НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 19.01.2024 № А51-22051/2023

$!94G3CF-dfjaaf!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                             Дело № А51-22051/2023

19 января 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена января 2024 года .

Полный текст решения изготовлен  января 2024 года .

            Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи  Жестилевской О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бизякиным Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ИНН<***>, ОГРН<***>) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП директора Агентства в г.Спасск-Дальний филиала ООО Страхования компания «Гелиос» в г.Хабаровске ФИО1,

при участии в судебном заседании: стороны не явились, извещены;

установил: Центральный банк Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении директора Агентства в г.Спасск-Дальний филиала ООО Страхования компания «Гелиос» в г.Хабаровске ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стороны в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Признав дело подготовленным к рассмотрению по существу, суд на основании части 4 статьи 137 АПК РФ перешел к судебному разбирательству, открыл судебное заседание первой инстанции и в порядке части 5 статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие потерпевшего.

Ответчик требование заявителя не оспорил, отзыв не представил.

При рассмотрении дела суд установил, что Банк России в ходе дистанционной проверки исполнения ООО Ломбард «АЛЛАЛИТ» (далее - Ломбард) требований статьи 6 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ), устанавливающей обязанность страхования ломбардом в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риска утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Закона № 196-ФЗ, установил нарушение ООО Страховая Компания «Гелиос» требования законодательства Российской Федерации.

Между Страховщиком и Ломбардом заключен договор страхования вещей, принятых ломбардом в залог или на хранение от 28.09.2023 № 393-0000126-07423 (далее - Договор страхования) сроком действия с 11.10.2023 по 10.10.2024.

В нарушение пункта 1.2 Указания Банка России от 28.03.2022 № 6107-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования при страховании вещи, принятой ломбардом в залог или на хранение» (далее - Указание № 6107-У) Страховщик в Договоре страхования установил размер франшизы более 0,1 процента от страховой суммы, а именно, в пункте 3.7 Договора страхования франшиза установлена в размере 25 тыс. рублей (страховая сумма 3 млн. рублей) и составила 0,8 процента от страховой суммы.

Таким образом, Страховщик нарушил требование пункта 1.2 Указания № 6107-У.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 4015-1 страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско- правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями.

ФИО1 принята на должность директора Агентства в г. Спасск-Дальний филиала ООО Страховая Компания «Гелиос» в г. Хабаровске на основании приказа от 30.12.2016 № 372/л, действует на основании доверенности от 01.01.2023 № 105, выданной Страховщиком.

Согласно пункту 7 доверенности ФИО1 вправе заключать, изменять, прекращать, расторгать от имени Страховщика на территории Приморского края договоры страхования со всеми юридическими лицами.

Как следует из документов, представленных в дело об АП, ненадлежащее исполнение должностным лицом Страховщика ФИО1 своих обязанностей повлекло нарушение Страховщиком пункта 1.2 Указания № 6107-У, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном правонарушении № СЗ-59-ДЛ-23-10748/1020-1 от 01.12.2023.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении деятельности конкретного вида, требующей согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Часть 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 указанного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 названного Закона № 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Как следует из части 2 статьи 2 Закон № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.

Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Законе об ОСАГО.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Статьей 21 Закона об ОСАГО установлены специальные требования к страховщику, обращающемуся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Судом установлено, что ООО Страховая Компания «Гелиос» осуществляет страховую деятельность в том числе в соответствии с лицензией от 10.11.2021 СИ №0397, выданной Банком России, на осуществление страхования по виду деятельности добровольное имущественное страхование.

Таким образом, являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) ООО Страховая Компания «Гелиос» обязано соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.

Отношения в сфере страховой деятельности регулируются Законом №4015-1, который в том числе устанавливает порядок лицензирования страховой деятельности.

Согласно пункту 1 и пункту 4 статьи 30 Закона № 4015-1 лицензирование деятельности субъектов страхового дела является частью надзора за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого в целях соблюдения ими страхового законодательства.

Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что лицензия на осуществление страхования представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела; право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм Закона №4015-1.

Таким образом, порядок надзора за деятельностью субъектов страхового дела и лицензирования данной деятельности, установленный Законом № 4015-1, предусматривает, что разрешение на право осуществления страховой деятельности обусловлено фактором соблюдения субъектами страхового дела требований страхового законодательства, из чего следует вывод о том, что соблюдение субъектами страхового дела положений страхового законодательства является условием, предусмотренным лицензией на страховую деятельность. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № ВАС-13004/13.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено 28.09.2023.

В силу части 1.1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.

Данное положение введено в действие с 25.04.2023, однако исходя из общего правила действия норм КоАП РФ во времени, установленного частью 2 статьи 1.7 Кодекса, оно подлежит применению к нарушениям, совершенным до 25 апреля 2023, поскольку изменение улучшает положение правонарушителя, а наказание не исполнено.

Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО2» было установлено, что впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения..

Следовательно, к моменту рассмотрения дела истек срок привлечения директора Агентства в г.Спасск-Дальний филиала ООО Страхования компания «Гелиос» в г.Хабаровске ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу суд не рассматривает, поскольку по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

            Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

            В привлечении директора Агентства в г.Спасск-Дальний филиала ООО Страхования компания «Гелиос» в г.Хабаровске ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                Жестилевская О.А