НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 20.06.2022 № А51-11808/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-11808/2021

27 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2022 года .

Полный текст решения изготовлен 27 июня 2022 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Элитное» (ИНН <***>; ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.06.2007)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.12.2004)

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю

о признании незаконным решения № 12-19/01062 от 22.01.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии в заседании:

от общества: ФИО1 по доверенности от 13.11.2021, диплом, паспорт,

от МИФНС № 9: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт, ФИО3, по доверенности от 14.01.2022, с/у УР № 231295; от УФНС - ФИО2 по доверенности от 01.09.2021,

установил:

Акционерное общество «Элитное» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю о признании незаконным решения № 12-19/01062 от 22.01.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил основания заявленных требований, дополнив их новыми доводами.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принял указанные уточнения, как не противоречащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц, поскольку заявленные требования основаны на аналогичных фактических обстоятельствах по делу.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Заявитель считает, что при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации за 2016 год должны быть применены нормы права, предусмотренные действующим законодательством на момент спорных правоотношений. По мнению заявителя, сельскохозяйственные организации освобождаются от налогообложения в отношении не всего имущества, а только в части средств на капитальное строительство производственных объектов и/или техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, которые должны быть направлены в течение налогового периода (года), при выполнении условий:сумма освобождения от налогообложения в размере направленных на данные цели средств не должна превышать суммы налога, исчисленного в отношении имущества, участвующего в процессе сельскохозяйственного производства, подлежащего уплате в течение налогового периода; выручка организаций должна отвечать специальным требованиям (не менее 70 процентов от производственной деятельности, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции). При этом сельскохозяйственные организации обязаны документально подтвердить факт использования имущества в процессе сельскохозяйственного производства. По мнению заявителя, вывод налогового органа, о том что расходы на приобретение движимого имущества, не участвующего в улучшении технико-экономических показателей уже существующих основных средств и не увеличивающих первоначальную стоимость имущества, формируют налогооблагаемую базу является ошибочным, так как в понятие технического перевооружения входит приобретение новых основных средств, участвующих сельскохозяйственном производстве. Кроме того, указанный вывод налогового органа носит оценочный характер и не основан на законодательстве о налогах и сборах. Следовательно, в порядке п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Общество считает, что включение в договор финансовой аренды (лизинга) дополнительного условия о возможности перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю позволяет рассматривать такой договор как смешанный (пункт 3 статьи 421 ГК РФ), содержащий в себе элементы договора финансовой аренды и купли-продажи. Следовательно, к отношениям сторон по выкупу предмета лизинга применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие правоотношения по купле- продаже. Таким образом, последующее приобретение предмета лизинга в собственность меняет его юридическую природу, и имущество перестает быть «полученным по договору лизинга», а становится приобретенным на основании договора купли-продажи (п.5 ст.15 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). Факт приобретения имущества по договору купли-продажи подтверждается также п.12 договора лизинга. Вместе с тем, заявитель указывает на процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом при вынесении оспариваемого решения, в частности, в резолютивной части обжалуемого решения отсутствуют основания начисления пени по состоянию на 22.04.2020, в решении не указаны нормы налогового крдекса, на основании которых принято оспариваемое решение.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, считает принятое решение законным и обоснованным, а доводы заявителя не соответствующими действующему законодательству.

При исследовании материалов дела судом установлено следующее.

27.03.2017 АО «Элитное» представило по ТКС с ЭЦП первичную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2016 год. срок представления 30.03.2017г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 21 732 руб.

04.05.2017г. налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (корректировка №1) по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2016 г., без изменения налоговых обязательств.

29.07.2020г. налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (корректировка №2) по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2016 г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 20 195 руб.

Налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации (корректировка №2) заявлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы исчисленного налога по итогам 2016 года в размере 794 626 руб., на сумму средств, направленных в течение налогового периода на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, в виде приобретенного движимого имущества по договорам финансовой аренды (лизинга) №28Н/1 от 05.12.2007, №28Н от 20.06.2007.

Инспекцией на основании ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства АО «Элитное». Проверкой установлено несоблюдение Обществом положений ст. 257, 372, 274 НК РФ и п. 3 ст. 2 (1) Закона Приморского края от 28.11.2003 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон Приморского края № 82-КЗ).

Налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.08.2020 № 12-19/15646, по результатам рассмотрения акта и представленных по нему возражений принято решение от 22.01.2021 № 12-19/01062 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Общество в представленной в Управление жалобе выразило несогласие с вынесенным решением по результатам контрольных мероприятий. Решением Управления от 05.04.2021 № 13-09/12864@ требования заявителя оставлены без удовлетворения.

Общество, полагая, что решение налогового органа № 12-19/01062 от 22.01.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с указанным заявлением в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон,оценив в порядке статьи 71 АПК РФ каждое доказательство, как в отдельности, так и в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В силу п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (редакция Федерального закона от 30.11.2016 №401-ФЗ, дата вступления в силу - 1 января 2017 года).

В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Порядок уплаты налога на имущество на территории Приморского края регулируется Законом Приморского края от 28.11.2003 82- КЗ «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон Приморского края №82-КЗ).

Согласно п.3 ст.2 (1) Закона Приморского края №82-КЗ от налогообложения освобождаются сельскохозяйственные организации в части средств, зачисляемых по итогам налогового периода, - в отношении имущества, участвующего в процессе сельскохозяйственного производства, в сумме средств, направленных в течение налогового периода на капитальное строительство производственных объектов: техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и приобретение племенной животноводческой продукции, но не более суммы налога, подлежащего уплате в течение налогового периода, при условии, что выручка данных организаций от производственной деятельности, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, сельскохозяйственные организации освобождаются oт налогообложения в отношении не всего имущества, а только в части средств на капитальное строительство производственных объектов и/или техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, которые должны быть направлены в течение налогового периода (года), при выполнении следующих условий:

-сумма освобождения от налогообложения в размере направленных на данные цели средств не должна превышать суммы налога, исчисленного в отношении имущества, участвующего в процессе сельскохозяйственного производства, подлежащего уплате в течение налогового периода;

-выручка организаций должна отвечать специальным требованиям (не менее 70 процентов от производственной деятельности, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции).

При этом сельскохозяйственные организации обязаны документально подтвердить факт использования имущества в процессе сельскохозяйственного производства.

В соответствии со ст. 373 НК РФ АО «Элитное» является налогоплательщиком налога на имущество организаций, так как организация имеет на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В обоснование правомерности заявления налоговой льготы налогоплательщиком на требование налогового органа от 22.04.2020г. №2018 представлены документы:

- Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу за 2016г. (в подтверждения доли выручки от реализации сельхозпродукции (88.61%));

-Ведомость амортизации ОС за 2016г.;

-Реестр имущества используемого, в сельскохозяйственной деятельности с приложением ведомостей амортизации основных средств за 2016г. (помесячно);

-Копия Договора финансовой аренды (лизинга) № 28Н от 20.06.2007г. на приобретение с/х техники (трактор New Holland 4ВД модель TJ 425 (колесный), турбо - культиватор Salford RTS. борона Degelman). заключенный с КГУП «КГУП «Государственное агентство по продовольствию Приморского края» с приложениями:

1) Соглашение о перемене лиц в обязательстве по договору финансовой аренды (лизинга) № 28Н от 20.06.2007г.;

2)Акт приема-передачи объектов лизинга в соответствии с соглашением от 01.04.2008г.;

3)Соглашение от 15.05.2009г. о внесении изменений в договор финансовой арендылизинга № 28Н от 20.06.2007г.

-Инвентарные карточки № 000000067 по объекту борона Degelman, № 000000071 по объекту турбо - культиватор Salford RTS. № 000000070 по объекту трактор New Holland;

-Копия договора финансовой аренды (лизинга) № 28Н/1 от 05.12.2007г. на приобретение Комбайна зерноуборочного Class Mega 350, заключенного с КГУП «Государственное агентство по продовольствию Приморского края» с приложениями:

1)Соглашение от 01.04.2008г. о перемене лиц в обязательстве по договору финансовой аренды (лизинга) № 28Н/1 от 05.12.2007г.;

2)Акт приема-передачи объектов лизинга в соответствии с соглашением от 14.12.2007г.

-Инвентарная карточка №000000066 по объекту Комбайн зерноуборочный Class Mega 350:

-Платежные поручения: № 319 от 10.06.2016г. на сумму 164 250 руб. №542 от 14.09.2016г. на сумму164 250 руб. по договору финансовой аренды (лизинга) № 28Н/1 от 05.12.2007г. № 371 от 05.07.2016г. на сумму 113 418.92 руб. , №33 от 25.01.2016г. на сумму 162 000 руб.. №189 от 04.04.2016г. на сумму 162 000. №584 от 03.10.2016г. на сумму 162 000 руб., № 127 от 09.03.2016г. на сумму 63 000 руб. №317 от 10.06.2016г. на сумму 63 000 руб.. №541 от 13.09.2016г. на сумму 63000руб. по договору финансовой аренды (лизинга) № 28Н от 20.06.2007г.

В ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 мес. 2016 года (корректировка 2) установлено неправомерное применение налоговой льготы по налогу на имущество организации в соответствии с п. 3 ст. 2(1) Закона Приморского края от 28.11.2003 №82-КЗ «О налоге на имущество организаций», в виде уменьшения суммы исчисленного налога по итогам налогового периода в размере 794 626 руб.

По результатам рассмотрения принято оспариваемое решение, в соответствии с которым. Обществу доначислен налог в размере 794 626.00 руб., пени в размере 254 147,88 руб.

В силу п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы указанное имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что КГУП «Государственное агентство по продовольствию Приморского края» по государственным контрактам на поставку сельскохозяйственной техники и оборудования приобрело, а затем по договорам финансовой аренды (лизинга) №28Н от 20.06.2007г., №28Н/1 от 05.12.2007г. передало АО «Элитное» трактор New Holland 4ВД модель TJ 425 (колесный), турбо - культиватор Salford RTS. борона Degelman и Комбайн зерноуборочного Class Mega 350.

В соответствии п.2.1, раздела 2 договоров финансовой аренды (лизинга) №28Н/1 от 05.12.2007г., №28Н от 20.06.2007г., право собственности на предметы лизинга принадлежат Лизингодателю (КГУП «Государственное агентство по продовольствию Приморского края»).

Переход права собственности на предметы лизинга происходит при условии выплаты Лизингополучателем Лизингодателю в полном объеме всех лизинговых и иных платежей, предусмотренных выше указанными договорами финансовой аренды (лизинга).

В соответствии с п.2.2, раздела 2 договоров финансовой аренды (лизинга) №28Н/1 от 05.12.2007г. №28Н от 20.06.2007г. предметы лизинга в период действия договоров учитываются на балансе лизингополучателя, то есть АО «Элитное».

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ и изменяется, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с указанным НК РФ.

В соответствии с положениями статей 2 и 19 Федерального закона от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), договоров №28н/1 от 05.12.2007 и 28Н о т 20.06.2007 финансовой аренды (лизинга), лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное в договорах имущество, у определенного им поставщика, и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование, с возможностью перехода права собственности на имущество к лизингополучателю на условиях, предусмотренных соглашением сторон (далее - договор финансовой аренды (лизинга)) (п. 11).

Под лизинговыми платежами, согласно Закона № 164-ФЗ, понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

Из приведенных положений закона следует, что в договоре выкупного лизинга имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств, а имущественный интерес лизингополучателя - пользование, указанного имущества, а также право на приобретение предмета лизинга в собственность за счет средств, предоставленных лизингодателем, и при его содействии.

На основании пункта 3 статьи 423 ГК РФ в гражданских отношениях действует презумпция возмездности договора: договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

В соответствии с Соглашением о перемене лиц в обязательстве по договору финансовой аренды (лизинга), новый участник (АО «Элитное») принимает на себя обязательства по договору, без учета сумм страховых платежей и суммы уплаты процентов за пользование бюджетным кредитом, в том числе задолженность по уплате текущих лизинговых платежей прежнего участника (КФХ ФИО4).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. При этом в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 8.1 Договоров финансовой аренды (лизинга) лизингодатель регистрирует Предмет лизинга в органах Госгортехнадзор на КГУП «Госпродагентство ПК». В регистрационных документах в графе «Собственник имущества» указывается Лизингодатель.

Согласно п. 12.1, 12.2 Договоров финансовой аренды (лизинга) стороны пришли к соглашению, что предмет лизинга переходит в собственность Лизингополучателя и сделка считается завершенной по истечении срока действия Договоров (п. 11.1), при условии выплаты Лизингополучателем Лизингодателю в полном объеме всех лизинговых и иных платежей. Переход права собственности на предмет лизинга стороны оформляют договором купли-продажи, при этом выплачивается Лизингополучателем Лизингодателю выкупная стоимость в размере 500 руб. за единицу техники, которая не включается в общую сумму лизинговых платежей.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями ст. 218, 223 ГК РФ право собственности переходит Лизингополучателю (АО «Элитное») после выплаты всех лизинговых платежей и выкупной стоимости имущества, а также при соблюдении условий, предусмотренных п. 12.5 Договоров финансовой аренды (лизинга).

Пунктом 12.5.1 предусмотрено условие о подаче письменной заявке, о выкупе предмета лизинга на основании договора купли-продажи в срок не позднее 20 дней до окончания очередного расчетного периода, а также п. 12.5.2 предусмотрено заключение в пятидневный срок с момента получения Лизингодателем письменной заявки Лизингополучателя. Установления данных условий в договорах финансовой аренды (лизинга) говорит о том, что стороны участвуют в данных отношениях с целью использования имущества с возможностью при желании Лизингополучателя в срок оговоренный договорами приобрести используемое имущество в собственность.

Пунктом 12.5.1. предусмотрено, что «Лизингополучатель в срок не позднее 20 (двадцати) дней до окончания очередного расчетного периода направляет Лизингодателю письменную заявку о выкупе предмета лизинга на основании договора купли-продажи».

Пунктом 12.5.2. предусмотрено, что «Договор купли-продажи заключается в течение пяти банковских дней срок с момента получения Лизингодателем письменной заявки Лизингополучателя».

Пунктом .12.5.2. предусмотрено, что договор купли-продажи заключается в течение пяти банковских дней срок с момента получения Лизингодателем письменной заявки Лизингополучателя.

Пунктом 12.6.5. предусмотрено, что лизингодатель вправе отказаться от заключения договора купли-продажи предмета лизинга до надлежащего исполнения Лизингополучателем всех обязательств по Договору и уплате неустоек в полном объеме на момент подачи Лизингополучателем заявки о выкупе предмета лизинга».

Установления данных условий в договорах финансовой аренды (лизинга) говорит о том. что стороны участвуют в данных правоотношениях с целью использования имущества, с правом Лизингополучателя, в срок оговоренный договорами, приобрести используемое имущество в собственность при соблюдении всех условий договоров.

Согласно анализу сведений расчетного счета АО «Элитное», а также договоров финансовой аренды (лизинга) уплата последних лизинговых платежей, а также выкупной стоимости произведена Обществом в 2017 году.

На основании вышеизложенного, право собственности на имущество у Лизингополучателя возникает лишь после соблюдений всех условий предусмотренных данными договорами, т. е. не ранее 2017 года.

Статьей 264 НК РФ установлено, что арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Таким образом, платежи лизингополучателя по договору лизинга за пользование предметом лизинга (лизинговые платежи) не являются расходами на капитальные вложения, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств. По своей сути они представляют собой возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя (п. 1 ст. 28 Закона №164-ФЗ).

Лизинговые платежи это плата за аренду имущества, а не расходы на приобретение нового имущества взамен устаревшего.

Приобретенное по договорам финансовой аренды (лизинга) движимое имущество до 2016 года уже длительное время использовалось организацией в сельскохозяйственном производстве. Согласно представленной ведомости амортизации основных средств за декабрь 2016 года, данное имущество полностью амортизировано.

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ (редакция, действующая в 2016г.), освобождаются от налогообложения, в том числе, организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Пунктом 3 статьи 2(1) Закона №82-КЗ (в редакции от 01.01.2016) установлена льгота для сельскохозяйственных организаций в виде освобождения от налогообложения в части средств, зачисляемых по итогам налогового периода, - в отношении имущества, участвующего в процессе сельскохозяйственного производства, в сумме средств, направленных в течение налогового периода на капитальное строительство производственных объектов, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и приобретение племенной животноводческой продукции, но не более суммы налога, подлежащего уплате в течение налогового периода, при условии, что выручка данных организаций от производственной деятельности, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.

Под техническим перевооружением, согласно статьи 257 НК РФ, понимается комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При этом расходы организации на проведение мероприятий по техническому перевооружению, в результате которых улучшаются технико-экономические показатели основных средств, на основании пункта 2 статьи 257 НК РФ, подпункта 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ, увеличивают первоначальную стоимость имущества.

Таким образом, под действие пункта 3 статьи 2(1) Закона №82-КЗ подпадают расходы на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства, к которым относятся расходы на установку дополнительного оборудования на уже существующее основное средство (дооборудование) или расходы на модернизацию объектов основных средств сельскохозяйственного назначения, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств.

Расходы на приобретение движимого имущества, не участвующего в улучшении технико-экономических показателей уже существующих основных средств и не увеличивающих первоначальную стоимость имущества, формирующего налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций, не подпадают под действие вышеуказанной статьи Закона №82-КЗ.

Довод налогоплательщика, со ссылкой на Постановление Высшего Арбитражного суда РФ от 123.07.2011 №17389/10 по делу А28-732/2010-31/18 о том, что включение в договор финансовой аренды (лизинга) дополнительного условия о возможности перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю позволяет рассматривать такой договор как смешенный (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащий в себе элементы договора финансовой аренды и купли-продажи, что позволяет к отношениям сторон по выкупу предмета лизинга применять норма ГК РФ, регулирующие правоотношения по купле- продажи, считаем несостоятельными ввиду следующего.

Ссылка заявителя на вышеуказанное постановление, не имеют значения при оценке законности обжалуемого решения, поскольку названное постановление не относится к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации и к законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете и не содержит разъяснений о практике применения норм налогового и бухгалтерского законодательства.

Согласно положениям ст. 665 ГК РФ договор финансовой аренды (лизинга) является одним из видов договора аренды, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определённого им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Арендодатель (лизингодатель), приобретая имущество для передачи в лизинг, производит затраты, которые могут быть квалифицированы как капитальные вложения в объекты основных средств.

В силу положений п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» Г1БУ 6/01 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2001 №2689) основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим НК РФ.

Согласно п. 10 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

К бухгалтерскому учету у арендатора (лизингополучателя) объекты лизинга будут приниматься при их получении в аренду.

Исходя из вышеуказанных норм, объекты лизинга у лизингополучателя принимаются к бухгалтерскому учету по мере их получения по первоначальной стоимости, включающей в себя сумму расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом затраты налогоплательщика на лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество относятся к прочим затратам на производство и реализацию (под. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Для лизинговых платежей датой осуществления прочих расходов будет считаться дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров либо дата предъявления налогоплательщику документов, являющихся основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно договорам финансовой аренды (лизинга) от 15.12.2007 №28Н/1, от20.06.2007 №28Н переход права собственности на предметы лизинга происходит при условии выплаты Лизингополучателем Лизингодателю в полном объеме всех лизинговых и иных платежей, предусмотренных вышеуказанными договорами финансовой аренды (лизинга).

Доводы АО «Элитное» о том, что в решении не указан пункт статьи 101 НК РФ, на основании которого вынесено обжалуемое решение, безоснователен ввиду следующего.

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Форма «Решения об отказе в привлечении к ответственность за совершение налогового правонарушения» (Приложение №37) утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 17.05.2021) "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.201 8 N 53094).

Раздел З указанного решения содержит следующий текст:

«3. Резолютивная часть. На основании статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс):». Таким образом, в данной части в решении нарушения отсутствует.

Довод Общества об отсутствии в резолютивной части обжалуемого решения основания начисления пени по состоянию на 22.04.2020, считаем несостоятельным ввиду следующего.

Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Обществу сопроводительным письмом от 22.01.2021 №12-19/01062 по ТКС 29.01.2021 направлено обжалуемое решение с приложение расчета пени, которое получено заявителем 01.02.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.

Согласно Приложению №37 Приказа ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (ред. от 17.05.2021) суммы доначисленного налога и пени отражаются в таблице, в которой по графе 2 указывается пункт и статья НК РФ установленного правонарушении. В резолютивной части обжалуемого решения в п. 3.1 указано «Отказать в привлечении к налоговой ответственности, а также начислить пени по состоянию на 22.01.2021».

Принимая во внимание вышеизложенное, принятое налоговым органом решение № 12-19/01062 от 22.01.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует нормам действующего законодательства, основания для его отмены отсутствуют.

С учётом изложенного, требования ООО «Элитное» о признании недействительным решения № 12-19/01062 от 22.01.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины, суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требования о признании незаконным решения № 12-19/01062 от 22.01.2021 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Приморскому краю об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Н.В.Колтуновой