НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 16.12.2016 № А51-28127/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-28127/2016

22 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Шипуновой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Дергуновой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" (ИНН 2505008358, ОГРН 102250061475, дата государственной регистрации: 28.06.2002)

к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2721168170, ОГРН 1092721003605, дата государственной регистрации: 16.06.2009)

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания №05П-08-90 от 16.11.2016,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Круглов А.А, представитель по доверенности от 18.10.2016, представлен паспорт;

от ответчика- не явились, извещены надлежащим образом.

установил: Акционерное общество «Горно-металлургический комплекс «Дальполиметалл»» (далее – АО «ГМК «Дальполиметалл», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с жалобой о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (с учетом уточнений от 24.11.2016, далее – Дальневосточное управление Ростехнадзор, административный орган) от 16.11.2016 №05П-08-90 в части размера административного штрафа, превышающего 100 000 рублей.

Через канцелярию суда от Дальневосточного управления Ростехнадзора поступил отзыв на жалобу, из которого следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заявителя документов, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств обществом не представлено, ходатайств не заявлялось. Поскольку заявителем не оспаривается факт совершения правонарушения и наличие его вины, то, с учетом представленных документов, вопроса о возможности уменьшения административного штрафа оставляет на усмотрение суда. Также указал, что административный штраф назначенный обществу в размере 200 000 рублей является нижним пределом санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Суд, руководствуясь статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проводит предварительное судебное заседание в отсутствие административного органа.

В предварительном судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что факт правонарушения обществом не оспаривается. С учетом тяжелого финансового состояния предприятия, заявитель полагает, что имеются правовые основания для применения к рассматриваемой ситуации ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в части предусматривающей возможность судов в определенных ситуациях снизить размер штрафных санкций ниже низшего предела, установленного санкцией определенной статьи. По мнению заявителя, сумма наложенной санкции в размере 200 000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности. С учетом характера и степени общественной опасности, ввиду отсутствия ущерба, учитывая принятие заявителем мер к немедленному устранению нарушений, считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела 100 000 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд, в отсутствие возражений сторон, в судебном заседании счел возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

Судебное заседание проводится в отсутствие представителя административного органа в порядке статьи 156 АПК РФ.

Из материалов дела суд установил, что на основании распоряжений №Р-А74-684 от 26.09.2016, №Р-А74-698 от 27.09.2016, №Р-А74-699 от 27.09.2016, №Р-А74-700 от 27.09.2016, №Р-А74-701 от 27.09.2016, №Р-А74-702 от 27.09.2016 административным органом проведены плановые выездные проверки АО «ГМК «Дальполиметалл».

В ходе проведения выездных проверок деятельности АО «ГМК «Дальполиметалл» по эксплуатации опасных производственных объектов «Рудник «Южный», «Рудник «Верхний», «Рудник «Силинский», «Рудник «Королевский», «Рудник «Николаевский», «Рудник «2-й Советский», «Склад взрывчатых материалов (базисный)» государственными инспекторами отдела государственного горного надзора по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, что отражено в актах проверки №Р-А74-684 от 07.10.2016 №Р-А74-698 от 17.10.2016, №Р-А74-699 от 27.09.2016, №Р-А74-700 от 27.09.2016, №Р-А74-701 от 21.10.2016, №Р-А74-702 от 07.11.2016.

Так, на опасном производственном объекте «Рудник «Южный» в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» (далее – Закон № 116-ФЗ), пунктов 19, 25, 58, 78, 83, 85, 92, 116, 182, 334, 333, 343, 423, 344, 455, 464, 475, 489, 499, 518 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 (далее - Правила № 599), пункта 10 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности на период оборудования рудника «Южный» системой позиционирования работников, занятых на подземных работах», были выявлены следующие нарушения: с 28.09.2016 по 04.10.2016 в ночную смену на руднике «Южный» не осуществлялся учёт всех лиц, спустившихся в шахту и выехавших (вышедших) на поверхность в соответствии с инструкцией, утверждённой руководителем рудника; проведение и крепление вентиляционной сбойки 2 гор. 440м. с 30.09.2016 по 02.10.2016 осуществлялось без оформленной в установленном порядке проектной документации; не ознакомлены в установленном порядке с проектной документацией по проведению рудоспуска штрека 217 гор. 480м. следующие работники рудника: Бабаев, Советов, Кривозуб, Павлов П.С.; не обеспечено дежурство в шахте подземного автобуса XYYR-6; погрузо-доставочная машина (ПДМ) LH-203 № 3, эксплуатируемая на руднике в подземных условиях, не оборудована исправным звуковым сигналом; отсутствует ороситель в камере разгрузки Главных бункеров гор. 480м., установка которого предусмотрена техническим проектом; отсутствует противопожарная магистраль в горных выработках Блока 2-217 гор. 480м. и Блока 6-440 гор. 458м., в горных выработках Блока 2-217 гор. 480м. и Блока 6-440 гор. 458м., не установлены указатели направления к выходам на поверхность и расстояния до них; по штреку подэтажному 3 гор. 458м. в районе ВВ-6 не выдержаны зазоры по высоте (h -2м.); имеются многочисленные заколы по бортам и кровле на отдельных участках: подэтажного штрека 3 гор. 458м., штрека Полевой гор. 440м.; не все рабочие зоны, камеры служебного назначения, оборудованы телефонной связью (на весь рудник имеется 6 телефонных номеров - не хватает мощности имеющейся на руднике АТС); главная водоотливная установка рудника не оборудована резервным водоотливным трубопроводом; более года не проводилась ревизия и наладка подъёмной установки СКС; подъёмная установка СКС - не исправен электрический ограничитель скорости (ЭОС-3) - отсутствует защита от превышения скорости равномерного хода подъёмных сосудов; более двух месяцев не проводился инструментальный контроль правого подъёмного каната № 1185 СКС; более полугода не проводились на КИС повторные испытания правого подъемного каната № 1185 СКС; в сентябре 2016 года не проводились осмотры шахтных стволов главным инженером рудника; неисправны путевые задерживающие стопора на руддворе гор. 480м. СКС; на главной вентиляторной установке (ГВУ) рудника ВОД-16 не исправны самопишущие приборы контроля работы вентилятора (производительности, депрессии), отсутствует диаграммная бумага; не исправен прибор контроля температуры подшипников вентилятора ВОД-16; в здании ГВУ отсутствует телефон, схема реверсирования, индивидуальные характеристики вентилятора; не проводится еженедельный осмотр ГВУ главным механиком и руководителем ПВС рудника; не проводится еженедельный отбор проб рудничной атмосферы у кабины машиниста самоходной техники, оснащённой ДВС; не проверяется состав неразбавленных отработавших газов ДВС после газоочистки на режиме холостого хода.

На опасном производственном объекте «Рудник «Верхний» в нарушение пункта 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пунктов 19, 20, 30, 55, 524, 528, 531, 537, 538, 572, 591, 595, 618, 619, 728, 731, 732, 737, 738, 780, 785 Правил №599; пункта 1.10. «Инструкция по наблюдению за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработки мероприятий по обеспечению их устойчивости»; пункта 4.1. «Проекта отработки целиков и рудосодержащей закладки на месторождении «Верхнее» открытым способом», были выявлены следующие нарушения: открытые горные работы на карьере рудника «Верхний» ведутся с отступлением от «Проекта отработки целиков и рудосодержащей закладки на месторождении «Верхнее» открытым способом» и согласованного с ДВУ Ростехнадзора «Плана развития горных работ (ПРГР) на месторождении «Верхнее» на 2016 год»: не соблюдается производительность карьера (проектная - в год 80 тыс.та., по ПРГР - годовая добыча 100 тыс. тн. - с начала 2016 года уже добыто 118 тыс.тн.) и используется технологическое оборудование не предусмотренное проектом (проектом предусмотрены экскаваторы Хитачи 300 и 600., на факте используются экскаваторы Хёндай Р 330); имеются многочисленные заколы и опасные нависи по восточному борту карьера, не ограждён опасный участок восточного борта карьера; в карьере не осуществляется регулярная оборка уступов механизированным способом от нависей и козырьков, отсутствует паспорт (проект организации работ) предусматривающий меры безопасности; не выполняется ежемесячный контроль маркшейдерской службой состояния откосов, уступов и бортов; в кабине бульдозера Каматсу Д65А № 3, задействованного на вскрышных работах, отсутствует паспорт забоя; представленный «паспорт отвала № 2 участка открытых горных работ месторождения «Верхнее» рудника «Верхний» не содержит информации: о размере рабочей площадки отвала; об общей площади отвала №2; о сроке эксплуатации отвала; паспорт (технологическая карта) на бурение в см. 2 11.10.2016., не утверждена техническим руководителем рудника, исполнитель работ - бурильщик СБУ Лунин Ю.А. с ним не ознакомлен под роспись; на отвале № 2 не обозначено направление разгрузки самосвалов; допуск автотранспорта подрядной организации, занятого на перевозке горной массы в карьере рудника, осуществлён с нарушениями требований правил: при выпуске на линию и возврате в гараж, не проводится предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния автомобилей, водителям не выдаётся путевой лист, водители автомобилей не проходят предсмеиный медицинский осмотр, автомобили не укомплектованы согласно требований правил - отсутствуют аптечки, огнетушители, упоры для подкладывания под колёса, знаки аварийной остановки, звуковые прерывистые сигналы при движении задним ходом, кабины автомобилей не перекрыты защитным козырьком, при этом водители не выходят из кабины за пределы опасной зоны экскаватора при погрузке, водители автомобилей не имеют удостоверений на право работы на объекте открытых горных работ, с ними не проведён инструктаж по мерам безопасности и практическое ознакомление с маршрутами движения, на карьере отсутствуют схемы движения автомобилей; горнотранспортное оборудование (бульдозеры) не укомплектованы проблескоными маячками; звуковым прерывистым сигналом заднего хода, знаками аварийной остановки, устройством защиты от падающих кусков сверху и сбоку; исправность и комплектность горных машин не проверяется механиком участка, главным механиком; недостаточная освещённость рабочих мест карьера (на весь карьер установлен один светильник, не проводится проверка освещённости рабочих мест); отсутствует график отбора проб атмосферы карьера на 4 квартал 2016 года, график отбора проб на 3 квартал не утверждён техническим руководителем организации; не обеспечен контроль за содержанием вредных примесей выхлопных газов самоходной техники, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.

На опасном производственном объекте «Рудник «Силинский» в нарушении статьи 9 Закона №116-ФЗ; пунктов 15, 19, 31, 34, 83, 72, 128, 172, 181, 183, 186, 193, 328, 333, 499 Правил № 599; частью 3 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» в части обязанностей пользователя недр (далее – Закон о недрах); пунктов 16, 17 «Инструкции по производству маркшейдерских работ»; пунктов  3.9; 3.15 Технологического регламента «Эксплуатация самоходной  техники с двигателем внутреннего сгорания» АО «ГМК «Дальполиметалл» 2016; пункта 4 «Правил допуска к управлению самоходными машинами н выдачи  удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) Утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от  12,07.1999 № 796, главы III Технологического регламента «Проветривание рудников» АО «ГМК «Дальполиметалл»; пунктов 110, 128, 582 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.12.2013 г. № 605 (далее – Правила №605), были выявлены следующие нарушения: Противопожарные двери в устье штольни №1 в закрытом состоянии не обеспечивают максимальную герметичность в связи с наличием зазора более 30см. между нижней кромкой дверей и подошвой выработки; по кровле разведочного штрека 2 гор. 525м. в 30 метрах от сопряжения с блоковым; восстающим №3 в результате вывала пород кровли на интервале около 4п.м. разрушено крепление армобетонных штанг; на пожарной магистрали гор. 525м. отсутствуют краны и гайки Богданова; в блоке 5 гор. 525м. не перекрыты выпускные дучки №1, 2, 3 выпуск из которых прекращен; имеют место, случаи ведении горных работ, с отступлением от согласованного плана развития горных работ, так на руднике пройдено 60 п.м. штольни №3, в книге маркшейдерских указаний дано указание по врезке восстающего №1-1 с гор. 490м., указанные выработки не предусмотрены планом развития горных работ по руднику «Силинский» на 2016 год; не закреплено 60 п.м. кровли штольни №3 гор. 490м; допускаются случаи ведения горных работ без достаточного маркшейдерского обеспечения, так например в книге маркшейдерских указаний, отсутствуют указания о месте врезки восстающего №2 и рудоспуска с гор. 490м., указания по сбойке рудоспуска с
 восстающим №2 (на 10.10.2016 пройдено 12 п.м. восстающего, пройдено около 7 п.м. рудоспуска который выбит в восстающий); Четвертый месяц в книге маркшейдерских указаний не даются письменные указания
 главного инженера рудника; в восстающем №2 проходимого с гор. 490м.: вентиляционный рукав проложен по ходовому отделению; в призабойной части имеются заколы по висячему борту; отсутствует предохранительный полок над грузовым отделением, отсутствует пробоотборник для
 дистанционного отбора проб воздуха в забое; с паспортом крепления не ознакомлены работники - Дудкин, Пинчук, Хоренко; контроль загазирования забоя после взрывных работ производится химическим
 газоанализатором с использованием индикаторных трубок на окислы азота с истекшим сроком годности; в паспорте на проветривание восстающего 2  с гор. 490м. не заполнена таблица установки ВМП, отсутствуют замеры количества воздуха подходящего к ВМП и фактическая производительность ВМП; распоряжением по руднику не назначено лицо, ответственное за выпуск машин с двигателем внутреннего сгорания на линию; управление самоходной машиной с двигателем внутреннего сгорания FAML-2 №106 в  ночную смену 10, 11 октября осуществлял Пахомов, который распоряжением по руднику не закреплен за самоходной машиной; машинисты самоходной техники во время работы не имеют при себе удостоверения на право управления самоходной машиной или его копию; к управлению самоходной машиной с двигателем внутреннего сгорания FAML-2 №106, которая используется на поверхности, распоряжением главного инженера рудника от 15.01.2016 б/н допущены лица, не имеющие удостоверений тракториста-машиниста, дающее право на управление самоходными машинами; не прошел очередной инструктаж по безопасным приемам выполнения работ на 11 полугодие 2016 года проходчик Кравчук А.Н.; 10.10.2016 в дневную смену вентилятор главного проветривания был отключен без письменного распоряжения главного инженера рудника, при этом под землей пелись горные работы; на руднике не ведется (отсутствует) «Журнал учета работы вентилятора»; главная вентиляторная установка рудника не оснащена аппаратурой для измерения производительности вентилятора; не представляется возможным определить срок эксплуатации приборов взрывного дела. В раздаточной камере ВМ отсутствуют паспорта на маркиратор МКД-БЭИЗ-М, взрывную машинку КПН-1, мост постоянного тока Р-3043; взрывная машинка КПН-1 №1471, мост постоянного тока Р-3043, не проходили ежегодную поверку. В ходе осмотра моста постоянного тока Р-3043 установлена его неисправность, что свидетельствует о том, что перед выдачей электродетонаторов не проверяется их сопротивление; в книге учета выдачи и возврата ВМ (форма 2) имеются исправления сделанные раздатчиком Березовским; н е выполнен п. 8.13 «Мероприятия по устранению причин несчастного случая с машинистом компрессорной установки Кособоковым»: «Не проведено внеплановое обучение работников рудника по оказанию первой помощи пострадавшему». Не в полном объеме выполнен п. 8.4 «Не проведен внеплановый инструктаж по охране труда с машинистом ПДМ Сигутой А.А по «Инструкции по охране труда для машинистов ПДМ при эксплуатации на поверхности».

На опасном производственном объекте «Рудник «Королевский» в нарушение: статьи 7, 9 Закон №116-ФЗ; пунктов 19, 27, 32, 37, 58, 76, 78, 81, 83, 85, 118, 172, 173, 187, 263, 308, 997, 1001, 1005, 1009, 1012 Правил №599; пункта 89 «Правил охраны недр»; п. 123, 128 Правил № 605, были выявлены следующие нарушения: на сопряжении штрека 3 с обходным штреком гор. 560м. отсутствуют указатели к запасному выходу и таблички с наименованием выработок; фактическое направление воздушной струи по обходному штреку гор. 560м. не соответствует направлению, указанному в плане проветривания рудника; во фланговом вентиляционно-ходовом восстающем рудной зоны № 1 нарушено крепление двух переходных полков (сломаны доски, лестницы находятся в подвешенном состоянии); в камере 6 рудной зоны 1а гор. 500м. с 20.09.2016 ведется очистная добыча руды, яри этом камера не сдана в эксплуатацию; Очистные работы в камере 6 рудной зона 1а ведутся с отступлением от «Рабочего проекта рудной зоны 1а камеры 6 и 7 гор. 500м.», до начала очистных работ не выбит отрезной восстающий со штрека подсечки на подэтажный штрек на левом фланге камеры; не посажен магазин на левом фланге камеры 6, в результате чего отсутствует проход к запасному выходу; работы по креплению ВХВ-25 производились при отсутствии предохранительного полка над грузовым отделением. На отдельных интервалах, в восстающем отсутствует отшив ходового отделения от грузового отделения. Вентиляционный рукав проложен по ходовому отделению и препятствует передвижению по ходовому отделению; проходчики Журавлев и Красюченко находились в подземных выработках рудника, не имея при себе сам о спасателей; в квершлаге 4 гор. 500.М, скреперного штрека 1, рудной зоны «Загадка», нарушено крепление скреперной платформы, сломан верхняк НДО; в кровле квершлага 4 гор. 500м. в (районе пикета 4) опасное заколообразование; не представлена экспертиза промышленной безопасности па технические устройства: для измерения сопротивления взрывной сети и электродетоиаторов – мост постоянного тока (Р-3043 № 915256 выпущенного 27.02.1987), прибор для проведения взрывных работ (ПИВ 100-М2 № 2031 выпущенного 28.09.1990), в раздаточной камере ВМ отсутствуют паспорта на взрывные машинки КПН-1 № 3269; ПИВ 100 № 2445; ПИВ 100 № 2031; ПИВ 100 № 2306; КПП № 2690, в результате чего не представляется возможным определить срок эксплуатации приборов взрывного дела; в раздаточной камере отсутствует прибор для проведения взрывных работ ПИВ 100 № 2306, который последний раз был выдан взрывнику Нехороших Н.А. неделю назад, согласно записи в журнале учета; не прошел очередную аттестацию на знание Федеральных норм и правил промышленной безопасности правил безопасности при ведении горных работ электромеханик Чередниченко А.Ю.; отсутствует заземление скреперной лебедки 30ЛС-2С камеры 6 рудной зоны 1а на отм. 520м.; схема электроснабжения рудника, нанесённая на план горных работ, не утверждена техническим руководителем; не проводится измерение сопротивления изоляции электроустановок и кабельных линий; не проводится осмотр электрооборудования лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию электроустановок; не проводится осмотр заземляющих устройств и измерение общего сопротивления заземляющей сети; не заземлён вентилятор местного проветривания ВМ-6 штольня 4, ПК-З; неисправна защита от токов утечки аппарата осветительного АОШ 4.01, установленного в камере насосной гор. 500м. Не проводится проверка срабатывания реле утечки; е заземлён разъединитель контактного провода, установленный на сопряжении квершлага 4 и штрека 2 гор. 500м.; не заземлена соединительная коробка КШВ квершлаг 4 гор. 500м.; квершлаг 4, р.з. Загадка - не заземлено электрооборудование – вентилятор местного проветривания ВЭО-5; пускатель ПРН-100; агрегата пускового АП-4. Не исправна защита от токов утечки АП-4; электровоз К-4 № 4 - отсутствуют тормоза, неисправны блокировка сиденья машиниста электровоза, блокировка контроллера, отсутствует звуковой сигнал; со схемами откаточных путей ознакомлены не все работники рудника; в откаточных выработках гор. 500м. неисправны светящиеся надписи «Берегись контактного провода».

На опасном производственном объекте «Рудник «Николаевский, в нарушение: статьи 9 Закон №116-ФЗ; пунктов 26, 72, 116, 164, 172, 186, 193, 423, 499, 1054, Правил № 599; статьи 22, 24 Закона о недрах; пунктов 469, 470, 551 «Правила безопасности при ведении взрывных работ»; пунктов 1.3.2, 1.3.6, 3.1.4, 1.3.10 «Типовая инструкция по маркированию обжимными устройствами электродетонаторои и капсюлей-детонаторов в металлических гильзах»; пунктов 160, 414, 385, 418 «Инструкция по производству маркшейдерских работ», были выявлены следующие нарушения: не оборудованы телефонной связью, предусмотренной «Планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на руднике «Николаевский» на 2-е полугодие 2016 года», все рабочие зоны гор.: -348м.; -375м.; -390м.; -406м.; -420м; не закрыты полностью задерживающие стопора рельсовых путей на руддворах гор. - 220м. и -320м. ствола шахты «Вспомогательная»; не оборудованы однотипными и пронумерованными пожарными кранами пожарно-оросительные трубопроводы на гор.: -406м. и -420м.; Деформированы (нарушена герметичность) вентиляционные двери, установленные на штреке №2 гор. -420м.; не производится в установленные сроки замеры количества воздуха с сопоставлением замерных и расчётных величин, поступающего по горизонтам, блокам, камерам и участкам рудника (последняя запись на замерной доске от 25.08.2016); не ограждён, представляющий опасность, очистной забой штрека №1 с зависшей горной массой блока «Нижний» гор. -420м.; в блоке «Север-8» гор. -406м.: крайне обводнены откаточные выработки служащие запасными выходами (затруднён проход людей), имеются многочисленные заколы и опасные нависи по правому борту и кровле в районе очистного забоя заезда №8; По штреку «Транзитный 7» гор. -420м.; отставание вентстава вентилятора местного проветривания (ВМП) от тупика забоя составляет 25 метров; для вентстава применены трубы (D-600), вместо предусмотренных проектом проветривания (D-800); не проветриваются с помощью ВМП следующие выработки гор. -420м.: штрек Транзитный 7-1, орт Блоковый, штрек Транзитный 7', орт Разведочный 7-1, штрек Транзитный 7 (обратная часть); главным инженером рудника не производится проверка состояния стволов шахт «Скиповая» и «Вспомогательная» с записью результатом в специальный журнал; у главного инженера рудника отсутствуют паспорта крепления действующих горных выработок рудника; на подземном расходном складе ВМ рудника; в значительной мере деформированы металлические противопожарные двери; на складе отсутствует резервная головка маркировочная для маркировки электро детонаторов; не закреплён регулировочный болт маркировочной головки; места расположения маркираторов и шкафов (стеллажей) для хранения кассет с маркированными средствами инициирования на складе не установлено техническим руководителем предприятия по согласованию с местным органом Ростехнадзора; недостаточно выполнено освещение (неисправен 1 светильник) в камере для работы со средствами инициирования; стеллаж с СИНВШ («Искра») в хранилище склада отстоит от стены па расстоянии
 менее 20 см.; Маркшейдерская служба рудника «Николаевский» не укомплектована участковым маркшейдером, согласно представленного расчета численности работников маркшейдерской службы рудника «Николаевский» АО «ГМК «Дальполиметалл» па 2016 год.; Главный маркшейдер рудника «Николаевский» Белокопытов СВ. не имеет высшего
 профессионального образования по специальности «маркшейдерское дело»; По мере продвижения горных выработок, допускаются случаи отставания пунктов полигонометрических ходов от забоев горных выработок (квершлаг № 5 гор. -348м.); план расположения пунктов маркшейдерской опорной и геодезической сетей поверхности составлен с нарушением требований инструкции по производству маркшейдерских работ; несвоевременно пополняются чертежи горных выработок в части нанесения на планшеты пунктов маркшейдерской опорной сети.

На опасном производственном объекте «Рудник «2-й Советский» в нарушение: статьи 9 Закон №116-ФЗ; пункты 58, 69, 72, 74, 83, 85, 172, 173, 186, 193, 412, 423, 454, 463, 464, 489, 495, 996, 999, 1005 Правил № 599; пункты 546, 583 Правил № 605; пункты 1.2.3, 1.4.3; 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; были выявлены следующие нарушения: фактическое направление воздушной струи в камере стоянки и технического обслуживания (КСТО) гор. 215м. не соответствует направлению, указанному в вентиляционном плане рудника; место установки вентилятора местного проветривания для проветривания забоя скреперной сбойки рудного тела Линзовое 1, гор. 180м. не соответствует утвержденной схеме проветривания, ВМП работает на рециркуляцию; горные работы по проведению горных выработок: штрека Контрольного 2, скреперной сбойки рудного тела Линзовое 1, гор. 180м. ведутся без паспортов крепления и управления кровлей; горные работы по проведению штрека Контрольного 2, рудного тела Линзовое 1, гор. 180м. ведутся без паспорта проветривания и паспорта БВР; отставание вентиляционного става от груди забоя скреперной сбойки рудного тела Линзовое 1, гор. 180м. составляет 16 метров; отсутствует ограждение.устья рудоспуска, рудного тела Линзовое 1, гор. 180м.; Фактическое количество подаваемого воздуха вентилятором местного проветривания и забой скреперной сбойки не соответствует расчетному количеству (значительные утечки воздуха в местах соединения вентиляционного става), по бортам штрека Контрольного, ниши скреперной лебедки заколы; контроль загазирования забоев скреперной сбойки и штрека Контрольный 2, после взрывных работ производится химическим газоанализатором с использованием индикаторных трубок на окислы азота с истекшим сроком годности, индикаторные ч рубки на СО отсутствуют; не проводятся ежемесячные замеры количества воздуха поступающего на гор. 215м; сгнило деревянное крепление ВХВ на сопряжении со штреком откаточный гор. 215м.; нарушено крепление кровли транспортного уклона отм. 230м. в районе тектонического нарушения (вывал горной массы); во вспомогательной камере (камера выдачи ВМ) подземного расходного склада ВМ, хранилось 28кг патронированного аммонита 6ЖВ; по наряд-путевке № 12 от 2910.2016 подписанной Серых А.В., с подземного расходного склада ВМ, раздатчиком Хворостяико В.В. были отпущены взрывчатые материалы, при этом Серых не значится в списке лиц имеющих право выписывать ВМ; не заземлено электрооборудование - вентилятор местного проветривания ВМ-6, пускатель ПРН-125, причём отсутствует как местное заземление, так и заземление по четвёртой жиле кабеля, так же по четвёртой жиле кабеля не заземлена скреперная лебёдка 50ЛС-2С - р.т. Линзовое 1, гор. 180м.; не проведена годовая ревизия и наладка подъёмных машин рудника с августа 2016 года; более полугода не проводился осмотр шкивов на подъёмных установках рудника; два месяца не проводилась проверка исправности предохранительного тормоза, защитных устройств и блокировок на подъёмных машинах рудника. Периодичность контроля не установлена главным инженером предприятия; два месяца не проводились осмотры стволов рудника лицами горного надзора; более двух месяцев не проводился инструментальный контроль подъемных канатов; отсутствует резервный канат на подъёмной установке 2Ц 3x1,5 Скиповая; не проведена дефектоскопия тормозных устройств и валов подъёмных машин 2] I 3x1,5; 2 БМ-3000/1520; более полугода не проводились испытания парашютов на Клетьевой подъёмной установке; электровоз К-10 № 32 - отсутствуют тормоза, неисправны блокировка сиденья машиниста электровоза, блокировка контроллера, отсутствует звуковой сигнал, освещение; на предприятии отсутствуют лица, ответственные за безопасную эксплуатацию электроустановок (ответственный за электрохозяйство и лицо его замещающее); на предприятии отсутствует комиссия по проверке знаний по электробезопасности электротехнического персонала предприятия.

На опасном производственном объекте «Склад взрывчатых материалов (базисный) в нарушение статьи 8, 9 Закон №116-ФЗ; п. 445, 452, 468, 475, 480, 484, 499, 506, 577, 587 Правил № 605, допущены следующие нарушения: корректировка проекта № 705-3-11 «Поверхностный базисный склад»; не предусмотрено хранение неэлектрических систем инициирования, хранящихся в настоящее время на складе; не определён вид аварийного освещения; отсутствуют проектные решения на размещение на территории склада ВМ помещения (сооружения) - «модуль для выдачи взрывчатых веществ промышленного назначения»; отсутствует (не предоставлена) документация подтверждающая проведение экспертизы внесённых изменений; отсутствуют (не предоставлены) Книги учёта прихода и расхода взрывчатых материалов и Книги учёта выдачи и возврата взрывчатых материалов хранящихся на базисном складе ВМ по договору ответственного хранения ВМ от 19.09.2016 б/н и принадлежащих ООО «Даль не горский ГОК»; с западной стороны базисного склада ВМ, на протяжении 20 м, отсутствует ограждение; на территории базисного склада ВМ и запретной зоны не убрана сухая трава; не снят дёрн вокруг зданий хранения ВВ и СИ; вокруг территории базисного склада ВМ не вспахана полоса для уничтожения растительности; освещение территории склада на соответствует проектному (неисправны 3 светильника); в хранилище СВ-2 отдельные коробки с ДШЭ-12, ввиду воздействия на них атмосферных осадков, деформированы; В хранилище №8: не производится контроль за температурой хранения аммиачной селитры (отсутствует термометр);возле штабелей складированных мешков с аммиачной селитрой не вывешены таблички с указанием информации о ВВ.

07.11.2016 в адрес АО «ГМК «Дальполиметалл» направлено уведомление №05П-08-90 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

10.11.2016 Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении АО «ГМК «Дальполиметалл» в присутствии представителя юридического лица был составлен протокол №05П-08-90 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

10.11.2016 вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения административного дела 16.11.2016 Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в присутствии представителя юридического лица было вынесено постановление №05П-08-90, в соответствии с которым АО «ГМК «Дальполиметалл» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и на общество был наложен административный штраф в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением в части размера штрафа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, АО «ГМК «Дальполиметалл» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив законность оспариваемого постановления, в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении требований промышленной безопасности, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.

Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом от 21.06.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – закон № 116-ФЗ).

Положения Закона №116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона №116-ФЗ, содержащей понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона, промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Частью 1 статьи 6 Закона №116-ФЗ установлено, что к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Исходя из смысла положений статьи 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать соблюдение и исполнение требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Материалами настоящего дела подтверждается, и не оспаривается заявителем тот факт, что АО «ГМК «Дальполиметалл» допустил нарушения Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 21.07.1997 №116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектах», Закона Российской Федерации «О недрах» в части обязанностей пользователя недр, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" Утвержденые приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013 № 599, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при взрывных работах" Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 декабря 2013 № 605, «Правила безопасности при ведении взрывных работ», «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности на период оборудования рудника «Южный» системой позиционирования работников, занятых на подземных работах», «Инструкция по наблюдению за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на карьерах и разработки мероприятий по обеспечению их устойчивости», «Проекта отработки целиков и рудосодержащей закладки на месторождении «Верхнее» открытым способом», Инструкция по производству маркшейдерских работ, Технологический регламент «Эксплуатация самоходной  техники с двигателем внутреннего сгорания» АО «ГМК «Дальполиметалл» 2016; «Правил допуска к управлению самоходными машинами н выдачи  удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) Утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от  12,07.1999 № 796, Главы III Технологического регламента «Проветривание рудников» АО «ГМК «Дальполиметалл»; «Типовая инструкция по маркированию обжимными устройствами электродетонаторои и капсюлей-детонаторов в металлических гильзах»; Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Суд не установил каких-либо обстоятельств, препятствовавших заявителю проявить должную степень заботливости и осмотрительности для соблюдения установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Таким образом, в допущенном нарушении имеется вина АО «ГМК «Дальполиметалл» определяемая согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в действиях АО «ГМК «Дальполиметалл» установлен материалами дела об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

Исходя из выше изложенного, суд считает, что законные основания для привлечения АО «ГМК «Дальполиметалл» к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, у административного органа с учетом установленных фактических обстоятельств в спорном случае имелись. Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ административным органом соблюден.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений статьей 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Вместе с тем, Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (начало действия редакции 11.01.2015) реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В силу положений чч. 3.2., 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ минимальный размер штрафа определен 200 000 рублей.

Согласно определению Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2016 по делу №А51-22082/2015 в отношении АО «ГМК «Дальполиметалл» введено внешнее управление.

Суд, учитывая тяжелое финансовое положение заявителя, а также представленные документы, подтверждающие проведение мероприятий направленных на устранение совершенного АО «ГМК «Дальполиметалл» административного правонарушения, раскаяние лица, полагает, что наложенный штраф не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Учитывая установленные судом обстоятельства, а также вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, считает возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для юридического лица санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и считает достаточным применение к АО «ГМК «Дальполиметалл» административного наказания в виде штрафа размере 100 000 рублей.

При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в указанном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом изложенного постановление административного органа от 16.11.2016 по делу об административном правонарушении № 05П-09-90, подлежит изменению в части снижения назначенного наказания заявителю в виде административного штрафа до 100 000 рублей.

В остальной части постановление является законным и обоснованным, и не подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №05П-08-90 от 16.11.2016 года о назначении административного наказания изменить в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) рублей.

В остальной части постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №05П-08-90 от 16.11.2016 оставить без изменения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья О.В. Шипунова