АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5023/2022
20 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Понкратенко М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем Федосеевой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Кавалеровского муниципального района к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО ТЕХ», обществу с ограниченной ответственностью «Триал Спец Авто», ГУ МЧС по Приморскому краю
третьи лица: ГКУ Приморского края по пожарной безопасности ГОЧС
о расторжении договора аренды муниципального имущества и взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Приходько К.С. по доверенности от 09.01.2023, удостоверение, диплом;
от ответчика: Денеко Е.Г., доверенность от 18.11.2022, удостоверение; Норец А.И., доверенность от 05.05.2023, паспорт, диплом.
от ГУ МЧС по Приморскому краю: Карпенко Е.Г., доверенность от 10.01.2023, служебное удостоверение, диплом.
от ГКУ Приморского края по пожарной безопасности ГОЧС: Басагрин О.В., по доверенности от 12.01.2023, паспорт, копия диплома
третье лицо: не явилось, извещено,
установил:
Администрация Кавалеровского муниципального района обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО ТЕХ» о расторжении договора аренды объекта муниципального имущества Кавалеровского муниципального района №09 от 26.03.2021 и взыскании убытков в размере 3 610 293 руб. 70 коп.
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просит взыскать с ООО «ЭКО ТЕХ» убытки в размере 3 610 293 руб. 70 копеек, штраф в размере 37 050 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Триал Спец Авто», ГУ МЧС по Приморскому краю, ГКУ Приморского края по пожарной безопасности ГОЧС.
Определением от 20.04.2023 произведено процессуальное правопреемство истца с администрации Кавалеровского муниципального района на администрацию Кавалеровского муниципального округа.
Представитель третьего лица – ООО «Триал Спец Авто», в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд на основании статьи 156 АПК РФ проводит судебное заседание без участия представителя указанного лица.
В судебном заседании 09.11.2023 объявлен перерыв до 14.11.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ.
Процессуальный статус ООО «Триал Спец Авто», ГУ МЧС по Приморскому краю изменен с третьих лиц на соответчиков.
Согласно статье 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Выбор ответчика по делу (как замена, так и процессуальное соучастие на стороне ответчика) является прерогативой истца и должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований в защиту права и законного интереса и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите от посягательств и/или восстановлению нарушенных и/или оспариваемых прав.
Суд, с учетом мнения истца, исходя из уточненной редакции исковых требований, по правилам статей 46, 51 АПК РФ, изменил процессуальный статус ООО «Триал Спец Авто», ГУ МЧС по Приморскому краю с соответчиков на третьих лиц.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме, указал, что арендатором не были приняты действенные меры по ликвидации возгорания на полигоне ТКО, вследствие чего 10.01.2022 была направлена информация об увеличении площади возгорания и накоплении ТКО за пределами переданного в аренду участка, и о начале ликвидации возгорания за счет средств бюджета Кавалеровского муниципального района 10.01.2022. Администрация самостоятельно ликвидировала возгорания, заключив с подрядными организациями муниципальные контракты. В результате ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора истцом были понесены убытки, общая сумма которых составила 3 610 293 руб. 70 коп.
Ответчик по исковым требованиям возражал, полагает, что лицом, виновным в возникновении пожара, является ООО «Триал Спец Авто», поскольку именно принадлежащее данной организации транспортное средство выгрузило на полигоне горящий мусор, полагает, что акты выполненных работ не могут подтверждать объем, и, как следствие, стоимость выполненных работ, а также взысканию не подлежит 80 000 руб. по муниципальному контракту № 1 от 11.01.2022 за вынос в натуру границ объектов недвижимости, поскольку эти работы не имеют отношения к ликвидации возгорания; 8 400 руб. по муниципальному контракту № 6 на обеспечение питанием бригады; 133 861,50 руб. по муниципальному контракту № 7 на поставку ГСМ; 24 000 руб. по муниципальному контракту № 8 на подвоз дизельного топлива на полигон; 4 800 руб. по муниципальному контракту № 12 на обеспечение питанием бригады; 5 269 руб. по распоряжению 16 от 24.01.2022 на приобретение масляного шланга (рукава) с обжимными муфтами и моторного масла, поскольку условиями иных муниципальных контрактов (на работу техники по ликвидации возгорания №№ 3, 4, 9, 10, 11) предусмотрено, что все расходы включены в стоимость работ и в стоимость машино-часа, в т.ч. ГСМ. Также взысканию не подлежат 168 000 руб. по муниципальному контракту № 16 на работы по подсчету объемов разработанного грунта, поскольку данные работы не связаны с приемкой работ по муниципальным контрактам, имеющим повременной характер; не относятся к ликвидации возгорания.
ГКУ Приморского края по пожарной безопасности ГОЧС представило в материалы дела письменный отзыв, по тексту которого указало, что причинами возгорания ТКО и увеличения площади возгорания явилось ненадлежащее исполнение (неисполнение) ответчиком обязательств по договору и несоблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ в области норм противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
ГУ МЧС России по Приморскому краю поддержало исковые требования, указало, что Главное управление, ни в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Кавалеровскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления (ОНДиПР УНДиПР Главного управления) сообщение о пожаре не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью «Триал Спец Авто» позиции по исковым требованиям администрации не выразило, письменный отзыв не представило.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
26.03.2021 между администрацией Кавалеровского муниципального района и обществом с ограниченной ответственностью «ЭКО ТЕХ» заключен договор аренды муниципального имущества №09, в соответствии с которым Арендодатель предоставил во временное пользование сооружение - полигон (твердых коммунальных отходов) кадастровым номером 25:04:000000:3886, площадью 36350 кв. м., право собственности № 25:04:000000:3886-25/007/2020-3 от 20.01.2020 г. и земельный участок с кадастровым номером 25:04:040002:198, местоположение участка установлено ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир вершина горы Малиновая. Участок находится примерно в 4330 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Кавалеровский район, вершина горы Малиновая, общей площадью 7,1288 кв.м, право собственности № 25:04:040002:198-25/007/2020-1 от 28.01.2020.
Договор заключен на срок с 25.06.2021 по 26.03.2023.
В соответствии с пунктом 1.1. Договора Объект передан для использования в целях размещения, утилизации, накопления, обработки, обезвреживания твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1.3 Договора предусмотрено, что эксплуатация арендованного объекта должна обеспечивать его нормальное и безопасное использование в соответствии с целями аренды по Договору, с нормами и требованиями Российского законодательства, предъявляемыми к полигонам твердых бытовых отходов, за счет средств Арендатора.
В соответствии с условиями п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 Договора Арендатор обязан: содержать имущество в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать сохранность электрического оборудования, соблюдать требования пожарной безопасности и иных правил и норм, нести ответственность в случаях их нарушения; использовать объект исключительно по целевому назначению на условиях договора, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, техническими, противопожарными и иными нормативными требованиями, предъявляемыми к пользованию такого имущества, не ухудшая его состояние. Самостоятельно за свой счет устранять требования о нарушениях норм противопожарной и санитарно- эпидемиологической безопасности. В случае возникновения аварийных ситуаций на объекте принимать необходимые меры по их устранению, о чем уведомлять Арендодателя.
В соответствии с п.2.3.14 Договора при использовании сооружений Арендатор обязан соблюдать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации: Федеральные законы, Кодексы Постановления Правительства; санитарные нормы и правила; строительные нормы и правила; стандарты и технические условия; ведомственные нормы и правила; правила пожарной безопасности; условия охраны труда, техники безопасности; правила по охране окружающей среды и другие нормативно-правовые Документы, регламентирующие деятельность по переработке и утилизации твердых бытовых отходов, по содержанию полигона по захоронению твердых бытовых отходов в Российской Федерации.
За неисполнение обязательств, предусмотренных в пункте 2.3 договора, арендатор уплачивает штраф в размере 5% от годовой арендной платы.
07.12.2021 в администрацию Кавалеровского муниципального района поступило информационное письмо генерального директора ООО «ЭКО ТЕХ» о возгорании на полигоне ТКО, вследствие произведенной выгрузки горящего мусора водителем ООО «ТРИАЛ СПЕЦ АВТО», и ликвидации возгорания в кратчайшие сроки своими силами.
08.12.2021 администрацией Кавалеровского муниципального района проведено заседание КЧС И ПБ, на котором принято решение о введении режима повышенной готовности с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации и распространения ядовитых испарений и дыма. Решением комиссии КЧС и ПБ Кавалеровского муниципального района для ликвидации возгорания принято решение о привлечении 2 единиц техники КГКУ ОПС № 13, одного экскаватора АО «АСО-1». ООО «ЭКО ТЕХ» при проведении работ использовало бульдозер. В соответствии с Решением КЧС от 8 декабря 2021г. для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, снижению размеров распространения ядовитых испарений, возможного ущерба и потерь, связанных с возгоранием на полигоне ТКО на территории Кавалеровского муниципального района, арендатору муниципального имущества поручено: разработать план мероприятий для поэтапного тушения пожара на полигоне ТКО и предоставить его в отдел жизнеобеспечения администрации района к 10 час. 00 мин. 9 декабря 2021 г., а также обеспечить безопасный подъезд и место для пожарной техники, организовать и провести выполнение намеченных мероприятий, заключить договоры с исполнителями работ, оплатить выполненные работы.
20.12.2021 проведено внеочередное заседание оперативного штаба с участием директора ООО «ЭКО ТЕХ» Фищенко А.В., на котором принято решение: арендатору усилить работу по ликвидации возгорания на полигоне ТКО, а именно - увеличить количество техники, рассмотреть предложения по засыпке инертными материалами, работы взять под личный контроль, о принятом решении доложить до 22 декабря 2021 года. В установленные решением КЧС И ПБ сроки информация от арендатора о выполнении работ по тушению полигона в администрацию Кавалеровского муниципального района не поступила.
Администрация Кавалеровского муниципального района 23.12.2021 направила письмо о принятии незамедлительных мер о ликвидации возгорания муниципального имущества.
В целях оперативного приятия решения о дальнейших действиях, на основании распоряжения администрации Кавалеровского муниципального района была создана комиссия по визуальному обследованию полигона ТКО. По результатам работы комиссией составлен акт обследования недвижимого имущества от 24.12.2021 о том, что полигон представляет собой специально подготовленную площадку с водоупорным защитным слоем глины, на которую осуществляется складирование и утрамбовка ТКО, для дальнейшего засыпания промежуточным грунтом. Участок сооружения - полигон не имеет ограждения. Не проводится утилизация (захоронение) обработка и обезвреживание принимаемых твердых коммунальных отходов; Арендатором не проводится каких-либо работ по ликвидации возгорания; отсутствуют: ограждение, охрана, видеонаблюдение, весовое оборудование, место для складирования вновь поступающих отходов. На момент проверки установлено сильное задымление на части сооружения ориентировочной площади 1,5 га.
30.12.2021 направлено уведомление о проведении собственником муниципального имущества организационных мероприятий по выявлению потенциальных подрядных организаций, имеющих спецтехнику с приложением перечня организаций готовых оказать услуги на возмездной основе (исх.4694 от 30.12.2021).
Произведено повторное комиссионное визуальное обследование полигона, в ходе которого установлено, что арендатором так же не производится утилизация обработка и обезвреживание принимаемых ТКО, мероприятия по ликвидации возгорания арендатором не проводятся, в связи с чем, площадь возгорания увеличилась, а складирование и накопление ТКО предположительно осуществляется за пределами переданного в аренду сооружения - полигона ТКО и земельного участка (копию акта прилагаем).направлена информация арендатору об увеличении площади возгорания и накоплении ТКО за пределами переданного в аренду участка, и о начале ликвидации возгорания за счет средств бюджета Кавалеровского муниципального района.
10.01.2022 (исх. №3,6 от 10.01.2022) арендатору направлена информация об увеличении площади возгорания и накоплении ТКО за пределами переданного в аренду участка, и о начале ликвидации возгорания за счет средств бюджета Кавалеровского муниципального района 10.01.2022.
Вышеуказанные письма направлялись посредством почтовой и электронной связи, а также вручены 10.01.2022 представителю «ЭКО ТЕХ» Власову И.А. по доверенности от 01.09.2021.
В связи с тем, что ответчик самоустранился от проведения работ по ликвидации возгорания на полигоне и в целях устранения ущерба окружающей среде, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду 10 января 2022 года на заседании оперативного штаба под руководством Министра ГО и ЧС Приморского края принято решение организовать мероприятия по ликвидации возгорания ТКО самостоятельно - за счет средств резервного фонда администрации Кавалеровского муниципального района.
Администрация самостоятельно, ликвидировала возгорания, заключив с подрядными организациями муниципальные контракты.
Как указывает истец, в результате ненадлежащего исполнения ответчиком условий договора, приведших к возникновению возгорания, истцом понесены убытки, общая сумма которых составляет 3 610 293 руб. 70 коп.
Претензией от 28.01.2022 №293 истец потребовал от ответчика возмещения убытков в сумме 3 442 293 рубля 70 копеек, выплаты штрафа в сумме 37 050 рублей.
Ответным письмом ООО «Эко-Тех» отказало в возмещение убытков, указав на отсутствие правовых оснований для предъявления указанных требований.
Поскольку требования претензии не исполнены в добровольном порядке, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из нижеследующего.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Для наступления деликтной ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего в себя следующие признаки: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинная связь между первым и вторым элементами; вина причинителя вреда, которая предполагается, пока не доказано обратное.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Положения статьи 65 АПК РФ подлежат применению с учетом правильного распределения бремени доказывания, исходя из характера возникших правоотношений и предмета спора.
Ответчик настаивает на том, что вина в самом возникновении пожара имеется у ООО «Триал Спец Авто», у ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС имеется вина в непринятии надлежащих мер по ликвидации возгорания.
Как следует из материалов дела, по факту возгорания на полигоне МО МВД России «Кавалеровский» проведена предварительная проверка в отношении ООО «Триал Спец Авто», по результатам которой было принято решение об отсутствии признаков преступления. Таким образом, факт неосторожного обращения с огнем водителем перевозчика ООО «Триал Спец Авто» не подтвердился.
В ходе проверки ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю ООО «Эко Тех» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 13.01.2022 года № 3 с вынесением постановления по делу об административном правонарушении от 25.01.2022 № 003), которой установлены нарушения требований пожарной безопасности. А именно, при заполнении полигона (ТКО) не осуществлялось послойное чередование ТКО и инертных негорючих материалов, предусмотренное пунктом 307 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 16.09.202 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», пунктами 8.2 и 8.3 Свода правил СП 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 года № 1555/пр.
Постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловалось, вступило в законную силу.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за обеспечение пожарной безопасности в границах объекта защиты возлагается на руководителя организации, осуществляющего непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах подведомственного объекта, а именно, на ООО «ЭКО ТЕХ», который является арендатором объекта ТКО на основании договора аренды объекта муниципального имущества Кавалеровского муниципального района № 09 от 26.03.2021.
Учитывая особенности тактики тушения пожаров на объектах ТКО, согласно положениям Свода правил 320.1325800.2017 «Полигоны для твердых коммунальных отходов», основной задачей является недопущение возникновения пожара посредством проведения профилактических мероприятий ответственными лицами, посредством своевременного перемешивания слоевого состава спецтехникой, обслуживающей указанные объекты.
Судом установлено, материалами дела подтверждено нарушение требований пожарной безопасности ООО «Эко-Тех», которое привело к возникновению возгорания на полигоне ТКО.
Доводы ответчика о противоправных действиях ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС, приведших к возгоранию на полигоне, либо дальнейшему распространению очагов возгорания на значительную площадь полигона, не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Суд считает, что в период с 26.11.2021 по 11.01.2022 ответчик не был лишен возможности своими силами устранить возгорание, что подтверждается письмом от 29.11.2021 №4204 направленным по электронной почте ответчика; п. 5 решения КЧС от 08.12.2021 №54; решением КЧС от 20.12.2021 №55; актами обследования от 24.12.2021 и 10.01.2022, в которых отражено о не проведении арендатором работ по ликвидации возгорания; письмом от 23,12.2021 №4606 о принятии незамедлительных мер по ликвидации возгорания; письмом от 30.12.2021 №4694; уведомлением от 10.01.2022. Между тем, указанных действий ответчиком произведено не было.
Пояснения свидетеля (генерального директора ООО «ЭТО ТЕХ» - Фищенко А.В.) по фактическим обстоятельствам, по мнению суда, не опровергают имеющихся в деле письменных доказательств, совокупный анализ которых не подтверждает суждение ответчика.
В обоснование понесенных убытков при ликвидации возгорания на полигоне, возникшего по вине ООО «ЭКО ТЕХ», администрацией предоставлены в материалы дела муниципальные контракты с подтверждением объемов выполненных работ и произведенной оплатой:
1. Муниципальный контракт № 1 от 11.01.2022, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить работы по выносу в натуру границ объектов недвижимости: сооружения – полигон. Цена контракта составляет 80 000 рублей (пункт 2.1 договора).
2. Муниципальный контракт №3 от 11.01.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации возгорания на участке полигоне. Цена контракта – 703 400 рублей (пункт 2.1)
3. Муниципальный контракт №4 от 11.01.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации возгорания на участке полигоне. Цена контракта – 1 492 953,60 рублей (пункт 2.1)
4. Муниципальный контракт №6 от 14.01.2022, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению питанием бригады. Цена контракта – 8 400 рублей (пункт 2.1)
5. Муниципальный контракт №7 от 17.01.2022, в соответствии с которым поставщик обязуется осуществить поставку горюче-смазочных материалов, а именно ДЗЗ. Цена контракта устанавливается из начальной единицы товара в соответствии со спецификацией, исходя из фактического исполнения контракта (пункт 2.1)
6. Муниципальный контракт №8 от 17.01.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по подвозу дизельного топлива на полигон. Цена контракта – 24 000 рублей (пункт 2.1).
7. Муниципальный контракт №9 от 17.01.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации возгорания на участке полигоне. Цена контракта – 331 153,92 рублей (пункт 2.1).
Соглашением от 31.01.2022 стороны расторгли муниципальный контракт, пунктом 2 соглашения установив, что обязательства сторонами исполнены на сумму 206 971,20. Обязательства в оставшейся части на сумму 124 182,72 руб. стороны прекращают.
8. Муниципальный контракт №10 от 21.01.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации возгорания на участке полигоне. Цена контракта – 1 723 349,76 рублей (пункт 2.1).
9. Муниципальный контракт №11 от 21.01.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы по ликвидации возгорания на участке полигоне. Цена контракта – 1 174 200 рублей (пункт 2.1).
Соглашением стороны расторгли муниципальный контракт, пунктом 2 соглашения установив, что обязательства сторонами исполнены на сумму 262 850. Обязательства в оставшейся части на сумму 911 350 рубля стороны прекращают.
10. Муниципальный контракт №12 от 21.01.2022, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению питанием бригады. Цена контракта – 8 400 рублей (пункт 2.1).
Соглашением от 31.01.2022 стороны расторгли муниципальный контракт, пунктом 2 соглашения установив, что обязательства сторонами исполнены на сумму 4 800 руб. Обязательства в оставшейся части на сумму 3 600 рубля стороны прекращают.
11. Муниципальный контракт №16 от 04.02.2022, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить работы по подсчету объемов разработанного грунта.
Цена контракта – 168 000 рублей (пункт 2.1).
Судом установлено, что по контракту №3 работы выполнялись с момента заключения контракта, т.е., с 11.01.2022 по 20.01.2022 в течение 10 календарных дней тремя единицами техники: экскаватор, самосвал и трал, что подтверждается калькуляцией, являющейся приложением к контракту. Выполнено работ на 154 машино-часа: из них экскаватор - 80 часов за 10 дней (80:10=8 час. в день); самосвал - 72 часа за 10 дней (72:10=7ч.20мин. в день), трал - 2 часа (транспортировка экскаватора).
Аналогично выполнены работы по муниципальному контракту №4 с 11.01.2022 по 20.01.2022 шестью единицами техники автосамосвал 3 шт. по 80 часов за 10 дней; экскаватор 80час. за 10 дней; бульдозер 80часов за 10 дней; трал 4 часа (транспортировка экскаватора и бульдозера) В день каждая единица техники, за исключением трала работала по 8 часов.
Доводы ответчика о том, что объем выполненных работ не подтверждён истцом, судом отклоняются, поскольку в материалы дела представлена первичная документация в отношении заключенных контрактов, в том числе акты, платежные поручения, счета.
Ответчик также полагает, что взысканию не подлежат 8 400 руб. по муниципальному контракту № 6 на обеспечение питанием бригады; 133 861,50 руб. по муниципальному контракту № 7 на поставку ГСМ; 24 000 руб. по муниципальному контракту № 8 на подвоз дизельного топлива на полигон; 4 800 руб. по муниципальному контракту № 12 на обеспечение питанием бригады; 5 269 руб. по распоряжению №16 от 24.01.2022 на приобретение масляного шланга (рукава) с обжимными муфтами и моторного масла, поскольку условиями иных муниципальных контрактов (на работу техники по ликвидации возгорания №№ 3, 4, 9, 10, 11) предусмотрено, что все расходы включены в стоимость работ и в стоимость машино-часа, в т.ч. ГСМ.
Вместе с тем, суд полагает указанные расходы обоснованными, учитывая, что Правительством Приморского края для ликвидации возгорания на полигоне ТКО на безвозмездной основе предоставлены две единицы техники с экипажем, экскаватор Hitachi ZX 330 и бульдозер Shantui SD22. Администрация Кавалеровского муниципального района обеспечивала питанием бригаду из двух человек, технику горюче-смазочными материалами, и подвоз топлива, заключив муниципальные контракты №№6, 7. Также произведена замена вышедших из строя запасных частей и моторного масла на экскаваторе.
Указанное подтверждается, в том числе, письмом от 20.12.2021, адресованному губернатору Приморского края Кожемяко О.Н., распоряжением администрации №16 от 24.01.2022.
Вместе с тем, суд полагает, что требования о взыскания убытков в размере 80 000 руб. по муниципальному контракту № 1 от 11.01.2022, 68 000 руб. по муниципальному контракту № 16, не подлежащими удовлетворению, данные работы не имеют отношения к ликвидации возгорания, а связаны с выносом в натуру границ объектов недвижимости, подсчетам объемов разработанного грунта, носят характер контрольных (проверочных) мероприятий.
Самостоятельно произведя расчет расходов, которые понесла Администрация в связи с возгоранием, суд установил, что взысканию подлежат убытки в размере 3 362 293 рублей 70 копеек.
В остальной части исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании штрафа в размере 37 050 рублей.
Пунктом 3.7 договора установлено, что за неисполнение обязательств, предусмотренных в пункте 2.3 договора, арендатор уплачивает штраф в размере 5% от годовой арендной платы.
Материалами дела подтверждено нарушение арендатором условий договора, а именно пунктов 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5 2.3.14.
Пунктом 3.1 договора установлено, что годовая арендная плата по договору аренды составляет 741 000 рублей без учета НДС.
Согласно разъяснениям, данным в 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательства» на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору аренды судом установлен, требование истца о привлечении ответчика к ответственности в виде штрафа заявлено правомерно.
Расчет штрафа судом проверен и признан арифметически верным, соответствующим условиям спорного договора аренды и фактическим обстоятельствам. Ввиду изложенного взысканию подлежит штраф в размере 37 050 рублей.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований, в связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЭКО ТЕХ» в пользу администрации Кавалеровского муниципального округа убытки в размере 3 362 293 руб. 70 коп., штраф в размере 37 050 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЭКО ТЕХ» в доход федерального бюджета 38 433 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Понкратенко М.В.