АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-4973/2021
21 мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Краснова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рябининой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлени ю Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262, дата регистрации 29.12.2012, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22)
к обществу с ограниченной ответственностью «ДВ-АРС» (ИНН 2543012179, ОГРН 1122543013383, дата регистрации 20.08.2012, место нахождения: 690049, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 26, кааб. 12)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, по протоколу № 02-04/2021 от 10.03.2021;
при участии:
от заявителя – Щедривый К.А., с/у, доверенность от 29.07.2020, диплом;
от общества – Баринов А.Е., уд. адвоката, доверенность от 10.02.2020;
установил: Инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ДВ-АРС» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, по протоколу № 02-04/2021 от 10.03.2021.
В судебном заседании представитель инспекции настаивал на заявленных требованиях, с учетом возражений общества пояснил, что срок для привлечения ООО «ДВ-АРС» к административной ответственности не истек.
Представитель общества возражал против требований инспекции по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, настаивал на прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «ДВ-АРС» является генеральным подрядчиком объекта капитального строительства «Приморский край, г. Владивосток, ул. Нейбута, дом 17, корпуса 5, 6, 7 и стилобат с подземной автостоянкой поз. 14 на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010041:135». 25-этажный жилой дом с помещениями общественного назначения на 1-м этаже поз. №5 по генплану». На основании решения Прокуратуры Приморского края № 7-1673-2020/13476/27603-20 от 14.10.2020, а также распоряжения ИРСН и КДС Приморского края от 13.10.2020 № 232 последней проведена выездная проверка генерального подрядчика строительства, результаты которой оформлены актом проверки № 04/232-20 от 30.10.2020.
В ходе проверки инспекцией выявлен ряд нарушений на объекте, а именно: нарушение требований раздела 6 «Проект организации строительства» утвержденной проектной документации, Шифр проекта В 1П-5.6,7,14, разработанной ООО «МИКАЗ» в 2019 году, раздела 10 проекта производства работ Шифр 24-ПД*2020, разработанного ООО «Безопасность ДВ» в 2020 г.. Приказа Минтруда России от 28.03.2014 № 155н (ред. от 20.12.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», п. 6.2. часть 1 СНиП 12-03- 2001 «Безопасность труда в строительстве», п, З.б., п.7.2 часть 2 СНиП 12.04-2002 «Безопасность труда в строительстве» «Строительное производство». РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7, Постановления Правительства РФ 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства...», ст. 52, ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ - нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий паи строительстве, которые повлекли причинение вреда жизни и здоровью граждан.
По результатам проверки обществу выдано предписание № 04/07/2020 от 30.10.2020, содержащее требование об устранении выявленных нарушений, указанных в акте № 04/232-20 от 30.10.2020, сроком исполнения до 30.11.2020.
Впоследствии ИРСН и КДС Приморского края письмом от 18.01.2021 № 52/04/03-08/78 направила в адрес общества предписание от 30.10.2020 № 04/07/2020, установив срок его исполнения до 26.02.2021.
20.02.2021 в адрес инспекции поступило извещение об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
На основании распоряжения от 25.02.2021 № 85-п административный орган произвел проверку исполнения предписания от 30.10.2020 № 04/07/2020 (акт от 10.03.2021 № 04/85-21), в ходе которой установлено, что ранее выданное предписание исполнено не в полном объеме (не устранено пять нарушений).
По факту неисполнении предписания от 30.10.2020 № 04/07/2020 должностным лицом ИРСН и КДС Приморского края 10.03.2021 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 02-04/2021 по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, переданный вместе с материалами дела об административном правонарушении в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО «ДВ-АРС» к административной ответственности.
Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы, представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Пунктами 1.1, 1.1.1 и 1.1.2 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 356-па, установлено, что инспекция является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
Аналогичное положение предусмотрено и подпунктом «г» пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, согласно которому должностные лица органов государственного строительного надзора по результатам проведенных проверок составляют акты, на основании которых выдают предписания об устранении выявленных нарушений.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13 статьи 1 ГрК РФ)
Как установлено частью 2 статьи 52 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно частям 1, 3 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6 статьи 52 ГрК РФ).
По правилам части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
На основании статьи 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 54 ГрК РФ и пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением правительства РФ от 01.02.2006 № 54 при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Нарушение генеральным подрядчиком градостроительных норм при строительстве объекта «Приморский край, г. Владивосток, ул. Нейбута, дом 17, корпуса 5, 6, 7 и стилобат с подземной автостоянкой поз. 14 на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010041:135». 25-этажный жилой дом с помещениями общественного назначения на 1-м этаже поз. №5 по генплану» нашло подтверждение при проведении проверки, оформленной актом № 04/232-20 от 30.10.2020. Надзорный орган выдал обществу предписание от 30.10.2020 № 04/07/2020 сроком исполнения до 30.11.2020, продленным в последствие административным органом до 26.02.2021, не исполненное ООО «ДВ-АРС» в полном объеме, доказательства обратного материалы дела не содержат.
Данное бездействие образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии у предприятия каких-либо препятствий к исполнению обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности (не исполнено предписание), суд считает, что вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения материалами дела доказана.
При таких обстоятельствах выводы органа строительного надзора о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, являются верными. Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания предприятия виновным в совершении выявленного административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено, поскольку ООО «ДВ-АРС» было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек, вопреки возражениям общества.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца. Такая позиция находит отражение в судебной практике, в том числе, в пункте 44 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020.
С учетом того, что срок исполнения предписания выданного административным органом обществу истек 26.02.2021, постановление по делу об административном правонарушении за его неисполнение может быть вынесено не позже 26.05.2021, как это предусмотрено частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Позиция общества о том, что инспекция не имеет полномочий на изменение срока исполнения предписания не основана на нормах права и противоречит положениям пункта 1.7.2 Административного регламента ИРСН и КДС Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (утв. Приказом от 02.07.2019 № 22). В данном случае изменение срока исполнения предписания в сторону его продления не нарушает права общества, направившего в административный орган извещение об устранении нарушений 20.02.2021, то есть за пределами первоначально установленного срока, при этом изложенные в предписании обязательные требования обществом в полном объеме не исполнены ни в срок до 30.11.2020 (первоначальный), ни в срок до 26.02.2021 (новый срок). Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
Таким образом, на дату судебного разбирательства срок давности привлечения к административной ответственности не истек, основания для прекращения производства по делу применительно к пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствуют.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности для граждан, общества и государства, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего суд не усматривает, поскольку материалы дела не подтверждают наличие в данном случае исключительных обстоятельств, как это предусмотрено частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замена административного штрафа предупреждением невозможно в данном случае, поскольку в силу прямого указания части 2 названной статьи административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельства как смягчающие, так отягчающие административную ответственность судом не установлены и участвующими в деле лицами не названы.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Исследовав и оценив письменные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд признает ООО «ДВ-АРС» виновным в совершении административного правонарушения по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и считает необходимым наложить на общество административный штраф в минимальном размере, равном 50 000 руб.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ДВ-АРС» (ИНН 2543012179, ОГРН 1122543013383, дата регистрации 20.08.2012, место нахождения: 690049, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 26, каб. 12) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в течение шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу в банке или иной кредитной организации по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - УФК по Приморскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора л/с 04221А20000), ИНН 2721168170, КПП 272101001, код ОКТМО 05701000, счет 40102810545370000012 (казначейский счет 03100643000000012000) в Дальневосточное ГУ Банка России// УФК по Приморскому краю г. Владивосток, БИК 010507002, КБК 49811601191010005140, назначение платежа: уплата административного штрафа по делу № А51-4973/2021.
Платежный документ об уплате штрафа в десятидневный срок представить Арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Краснов В.В.