НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 14.11.2008 № А51-6443/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело № А51-6443/2008-27-137 «14» ноября 2008г.

Арбитражный суд Приморского края

в составе: судьи Карандашовой Е.В.

(фамилия, инициалы)

при ведении протокола судебного заседания судьей Карандашовой Е.В.

(указать лицо, которое вело протокол)

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»

(наименование истца)

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Администрации Находкинского городского округа.

(наименование ответчика)

о взыскании 674 426 рублей 56 копеек.

при участии

от истца

от ответчиков Министерства финансов РФ – Каргополова Е.А., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 21.01.2008 № 20-11-29/21 на представлен.интересов, пост., Департамента финансов РФ – Кищенкова О.А., главный консультант, доверенность № 9 от 27.02.2008 с частичн.спец.полн., пост.

установил:

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обратилось в суд с иском о возмещении 674 426 руб. 56 коп. расходов, связанных с реализацией льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг в период с 1.04.2006 по 31.07.2007 на основании договора № 5 «г» от 1.01.2004, а также Указа Президента РФ от 5.05.1992 № 431.

В ходе рассмотрения спора истец уточнил заявленные требования и просит взыскать заявленную сумму с казны Приморского края в лице департамента финансов администрации Приморского края. Также истец уточнил период понесения расходов: с апреля 2006 по 14.07.2007 (включительно). Кроме того, истец уточнил надлежащего ответчика по делу: департамент финансов Приморского края. В судебном заседании 11 ноября 2008 истцом заявлено ходатайство об уменьшении размера требований в связи с уточнением расчета за июль 2007, в связи с чем цена иска составляет 652 947 руб. 98 коп. Уменьшение истцом суммы иска принято судом, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права других лиц.

Представитель департамента финансов, уточнив свое наименование: департамент финансов Приморского края, заявил ходатайство о привлечении в качестве соответчика департамент социальной защиты населения Приморского края. Судом ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку заявителем не представлено доказательств невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика.

С целью уточнения позиции ответчиков по иску судом в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 ноября 2008г. объявлен перерыв до 14 ноября 2008г. до 11 часов 00 минут, по окончании которого судебное заседание продолжено.

Представитель департамента финансов Приморского края пояснил, что спора по размеру требований не имеется.

Администрация Находкинского городского округа исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с требованиями действующего законодательства средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту РФ, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год, а нижестоящим бюджетам из бюджета субъекта РФ. Ответчик сослался на то, что в краевых бюджетах 2006-2007 годов средства на финансирование данной категории льгот предусмотрены не были, из местного бюджета данные расходы также не финансировались вследствие отсутствия финансовой возможности.

Департамент финансов Администрации Приморского края иск не признал, сославшись на то, что департамент финансов не является стороной договора, заключенного между истцом и администрации Находкинского городского округа. Ответчик полагает, что поскольку истец предоставлял в спорный период льготу, предусмотренную федеральным нормативным правовым актом, следовательно, и нести расходы на ее реализацию должен федеральный бюджет. Также ответчик сослался на то, что не он, а департамент социальной защиты населения Приморского края является главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ. Кроме того, ответчик указал на отсутствие на территории субъекта РФ до 14.07.2007 нормативного акта, регулирующего установление компенсационных выплат на оплату коммунальных услуг многодетным семьям.

Представитель Минфина России исковые требования отклонил со ссылкой на то обстоятельство, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ мероприятия социальной защиты населения финансируются совместно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, поэтому факт установления льготы федеральным законом значения не имеет. Ответчик сослался на разграничение законом РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» компетенции по финансированию льгот между Российской Федерацией и ее субъектами. Ответчик полагает, что, исходя из законодательно разграниченных полномочий, государство не является носителем обязательства по финансированию указанных расходов, средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ № 431, в 2006-2007 годах должны были предусматриваться субъектом РФ в краевом бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.

Исследовав доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично с Департамента финансов Приморского края за счет средств казны субъекта Российской Федерации в связи со следующим.

ОАО «Дальэнерго» (с 1.01.2007г. его правопреемник – ОАО «Дальневосточная энергетическая компания») в апреле 2006 – 14.07.2007 оказывало услуги по энергоснабжению гражданам, проживающим на территории Находкинского городского округа, и предоставляло 30-ти процентную скидку в оплате указанных услуг лицам, подпадающим под действие Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 5.05.1992.

Помесячными списками граждан, включенных в местный регистр, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, которым в отчетном месяце 2006г. -2007г. были оказаны меры социальной поддержки в форме снижения оплаты за электроэнергию, подписанными, в том числе, заведующим отдела социальной защиты населения по г.Находка, счетами на оплату за эл.энергию за спорный период, помесячными актами сверки возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям при оплате эл.энергии, другими материалами дела подтверждается предоставление истцом льгот многодетным семьям в период с апреля 2006 по 14.07.2007. В связи с тем, что понесенные в спорный период ОАО «ДЭК» расходы не были ему возмещены, истец обратился с иском в суд о взыскании 674 426 руб. 56 коп.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 5.05.1992 (в ред.Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250) правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование электроэнергией. Источник финансирования льготы в Указе Президента РФ № 431 не определен, но пунктом 3 данного указа Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предложено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных указом. Однако такой порядок и условия на федеральном уровне до 2005 года приняты не были.

Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ письмом «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» от 29.06.1992 за № 51 и № 1-2359-18 разъяснили, что дополнительные затраты, возникшие при реализации мероприятий по предоставлению скидок в оплате коммунальных услуг, финансирование которых не учитывается при формировании бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, производятся за счет средств местных бюджетов (пункт 2 письма). Решением Верховного суда РФ от 26.03.2003 № ГКПИ 03-139 пункт 2 письма Минфина России № 51 и Минсоцзащиты России № 1-2359-18 от 29.06.1992 года «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» признан недействующим.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статей 11(часть 3), 72 (часть 1), 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации следует, что Федеральное собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона РФ от 4.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», действующим с 1.01.2005, указанный закон дополнен статьей 26.3, предусматривающей, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (п.1 ст. 26.3). Пунктом 2 ст. 26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

В соответствии с п.1.1.2 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 27.08.2004 № 243, с 1 января 2005 нормативно-правовое регулирование и финансовое обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе, многодетных семей), должно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ, в случае, если к указанному сроку не будут приняты соответствующие региональные законы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны будут осуществлять финансовое обеспечение и исполнение данных полномочий в соответствии с действующим на этот момент федеральным законодательством (см. абзац 2 ст. 3 Федерального закона № 95-ФЗ от 04.07.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В силу положений абзаца 2 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ от 04.07.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») с 1 января 2005 года положения федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, указанным в пункте 17 статьи 1 настоящего Федерального закона (в части дополнения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 2 статьи 26.3), которыми определяются объем и порядок финансирования осуществления соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по указанным вопросам не установлено иное.

Как следует из пояснений ответчиков, на уровне субъекта РФ закон, регламентирующий вопросы нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения в области социальной поддержки и социального обслуживания многодетных семей, до 28.06.2007 принят не был (вступил в силу 14.07.2007).

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в редакции от 29.12.2004) предусматривает, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в частности: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 12 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» от 2.08.2005 № 271-КЗ определяет формирование расходов краевого бюджета в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно производиться в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из указанных норм, суд считает, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в 2006-2007 годах должны были предусматриваться субъектом РФ в краевом бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.

Судом установлено, что в Законах Приморского края «О краевом бюджете на 2006 год» от 23.12.2005 № 319-КЗ и «О краевом бюджете на 2007 год» от 27.12.2006 № 28-КЗ средства на компенсацию расходов, понесенных истцом и другими поставщиками услуг при предоставлении жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Указом Президента РФ № 431, предусмотрены не были, несмотря на то, что в приложениях № 6 к Закону Приморского края от 23.12.2005 № 319-КЗ и № 7 к Закону Приморского края от 27.12.2006 № 28-КЗ в краевом бюджете на 2006-2007 годы были предусмотрены средства на реализацию мер социальной поддержки по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (в частности, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: мер социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, малоимущих).

Поскольку орган государственной власти субъекта РФ - Администрация Приморского края (осуществляет исполнительную власть в Приморском крае - ст. 8 Устава Приморского края от 6.10.1995 № 14-КЗ), на который, исходя из изложенного, действующим законодательством в 2006-2007 году возложена обязанность решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания многодетных семей, не обеспечил г.Находку финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Указом Президента РФ № 431, суд считает, что указанные обстоятельства привели к возникновению у ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в спорном периоде некомпенсированных расходов.

В соответствии с п.1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Департамент финансов Приморского края, в соответствии с п.1, п.2, п.7.2. Положения о Департаменте финансов Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 31.01.2006 №32-па, является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края, формируется администрацией Приморского края, осуществляет исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Приморского края.

В связи с изложенным, взыскиваемые ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот многодетным семьям в период с апреля 2006 по 14.07.2007, в сумме 652 947 руб. 98 коп. на основании п.1 «б» Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5.05.1992 № 431, ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом компетенции, прав и обязанностей Департамента финансов Приморского края, отраженных в положении о последнем, подлежат взысканию с Департамента финансов Администрации Приморского края за счет казны субъекта РФ.

Во взыскании 21 478 руб. 58 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям по оплате услуг, следует отказать, поскольку истец уменьшил размер исковых требований в данной части и уменьшение принято судом.

В силу статьи 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в редакциях, действовавших в спорный период) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу пункта 3 статьи 20 указанного Федерального закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Материалами дела подтверждается факт отсутствия финансирования муниципальным образованием за счет средств местного бюджета льгот многодетным семьям, установленных Указом Президента РФ № 431. Поскольку действующее законодательство не возлагало на администрацию Находкинского городского округа обязанности по финансированию льгот многодетным семьям в спорный период, суд считает, что основания для взыскания понесенных истцом расходов с указанного лица отсутствуют.

Поскольку законодатель, определив в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по социальной поддержке и социальному обслуживанию многодетных семей, осуществляемые ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, провел разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта РФ, суд не находит оснований для взыскания заявленных истцом расходов с Министерства финансов РФ.

Ссылки Департамента финансов Приморского края на то, что поскольку истец предоставлял в спорный период льготу, предусмотренную федеральным нормативным правовым актом, нести расходы на ее реализацию должен федеральный бюджет; на отсутствие на территории субъекта РФ до 14.07.2007 нормативного акта, регулирующего установление компенсационных выплат на оплату коммунальных услуг многодетным семьям, в связи с чем отсутствовала обязанность субъекта по возмещению указанных льгот, судом отклоняются как противоречащие действующему законодательству, в частности, Федеральному закону РФ от 4.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»». Довод ответчика о том, что департамент социальной защиты населения Приморского края является главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ судом отклоняется в связи с отсутствием его документального подтверждения, а также с учетом положений п.7.2. Положения о департаменте финансов Приморского края.

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на Департамент финансов Приморского края.

Руководствуясь статьями 102,104,110, 167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента финансов Приморского края за счет казны субъекта Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» 652 947 (шестьсот пятьдесят две тысячи девятьсот сорок семь) рублей 98 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, а также государственную пошлину по иску в размере 12 823 (двенадцать тысяч восемьсот двадцать три) рубля 10 копеек.

В удовлетворении исковых требований о взыскании расходов на 21 478 рублей 58 копеек отказать.

В иске к администрации Находкинского городского округа, Министерству финансов Российской Федерации отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» из федерального бюджета государственную пошлину частично на 421 (четыреста двадцать один) рубль 17 копеек, уплаченную истцом при подаче искового заявления в суд платежным поручением № 1358 от 04.06.2008 в размере 13 244 рубля 27 копеек.

Выдать исполнительный лист, а также справку на частичный возврат государственной пошлины из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня его вынесения в порядке апелляционного производства.

Судья Карандашова Е.В.