НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 20.10.2021 № А51-14688/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-14688/2021

27 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2021 года .

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Трояк ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

акционерного общества «Почта России» (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000, дата государственной регистрации 01.10.2019, юридический адрес: 115127, город Москва, Варшавское шоссе, дом 37)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005, юридический адрес: 690003, Приморский край, город Владивосток, улица Посьетская, 21, а); Федеральной таможенной службе (ИНН: 7730176610, ОГРН: 1047730023703, дата государственной регистрации 09.09.2004, юридический адрес: 121087, г. Москва, улица Новозаводская, 11/5)

об изменении обжалуемого Постановления №10702000-1396/2021 от 17.08.2021 в части размера назначенного заявителю административного штрафа и назначении в качестве административного наказания административный штраф в размере ниже низшего предела,

При участии в заседании : стороны не явились, извещены,

у с т а н о в и л :

Акционерное общество «Почта России» (далее – Заявитель, Общество, АО «Почта России») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее – Таможенный орган, Таможня, Административный орган) об изменении обжалуемого Постановления №10702000-1396/2021 от 17.08.2021 в части размера назначенного заявителю административного штрафа и назначении в качестве административного наказания административный штраф в размере ниже низшего предела.

Стороны , извещенные надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, в заседание не явились. Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения предварительного судебного заседания, то оно проводится в отсутствие сторон в соответствии с ч. 1 ст.136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В предварительном судебном заседании суд при отсутствии возражений сторон, в силу ч. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в первой инстанции с рассмотрением дела по существу.

Обосновывая заявленные требования АО «Почта России»не опровергая событие вменяемого административного правонарушения указало , что не согласно с размером назначенного штрафа, полагает, что назначенный административный штраф избыточен и негативно скажется на финансовом положении АО «Почта России». Указал, что вменяемое нарушение не повлекло негативных последствий, нс было угрозы
общественным интересам, какие-либо неблагоприятные последствия также не наступили , полагает, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Таможенный орган требования Заявителя не признал, в представленном в материалы дела письменном отзыве на заявление указал, что оспариваемое Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с учетом всех обстоятельств дела, а также с соблюдением необходимых процессуальных требований и наказание назначено в размере , предусмотренном санкцией вменяемой статьи.

Полагает, что довод Заявителя о возможности применения малозначительности совершенного административного правонарушения судом не может быть принят, так как Обществом не предоставлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 2.9 КоАП РФ. Просит в удовлетворении требований Заявителя отказать.

Из материалов дела судом установлено , что 06.05.2020 АО «Почта России» на Владивостокский почтовый таможенный
пост Владивостокской таможни подано для декларирования международное почтовое отправление (далее - МПО) №
CP198098962KR, пересылаемое из Республики Корея в адрес получателя - Алисултановой Динары.

Совершение таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО № CP198098962KR, осуществлялось путем начисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов по таможенному приходному ордеру (далее- ТПО) №10702050/060520/0003442001 на сумму 1 990,01 рублей, исходя из норм ввоза, установленных пунктом 4 приложения № 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии №107 от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования (далее-Решение).

Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в адрес Алисултановой Динар в МПО № CP198098962KR, весом 19,95 кг стоимостью 400 долларов США, осуществлялось с начислением подлежащих уплате таможенных платежей в размере 15 процентов от стоимости товаров в части превышения
стоимостной нормы по ТПО № 10702050/060520/0003442001. Таможенный платеж составил 1 990,01 руб. (курс евро ЦБ России на дату оформления 79,1189 руб.)

В соответствии с требованиями Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 3 декабря 2003 №1381 (далее - Правила) при выпуске товаров в таможенной декларации CN 23 №CP198098962KR должностным лицом таможенного органа была проставлена отметка «Выпуск разрешен» и «С
обязательной уплатой таможенных платежей», подписана и заверена оттиском личной номерной печати (п. 45 Правил).

В соответствии с пунктом 44 Правил был
заполнен бланк почтового перевода ф. 112 с указанием подлежащей уплате суммы таможенных платежей и вместе с третьим экземпляром ТПО №10702050/060520/0003442001 прикреплён к бланку таможенной декларации №
CP198098962KR.

Один экземпляр таможенной декларации №CP198098962KR с отметками таможенного органа «Выпуск разрешен» и «С обязательной уплатой таможенных платежей», подписанные должностным лицом ВП ТП и заверенные оттиском личной номерной печати, заполненный, бланк почтового перевода ф. 112, третий экземпляр ТПО №10702050/060520/0003442001 были переданы почтовому оператору для отправки вместе с MПO CP198098962KR в объект почтовой связи , в регионе деятельности которого находится получатель.

Первый и второй экземпляр ТПО вместе с таможенной декларацией
CN 23 № CP198098962KR и другими документами, необходимыми для таможенных целей, остаются в подразделении таможенного органа, совершавшем таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в МПО №CP198098962KR, для осуществления контроля за поступлением начисленных таможенных платежей на счет Федерального казначейства. При этом ТПО находится на контроле у таможенного органа до момента уплаты получателем таможенных платежей в полном объеме.

Как следует из материалов дела , Отделением почтовой связи №414050 г. Астрахани (далее-ОПС) МПО № CP198098962KR вручено лично Алисултановой Динаре 26.05.2020 , а оплата по ТПО была произведена только 24.07.2020.

На запрос таможенного органа от 26.03.2020 № 05-17/10847, Управление Федеральной почтовой связи Ставропольского края письмом
от 29.04.2021 № 9.1.4.2.1.02/163 в отношении МПО №
CP198098962KR, оформленного с начислением таможенных пошлин, налогов, были предоставлены : копии почтового перевода формы 112эк, трассы перевода, извещения (лицевая сторона).

На повторный запрос таможенного органа от 11.05.2021 № 05-17/053 о предоставлении оборотной стороны извещения формы 22 с отметкой даты выдачи МП О и пояснений о выдаче МПО, письмом от 19.05.2021 года № 9.1.4.2.1-02/188 УФПС Ставропольского края
направлены копии документов и пояснения, согласно которым таможенному органу было пояснено, что МПО № СР198098962
KR поступило в отделение почтовой связи № 414050 г. Астрахани (далее-ОПС) 21.05.2020. Посылка вручена адресату 26.05.2020, сведения на оборотной стороне извещения, заполненные Алисултановой Динарой, подтверждают дату получения посылки 26.05.2020.

Исходя из трассы перевода, пояснений, таможенная пошлина в размере
1990,01 руб. направлена в адрес Владивостокской таможни только 24.07.2020.

Следовательно, АО «Почта России» выдало МПО № СР198098962KR до завершения таможенных операций, тем самым совершило
административное правонарушение, выразившееся в выдаче без разрешения таможенных органов товаров, находящихся под таможенным контролем, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

По данному факту 15.06.2021 должностным лицом ВП ТП Владивостокской таможни в отношении АО «Почта России» было возбуждено дело об административном правонарушении №10702000-1396/2021 по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

15.07.2021 в отношении Общества с учётом его надлежащего уведомления, Таможенным органом был составлен протокол об административном правонарушении №10702000-1396/2021 .

Постановлением от 17.08.2021 АО «Почта России» было признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.

Не согласившись с Постановлением Таможни от 17.08.2021 , посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы административного дела в отношении Заявителя, изучив пояснения АО «Почта России» и возражения Административного органа, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

Частью 1 статьи 202 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с главой 40 ТК ЕАЭС, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

В соответствии с частью 2 статьи 285 ТК ЕАЭС, международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 14 ТК ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза. Порядок и особенности таможенного оформления товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении, закреплены в Правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 №1381 и Правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 №234.

Согласно пункту 3 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, пересылка МПО через таможенную границу РФ осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN 23, форма которой установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.

Согласно п. 36 Правил № 234 выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.

В силу абз. 2 п. 36 Правил № 234 оказания услуг почтовой связи при выдаче адресатам международных почтовых отправлений, содержащих товары, на которые таможенным органом начислены таможенные пошлины, налоги, организацией почтовой связи, являющейся местом международного почтового обмена, данная выдача осуществляется только после получения всей суммы таможенных пошлин, налогов этой организацией почтовой связи.

В соответствии с п.п.1, п.п.7 ст.14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза до приобретения статуса товаров Союза. Выдача МПО получателю объектом почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров,
которое фиксируется на уведомлении (его копии) путем проставления отметок должностным лицом таможенного органа.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС под МПО понимаются посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного
почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления.

В соответствии с п. 4 ст. 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах,
определенных таможенным органом.

Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза международных почтовых отправлений и пересылаемых в них товаров Порядок совершения, регламентированы главой 40 ТК ЕАЭС, а также Правилами таможенного оформления и
таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу ТС в МПО, утвержденными Правилами. В частности, глава V Правил устанавливает особенности проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров, пересылаемых в
МПО, таможенным органом, расположенным по месту нахождения адресата.

В силу пункта 53 Правил на каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений.

Согласно п. 54 Правил на накладной ф. 16, оформляемой на международное почтовое отправление в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп «Груз таможенный» и письменную отметку «С уведомлением».

Согласно п. п. 55, 56, 57 Правил один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.

В силу п. 58 Правил полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.

В соответствии с п. 59 Правил выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным
должностным лицом таможенного органа отметки «Выдача МПО разрешена», заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.

На основании п. 2 ст. 285 ТК ЕАЭС МПО выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров.

Аналогичные требования к запрещению выдачи МПО без разрешения таможенного органа содержатся в п. 8 Правил, а также в п. 36 Правил № 234, выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства
Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела нашел подтверждение факт выдачи отделением почтовой связи № 414050 г. Астрахани товара, пересылаемого в МПО № СР198098962 KR, находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа , что повлекло нарушение ст. 285 ТК ЕАЭС, правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» утвержденных приказом ГТК РФ от 03.12.2003 №1381.

Наличие события административного правонарушения Заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом по делу об административном правонарушении от 15.07.2021, объяснительными и другими материалами административного дела.

Исследовав и оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Почта России» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

По смыслу статей 49, 50 и 64 Конституции Российской Федерации и в силу требований справедливости и соразмерности ответственности наличие вины выступает необходимым признаком состава правонарушения, а бремя ее доказывания возлагается, по общему правилу, на уполномоченные органы государства и их должностных лиц.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 № 17-П, поскольку совершение административного правонарушения юридическим лицом - это всегда действие (бездействие) действующих от его имени физических лиц, нельзя отрицать возможность учесть, привлекая юридическое лицо к административной ответственности, обстоятельства, характеризующие форму вины соответствующих физических лиц. Административное правонарушение как факт реальной действительности - это всегда единство субъективных и объективных элементов, что находит отражение как в его легальной дефиниции, так и в юридических конструкциях составов административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, а равно проявляется в том, что по объективным элементам можно судить и о субъективных. В частности, по фактическим обстоятельствам, установленным на основе исследования и оценки доказательств и отражающим характер и степень опасности нарушения, его последствия, можно определить и характеристики вины нарушителя, в том числе юридического лица. Виновность АО «Почта России» в рассматриваемом административном правонарушении подтверждается материалами дела, заключается в том, что им не были приняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения возложенных на него правом ЕАЭС и таможенным законодательством Российской Федерации обязанностей при сохранении возможности исполнения требований материально-правового закона. Наличие вины заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлено таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.

Таким образом, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд полагает, что действия (бездействие) АО «Почта России» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за вмененное заявителю правонарушение, на дату вынесения оспариваемого Постановления не истек.

Основываясь на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и конкретизирующих ее содержание разъяснений, приведенных в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации», учитывая характер совершенного заявителем деяния, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния.

При оценке определении вида и размера административного наказания суд исходит из следующего.

Оспариваемым Постановлением АО «Почта России» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей, что соответствует санкции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ. Минимальный размер административного штрафа для юридических лиц по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ составляет 300 000 рублей, что превышает 100 000 рублей, поэтому вопрос о возможности снижении назначенного Заявителю административным органом административного штрафа ниже низшего предела санкции подлежит исследованию судом.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривается, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливается, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В постановлении от 25.02.2014 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Как подчеркивается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года №1738-О, части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ допускают возможность не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юридических лиц не менее ста тысяч рублей, благодаря чему предоставляют органам и должностным лицам административной юрисдикции действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Суд, рассмотрев вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, устанавливает наличие вышеуказанных исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, влияющих на характер совершенного заявителем административного правонарушения и его последствия.

При этом суд учитывает совокупность конкретных обстоятельств дела, позволяющую считать установленной наличие вышеназванных исключительных обстоятельств, в том числе, следующие обстоятельства:

- в деле отсутствуют доказательства причинения и определения конкретного размера имущественного и иного вреда личности, обществу и государству в связи с совершенным правонарушением ;

- в материалах дела имеются доказательства сложного финансового положения АО «Почта России», которые административным органом оспорены не были.

При этом довод Заявителя о том, что в качестве основания для снижения размера административного наказания ниже низшего предела суд должен учесть помимо прочего социальную значимость деятельности АО «Почта России» не имеет юридического значения, поскольку по смыслу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ указанное обстоятельство не связано с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями , имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Суд приходит к выводу, что с учетом вышеуказанных обстоятельств дела назначение административного штрафа в размере 310 000 рублей в противоречии с целями административного наказания и повлечет за собой избыточное использование административного принуждения в отношении Заявителя , не будет соразмерным последствиям противоправного деяния, характеру административного правонарушения, степени вины нарушителя, не в полной мере учитывает сложное финансовое и имущественное положение заявителя.

Поэтому с целью соблюдения основного принципа соразмерности при одновременном достижении целей административной ответственности имеются основания снижения размера административного штрафа ниже низшего предела минимума санкции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ до 150 000 рублей.

Таким образом, суд, приняв во внимание все обстоятельства рассматриваемого дела, считает возможным в данном конкретном случае применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и изменить АО «Почта России» наказание в части назначения административного штрафа в размере 310 000 рублей, заменив его на 150 000 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.

Изменить Постановление Владивостокской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10702000-1396/2021 от 17.08.2021года о привлечении акционерного общества «Почта России» к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ и уменьшить сумму административного штрафа до 150 000 ( сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд .

Судья Н.Н.Куприянова