АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская,54
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владивосток Дело № А51-9605/2007 24-360
“12” ноября 2007 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Галочкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Костенко Т.Н.,
рассмотрел в судебном заседании 29.10.2007 – 02.11.2007 года дело по заявлению Администрации г.Владивостока
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
третье лицо: Ликвидационная комиссия муниципального учреждения «Владивосток-«Жилище»
о признании незаконным Решения №2849а от 22.06.2007
при участии:
от заявителя – гл.специалист ФИО1 (доверенность от 06.02.2007 №1-3/572 сроком действия до 31.12.2007);
от ИФНС РФ по Ленинскому району – специалист 3 разряда ФИО2 (доверенность №10-12/25582 от 02.08.2007 сроком действия 3 года)
от третьего лица – ФИО3 (доверенность от 20.08.2007 сроком действия до 31.12.2007)
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02.11.2007.
Изготовление мотивированного решения откладывалось в соответствии со статьей 176 АПК РФ до 12.11.2007.
установил: Администрация г.Владивостока (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владивостока (далее – налоговый орган) о признании незаконным решения №2849а от 22.06.2007 об отказе в государственной регистрации МУ «Владивосток-«Жилище» в случае непредставления определенных Федеральным Законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов (далее – оспариваемое решение) и об обязании ИФНС по Ленинскому району внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации МУ «Владивосток-«Жилище» в связи с его ликвидацией.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 29.10.2007 до 12 час. 50 мин. до 02.11.2007, которое было продолжено с участием тех же представителей сторон.
В обоснование своих требований заявитель указал, что считает оспариваемое решение незаконным, поскольку им представлены все документы, указанные в исчерпывающем перечне части 1 статьи 21 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года (далее – Закон № 129-ФЗ). Ссылку налогового органа о не представлении заявления о государственной регистрации в связи с наличием в ликвидационном балансе задолженности перед бюджетом и необходимостью в соответствии со статьей 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом считает необоснованной, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации ликвидируется в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Считает, что в соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, неудовлетворенные по причине недостаточности денежных средств, имущества, ликвидируемого юридического лица считаются погашенными.
Налоговый орган с требованиями заявителя не согласился, в письменном отзыве указав, что оспариваемое решение вынесено в связи с неисполнением заявителем обязанности по оплате обязательных платежей в бюджет (то есть представление ликвидационного баланса с недостоверными сведениями).
Ссылку заявителя на пункт 6 статьи 64 Гражданского кодекса считает необоснованной, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 298 ГК РФ установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенным ему по смете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении только денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Дополнительно пояснил, что ссылка в решении №2849а от 22.06.2007 на статью 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) и об отсутствии заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, является ошибочной.
Третье лицо – ликвидационная комиссия МУ «Владивосток-«Жилище» поддержало доводы заявителя по тем же основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что муниципальное учреждение «Владивосток-«Жилище» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.01.2001 Управлением Министерства юстиции РФ по Приморскому краю.
Постановлением Главы Администрации г.Владивостока №43 от 23.01.2006 принято решение о ликвидации муниципального учреждения «Владивосток-«Жилище», создана ликвидационная комиссия.
21.04.2006 инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Владивостока в Единый государственный реестр юридических лиц внесены: запись за номером 2062536039234 о принятии решения о ликвидации, запись за номером 2062536039564 о формировании ликвидационной комиссии МУ «Владивосток-«Жилище» и назначении ликвидатора, запись за номером 2062536039564 о формировании промежуточного ликвидационного баланса. Выданы свидетельства серии 25 №002730899, №002730917, №002912428 соответственно.
20.04.2006 объявление о ликвидации муниципального учреждения «Владивосток-«Жилище» опубликовано в номере 58-59 газеты «Утро России», 04.04.2007 в номере 13 журнала «Вестник государственной регистрации». Кредиторам предложено заявить свои требования в течение 2 месяцев с момента публикации объявления.
По истечение двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации в официальном издании - журнале «Вестник государственной регистрации, 18.06.2007 ликвидационной комиссией учреждения в Инспекцию ФНС по Ленинскому району г.Владивостока направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. К заявлению приложен ликвидационный баланс и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В тексте ликвидационного баланса по состоянию на 13.06.2007 указаны сведения о наличии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в размере 195 000 руб. на основании справки №29007 ИФНС РФ от 06.06.2007 по состоянию на 06.06.2007.
22.06.2007 инспекция ФНС по Ленинскому району г.Владивостока приняла решение №2849а об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование решения налоговый орган указал следующее.
Среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Представленный для государственной регистрации ликвидационный баланс содержит сведения о задолженности по обязательным платежам в бюджет.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 «если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом». Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
В связи с тем, что заявителем не соблюден порядок добровольной ликвидации, который он подтверждает в Заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001, считаем что заявление содержит недостоверные сведения и следовательно считается не поданным.
Администрация г.Владивостока как учредитель юридического лица, полагая, что оспариваемое решение противоречит закону и нарушает ее права, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 21 и пунктом 3 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган предоставляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины. В представленном заявлении должно быть подтверждено, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Как указано в пункте 3 статьи 20 Закона №129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
По правилам пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой составление ликвидационного баланса допустимо лишь после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского Кодекса РФ.
Материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный действующим законодательством.
Довод налогового органа о несоответствии представленного пакета документов требованиям действующего законодательства в связи с наличием в ликвидационном балансе кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами судом отклоняется в силу следующего.
Как указано в пункте 2 статьи 64 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
В силу пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В материалах дела отсутствуют сведения об отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований налогового органа либо уклонения от их рассмотрения. Также отсутствуют доказательства обращения налогового органа с иском о взыскании задолженности перед бюджетом в суд, в связи с чем, суд считает, что расчеты с кредиторами в установленном законом порядке проведены и считаются завершенными.
Таким образом, вывод инспекции о том, что представленный МУ «Владивосток-«Жилище» пакет документов не соответствует требованиям Закона о государственной регистрации в связи с наличием в нем кредиторской задолженности, неправомерен.
Ссылка налогового органа на положения пункта 1 статьи 298 и пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми в случае недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете судом признается необоснованной в силу следующего.
Как указано в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
О принятии решения о ликвидации предприятия собственником имущества муниципального учреждения «Владивосток-«Жилище», о составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговому органу стало известно 21.04.2006, о чем свидетельствует внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Владивостока и выдача соответствующих свидетельств.
В то же время налоговым органом не представлено доказательств обращения с иском в суд о взыскании задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами к субсидиарному должнику до момента обращения ликвидационной комиссии в регистрирующий орган с заявлением о регистрации муниципального учреждения «Владивосток-«Жилище» в связи с его ликвидацией.
Ссылка налогового органа в решении №2849а от 22.06.2007 на нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ необоснованна, так как согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» действие настоящего федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических и религиозных объединений. Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 заявителем, налоговому органу представлено, в то время, как в оспариваемом решении указывается о его непредставлении, суд считает, что решение ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока противоречит требованиям законодательства, в связи с чем требования заявителя удовлетворяет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного Процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по государственной пошлине относятся на ответчика согласно статье 110 Арбитражного Процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного Процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока №2849а об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для государственной регистрации документов от 22.06.2007 как несоответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Обязать ИФНС РФ по Ленинскому району г.Владивостока в двухнедельный срок с момента принятия решения по настоящему делу внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации Муниципального учреждения «Владивосток-«Жилище» в связи с его ликвидацией.
Взыскать с ИФНС РФ по Ленинскому району г.Владивостока в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Н.А. Галочкина