НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 17.10.2017 № А51-2196/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-2196/2017

24 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2017 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2017 года .

          Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Л.В. Зайцевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Меркуловой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью страховой медицинской организации «Восточно-Страховой Альянс»  (ИНН 2538069934, ОГРН 1022501895350, дата регистрации: 28.12.2001) 

к государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края»  (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648, дата регистрации: 18.07.1995)

о признании действий незаконными,

при участии в заседании:

от заявителя:Микулин Т.А., паспорт, доверенность от 28.11.2016 сроком на 1 год;

от государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края»  - Овчинников Э.В., паспорт, доверенность от 10.01.2017 по 31.01.2018; Быстролетов А.М., паспорт, доверенность от 10.01.2017 сроком до 01.02.2018; Колоцей И.Е., паспорт, доверенность от 14.09.2017 №27-2/17 сроком до 31.01.2018;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью страховой медицинской организации «Восточно-Страховой Альянс» (далее – заявитель, общество, ООО СМО «ВСА») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» (далее – ответчик, фонд, учреждение) о признании незаконными действий по исключению в 2016 году из регионального сегмента единого реестра застрахованных лиц 9896 записей по причине «прочие» (код причины: 6), обязаниии государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью страховой медицинской организации «Восточно-Страховой Альянс» путем восстановления в региональном сегменте единого реестра застрахованных лиц 9896 записей, исключенных в 2016 году по причине «прочие» (код причины: 6).

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования, просил  признать незаконными действия по исключению в 2016 году из регионального сегмента единого реестра застрахованных лиц 9894 записей по причине «прочие» (код причины: 6), обязать фонд  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления в региональном сегменте единого реестра застрахованных лиц 9894 записей, исключенных в 2016 году по причине «прочие» (код причины: 6) и подлежащих обязательному медицинскому страхованию на дату фактического восстановления.

Уточнения приняты судом согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании 10.10.2017 согласно статье 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.10.2017. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены под расписку в судебном заседании и в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путём размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

Ответчик относительно заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, заявил о пропуске срока на обжалование действий.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд установил следующее.

Между государственным учреждением «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Примосркого края» и обществом с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация «Восточно-страховой альянс» 28.12.2011 заключен договор №1, по условиям которого фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.

Государственным учреждением сняты с регистрационного учета и исключены из регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц записи в отношении 9896 человек, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию в ООО СМО «ВСА», что отражено в актах сверки от 01.09.2016, от 10.10.2016.

Факт исключения записей из регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц подтверждается разницей значений общего числа застрахованных, указанных в актах сверки численности застрахованных лиц ООО СМО «Восточно-страховой альянс» по состоянию на 01.09.2016 и на 01.10.2016.

В целях устранения допущенных фондом нарушений общество направило в адрес государственного учреждения письмо от 10.10.2016 №882 о необоснованном занижении численности застрахованных лиц, а также письмо № 884 с приложением возражений к акту сверки численности застрахованных лиц ООО СМО «ВСА» на 01.10.2016. Ответ на указанное письмо и возражения от ГУ «ТФОМС ПК» в адрес общества не поступил.

Вместе с тем, 01.11.2016 фондом в общество направлен акт сверки численности застрахованных, числовые значения которого подтвердили исключение застрахованных на 9 896 человек, что и были отражены в акте  от 10.10.2016, составленным по состоянию на 01.10.2016.

Как указал истец экономические последствия занижения численности застрахованных для страховой медицинской организации стали известны после утверждения постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2016 № 627-па территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2017 год, что и послужило основанием считать права и законные интересы страховой медицинской организации нарушенными в указанные моменты времени.

Незаконное исключение застрахованных лиц из регионального регистра стало основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

 В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Согласно статье 1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (далее Закона № 326-ФЗ») закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 326-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

При  этом,   Федеральный   фонд   осуществляет   следующие   права и

обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 326-ФЗ, в том числе издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий и устанавливает формы отчетности в сфере обязательного медицинского страхования и порядок ее ведения (подпункты 1, 4 пункта 2 статьи 7 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с пунктом 16 части 6 статьи 34 ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании» территориальный  фонд ОМС ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц. Одной из обязанностей страховой медицинской организации по договору о финансовом обеспечении является ведение учета застрахованных лиц, а обязанностью территориального фонда - актуализация регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц.

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов (Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 29н от 25.01.2011).

Согласно пункта 23 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25.01.2011 № 29н Территориальный фонд осуществляет общий контроль за региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц, а в случае обнаружения ошибок и несоответствий территориальный фонд направляет соответствующую информацию страховой медицинской организации с указанием перечня несоответствий и сроков их исправления.

Порядок ведения, в том числе актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, установлен разделом III приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25.01.2011 № 29н.

Как следует из материалов дела, фонд исключил записи в отношении 9894 застрахованных лиц с кодом 6 «прочие», о чем 10.10.2016 сторонами составлен  и подписан акт сверки, на который истцом принесены возражения по несогласию  с действиями фонда по исключению в 2016 году из регионального сегмента единого реестра застрахованных лиц 9896 записей по причине «прочие» (код причины: 6).

Не согласившись с действиями ответчика по исключению указных лиц из реестра, заявитель направил в адрес фонда свои возражения.

Между тем ответчиком заявлено ходатайство о пропуске обществом срока на обжалование действий фонда согласно части 4 статьи 198 АПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-0, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск процессуального срока на обращение в суд и отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Исходя из представленных в материалы дела документов, судом установлено, что акт сверки подписан заявителем от 10.10.2016. Письмом от 10.10.2016 с приложением подписанного акта сверки общество направил в адрес фонда возражения относительно исключения, в том числе 9894  (оспариваемых с учетом уточнений требований) записей из реестра застрахованных лиц. 31.01.2017 (согласно входящему штампу суда на заявлении, поданном нарочно) общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края за защитой своих прав в порядке главы 24 АПК РФ.

В судебном заседании представитель общества относительно доводов о пропуске им срока для обращения в суд возражал, началом исчисления срока считает составление акта сверки от 01.11.2016, а также 30.12.2017 – утверждение программы государственных гарантий.

Вместе с тем, факт обращения к ответчику с возражениями на акт сверки, подписанный сторонами 10.10.2016, свидетельствуют о том, что заявителю было известно о нарушении своих прав. О чем свидетельствует и поданные на него истцом возражения по спорным основаниям, также положенным в основу заявленных требований в суде.

Акт сверки о 01.11.2016 лишь повторно отразил уже известные обществу исключения застрахованных лиц.

В связи с этим доводы заявителя о начале истечения срока 01.11.2016, судом не принимаются как несостоятельные.

Ссылка общества на утверждение 30.12.2016 государственной программы гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2017 год также не может учитываться судом, поскольку утверждается ежегодно и не влияет на истечения срока предъявления требований. Кроме того, заявитель является профессиональным участником в сфере медицинского страхования, а потому ему должны были быть известны последствия исключения записей из реестра застрахованных лиц.

Таким образом, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срок подлежит исчислению с 10.10.2016 и на момент обращения с заявлением в суд 31.01.2017 пропущен. Заявитель о восстановлении пропущенного срока не заявлял.

Учитывая изложенное, суд приходит  к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

По результатам рассмотрения спора понесенные обществом судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску относятся на заявителя и ему не компенсируются.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

          В удовлетворении заявленных требований отказать.

          Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                            Л.В. Зайцева