НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 13.11.2006 № А51-10203/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

«16» ноября 2006 г.                                    Дело № А51-10203/06

                                                                                     19-214

Арбитражный суд Приморского края

в составе судьи                  Заяшниковой О.Л.

при ведении протокола судебного заседания судьей Заяшниковой О.Л.

 рассмотрев в судебном заседании дело по иску  Администрации Пожарского муниципального  района

к  Департаменту финансов Администрации Приморского края

третье лицо: Администрация  Приморского края

о взыскании  130 011   рублей 73  копеек

при  участии  в заседании:

от истца – не явились, извещены;

от Департамента Финансов Администрации Приморского края – Савельева Д.И. (доверенность от 19.06.06 № 24/01-13, удостоверение № 181);

от третьего лица – Савельева Д.И. (доверенность от 31.05.06 № 11-25/2936, удостоверение № 181);

резолютивная часть решения  объявлена 13.11.2006, 

мотивированное  решение изготовлено 16.11.2006;

установил:

Исковые требования заявлены администрацией Пожарского муниципального района  к Департаменту  финансов   администрации  Приморского края  (далее «Департамент финансов»)  о взыскании  130 011  рублей 73  копейки – расходов, связанных  с реализацией Закона Приморского края   «О социальном статусе  учителя».

  Определением   от 28.07.2006   к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация  Приморского края.

 Истец,   надлежащим образом  извещенный о времени  и месте судебного разбирательства,  в заседание суда не явился,  заявил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Поскольку суд не видит препятствий  для проведения  судебного заседания, оно  проводится  по имеющимся материалам дела  в отсутствие истца на основании со статьи 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.    

         Из материалов дела судом установлено, что решениями   мирового судьи   судебного участка  № 28  Фрунзенского  района г. Владивостока от 17.09.2004 по делу 2-856/04 по иску Антанюк-Антимировой Т.В.,  от 03.08.2005     по делу № 2-450/05 по иску Поповой И.И.,  от 20.09.2005 по делу № 2-468/05 по иску Литвиненко В.В.,  от 22.11.2005 по делу № 2-434/05 по иску Галицкой С.И.,  с администрации МО   Пожарский район на основании  статьи 4  Закона ПК «О социальном  статусе учителя», пункта 1 статьи 41  ФЗ РФ «Об образовании»   взыскано  в пользу истцов задолженность  по заработной плате в общей сумме  130 011 рублей 73 копейки за период с 1996 года по 2000 год включительно.

Полагая, что на основании статьи  38  ФЗ РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  органы государственной власти субъекта  Российской Федерации  должны  компенсировать муниципальному  образованию     расходы, понесенные в связи с реализацией  краевого закона,    истец заявил настоящий иск. 

         Ответчик иск  оспорил,   указав, что  Закон ПК   «О социальном статусе учителя» противоречит ФЗ РФ «Об образовании», статье 134    Бюджетного кодекса РФ,  ФЗ РФ «О некоммерческих организациях». Ответчик  также считает, что расходы   на реализацию Закона  ПК «О социальном статусе учителя»  должны обеспечиваться финансовыми ресурсами  муниципального образования, что, по его мнению,  подтверждено судебными актами.  

Суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению   исходя из следующего:

В соответствии  с частью 1 статьи 41  ФЗ РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения  финансируется его  учредителем   в соответствии с договором  между ними.  Заработная плата, в том числе и  различного рода  доплаты  к ней  относятся к обязательным  выплатам, обязанность  по финансированию которых   возлагается   на   учредителя    образовательного  учреждения. 

В соответствии с  пунктом  «е» части 1  статьи 72 Конституции РФ  общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном  ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно  пункта 3 статьи 3 пункта 14 статьи 29  ФЗ РФ «Об образовании»  к компетенции субъекта Российской Федерации  в области образования  относится  установление дополнительных к федеральным  льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам   образовательных учреждений,  а также  видов и норм   материального обеспечения указанных  обучающихся, воспитанников и педагогических работников.

Статьей  4 Закона  Приморского края от  14.02.1996   № 30-КЗ «О социальном  статусе учителя» установлены дополнительные  льготы,  гарантии и доплаты    учителям, осуществляющим деятельность на территории  субъекта.При этом, согласно пункта 2 статьи 5 указанного Закона   финансирование, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 4  Закона государственным (краевым) и  муниципальным   образовательным учреждениям, производится за счет  средств   краевого бюджета.

 Законами  Приморского края  о  краевом бюджете на 1996, 1997, 1999, 2000   на реализацию  Закона «О социальном статусе учителя»  в бюджете края было предусмотрено 40 000,  73 775,  40 000, 44 553  мил. рублей,  соответственно. В бюджете 1998 года  отдельной строкой  финансирование  на реализацию   Закона   № 30-К  предусмотрено не было.

Из письма   Губернатора   Приморского края № 11-40/421 «О реализации  Закона Приморского края  №11-17.02.1997 «О реализации  Закона  Приморского края «О социальном статусе учителя», пункта 4  методических указаний Управления  народного образования  администрации Приморского края  по применению  указанного    Закона следует, что  начисление, учет  льгот, предусмотренных  статьей 4, пункты 2, 3    к финансированию  из краевого  бюджета производится  отдельно от начисления  заработной платы, выплачиваемой  из  средств  местного источника. Выплата  должна производиться  по поступлению  соответствующих  целевых  средств  их  краевого бюджета.

Согласно  приложениям №10 к  Закону Приморского края  от 20.04.2001 №  135-КЗ, № 9  к Закону Приморского края  от 26.11.2001 № 174-КЗ, № 6  к Закону Приморского края   от 21.01.2003 №  31-КЗ  о краевом бюджете  на 2001-2003  годы  действие  пунктов 2,3 статьи 4   статьи 5  Закона «О социальном статусе  учителя» приостановлено.

Пункт 1 статьи 41  ФЗ РФ «Об образовании»  предусматривает, что  финансирование образовательного  учреждения   производится его учредителем.  Полномочия  органов местного самоуправления в области образования определены  статьями 6 ФЗ РФ «Об основах организации местного самоуправления в РФ», статьей 31 ФЗ РФ «Об образовании».

При этом  как  в федеральном бюджете, так  и  в бюджетах субъектов   Российской Федерации  предусматриваются  расходы  на  нужды образования, в том числе и  для финансирования муниципальных  образовательных учреждений.

Согласно статье  76 Конституции Российской Федерации, статьи 9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24.06.1999 № 119-ФЗ  разделение полномочий Российской федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные законами субъект, являются реализацией полномочий субъекта Российской Федерации  в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из бюджета субъекта  путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Законом   Приморского края  «О социальном статусе   учителя» прямо предусмотрено, что  реализация пунктов 2, 3 статьи 4 Закона   для государственных и   муниципальных образований производится  за счет   средств  краевого бюджета.   

Пункт 2  статьи 38  ФЗ РФ «Об  общих принципах  организации местного самоуправления в РФ»  предусматривает, что   увеличение  расходов или уменьшение доходов  органов местного самоуправления, возникшее  в результате  решений, принятых  федеральными органами государственной власти и   органами  государственной власти субъектов РФ, компенсируется  органами, принявшими решение.  Размер  компенсации  определяется  одновременно с принятием соответствующего решения. Решения  органов государственной  власти, влекущие дополнительные расходы  реализуются  органами местного самоуправления  в пределах  переданных  им  в качестве  компенсации   средств.

За период  с 1996 года  по 2000 год из краевого бюджета  в форме дотаций    муниципальному  образованию Пожарский район поступило  911 900 рублей (платежное поручение № 771 от 02.10.1997), которые были  направлены на    выплату  установленных  Законом доплат.

Документов подтверждающих  исполнение бюджета  за 1997-2000 годы в части реализации Закона «О  социальном статусе учителя», доказательств  фактического выделения истцу  в спорный период (за исключением   911 900 рублей) денежных  средств, необходимых на реализацию Закона   из средств краевого бюджета; нормативных актов,  устанавливающих принципы  на  которых  производилось распределение выделенных   бюджетных средств  между  муниципальными образованиями края, ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

Учитывая то, что   средства необходимые  на реализацию Закона ПК «О социальном статусе учителя»  в установленном порядке  не были  выделены  из краевого бюджета,   истец     в период с 1997 по 2000 не осуществлял соответствующие  выплаты  учителям.  Решения судов  о  взыскании с истца  как  учредителя  денежных средств в пользу    работников     муниципального учреждения   образования состоялись в  2004-2005  годах, в связи  с чем  у истца возникли дополнительные расходы (убытки), подлежащие компенсации, за счет средств краевого бюджета. 

Как следует из материалов дела, Департаменту  финансов, на основании постановления Администрации Приморского края № 333  от 04.11.2003,   переданы функции по формированию и исполнению бюджета Приморского края, проведению единой инвестиционной, финансовой, бюджетной, налоговой политик в Приморском крае, осуществлению общим руководством организации финансов в  Приморском крае. Согласно пункту  2  Положения  о Департаменте  финансов администрации Приморского края, утвержденного  Постановлением  губернатора  приморского края № 728  от 25.09.2001 (с последующими изменениями) Департамент выступает   от имени  казны Приморского края. Следовательно, Департамент финансов  является главным распорядителем бюджетных средств Приморского края и отвечает по  долгам  казны.  

Поскольку органы государственной власти субъекта РФ – Приморского края, не обеспечили финансовыми средствами муниципальное образование  Пожарский район  для реализации в полном объеме краевого  закона «О социальном статусе учителя», а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образовательное  учреждение,   в соответствии с частью 3 статьи 125, статьей 1069 ГК РФ    подлежат удовлетворению за счет казны субъекта РФ – Приморского края  в лице ее финансового органа – Департамента  финансов.

Суд считает ошибочным довод ответчика  о том, что Закон ПК   «О социальном статусе учителя»  не подлежит применению как противоречащий  ФЗ РФ «Об образовании», Бюджетному кодексу  РФ, поскольку  ФЗ РФ «Об образовании»   прямо относит полномочия по установлению дополнительных  гарантий, льгот и выплат  к компетенции   органов  государственной  власти   субъектов   РФ, а пункты 2, 3 статьи 134  Бюджетного кодекса  РФ   запрещают субъекту РФ  и муниципальному образованию, получающим дотации (финансовую помощь) из федерального бюджета или бюджета субъекта соответственно ставить государственных служащих, финансируемых за счет  средств  субъекта  и муниципальных служащих, финансируемых за счет средств   местного бюджета  в лучшие условия  по сравнению с госслужащими  федеральных учреждений и служащими  учреждений  субъектов федерации соответственно.   Вместе с тем,  учителя муниципального образовательного учреждения, в силу статьи 1  Федерального  Закона «Об основах  муниципальной службы   в РФ»   не являются  муниципальными служащими, поэтому  нормы статьи 134   БК РФ  к спорным правоотношениям не применимы. 

Не принимается судом  и довод о том, что  решениями  суда общей юрисдикции и мирового суда  установлено, что финансирование  Закона ПК «О социальном статусе учителя»   должно производиться   за счет средств  бюджета  муниципального образования, поскольку   в судебных актах отсутствуют  такие выводы.  Суды  указали на то, что  выплаты должны быть произведены   администрацией без указания  за счет  каких средств, как  учредителем образовательного  учреждения, тем более, что, как следует из материалов  дела, само  учреждение как юридическое лицо – работодатель  не имеет   собственной бухгалтерии   и заработная плата  учителям   выплачивается   объединенной  бухгалтерией,  входящей в  состав РАНО, которое  является структурным подразделением  Администрации  муниципального образования.  Вместе с тем, в судебных решениях   отсутствуют  выводы о том, за счет  средств  бюджета  какого уровня должны  быть произведены  выплаты.

Отсутствие  в  Законе о бюджете  на 1998 год отдельной статьи,   предусматривающей   выделение   средств краевого  бюджета на реализацию Закона  ПК «О  социальном статусе учителя» также не является  основанием  для частичного отказа   в   иске, поскольку   сам  Закон   № 30-ПК от 14.02.1996  предусматривает, что  финансирование осуществляется   за счет средств  краевого бюджета;  невыделение  в бюджете какого-либо конкретного   финансового года  денежных средств  не освобождает ответчика    об обязанности    произвести  осуществить предусмотренное законом  края финансирование.  

Руководствуясь  статьями 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с казны  Приморского края в лице ее  финансового органа -  Департамента финансов  Администрации Приморского края за счет казны субъекта федерации Приморский край в пользу администрации Пожарского муниципального района  130 011 (сто тридцать  тысяч одиннадцать) рублей 73 копейки – расходов, связанных  с реализацией Закона Приморского края   «О социальном статусе  учителя».

           Возвратить администрации Пожарского муниципального района из федерального бюджета госпошлину в сумме 4 100 рублей, оплаченную  платежным поручением  от 11.07.2006 № 878.  

Выдать  исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины и подлинное платежное поручение  от 11.07.2006 № 878 после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Приморского края  в течение месяца с момента принятия судебного акта.

Судья                                                                        О.Л. Заяшникова