по итогам камеральной проверки решение по заявлению о зачете переплаты по дополнительным страховым взносам не было принято, ответа на заявление не поступило.

30 мая 2011 Пенсионным фондом были составлены акты камеральной проверки за первый, второй третий и четвертый кварталы 2010 и вручены ОАО «Владивосток Авиа» , в которых было отражено, что результате проверки установлены расхождения между данными камеральной проверки и уточненной формой РВ-3 на сумму 3 271 529,32 руб. за 1 квартал 2010 года ; на сумму 10 885 671,03 руб. за 2 квартал 2010 года ; на сумму 17 524 835,61 руб. за 3 квартал 2010 года и на сумму 16 726 766,35 руб. за 4 квартал 2010 года , поскольку должностным лицом УПФ РФ не принято ограничение в сумме 415 000 руб. для начисления взносов по дополнительному тарифу на основании Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ.

ОАО « Владивосток Авиа» на Акты проверки представило возражения.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, возражений Плательщика страховых взносов, Пенсионный фонд
 вынесРешения о привлечении ОАО « Владивосток Авиа» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов : Решение №035 002 01 РК 000215 от 01.07.2011-07-13 от 1 июля 2011 за 1 квартал 2010 года , Решение №035 002 02 РК 000215 от 01.07.2011-07-13 от 1 июля 2011 за 2 квартал 2010 года ; Решение № 03 5 002 03 РК 000215 от 01.07.2011 -07-13 от 1 июля 2011 года за 3 квартал 2010 года и Решение № 035 002 04 РК 000215 от 01.07.2011-07-13 от 1 июля 2011 за 4 квартал 2010 года , согласно которым ОАО « Владивосток Авиа» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального Закона РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации , Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ в виде взыскания штрафов за 1 квартал 2010 года в сумме 650 451,33 руб. и начисления пени в сумме 21 215,37 руб. ; за 2 квартал 2010 года штрафа в сумме 2 172 263,41 руб. и начисления пени в сумме 21 637,44 руб. ; за 3 квартал 2010 года штрафа в сумме 3 498 500,03 руб. и начисления пени в сумме 153 221,46 руб. ; за 4 квартал 2010 года штрафа в сумме 3 343 008,79 руб. и начисления пени в сумме 269 021,37 руб.

Общество , посчитав выводы Пенсионного фонда незаконными и необоснованными, а основанные на них решения не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Плательщика, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы Заявителя, возражения Пенсионного фонда суд считает, что заявленные требования ОАО «Владивосток Авиа»подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно статье 2 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2122-1 предусмотрено, что ПФР обеспечивает:

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

Пунктом 1 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ установлено , что органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Частью 1 стати 26 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.

Часть 6 указанной статьи 26 Закона № 212-ФЗ, не препятствует плательщику страховых взносов представить в Пенсионный фонд РФ письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов.

Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов принимается Пенсионным фондом РФ в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня получения заявления плательщика страховых взносов ( ч. 7 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Федерального Закона № 155-ФЗ зачет (возврат) излишне уплаченных(взысканных) сумм взносов осуществляются территориальными органами пенсионного фонда в порядке, аналогичному порядку, определенному Федеральным Законом № 212-ФЗ .

Судом не принимается во внимание довод Пенсионного органа о том, что заявление о зачете подано не по утвержденной форме, как этого требует пункт 6 статьи 26 Закона № 212-ФЗ , поскольку Приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 № 979н утверждены формы заявлений о зачете и возврате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования , в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Форма заявления о зачете сумм излишне уплаченных взносов по дополнительному тарифу на доплату к пенсиям членам летных экипажей не была утверждена, что позволяло Плательщику подать заявление в свободной форме.

В заявлении ОАО « Владивосток Авиа», поданном в Управление Пенсионного фонда по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края от 05.03.2011 содержится просьба о зачете переплаты по взносам по дополнительному тарифу в счет будущих платежей, приведен расчет излишне уплаченных платежей в виде таблицы , из которой следует, что излишне уплаченные платежи в 2010 году составили 42 669 491,90 руб.

Возражения в отношении расчета суммы переплаты от Пенсионного фонда не поступали.

То обстоятельство, что плательщик в течение 2010 года уплачивал взносы в размере большем , чем тот, который был установлен законодателем на момент платежа, не имеет юридического значения, поскольку данное обстоятельство не дает оснований для придания закону обратной силы и не влияет на размер взносов, подлежащий уплате, поскольку они уплачиваются в том размере и в том порядке, который установлен законом.

Как следует из материалов дела , представленное 05.03.2011 года заявление ОАО «Владивосток Авиа» о зачете переплаты по взносам дополнительного тарифа в счет будущих платежей в размере 42 669 491,90 рублей не было рассмотрено по существу и Решение в течение 10 дней не было принято, в связи с чем суд полагает, что Пенсионным фондом было допущено незаконное бездействие.

При таких обстоятельствах требование ОАО « Владивосток Авиа» о зачете сумм излишне уплаченных платежей по дополнительному тарифу на членов летного экипажа в сумме 42 669 491,90 рублей подлежит удовлетворению.

Также суд полагает, что оспариваемые ОАО «Владивосток Авиа» ненормативные акты, принятые по результатам камеральной проверки, подлежат признанию недействительными в силу следующего :

Общество является плательщиком взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей в соответствии с Федеральным Законом № 155-ФЗ от 27.11.2001 «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

В спорный период указанный закон действовал в редакции Федерального Закона № 213 от 24.07.2009 года .

Согласно статьи 4 данного закона для плательщиков взносов тариф взносов установлен в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.

Объектом обложения и базой для начисления указанных взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены Федеральным Законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона « О страховых взносах в Пенсионный фонд» база для начисления страховых взносов установлена как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком за расчетный период в пользу физических лиц , при этом согласно пункта 4 данной статьи для плательщиков взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

23 декабря 2010 был принят Федеральный закон № 360, в соответствии с которым внесены изменения в Федеральный Закон № 155-ФЗ , в том числе статью 4.

Согласно новой редакции статьи объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1,3 и 4 статьи 7 и частями 1,3 и 6 статьи 8 Федерального Закона « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации». В результате этих изменений отменен предусмотренный пунктом 4 статьи 8 указанного закона ограничивающий лимит в размере 415 000 рублей с сумм выплат и иных вознаграждений нарастающим итогом для начисления взносов на доплату к пенсии членам летный экипажей. Соответственно база для начисления пенсий увеличилась.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона № 360 от 23 декабря 2010 данный закон вступает в силу со дня его официального опубликования ( дата публикации в Российской газете 27 декабря 2010 года) .

Согласно подпункта 2 статьи 2 данного закона, положения части второй статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Суд полагает , что довод Пенсионного фонда о том, что обратное действие закона распространяется и на положения закона, увеличивающего базу для начисления взноса в результате отмены ограничения в 415 000 рублей с сумм выплат и вознаграждений на одного работающего за 2010 год, является несостоятельным , поскольку при таком толковании придается обратная сила закону, ухудшающего положение Плательщика.

Данное толкование противоречит установленному статьей 57 Конституции РФ запрету придавать обратную силу закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика. Указанное положение Конституции получило официальное толкование в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда РФ, так в Постановлениях Конституционного суда № 13-П от 08.10.1997, № 5 -П от 10 апреля 2003, № 20-П от 20.07.2011 , где закреплено, что положения статьи 57 во взаимосвязи со статьями 8 часть1 и 34 Конституции Российской Федерации обеспечивают конституционно-правовой режим стабильности условий хозяйствования, обеспечение баланса публичных и частных интересов.

При этом Конституционный суд указал, что под налогами и сборами , в целях применения статьи 57 Конституции РФ, следует понимать не только налоги и сборы, поименованные в Налоговом Кодексе , но иные платежи, подпадающие под определение сборов в силу обязанности их платежа на основании закона, а не договора, их безвозмездности и невозвратности. (Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 № 2-П).

В частности, на необходимость применения статьи 57 Конституции РФ при законодательном регулировании страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации , указано в Постановлении Конституционного суда РФ № 7-П от 24.02.1998 .

Поскольку обязанность работодателей по уплате взносов на обеспечение доплаты к пенсии членам летных экипажей возникла в силу закона, то есть носит публично-правовой характер, выполнение этой обязанности обеспечивается мерами государственного принуждения , данные взносы являются безвозмездными и невозвратными, эти взносы обладают всеми признаками фискальных сборов , то на них должны распространяться положения статьи 57 Конституции РФ, на что указано в Определении Конституционного суда № 379-О-О от 05.03.2009 года .

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме и процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие.

Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования. Данная правовая позиция носит общий характер ( Определение Конституционного суда от 08.04.2003 № 159-О). В данном Определении, рассматривая вопрос о правомерности введения в действие нового закона, изменившего налоговую базу по единому социальному налогу, Конституционный суд указал на необходимость применения пункта 1 статьи 5 Налогового Кодекса РФ , согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода.

С момента принятия Федерального Закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (27.11.2001) и до внесения изменений в него Федеральным законом № 213 от 24.07.2009 года объектом обложения и базой для исчисления взносов по дополнительному тарифу на членов летных экипажей , являлся объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, которые были установлены главой 24 Налогового Кодекса РФ.

В порядке, установленным Налоговым Кодексом РФ, регулировались и вопросы контроля за правильностью исчисления и уплатой взносов и другие вопросы.

В связи с отсутствием законодательного регулирования действия законодательства о страховых взносах во времени в Федеральном законе №2-12 ФЗ , суд полагает возможным применить аналогию закона ; в данном случае - статью 5 Налогового Кодекса РФ, устанавливающей порядок действия законов о налогах и сборах во времени, к отношениям, возникающим в результате уплаты взносов по дополнительным тарифам на членов летных экипажей, согласно которой вступление в законную силу закона, увеличившего базу для начисления взносов по дополнительным тарифам, не может быть установлено ранее, чем через месяц после опубликования закона, т.е. не ранее 27 января 2011 года.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» расчетным периодом для начисления и уплаты взносов признается календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Сумма ежемесячного платежа по взносам, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных платежей по взносам.

Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15 числа следующего календарного месяца.

Таким образом, по сроку уплаты ежемесячных платежей по взносам за 2010 год Плательщик должен был оплачивать взносы с учетом законодательно установленного ограничения базы для исчисления взносов в 415 000 руб. в отношении каждого физического лица нарастающим итогом.

В результате произведенного перерасчета разница между первоначально исчисленными и уплаченными взносами за весь расчетный период 2010 год составила 48 317 720,10 руб. из них по сроку уплаты 15 декабря 2010 , переплата составила 42 669 491,90 руб.

Следовательно, представленные Плательщиком 28.02.2011 уточненные расчеты за первый квартал 2010, первое полугодие 2010, девять месяцев 2010 и за 2010 год основаны на требованиях Закона и свидетельствуют о факте переплаты в размере 42 669 491,90 руб.

Начисление пени , в оспариваемых Плательщиком ненормативных актах, суд признает незаконным, поскольку согласно части 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Вследствие того, что суд в ходе судебного разбирательства установил , что пени были начислены без учета имеющейся переплаты по каждому отчетному периоду, и вся сумма пени, указанная в решениях, начислена Пенсионным органом в связи непринятием позиции ОАО «Владивосток Авиа» о начислении взносов с учетом лимита в размере 415 000 руб. по базе начисления взносов в соответствии с действующим законодательством на момент исчисления и уплаты платежей, следовательно с учетом того, что суд согласился с Плательщиком страховых взносов о правомерности применения лимита в размере 415000 руб. , отсутствуют правовые основания для начисления пени.

Также Суд полагает, что при принятии оспариваемых решений Пенсионный фонд неправомерно привлек ОАО «Владивосток Авиа» к ответственности в виде штрафа в размере 20% от доначисленной суммы взносов, обосновав привлечение к ответственности ссылкой на подпункт 1 пункта 4 статьи 17 Федерального Закона № 212-ФЗ, поскольку данная статья регулирует вопросы по внесению изменений в расчет по страховым взносам и не устанавливает ни виды правонарушений , ни ответственность за их совершение.

Меры ответственности , за нарушение Закона № 155-ФЗ, предусмотрены в самом этом законе, и соответствии со статьей 4.2. , данного закона , ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм взносов установлена за неуплату или неполную уплату плательщиком взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления сумм взносов или совершения им других неправомерных действий.

Как установлено судом, ОАО « Владивосток Авиа» ежемесячно производило выплату взносов в размере, превышающем установленный действующим законодательством размер платежа на день оплаты ; оспариваемыми решениями суммы взносов доначислены не были , следовательно, состав правонарушения для привлечения к ответственности отсутствует.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что если не принимать во внимание факт переплаты взносов ОАО «Владивосток Авиа», то при вынесении оспариваемых решений по итогам камеральной проверки, Пенсионный фонд должен был учитывать, что Федеральному закону № 360–ФЗ была придана обратная сила в конце расчетного периода, и , фактически, Плательщик взносов не имел возможности предвидеть волю законодателя.

В связи с этим, плательщик, уплачивая взнос в законно установленном на момент платежа размере, действовал правомерно, что исключает такое условие привлечение его к ответственности, как вина ( статья 42 Федерального Закона № 212-ФЗ).

С учетом вышеизложенного , суд признает предъявленные требования Плательщика правомерными в заявленном объеме.

На основании статьей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на Пенсионный орган.

Руководствуясь статьями 110,112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконными бездействие УПФ РФ по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району по зачету образовавшейся переплаты по дополнительным страховым взносам за членов летных экипажей воздушных судов гражданского флота за 2010 год в размер 42 669 491,90 руб. в счет предстоящих платежей по этим взносам ; признать незаконными : пункты 4 , 5, 6 решения № 035 002 01 РК 000215 от 01.07.2011, пункты 4, 5, 6 решения № 035 002 02 РК 000215 от 01.07.2011 , пункты 4, 5, 6 решения № 035 002 03 РК 000215 от 01.07.2011, пункты 4, 5, 6 решения № 035 002 04 РК 000215 от 01.07.2011 , как не соответствующие Федеральному закону «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федеральному Закону Российской Федерации «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края ( 692760 <...> ) произвести зачет Открытому акционерному обществу «Владивосток Авиа» переплаты по дополнительным страховым взносам за членов летных экипажей воздушных судов гражданского флота за 2010 год в размер 42 669 491,90 руб. ( сорок два миллиона шестьсот шестьдесят девять тысяч четыреста девяносто один рубль 90 коп.) в счет предстоящих платежей по уплате этих взносов.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края ( 692760 <...> ) в пользу Открытого акционерного общества «Владивосток Авиа» государственную пошлину в сумме 10 000 ( десять тысяч ) рублей, уплаченную по платежному поручению № 11921 от 07 июля 2011 года через Приморское ОСБ № 8635 г.Владивосток .

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок , не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Н.Н.Куприянова