АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-26608/2015
20 мая 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2016 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой У.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Лесозаводский" (ИНН 2507005017, ОГРН 1022500677440, дата регистрации в качестве юридического лица 15.12.2002)
к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ИНН 2540011280, ОГРН 1072540000180, дата регистрации в качестве юридического лица 12.01.2007)
о признании незаконным требования от 19.06.2015 о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки за счет средств федерального бюджета, в сумме 1 037 547,45 руб.,
о взыскании убытков в сумме 314 479 рублей с Приморского края в лице Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, причиненных истцу в результате незаконного отказа в предоставлении субсидии в 2015 г. на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники,
при участии:
от СХПК – Гусева С.И. по доверенности №5 от 19.01.2016 сроком действия 1 год, паспорт;
от департамента – Усков Д.В. по доверенности №25-06/02-4246 от 04.12.2015 сроком действия 1 год, паспорт,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Лесозаводский" (далее – заявитель, СХПК «Лесозаводский», кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее – департамент) о признании незаконным требования о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки за счет средств федерального бюджета, перечисленной в 2014 г. УФК по Приморскому краю на расчетный счет СХПК «Лесозаводский» в сумме 1 037 547,45 руб., о взыскании убытков в сумме 314 479 рублей с Приморского края в лице Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, причиненных истцу в результате незаконного отказа в предоставлении субсидии в 2015 г. на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники (с учётом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме по доводам заявления и дополнительных пояснений к заявлению; указал, что федеральным законодательством не предусмотрено, что сельхозтоваропроизводитель должен в обязательном порядке для получения субсидии за счёт средств федерального бюджета осуществлять страхование урожая сельскохозяйственных культур. По мнению кооператива, данный вид страхования является добровольным. С учётом данных обстоятельств заявитель считает требование департамента о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки по причине отсутствия договора страхования незаконным.
Кроме того, заявитель указал, что им предоставлялась справка №34573 от 01.09.2015, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам, одновременно с пакетом документов, в связи с чем оснований для отказа в предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники на условиях лизинга в 2015 году в сумме 314 479 рублей, у департамента не имеется.
Одновременно заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в арбитражный суд по оспариванию требования департамента от 19.06.2015 №25-02/19-2012, указав, что письмо получено кооперативом 29.06.2015. В связи с отсутствием в штате кооператива юриста у заявителя отсутствовала возможность своевременно подготовить заявление с нормативно-документальным обоснованием и направить его в суд, кроме того, велась переписка с Департаментом с целью урегулирования данного вопроса.
Департамент требования не признал, согласно отзыву и дополнительных пояснений к нему, указал, что сельхозпроизводитель, имеющий задолженность по налогам и сборам, не может претендовать на предоставление субсидии до полного погашения имеющейся задолженности.
Отклоняя довод общества о применении к нему критерия отбора по осуществлению страхования сельскохозяйственных культур после осуществления их сева, департамент сослался на критерий отбора, оговорённый в первом абзаце пункта 3.3 Порядка, который является существенным условием предоставления субсидии, соблюдение которого департамент обязан обеспечить в силу статьи 12.1 Порядка предоставления субсидии.
По ходатайству о восстановлении пропущенного срока по требованию кооператива о признании незаконным требования о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, представитель департамента указал, что возражений не имеет.
Из материалов дела следует, что по заявлению в части признания требования от 19.06.2015 незаконным кооператив обратился в суд с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование требования департамента от 19.06.2015, суд считает возможным его удовлетворить в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока, указанный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. При этом, определяя уважительность причин пропуска срока, суд руководствуется своим внутренним убеждением, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, наличие законодательно установленного срока, в пределах которого заинтересованные лица должны определиться с волеизъявлением на обращение в суд, не может рассматриваться как препятствие для реализации ими права на обращение в суд. Гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных сроков.
При этом под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие Закрепление же права судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая позицию Департамента по данному вопросу, суд считает, что пропущенный срок подлежит восстановлению в порядке статьи 117 АПК РФ.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с приказом ТУ Росфиннадзора в Приморском крае от 25.05.2015 № 69-п Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае в период с 27.05.2015 по 24.06.2015 в отношении департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края проведена плановая проверка использования средств федерального бюджета, направленных в 2014 году в рамках Государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе не осуществлен контроль за соблюдением сельскохозяйственными товаропроизводителями обязательств по осуществлению страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений после осуществления их сева (посадки). 98 сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе и заявителем) не возвращена субсидия, полученная на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
По результатам проверки ТУ Росфиннадзора в Приморском крае вынесено представление №20-03-18/2939 от 07.07.2015.
На основании данного представления, посчитав, что кооперативом нарушен пункт 3.3 Порядка предоставления субсидий департамент в соответствии с пунктом 13 Порядка выставил кооперативу требование о возврате полученной в 2014 году субсидии из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 1 037 547,45 рублей, оформленное письмом за № 25-02/19-2012 от 19.06.2015.
Полагая, что данное требование нарушает права и интересы заявителя, кооператив обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим заявлением.
Также заявитель в августе 2015 года в адрес департамента направил пакет документов на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники.
Письмом от 21.10.2015 №25-02/19-3633 департамент сообщил, что представленный пакет документов не может быть принят к выплате ввиду отсутствия справки налогового органа об отсутствии у кооператива задолженности по налогам и сборам. Также по тексту письма указано, что СХПК «Лесозаводский» не исполнил выставленное требование о возврате субсидии.
Посчитав, что департамент незаконно отказал в предоставлении субсидии в 2015 г. на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, кооператив просит взыскать убытки в сумме 314 479 рублей с Приморского края в лице Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края.
Оценив доводы сторон и представленные сторонами доказательства, суд признал заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии со статьёй 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативным правовым актом, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
В силу пункта 5 указанной статьи, при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно п.1,10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Положением о департаменте сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (утв. Постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. № 204-па), Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в агропромышленном комплексе и продовольственном обеспечении края.
Кроме того, Департамент является главным распорядителем бюджетным средств.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431) (в ред. от 27 января 2015 г. № 52), одним из условий предоставления субсидий и их расходования является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Нормативным правовым актом Приморского края, регламентирующим цели и условия предоставления субсидии на оказание указанной несвязанной поддержки является Порядок предоставления субсидий, утвержденный Постановлением Администрации Приморского края №105-па от 27.03.2013 (далее – Порядок).
Пунктом 3 Порядка установлено, что одним из критериев отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей на предоставление субсидий из средств федерального бюджета с 01 января 2014 года является наличие обязательства по осуществлению страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений после осуществления их сева (посадки) с уровнем страховой защиты не ниже установленного приложением №2 к настоящему Порядку.
В силу пункта 13 Порядка предоставления субсидий, в случае нарушения условий, установленных настоящим Порядком при предоставлении субсидии, субъекты сельскохозяйственной деятельности обязаны осуществить возврат субсидии в краевой бюджет.
Доводы кооператива о том, что федеральными законами не прописано, что сельхозтоваропроизводитель должен в обязательном порядке для получения субсидии за счёт средств федерального бюджета осуществлять страхование урожая сельскохозяйственных культур, судом отклоняются как необоснованные.
Первоначальная редакция Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 27.03.2013 № 105-па, в п.3 содержит критерий отбора по наличию обязательства по осуществлению страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений после осуществления их сева.
Данный критерий был введен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», в целях снижения возможности потери доходов при производстве продукции растениеводства, как один из инструментов повышения уровня доходов сельхозтоваропроизводителей.
В соответствии со статьёй 9 Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717, для получения поддержки сельскохозяйственному товаропроизводителю необходимо в том числе, взять на себя обязательство осуществить страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений после осуществления их сева (посадки) с уровнем страховой защиты не ниже установленного в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
В связи с этим, ссылки заявителя о неправомерности применения к нему критерия отбора по осуществлению страхования сельскохозяйственных культур, суд считает необоснованными.
Кроме того, суд учитывает следующее.
В целях реализации мероприятий Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Государственной программы Приморского края «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 392-па, между департаментом и СХПК «Лесозаводский» заключено Соглашение №345 от 24.02.2014 о нижеследующем.
Предметом указанного Соглашения №345 является сотрудничество сторон по реализации мероприятий Краевой программы, предусматривающей предоставление государственной поддержки для достижения конечных целей, выражающихся в обеспечении жителей Приморского края качественными, экологически безопасными продуктами питания собственного производства и снижении зависимости продовольственного рынка Приморского края от импорта сырья и продовольствия. Приложения 1-19 настоящего соглашения являются его неотъемлемо частью ( п.1.2).
При заключении Соглашения между Департаментом и СХПК «Лесозаводский» о комплексном участии в Государственной программе Приморского края, в лице директора СХПК «Лесозаводский», было подписано обязательство, являющееся Приложением №13 к соглашению, осуществить страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, после осуществления их сева (посадки), с уровнем страховой защиты не ниже установленного, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и в случае нарушения своих обязательств СХПК «Лесозаводский» обязуется осуществить возврат денежных средств в бюджет в сроки и в размере на основании уведомления департамента.
Пунктом 3.1 данного Соглашения установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, настоящее Соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке одной из сторон путём письменного уведомления другой стороны.
Согласно справке №94 от 25.07.2014 СХПК «Лесозаводский» сообщает, что в 2014 году страхование посевов сои не производилось ввиду отказа страховых компаний произвести данный вид страхования, при этом никаких доказательств отказов в страховании заявителем в суд не представлено.
Учитывая, что СХПК «Лесозаводский» в нарушение пункта 3 Порядка, Приложения № 13 к Соглашению, не выполнил взятое на себя обязательство по осуществлению страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2014 году, суд приходит к выводу, что у департамента имелись правовые основания для выставления требования от 19.06.2015 о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки за счёт средств федерального бюджета.
С учётом изложенного, требование департамента от 19.06.2015 о возврате субсидии на оказание несвязанной поддержки за счет средств федерального бюджета, в сумме 1 037 547,45 руб., является законным и обоснованным.
Что касается требования кооператива о взыскании с департамента убытков в сумме 314 479 рублей, причинённых в результате отказа в предоставлении субсидии в 2015 году на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, судом установлено следующее.
27.02.2015 между СХПК «Лесозаводский» и департаментом заключено Соглашение №149 о комплексном участии в Государственной программе Приморского края «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края на 2013-2020 годы».
Пунктом 2.4.1 указанного соглашения установлена обязанность сельхозтоваропроизводителя предоставлять необходимые документы и сведения, установленные Администрацией приморского края для получения государственной поддержки в виде субсидии.
Нормативным правовым актом Приморского края, регламентирующим цели и условия предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013 - 2020 годах, является Порядок предоставления субсидий, утвержденный Постановлением Администрации Приморского края №256-па от 21.06.2013 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка ( в редакции от 07.09.2015, утв. Постановлением Администрации Приморского края №328-па) для предоставления субсидий одним из обязательных критериев отбора является отсутствие у сельскохозяйственного товаропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным платежам, подлежащим уплате в бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пункту 19 Порядка Департамент несет ответственность за правильность расчета субсидий и обеспечивает соблюдение сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения сельскохозяйственными товаропроизводителями условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Письмом от 21.10.2015 №25-02/19-3633 департамент довёл до сведения кооператива, что пакет документов на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, не может быть принят ввиду отсутствия справки налогового органа об отсутствии у СХПК «Лесозаводский» задолженности по налогам и сборам, а также не исполнении требования от 19.06.2015 о возврате субсидии в размере 1 037 547,45 рублей.
Учитывая неисполнение кооперативом правомерного требования департамента от 19.06.2015 о возврате субсидии в сумме 1 037 547,45 рублей и, как следствие, наличие имеющейся задолженности перед бюджетом, суд полагает отказ департамента в предоставлении субсидии законным и обоснованным, а требования СХПК «Лесозаводский» о взыскании 314 479 рублей непредоставленной в 2015 г. субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.
При этом, учитывая, что заявителем при подаче заявления была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 14230 руб., она на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать сельскохозяйственному производственному кооперативу "Лесозаводский" в удовлетворении заявленных требований.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Лесозаводский" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению № 251 от 30.11.2015 государственную пошлину в размере 14230 (четырнадцать тысяч двести тридцать) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Андросова Е.И.