НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 20.04.2017 № А51-26678/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                    Дело № А51-26678/2016

26 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2017 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2017 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М.,            при ведении протокола судебного заседания секретарем Носовой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» (ИНН 2540102642, ОГРН 1042504355321, дата государственной регистрации: 09.04.2004, адрес: проспект Партизанский, д. 2А, г. Владивосток, Приморский край, 690106)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации: 15.04.2005, ул. Посьетская, д. 21А,                         г. Владивосток, 690090)

о признании незаконными бездействия Владивостокской таможни, выразившегося в неосуществлении регистрации поданной 03.08.2016 транзитной декларации;

о взыскании судебных издержек в размере 15 000 руб.;

при участии в заседании:

от заявителя: представитель Юдицкий М.Ю. по доверенности от 08.10.2015, паспорт;

от таможенного органа: представитель Петрачек А.С. по доверенности             № 280 от 23.12.2016, служебное удостоверение;

установил: общество с ограниченной ответственностью «о. Русский» (далее – заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее – ответчик, таможенный орган, таможня) о признании незаконными бездействия Владивостокской таможни, выразившегося в неосуществлении регистрации поданной 03.08.2016 транзитной декларации; о взыскании судебных издержек в размере 15 000 руб.

В обоснование предъявленных требований заявитель указал на то, чтонарушение указанных Порядка № 438, поданной 03.08.2016 ТД в установленный срок регистрационный номер присвоен не был, а, следовательно, таможенный орган ее не зарегистрировал.

При этом, общество поясняет, что с момента загрузки таможенным органом отправления в АСКТТ-2 электронной транзитной декларации и электронных документов электронная транзитная декларация считается поданной.

После загрузки в АСКТТ-2 электронной транзитной декларации и электронных документов КПС "Транзитные операции" автоматически формируется и направляется декларанту таможенной процедуры таможенного транзита авторизованное электронное сообщение, содержащее дату и время подачи транзитной декларации.

Из протокола обмена электронными сообщениями следует, что должностным лицом таможенного органа загрузка ЭТД и электронных документов в АСКТТ-2 была осуществлена (т.е., ЭТД получила статус поданной) 04.08.2016 в 11 час. 45 мин.

Вместе с тем, спорный товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита лишь 08.08.2016 по ТД                                                        № 10702030/080816/0007559.

Таким образом, оспариваемое бездействие таможенного органа привело к увеличению сроков выпуска товара, чем нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также, ввиду вынужденного обращения в суд за защитой прав и законных интересов, общество понесло судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., которые заявитель просит взыскать с таможенного органа.

Таможенный орган требования общества оспорил, указал, что при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенный орган отправления использует УИН описи, полученный от декларанта после представления товаров.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления, используя комплекс программных средств «Транзитные операции», входящий в состав автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (далее - АСКТТ-2), незамедлительно после получения от декларанта сведений об УИН описи осуществляет загрузку ЭТД и электронных документов по УИН описи в АСКТТ-2.

С момента загрузки таможенным органом отправления в АСКТТ-2 электронной транзитной декларации и электронных документов электронная транзитная декларация считается поданной.

Как указывает ответчик, 03.08.2016 обществом был получен УИН, который общество было обязано направить в таможенный орган, осуществляющий декларирование. Поскольку данная обязанность обществом не была исполнена, у таможенного органа отсутствовала возможность осуществить выгрузку декларации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ответчик просит суд отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что в адрес общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» по коммерческому инвойсу № 06/16-01 от 07.06.2016г., коносаменту КМТСТО158402, в морской порт Владивосток прибыли товары.

В целях перемещения товара в зону действия Находкинской таможни для последующего таможенного оформления таможенным представителем ЗАО «Давос», действующим в интересах таможенного перевозчика ООО «Давос-Экспресс» на основании договора на оказание услуг по таможенному оформлению № 5/2015 от 21.12.2015, во Владивостокскую таможню 03.08.2016 была подана транзитная декларация (далее - ТД) и пакет документов, сформированные и подписанные электронной цифровой подписью таможенного представителя.

Однако ни в этот день, ни в последующие дни, поданная 03.08.2016 ТД не была зарегистрирована таможенным органом.

Спорный товар был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита лишь 08.08.2016 по ТД                                                        № 10702030/080816/0007559.

Посчитав указанное бездействие таможенного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого бездействия, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Согласно пункту 1 статьи 215 ТК ТС, таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется, в том числе, при перевозке иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа (подпункт 4 пункта 2 статьи 215 ТК ТС).

Для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный орган представляется транзитная декларация (пункт 4 статьи 216, пункт 1 статьи 182 ТК ТС).

Согласно пункту 6 статьи 182 ТК ТС транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.

Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определяется решением Комиссии таможенного союза.

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей и регистрацией транзитной декларации (далее - Порядок) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438.

В силу пунктов 4-7 Порядка дата и время подачи транзитной декларации фиксируется таможенным органом в журнале, форма которого устанавливается законодательством государств-членов, и в информационной системе таможенного органа отправления с использованием информационных технологий.

Регистрация транзитной декларации является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа отправления.

Таможенный орган регистрирует транзитную декларацию в срок не более двух часов с момента ее подачи.

Регистрация транзитной декларации осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления путем присвоения ей регистрационного номера в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289.

Вместе с тем, как подтверждено материалами настоящего дела, в нарушение указанных требований Порядка, поданной 03.08.2016 ТД в установленный срок регистрационный номер присвоен не был, в связи с чем, суд приходит к выводу, что данную ТД таможенный орган не зарегистрировал.

Суд не принимает довод таможенного органа о том, что общество не направило в таможенный орган уникальный идентификационный номер описи (далее - УИН описи), в связи с чем, у таможни, осуществляющей декларирование, отсутствовала возможность осуществить выгрузку транзитной декларации.

В соответствии с пунктом 13 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденного Распоряжением ФТС России № 62-р от 18.02.2015 (действовавшего на момент возникновения спорных отношений), в случае успешного прохождения проверки электронной подписи (ЭП) и форматного контроля (ФК) электронной транзитной декларации и электронных документов, указанных в пункте 12 Порядка, декларанту таможенной процедуры таможенного транзита в автоматическом режиме направляется уникальный идентификационный номер описи (далее - УИН описи).

При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенный орган отправления использует УИН описи, полученный от декларанта после представления товаров (пункт 14 вышеназванного Порядка).

Согласно письму ФТС России № 04-30/63626 от 12.12.2016, представленному в материалы дела заявителем, сведения об УИН описи могут быть переданы декларантом или перевозчиком в таможенный орган отправления одним из следующих способов:

в устной форме;

в письменной форме;

с помощью мобильных электронных устройств;

с помощью устройств подвижной радиотелефонной связи

Указанные требования были декларантом выполнены.

Так судом установлено, что 04.08.2016 специалистом по таможенному оформлению ЗАО «Давос» Бондарь Ю.А. были направлены сведения об УИН описи таможенному органу посредством электронной почты по адресу: VLD mpv OKTT@dvtu.customs.ru, о чем свидетельствует скриншоты электронной почты, представленные обществом в материалы дела.

Также сведения об УИН описи были переданы вышеназванным работником и в устной форме по телефону начальнику отдела контроля таможенного транзита т/п МПВ Васильеву Виталию Геннадьевичу (пояснительная записка декларанта от 05.08.2016).

Согласно пункту 15 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления, используя комплекс программных средств "Транзитные операции" (далее - КПС "Транзитные операции"), входящий в состав автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (далее - АСКТТ-2), незамедлительно после получения от декларанта сведений об УИН описи осуществляет загрузку ЭТД и электронных документов по УИН описи в АСКТТ-2.

С момента загрузки таможенным органом отправления в АСКТТ-2 электронной транзитной декларации и электронных документов электронная транзитная декларация считается поданной.

После загрузки в АСКТТ-2 электронной транзитной декларации и электронных документов КПС "Транзитные операции" автоматически формируется и направляется декларанту таможенной процедуры таможенного транзита авторизованное электронное сообщение, содержащее дату и время подачи транзитной декларации.

Как следует из протокола обмена электронными сообщениями, должностным лицом таможенного органа загрузка ЭТД и электронных документов в АСКТТ-2 была осуществлена 04.08.2016 в 11 час. 45 мин. – то есть с данного момента ЭТД получила статус поданной.

Доказательств обратного таможенным органом, в силу статьи 65 АПК РФ, не представлено.

В соответствии с пунктом 16 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, при отсутствии оснований для отказа в регистрации транзитной декларации, установленных пунктом 9 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, с изменениями, внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 № 115 (далее - Порядок транзита), уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления с помощью КПС "Транзитные операции" регистрирует электронную транзитную декларацию в срок не более одного часа с момента ее подачи.

Обобщая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что таможенный орган был обязан осуществить регистрацию ЭТД в течение одного часа с момента обретения ею статуса поданной, то есть не позднее 12 час. 45 мин. 04.08.2016.

Следовательно, бездействие Владивостокской таможни, выразившееся в неосуществлении регистрации поданной 03.08.2016 транзитной декларации, не соответствует нормам Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заявленное ходатайство о взыскании судебных издержек по оплате услуг представителя подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что к судебным издержкам относятся расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).

Из системного толкования статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины.

Частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Согласно пункту 10 постановления Пленума ВС РФ № 1 от 21.01.2016  «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В силу разъяснений, указанных в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ).

В материалы дела представлены: договор на оказание юридических услуг № 299 от 01.11.2016, платежное поручение № 343 от 11.11. на сумму 15 000 руб., акт сдачи-приемки оказанных услуг № 299/1 от 01.11.2016.

Таким образом, расходы заявителя на оплату услуг представителя подтверждены документально.

Анализируя наличие причинно-следственной связи между действиями таможенного органа и расходами заявителя, суд приходит к выводу о том, что защита нарушенного таможней права заявителя в арбитражном суде напрямую взаимосвязана с понесенными представительскими расходами. При этом суд считает, что избежать понесенных расходов без ущерба для своих экономических интересов и заявленных требований, общество не могло.

Учитывая требование закона о взыскании судебных издержек в разумных пределах, отсутствие заявлений о чрезмерности указанного вознаграждения со стороны таможенного органа и, соблюдая баланс частных и публичных интересов, суд считает, что расходы на участие представителя по настоящему делу в размере 15 000 рублей являются в достаточной степени разумными, в связи с чем, находит их обоснованными в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на таможенный орган.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконными бездействия Владивостокской таможни, выразившиеся в неосуществлении регистрации поданной 03.08.2016 транзитной декларации, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «о. Русский» судебные расходы по уплате госпошлины по делу в размере 3 000 (три тысячи) рублей, на оплату услуг представителя в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, всего 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей судебных расходов.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                                       Черняк Л.М.