АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51- 6917/2008
«21» января 2009 г. 24-235
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Галочкиной
рассмотрев в судебном заседании 13.01.09 – 16.01.09 дело по иску ОАО «Городские тепловые сети»
к Администрации г. Владивостока, Департаменту финансов Приморского края
3-е лицо: ФУ Администрации г. Владивостока,
о взыскании 50 119 руб. 23 коп.
при участии в заседании:
от истца: начальник юр. отдела ФИО1 (дов-ть № 1 от 01.08.08 сроком действия 1 год);
от администрации г. Владивостока: 13.01.09 – специалист правового управления ФИО2 (дов-ть № 1-3/48 от 12.01.09 сроком действия до 31.12.09); 16.01.09 - юрист Царева В. В. (дов-ть № 1-3/59 от 12.01.09 сроком действия до 31.12.09);
от Департамента финансов Приморского края: главный консультант ФИО3 (дов-ть № 9 от 27.02.08 сроком действия 3 года).
Резолютивная часть решения объявлена 16.01.09 изготовление решения в полном объеме отложено до 21.01.09г. в порядке ст. 176 АПК РФ.
установил: ОАО «Городские тепловые сети» обратилось в арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации <...> лица ФУ Администрации г. Владивостока, Департаменту финансов Приморского края о взыскании 50 119 руб. 23 коп., составляющих убытки, возникшие в результате применения максимального тарифа при расчете стоимости тепловой энергии, поданной на жилой фонд г. Владивостока в период с 01.01.07 по 17.02.07.
Определением от 16.12.08 судом по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент финансов Приморского края.
Истец в заседании суда 13.01.09 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента финансов Приморского края в заседании суда пояснил, что нельзя признать незаконными действия Департамента финансов ПК в отношениях в истцом. Департаментом были выполнены все возложенные на него действующим законодательством обязанности – денежные средства в размере 1 596 100 руб. в виде субвенций были перечислены Владивостокскому городскому округу в полном объеме и Департамент не несет ответственности за незаконные действия органов местного самоуправления. Разница между суммой, перечисленной из краевого бюджета, для истца и суммой, перечисленной обществу, была возвращена Владивостокским городским округом в краевой бюджет по неизвестным причинам.
Представитель администрации г. Владивостока в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, и указал, что не считает себя надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как денежные средства были возвращены в краевой бюджет.
В связи с необходимостью истцу письменно уточнить требования к каждому из ответчиков, а администрации г. Владивостока - представить пояснения о причинах возврата оставшейся суммы в краевой бюджет, в судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ судом объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 16.01.09, которое продолжено с участием тех же представителей истца и Департамента финансов ПК, а также представителя администрации г. Владивостока – юриста Царевой В. В.
Истец в заседании суда исковые требования поддержал в полном объеме и указал, что считает их подлежащими удовлетворению с администрации города Владивостока за счет казны города Владивостока. По существу предъявленных требований пояснил, что убытки образовались по причине применения ОАО «ГТС» в период с 01.01.07 по 17.02.07 максимального тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением Губернатора Приморского края от 05.02.07 № 18-пг «Об утверждении максимальных тарифов на тепловую и электрическую энергию, поставляемую для нужд населения в 2007 году». Истец пояснил, что свои требования основывает на ст. ст. 15, 16 ГК РФ, ч. 6 ст. 3 Закона Приморского края от 06.02.07 № 29-КЗ «О субвенциях бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за тепловую и электрическую энергию», постановлении администрации Приморского края от 12.02.07 № 27-па «О порядке предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков энергоснабжающим организациям от снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения». В нарушение требований, установленных вышеуказанными нормами, администрация г. Владивостока не заключила с ОАО «ГТС» договор на возмещение убытков от снижения тарифов на тепловую энергию для населения со сроком действия от 06.02.07 № 29-КЗ и Постановления администрации Приморского края от 12.02.07 № 27-па с 18.02.07, что подтверждается направленным истцом в адрес администрации г. Владивостока дополнительным соглашением к договору от 23.05.07 № 034-429/07 на возмещение убытков от снижения тарифов на тепловую энергию для населения и письмами администрации г. Владивостока от 02.08.07, от 16.07.07, от 04.09.07. Однако, по мнению представителя истца, дата вступления вышеуказанных правовых актов не имеет правового значения для определения начального срока действия договора. Администрация г. Владивостока, получив субвенции из краевого бюджета в объеме, обеспечивающим компенсацию, в том числе ОАО «ГТС», убытков от снижения тарифов при расчетах с населением за оказанные услуги по отпуску тепловой энергии в январе и феврале 2007 года и подтверждая наличие убытков у ОАО «ГТС» за период с 01.01.07 по 17.02.07 в сумме 50 119 руб. 23 коп., в нарушение установленного Порядка предоставления субвенций не перечислила их по целевому назначению в полном объеме, а произвела возврат денежных средств в краевой бюджет. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий администрации г. Владивостока.
Представитель администрации г. Владивостока в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск и указал, что не признает исковые требования в полном объеме, так как не считает себя надлежащим ответчиком. В соответствии с отчетом об использовании средств краевого бюджета на возмещение убытков энергоснабжающим организациям, отпускающим тепловую (электрическую энергию населению по экономически обоснованным тарифам в 2007 году по городу Владивостоку, планируемый объем реализации тепловой энергии в 2007 году составил 626, 350 Гкал. В соответствии со сводным отчетом, предоставленным ОАО «ГТС», о фактически отпущенной тепловой энергии населению и использованных субвенциях ОАО «ГТС» в 2007 году фактический объем реализации тепловой энергии составил 520,955 Гкал.
Представитель Департамента финансов Приморского края в заседании суда поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, и указал, что с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком. Истцом предъявлены требования о взыскании убытков на основании ст. ст. 15, 16 ГК РФ. Для применения ст. 16 ГК РФ необходимо последовательное установление следующих фактов: причинение вреда, незаконность действий и причинно – следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом. Таким образом, для наступления ответственности, предусмотренной ст. ст. 15, 16 ГК РФ необходимо наличие определенного состава гражданского правонарушения, в случае отсутствия хотя бы одного из элементов ст. 16 ГК РФ не может применяться. Действия Департамента финансов Приморского края в отношении истца нельзя признать незаконными, поскольку в силу действующего законодательства департамент финансов в правоотношениях с истцом не состоит и не совершает в отношении истца каких – либо действий. Законом Приморского края № 29-КЗ от 06.02.07 «О субвенциях бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за тепловую и электрическую энергию» предусмотрено, что средства на возмещение убытков энергоснабжающим организациям от снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения передаются из краевого бюджета муниципальным образованиям в виде субвенций для последующего распределения организациям на основании предоставляемых отчетов в порядке, установленном постановлением администрации Приморского края от 12.02.07 № 27-па. Таким образом, средства из краевого бюджета перечисляются не напрямую энергоснабжающим организациям, а муниципальным образованиям. Департамент финансов Приморского края выполнил возложенные на него обязанности перечислил Владивостокскому городскому округу субвенцию в размере 1 596 100 рублей, что подтверждено отчетом об использовании средств краевого бюджета. Кроме того, отсутствует причинно – следственная связь между деятельностью департамента финансов Приморского края и возникновением у истца убытков. Департамент финансов Приморского края указал, что убытки возникли фактически по причине бездействия администрации г. Владивостока, выразившегося в не перечислении истцу полученных из краевого бюджета средств. Департамент финансов не несет ответственности за незаконные действия органов местного самоуправления.
Суд установил следующее.
ОАО «Городские тепловые сети», являясь энергоснабжающей организацией, во исполнение договоров энергоснабжения, заключенных с гражданами, осуществляло в 2007 году отпуск тепловой энергии гражданам, проживающим в частном жилом фонде г. Владивостока по улицам: 50 лет Октября, 36, кв. 1, ФИО4, 74, кв. 1, 50 лет Октября, 17, кв. 1, ФИО5, 45, кв. 1, кв. 2, ФИО6, 12, ФИО5, 39, кв. 1, ФИО7, 7, Вторая, 23 А, кв. 1, кв. 2, Первая, 5 кв. 2, Вторая, 23 Б, кв. 1, кв. 2, ФИО5, 25, кв. 1, ФИО8, 40 А.
Факты отпуска и оплаты тепловой энергии, произведенной в январе – феврале 2007 года подтверждаются имеющимися в деле актами сверки по отпуску и расчетам за тепловую энергию, заверенными энергоснабжающей организацией и потребителями, и платежными документами.
В соответствии с требованием ФЗ от 14.04.95г. № 41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» в порядке государственного регулирования Региональной энергетической комиссией Приморского края для потребителей ОАО «ГТС» установлен на 2007 год экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в сумме 1785 руб. за 1 Гкал. (тариф установлен Постановлением РЭК Приморского края от 06.12.06 № 32/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «ГТС» г. Владивостока на 2007 год»).
В целях снижения платежей населения постановлением Губернатора Приморского края от 05.02.07 № 18-пг «Об утверждении максимальных тарифов на тепловую и электрическую энергию, поставляемую для нужд населения в 2007 году» (далее – постановление № 18-ПГ) при определении размера платы населению за тепловую энергию установлен максимальный тариф в размере 1078 руб. за 1 Гкал (без НДС).
Из п. 3 вышеуказанного постановления следует, что постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2007 года.
Во исполнение постановления № 18-пг истец при расчетах с населением начиная с 01.01.07 применил установленный данным постановлением максимальный тариф на тепловую энергию в размере 1078 руб. за Гкал, вместо экономически обоснованного тарифа 1785 руб., установленного РЭК Приморского края. Разница от применения тарифов за период с 01.01.07 по 17.02.07 составила 50 119 руб. 23 коп. в результате чего у истца образовались не компенсированные убытки, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском в порядке статей 15, 16 ГК РФ.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.02.07 № 29-КЗ «О субвенциях бюджетам муниципальных образований для снижения платежей населения за тепловую и электрическую энергию» (утратил силу с 18.02.08 в связи с вступлением в силу Закона ПК № 202-КЗ от 18.02.08, но действовавшего в январе, феврале 2007 года) возмещение убытков предприятием, возникающим в связи со снижением тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения осуществляется путем выделения субвенций муниципальным образованиям для направления средств энергоснабжающим организациям. Определение размера субвенций осуществляется с учетом экономически обоснованных тарифов, максимальных тарифов и объемов фактически отпущенной тепловой (электрической) энергии населению. Максимальный тариф ежегодно устанавливается губернатором Приморского края до принятия закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
При этом, в соответствии с пунктами 4, 5 ст. 3 Закона Приморского края от 06.02.07 № 29-КЗ выделение субвенций бюджетам муниципальных образований производится в пределах общей суммы средств на субвенции, утвержденной законом о краевом бюджете на очередной финансовый год, т. е. с 01.01.07 на 2007 финансовый год. Порядок предоставления субвенций устанавливается администрацией Приморского края. Средства краевого бюджета перечисляются не напрямую энергоснабжающим организациям, а в бюджет муниципальных образований.
В соответствии с приложением № 32 Закона Приморского края от 27.12.06 № 28 КЗ «О краевом бюджете на 2007 год» субвенции, передаваемые бюджету Владивостокского городского округа в 2007 году на возмещение убытков, возникающих в связи со снижением тарифов на тепловую энергию для населения составили 2189,6 тыс. руб.
Постановлением администрации Приморского края от 12.02.07 № 27-па «О порядке предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков энергоснабжающим организациям от снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения» (утратило силу в связи с изданием Постановления администрацией Приморского края от 01.07.08 № 150-па, но действовавшее в спорный период) утверждены порядок предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на возмещение убытков энергоснабжающим организациям от снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения и перечень энергоснабжающих организаций, получающих компенсацию на возмещение убытков от отпуска тепловой (электрической) энергии населению по максимальным тарифам.
В приложении № 6 к вышеуказанному порядку утвержден перечень энергоснабжающих организаций, получающих компенсацию на возмещение убытков от отпуска тепловой (электрической энергии) населению по максимальным тарифам в пункте 4 которого обозначено ОАО «Городские тепловые сети» с указанием объема полезного отпуска тепловой энергии в расчете на 2007 год – 217,2 Гкал с разбивкой по месяцам, начиная с 1 января 2007 года.
В период с 01.01.07 по 17.02.07 ОАО «ГТС» произвело отпуск тепловой энергии на жилой фонд г. Владивостока в количестве 70,89 Гкал, которая была рассчитана истцом исходя из норматива потребления тепловой энергии, установленного постановлением администрации г. Владивостока от 29.07.02 № 1409 «О нормативах потребления на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения» в размере 47, 57 Гкал в январе 2007 года и 23, 32 Гкал в период с 01.02.07 по 17.02.07 с учетом площади обслуживаемых жилых домов.
Следовательно, размер убытков, понесенных ОАО «ГТС» за период с 01.01.07 по 17.02.07 составил 50 119 руб. 23 коп.(707 руб. х 70, 89 Гкал.).
Из пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Постановления администрации Приморского края от 12.02.07 № 27-па, действовавшего в спорный период, следует, что перечисление субвенций муниципальным образованиям Приморского края из краевого бюджета производится ежемесячно на основании распоряжения Администрации Приморского края. Уполномоченные органы в соответствии с распоряжением Администрации Приморского края перечисляют полученные из краевого бюджета субвенции энергоснабжающим организациям на возмещение убытков от снижения тарифов на тепловую и электрическую энергию для населения. Остаток неиспользованных средств, предусмотренных в краевом бюджете на текущий финансовый год, а также средства субсидий, использованных не по целевому назначению, подлежат возврату в доход краевого бюджета. Для получения авансового финансирования энергоснабжающая организация обращается в уполномоченные органы и совместно с ними представляет в департамент по ЖКХ оперативные сведения о планируемом отпуске тепловой и электрической энергии населению по форме в соответствии с приложением 6 к настоящему Порядку.
Во исполнение требований вышеуказанных пунктов ОАО «ГТС» предоставляло в администрацию г. Владивостока ежемесячно отчет о фактически отпущенной тепловой энергии населению, сводный отчет о фактически отпущенной тепловой энергии населению и использованных субвенциях муниципальным образованием в 2007 году по формам, указанным в приложениях №№ 1,4 Постановления администрации Приморского края от 12.02.07 № 27-па, о чем свидетельствуют копии отчетов за январь, февраль 2007 года и копии сводных отчетов по состоянию на 01.02.07 и на 01.03.07 о фактически отпущенной тепловой энергии с отметками об их приеме администрацией г. Владивостока.
Из материалов дела следует, что Департамент финансов Приморского края выполнил возложенные на него обязанности и перечислил Владивостокскому городскому округу субвенцию в размере 1 596 100 руб., что подтверждено отчетом об использовании средств краевого бюджета. Однако, Владивостокский городской округ в отсутствие правовых оснований по истечении финансового года произвел возврат в краевой бюджет денежных средств в сумме 97 004 руб. 30 коп., которые были предназначены на возмещение ОАО «ГТС» убытков, возникших в результате отпуска тепловой энергии населению по экономически обоснованным тарифам в 2007 году.
С учетом вышесказанного, Департамент финансов Приморского края подлежит освобождению от ответственности по настоящему делу, а надлежащим ответчиком судом признается Владивостокский городской округ в лице администрации Владивостокского городского округа по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права – реальный ущерб.
В соответствии с п. 10 совместного Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» при разрешении споров по возмещению убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам, необходимо иметь ввиду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
По общему правилу для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками и размер истребуемых убытков. Кроме того, заинтересованное в возмещении убытков лицо должно представить доказательства, подтверждающие, что понесенные им убытки причинены невыполнением или ненадлежащим выполнением ответчиком своих обязательств и что истец принял все меры к предотвращению этих убытков или уменьшению их размера.
Для возмещения реального ущерба необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между возникшими убытками и поведением причинителя вреда, вину причинителя вреда.
Материалами дела доказано, что убытки истца в сумме 50 119 руб. 23 коп. возникли по причине бездействия Владивостокского городского округа в лице администрации Владивостокского городского округа, выразившиеся в не перечислении истцу полученных из краевого бюджета денежных средств, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению с Владивостокского городского округа в лице администрации Владивостокского городского округа за счет казны Владивостокского городского округа.
Поскольку истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в установленном законом порядке и размере, исковые требования признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению, следовательно, расходы по уплаченной государственной пошлине подлежат взысканию с Владивостокского городского округа в лице администрации Владивостокского городского округа за счет казны Владивостокского городского округа в пользу истца в соответствии со ст. 100 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Владивостокского городского округа в лице администрации Владивостокского городского округа за счет казны Владивостокского городского округа, расположенного по адресу: <...>, в пользу Открытого акционерного общества «Городские тепловые сети» 50 119 (Пятьдесят тысяч сто девятнадцать) рублей 23 копейки убытков, 2 003 (Две тысячи) рубля 58 копеек расходов по уплаченной государственной пошлине.
Департамент финансов Приморского края от ответственности по данному делу освободить.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Н. А. Галочкина