АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-21017/2017
20 декабря 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Шохиревой С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гайдуковой Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 09.08.2011) к администрации городского округа Спасск-Дальний (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 15.12.1997) об обязании передать имущество
при участии в судебном заседании: от истца - ФИО1, на основании доверенности от 30.12.2016, предъявлен паспорт; от ответчик и третье лицо явку представителей не обеспечили, извещены надлежаще,
у с т а н о в и л:
краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации городского округа Спасск-Дальний об обязании ответчика передать истцу имущество, указанное в приложениях №№ 1, 3 к распоряжению
от 01.09.2015 № 423-ри, путем подписания актов приема-передачи имущества по формам № ОС-1, № ОС-1а.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, для участия в нем своих представителей не направили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие ответчика и третьего лица.
В ходе судебного заседания представитель истца уточнил заявленное требование. Просит обязать ответчика передать КГУП «Примтеплоэнерго» имущество, указанное в приложениях №№ 1, 3 к распоряжению Департамента имущественных отношений Приморского края (далее – департамент) № 423-ри от 01.09.2015 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Спасск-Дальний, в собственность Приморского края» (в редакции распоряжения № 702-ри от 25.12.2015) в соответствии с Инструкцией
№ 157н.
Суд в порядке статьи 49 АПК РФ заявленное уточнение принял.
Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» (далее – предприятие) заявленное требование, с учетом принятого судом уточнения, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, согласно которому в результате уклонения администрации городского округа Спасск-Дальний (далее – администрация, орган местного самоуправления) от подписания актов приема-передачи имущества по формам №№ ОС-la, ОС-1, установленным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (далее - Постановление Госкомстата №7), создало препятствия для регистрации предприятием в установленном порядке права хозяйственного ведения на спорное имущество. Истец полагает, что обязанность передать спорное имущество возникла у ответчика на основании изданного департаментом распорядительного акта. В этой связи считает, что оснований для отказа в передаче спорного имущества предприятию у администрации не имелось.
Администрация городского округа Спасский согласно представленному в материалы дела письменному отзыву с заявленным требованием не согласилась, сославшись на издание ею 01.09.2017 распоряжения № 430-ра «Об исключении из реестра муниципальной казны городского округа Спасск-Дальний муниципального имущества», которым из муниципальной казны исключено имущество, предусмотренное к передаче в собственность субъекта Российской Федерации распоряжениями Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01.09.2015 № 423-ри и от 25.12.2015 № 702-ри.
Также, по мнению ответчика, передача имущества путем подписания актов приема-передачи имущества по формам № ОС-1 и № ОС-1а противоречит положениям Постановлениям Госкомстата №7, определяющим область применения названных форм актов.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края согласно представленному в материалы дела письменному отзыву требования предприятия поддержал, считает их обоснованными. Также поддержал позицию истца относительно возникновения у администрации обязанности передать спорное имущество в силу закона и на основании как Решений Думы городского округа Спасск-Дальний от 23.06.2014 № 64, от 29.07.2014 № 70, так и распорядительного акта департамента.
Из материалов дела следует, что на основании решений Думы городского округа Спасск-Дальний (далее – дума) о предложении безвозмездной передачи в собственность Приморского края муниципального имущества городского округа Спасск-Дальний от 23.06.2014 № 64 и решений думы о внесении в указанное решение дополнений от 29.07.2014 № 70, от 29.07.2015 № 71 департаментом издано распоряжение от 01.09.2015 № 423-ри «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Спасск-Дальний, в собственность Приморского края» (далее - распоряжение № 423-ри).
25.12. 2015 департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края было издано распоряжение № 702-ри (далее - распоряжение № 702-ри) о внесении изменений в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 01.09.2015 года № 423-ри в части его приложения № 3, дополнив его пунктами 245-241 перечня имущества, передаваемого из муниципальной собственности в собственность субъекта.
Пунктом 2 распоряжения № 423-ри установлено, что отделу по управлению и распоряжению государственным имуществом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в отношении имущества, указанного в приложениях №№ 1, 2, 3 к настоящему распоряжению, обеспечить подписание передаточного акта с администрацией городского округа Спасск-Дальний.
В соответствии с пунктом 7 распоряжения № 423-ри администрация городского округа Спасск-Дальний после утверждения передаточного акта обязана передать в соответствии с Инструкцией № 157н КГУП «Примтеплоэнерго» имущество, указанное в приложениях №№ 1, 3 к настоящему распоряжению.
Пунктом 8 распоряжения № 423-ри определен порядок принятия КГУП «Примтеплоэнерго» от администрации передаваемого ею имущества, которое должно быть осуществлено в течение 60 календарных дней со дня утверждения передаточного акта.
В частности, согласно подпункту 8.1 указанного пункта распоряжения принятие предприятием передаваемого ему имущества должно осуществляться в соответствии с Инструкцией № 157н.
Подпунктами 8.2 – 8.4 указанного пункта распоряжения на предприятие возложена обязанность по обеспечению государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении недвижимого имущества в Управлении Росреестра по Приморскому краю, оформлению прав на земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом, с предоставлением в департамент соответствующих документов по исполнению подпунктов 8.1 и 8.2.
Во исполнение данного распоряжения департамент письмом от 16.02.2016 № 20/3442 в адрес администрации городского округа Спасск-Дальний направил на согласование передаточный акт.
В связи с тем, что согласованный администрацией городского округа Спасск-Дальний передаточный акт в департамент не поступил, письмом департамента от 11.05.2016 № 20/13946 в адрес администрации городского округа Спасск-Дальний было направлено повторное обращение.
Поскольку, несмотря на повторное обращение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация городского округа Спасск-Дальний подписанный передаточный акт не предоставила, на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 122-ФЗ) передаточный акт утвержден департаментом 24.10.2016 в одностороннем порядке.
11.04.2017 департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направил КГУП «Примтеплоэнерго» письмо № 20/09/01-04/20/8690, в котором указало предприятию принять переданное имущество по актам приема-передачи от администрации городского округа Спасск-Дальний, обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения предприятия в отношении объектов недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), оформить права на земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом, и предоставить в департамент соответствующие документы об исполнении вышеуказанных распоряжений.
Поскольку администрация городского округа Спасск-Дальний не подписала передаточный акт и не передало КГУП «Примтеплоэнерго» имущество, указанное в Приложениях №№ 1, 3 к распоряжению № 423-ри предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон, суд находит требования истца обоснованными в части в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Как следует из рассматриваемых обстоятельств спора, его возникновение обусловлено процедурой передачи объектов собственности городского округа Спасск-Дальний в собственность Приморского края с последующей передачей данных объектов в хозяйственное ведение ФГУП «Примтеплеоэнерго».
Процедура передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации урегулирована частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.
К случаям, когда осуществляется передача в собственность субъекта Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности указанной нормой отнесено, в том числе, если такое имущество используется государственными унитарными предприятиями, созданными субъектами Российской Федерации для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статья 6 Закона Приморского края от 09.08.2000 № 99-КЗ «Об управлении собственностью Приморского края» определено, что субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени Приморского края имущественные права и обязанности, являются органы государственной власти Приморского края.
Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па, к полномочиям департамента отнесено также государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края (пункт 1.1.2 Положения).
Абзацем 15 части 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. Такие предложения рассматриваются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений (абзац 19 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).
В силу положений абзаца 21 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании данных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений (абзац 25 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ).
При этом абзацами 21, 32 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ определено, что такие решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни, которое возникает в сроки, устанавливаемые такими решениями.
Из материалов дела видно, что распоряжение № 423-ри и распоряжение № 702-ри изданы департаментом на основании принятых Думой городского округа Спасск-Дальний решений о предложении безвозмездной передачи в собственность Приморского края муниципального имущества городского округа Спасск-Дальний.
Обстоятельства места расположения спорных объектов и их целевое предназначение, а равно фактическое использование ФГУП «Примтеплоэнерго», подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, и, по существу, администрацией не оспариваются.
Согласно абзацу 24 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ у органов, осуществляющих передачу имущества, возникает обязанность передать, а у органов, осуществляющих принятие имущества - обязанность принять передаваемое имущество на основании указанных в названной статье Закона решений в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения (абзац 25 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющим принятие имущества, в трехнедельный срок (абзац 26 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества (абзац 26 пункта 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).
Установленные в ходе рассмотрения спора обстоятельства свидетельствуют о предназначении перечисленного в приложениях №№ 1,3 к распоряжению департамента № 423-ри для деятельности ФГУП «Примтеплоэнерго», следовательно, в силу прямого указания закона (абзац 7 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ) данное имущество подлежало передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» имущество, необходимое для обеспечения деятельности государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации отнесено к собственности субъекта Российской Федерации.
Обстоятельства рассматриваемого спора свидетельствуют о том, что спорное имущество подлежало передаче из муниципальной собственности в собственность субъекта в силу прямого указания закона.
Как следует из материалов дела департамент неоднократно обращался в администрацию городского округа Спасск-Дальний с предложением о передаче спорного имущества в собственность субъекта, направляя в адрес администрации также передаточные акты, которые согласованы ответчиком не были. В этой связи передаточный акт утвержден департаментом 24.10.2016 в одностороннем порядке, что соответствует требованиям абзаца 23 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.
Пунктом 7 распоряжения № 423-ри на администрацию возложена обязанность после утверждения передаточного акта по передаче в соответствии с Инструкцией № 157н КГУП «Примтеплоэнерго» имущество, указанное в приложениях №№ 1, 3 к настоящему распоряжению.
Доказательств отсутствия объективной возможности передать в собственность Приморского края спорное имущество путем согласования направленного департаментом передаточного акта администрация в материалы дела вопреки установленной статьей 65 АПК РФ процессуальной обязанности в материалы дела не представила. При этом решение о предложении передать спорное имущество в собственность Приморского края принято законодательным органом муниципального образования.
Следовательно, утверждая акт приема-передачи спорного имущества в отсутствие обоснованных возражений администрации, департамент действовал в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Целями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные понятия, используемые в Законе о бухгалтерском учете приведены в статье 3 Закона № 402-ФЗ.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом; стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета; отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность; факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Обязанность и порядок ведения бухгалтерской отчетности установлены статьями 5, 6, 9, 10, 13 Закона № 402-ФЗ.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ). Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (части 3, 5 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (статья 13 Закона № 402-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта. Согласно части 2 статьи 21 Закона № 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению № 1 к настоящему Приказу, а также Инструкция по его применению (далее – Инструкция № 157н).
Согласно пункту 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает в числе прочего формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).
В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Согласно пункту 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
В силу распоряжения № 423-ри в собственность Приморского края подлежали передаче, как недвижимое имущество, указанное в приложении № 1, так и перечисленное в приложении № 3 к данному распоряжению движимое имущество.
Таким образом, в силу названных норм права, а также с учетом положений пункта 7 распоряжения № 423-ри указанное в приложениях №№ 1, 3 к настоящему распоряжению имущество подлежит учету как при передаче органом местного самоуправления, так и при принятии имущества унитарным предприятием в соответствии с положениями Инструкции № 157н.
В силу положений статьи 65.1, 113, пункта 1 статьи 123.21, статей 294, 299 ГК РФ право хозяйственного ведения объектом движимого и недвижимого имущества производно от права государственной или муниципальной собственности на такой объект.
С прекращением права муниципальной собственности на спорное имущество и возникновением права собственности субъекта Российской Федерации в силу закона, реализация права унитарным предприятием хозяйственного ведения на указанное имущество обусловлено соблюдением предусмотренного законом порядка, в том числе в части надлежащего учета принятия переданных ему во владение объектов движимого и недвижимого имущества.
Таким образом, следуя приведенным выше нормам права и требованию пункта 7 распоряжения № 423-ри, с учетом внесенного в него дополнения распоряжением № 702-ри, на администрации городского округа Спасск-Дальний лежала обязанность по передаче указанного в приложениях №№ 1, 3 к названному распоряжению имущества КГУП «Примтеплоэнерго» в соответствии с Инструкцией № 157н.
При этом суд отклоняет ссылку администрации на издание ею 01.09.2017 распоряжения № 430-ра «Об исключении из реестра муниципальной казны городского округа Спасск-Дальний муниципального имущества», поскольку самостоятельное принятие органом местного самоуправления решений с изложением констатации самого факта исключения объектов движимого и (или) недвижимого имущества из казны муниципального образования не исключает соблюдение предусмотренной законом процедуры передачи такого имущества надлежащему правообладателю.
Также суд принимает во внимание то, что исполнение КГУП «Примтеплоэнерго» предусмотренных подпунктами 8.1 – 8.4 пункта 8 распоряжения № 423-ри требований обусловлено исполнением администрацией определенной пунктом 7 распоряжения № 423-ри обязанностью.
Таким образом, заявленные КГУП «Примтеплоэнерго» обоснованы, соответствуют закону и подлежат удовлетворению судом
в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию городского округа Спасск-Дальний передать КГУП «Примтеплоэнерго» имущество, указанное в приложениях №№ 1, 3
к распоряжению Департамента имущественных отношений Приморского края № 423-ри от 01.09.2015 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Спасск-Дальний, в собственность Приморского края» (в редакции распоряжения
№ 702-ри от 25.12.2015) в соответствии с Инструкцией № 157н.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Шохирева С.Т.