АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6299/2008, 20-183
« 25 » июля 2008 г.
Резолютивная часть решения была оглашена в судебном заседании 15 июля 2008 года, а изготовление мотивированного решения было отложено судом в порядке статьи 176 АПК РФ.
Судья Арбитражного суда Приморского края Н.Н. Куприянова :
при ведении протокола секретарем К.В. Фирсовой
рассматривает в судебном заседании дело по заявлению :
КГУП «Приморский водоканал»
к ИФНС России по Советскому району г. Владивостока
об оспаривании решения
При участии сторон :
От Заявителя - ведущий юрисконсульт ФИО1 Дов. № 173/08/Д от 15.04.2008
от Налогового органа – ведущий специалист-эксперт юридического отдела ФИО2 . Дов. № 90 от 21.04.2008
У с т а н о в и л :
Рассматривается заявление КГУП «Приморский водоканал» (далее по тексту Заявитель, Предприятие, Налогоплательщик ) о признании недействительным Решения ИФНС России по Советскому району г. Владивостока № 1031 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 13 декабря 2007 года.
В судебном заседании Заявитель поддержал предъявленные требования , пояснив, что оспариваемый ненормативный акт принят с нарушением действующего налогового законодательства , поскольку Приказом МНС РФ от 02.04.2002г. № БГ-3-32/169 утвержден Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и п.4 раздела II данного Порядка определено ,что датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки , зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Также в соответствии с п. 6.10 Приказа МНС РФ от 10.12.2002г. № БГ-3-32/705@ налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП Оператора, а в соответствии с п.6.11 формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.
Расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций представлен Предприятием 31.07.2006 года , то есть своевременно, но не принят налоговым органом к обработке в связи с несоблюдением формата предоставления налоговой отчетности в электронном виде.
По мнению Заявителя, диспозиция п.1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление документов и (или) иных сведений , предусмотренных НК РФ в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за непринятие декларации налоговым органом в связи с наличием в ней ошибок, то есть непринятие декларации налоговым органом в связи с наличием в ней ошибок, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса.
Одновременно с обращением с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа , Предприятие ходатайствовало о восстановлении пропущенного срока, установленного ч. 2 ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа о привлечении его к налоговой ответственности.
Рассмотрев данное ходатайство, с учетом мнения представителя Налогового органа , в судебном заседании 15 июля 2008 года , суд , признав причины пропуска срока уважительными , удовлетворил его в порядке , предусмотренном ст.ст. 117 и 198 АПК РФ.
Налоговый орган требования Заявителя не признал , настаивал на правомерности и законности принятого ненормативного акта.
В письменном отзыве указал, что Порядок представления налоговой декларации и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, регулировался Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ- 3- 32/705@.
Пунктом 6.8.1. указанного Приказа МНС России от 10.12.2002 № БГ- 3- 32/705@ предусмотрено, что в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налоговый орган выполняет следующие действия:
подтверждает подлинность ЭЦП налогоплательщика; формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в электронном виде (т.е. заверяет полученную налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) ЭЦП налогового органа) и направляет ее налогоплательщику; проверяет полученную налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
направляет налогоплательщику протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).
Пунктом 6.7.5. указанного Приказа закреплено, что если в протоколе содержится информация о том, что налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру сдачи форм налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), по которым зафиксированы ошибки.
Пунктом 6.12. указанного Приказа установлено , что формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде не считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае, если налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил протокол входного контроля, в котором содержится информация о том, что данные формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде содержат ошибки и не прошли входной контроль.
Представленный КГУП «Приморский водоканал» расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организации за 6 месяцев 2006 года не был принят Инспекцией к обработке в связи с несоблюдением формата представления налоговой отчетности в электронном виде. Протокол приема файла электронных документов сформированный 31.07.2006 с указанием допущенного нарушения (ошибка заполнения данных строки П007) направлен налогоплательщику для устранения и повторной сдачи авансового расчета. Установленный налоговым законодательствам срок представления указанного расчета - 31.07.2006 года. Повторно расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организации за 6 месяцев 2006 года был представлен налогоплательщиком 02.08.2007 г.
По мнению Инспекции , Налогоплательщик совершил правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ.
Из материалов дела установлено :
Краевое государственное предприятие «Приморский Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица 04 февраля 2004 года МИФНС России № 1 по Приморского края , свидетельство о государственной регистрации серии 25 № 00974038.
По результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество за 1 полугодие 2006 года, проведенной в отношении КГУП «Приморский Водоканал» , Инспекцией 13 декабря 2007 года было вынесено решение № 1031 «О привлечении лица к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно резолютивной части которого на Общество на основании статьи 126 НК РФ был наложен штраф в сумме 50 руб.за непредставление в установленный срок налоговой отчетности.
Заявитель, не согласившись с принятым ненормативным актом , обратился в Арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон , суд находит предъявленные требования правомерными и подлежащими удовлетворению в силу следующего :
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
Согласно п. 1, п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу положений ст. ст. 52, 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода, который может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. п. 1, 2 ст. 379 НК РФ).
Нормами п. 2 ст. 382 и п. 2 ст. 383 НК РФ предусмотрена уплата плательщиками налога на имущество организаций в течение налогового периода авансовых платежей по налогу , в результате чего сумма налога , подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между произведением соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период, и суммами авансовых платежей, исчисленными в течение налогового периода.
В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 386 НК РФ налоговая декларация по итогам налогового периода представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам - не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель разграничивает обязанности налогоплательщика по представлению налоговой декларации по итогам налогового периода и обязанности по представлению расчетов в отношении авансовых платежей по налогу по итогам отчетных периодов.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам» по налогу на имущество организаций.
Следовательно, по итогам 6 месяцев 2006 года КГУП «Приморский водоканал» представил в ИФНС России по Советскому району г. Владивостока именно расчет авансовых платежей по налогу на имущество организации, а не декларацию по этому же налогу, связи с чем налогоплательщик привлечен к ответственности по ст. 126 НК РФ , а не ст. 119 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Во исполнение требований этой статьи Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 утвердило Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Согласно пункту 4 раздела II данного Порядка датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Из материалов дела следует, что спорная налоговая отчетность в электронном виде была представлена Обществом своевременно, что подтверждено Учреждением специализированного предприятия связи , но не принята ИФНС России по Советскому району г.Владивостока к использованию по причине ошибки заполнения строки П007 .
Диспозиции части 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за виновное непредставление иных документов и сведений, предусмотренных Кодексом, в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за несоблюдение порядка электронного документооборота, получение нечитаемой информации , представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
Кроме того, невыполнение требований Методических рекомендаций, носящих межведомственный характер и в установленном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 порядке не опубликованных, не может служить основанием для применения к налогоплательщику налоговых санкций.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования КГУП «Приморский Водоканал» подлежат удовлетворению , а ненормативный акт налогового органа подлежит признанию недействительным .
В связи с удовлетворением требования Заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на Налоговый орган .
Руководствуясь ст. ст. 167-170 , 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить ходатайство КГУП «Приморский водоканал» о восстановлении срока на обжалование.
Признать недействительным Решение ИФНС России по Советскому району г. Владивостока № 1031 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 13 декабря 2007 года полностью, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
Взыскать с ИФНС России по Советскому району г. Владивостока в пользу КГУП «Приморский водоканал» государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи ) рублей , уплаченную в федеральный бюджет по платежному поручению № 2395 от 26 мая 2008 года через ОАО АКБ «Приморье» .
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Н.Н. Куприянова