НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 12.02.2024 № А51-4582/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-4582/2023

26 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зелентиновой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лайн Микс" (ИНН 2539088898, ОГРН 1082539000576, дата государственной регистрации 30.01.2008)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011, дата регистрации в качестве юридического лица 01.01.2012)

о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности №6006 от 10.10.2022г. в сумме 1 600 434,9 руб., в том числе: налог на добавленную стоимость в размере 1 442 917 руб., пени по НДС в сумме 22 958,41 руб. и штраф по НДС по п.3 ст.122 НК РФ в сумме 134 559,5 руб. (с учетом принятых судом уточнений требований)

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены;

от налогового органа – Е.Н. Кирсанова, удостоверение, Е.Ю. Данилян по доверенности № 06-19/24771 от 23.11.2023, удостоверение, диплом; Е.В. Корнеева по доверенности № 06-19/35498 от 14.09.2023, удостоверение;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лайн Микс» (далее – заявитель, общество, ООО «Лайн Микс») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о привлечении к налоговой ответственности №6006 от 10.10.2022г. в сумме 1 600 434,9 руб., с учетом изменений внесенных решением от 01.06.2023 №3 о внесении изменений в решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе: налога на добавленную стоимость в размере 1 442 917 руб., пени по НДС в сумме 22 958,41 руб. и штраф по НДС по п.3 ст.122 НК РФ в сумме 134 559,5 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд в порядке пункта 3 статьи 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие налогоплательщика.

В обоснование требований заявитель указал на то, что выводы налогового органа о нереальности поставок ООО «ДВТ505» строительных материалов и создании фиктивного документооборота сделаны на предположениях и опровергаются имеющимися у налогоплательщика доказательствами. Инспекцией в ходе проверки не опровергнут факт реальной поставки стройматериалов, выполнения субподрядных работ, а также факт их оплаты в полном объеме. Таким образом, по мнению общества, отказ в вычетах НДС по спорному контрагенту в рамках камеральной налоговой проверки по причине непредставления документов, не поименованных в ст.172 НК РФ, является необоснованным.

МИФНС №12 представлен письменный отзыв, против требований заявителя инспекция возражает в полном объёме, полагая, что решение вынесено в соответствии с законом, обстоятельства установлены в полном объёме, существенных нарушений процедуры проведения проверки не допущено, порядок исчисления налога соблюден. Просит в удовлетворении заявления общества отказать.

Из представленных документов судом установлено следующее.

Инспекцией в соответствии с положениями ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2021 года, представленной обществом 24.01.2022, в ходе которой установлено завышение налоговых вычетов по НДС на общую сумму 1 442 917 руб. на основании документов, оформленных от имени ООО «ДВТ505» при осуществлений операций по приобретению строительно-монтажных работ и строительных материалов.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 13.05.2022 №2745, дополнение от 26.08.2022 №18 к акту и принято решение от 10.10.2022 №6006 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому ООО «Лайн Микс» дополнительно начислен НДС в сумме 1 442 917 руб., пени в сумме 132 476,8 руб., а также штрафные санкции по п.3 ст. 122 НК РФ в размере 134 546,67 руб. (снижены в 4 раза с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Не согласившись с принятым решением от 10.10.2022 №6006, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.

Решением УФНС России по Приморскому краю от 21.02.2023 №13-09/06793@ апелляционная жалоба ООО «Лайн Микс» оставлена без удовлетворения.

В связи с установлением ошибки при автоматическом расчете пени, инспекцией 01.06.2023 принято решение №3 о внесении изменений в решение от 10.10.2022 №6006 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Основанием для внесения изменений в решение от 10.10.2022 №6006 послужил п. 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому допустимо внесение налоговым органом изменений в решение, принятое в соответствии со ст. 101 НК РФ, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

Указанным решением от 01.06.2023 №3 инспекцией произведен перерасчет сумм пени, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ с исключением суммы пени, начисленной в период действия моратория. Сумма пени по налогу на добавленную стоимость уменьшена до 22958,41 руб.

Полагая, что решение инспекции 10.10.2022 №6006 не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с уточненным заявлением.

Изучив доводы заявителя и возражения инспекции, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

В силу пункта 1 статьи 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Обязанность по уплате налога или сбора, согласно статье 44 НК РФ, возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов предусмотрено начисление пени (пункт 1 статьи 72, статья 75 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника оплаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 166 НК РФ, на установленные статьёй 171 НК РФ вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Как установлено пунктом 5 статьи 82 НК РФ, доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3, пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» факт хозяйственной жизни относится к объектам бухгалтерского учета экономического субъекта, и представляет собой сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (статья 9 Федерального закона № 402-ФЗ).

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 № 468-0-0 указано, что налогоплательщик, не обеспечивший документальное подтверждение достоверности сведений и обоснованности требований, изложенных в документах, на основании которых он претендует на получение налоговых вычетов, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия в виде невозможности принятия к вычету соответствующих сумм налога.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО «Лайн Микс» зарегистрировано 30.01.2008, основной вид деятельности - «Строительство жилых и нежилых зданий» (ОКВЭД - 41.2). Также обществом дополнительно заявлено 22 вида деятельности. Общество применяет общий режим налогообложения.

Единоличным учредителем и руководителем ООО «Лайн Микс» является Зеленукин Александр Владимирович.

Основными покупателями ООО «Лайн Микс» в проверяемом периоде являлись Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет», Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» и ООО «Киносфера».

В представленной ООО «Лайн Микс» декларации по НДС за 4 квартал 2021 года в разделе 8 «Сведения из книги покупок об операциях отражаемых за истекший налоговый период» заявлены вычеты по счетам-фактурам, оформленным, в том числе от имени контрагента - ООО «ДВТ505».

В ходе проверки установлено, что между ООО «Лайн Микс» и ООО «ДВТ505» заключены следующие договоры:

-договор подряда от 30.09.2021 № 1001/21, предметом которого является выполнение работ «Подрядчиком» (ООО «ДТВ505») по заданию «Заказчика» (ООО «Лайн Микс»), указанному в локальной смете на объекте Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», расположенному по адресу: г. Владивосток, Толстою № 37. Сумма договора подряда определяется исходя из договорной стоимости, в том числе НДС (20%). Расчет производится путем перечисления денежных средств на счет «Подрядчика», по окончанию выполненных работ при подписании актов выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости работ по форме КС-3. При завершении работ «Подрядчик» предоставляет «Заказчику» &кг выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости работ по форме КС-3, счет-фактуру;

-договор поставки от 09.08.2021 № 0809/09-21, согласно которому поставка товара производится Поставщиком (ООО «ДТВ505») по заявке Покупателя (ООО «Лайн Микс») по указанному Покупателем адресу до конца месяца, в котором произведена оплата счета Покупателем, в количестве и ассортименте, указанном в счете. Датой поставки товара считается дата передачи Товара Покупателю (дата составления накладной). Приёмка товара от Поставщика оформляется подписанием счета-фактуры и товарно-транспортной накладной, универсальный передаточный документ (далее - УПД) на переданный товар, в которой отражают результат его приёмки по количеству, с указанием даты приёмки товара представителем Покупателя. Оплата товара (партии товаров) производится Покупателем путём перечисления денежных средств (в российских рублях) на расчётный счёт Поставщика.

В обоснование права на заявленные вычеты ООО «Лайн Микс» в ходе проверки представлены следующие документы: договор подряда от 30.09.2021 № 1001/21; договор поставки от 09.08.2021 0809/09-21; заявка от 12.10.2021 о резервировании товара (стиробонд ADMIRAL 20кг/33); локальный ресурсный сметный расчет № 4 на капитальный ремонт фасада; счета-фактуры от 12.10.2021 № 145, от 28.10.2021 №159, от 24.11.2021 № 173, от 08.12.2021 № 178; товарная накладная от 28.10.2021 № 159; акты о приемке выполненных работ по форме КС-2; справки о стоимости выполненных работ и затрат но форме КС-3.

Проверкой в отношении ООО «ДТВ505» установлена совокупность обстоятельств, характеризующих указанного контрагента как «техническую» компанию, в силу следующего:

- единственным учредителем и руководителем является Сигидин Роман Артурович (далее - Сигидин Р. А.), который также являлся учредителем (руководителем) ликвидированных организаций, в том числе ПКО ООО «ВООП» (исключен из ЕГРЮЛ 13.10.2013 на основании п.2 ст.21.1 ФЗ от 08.08.2001 №129-ФЗ); ООО «Еврофуд-ДВ» (ликвидировано 28.08.2019); ООО «Бавария» (действующее); ООО «Профуд-ДВ» (ликвидировано 27.05.2020); ООО «ЛИСЕЛЬ» (действующее); ООО «Авто прогресс ДВ» (действующее); ООО «Рс групп» (действующее);

-по сведениям из общедоступных источников информации (СПАРК-Интефакс) ООО «ДВТ505» заявлен спектр не совместимых между собой дополнительных видов деятельности: производство строительных металлических конструкций, оптовая торговля, строительство, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность рекламных агентств и прочие, всего 18 видов деятельности;

-в сети интернет не установлено сайтов ООО «ДВТ505». В общедоступных источниках информации отсутствует информация о телефонах, адресах электронной почты;

-в соответствии с данными сайта государственных закупок ООО «ДВТ505» в 2021 году не являлось участником государственных контрактов;

- отсутствие у контрагента имущества (транспортные средства, недвижимое имущество, земельные участки), а также трудовых ресурсов (сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2021 год представлены на 2 человека);

-налоговая отчетность по НДС представлена с минимальными суммами налога к уплате, поскольку доля вычетов по налогу составила более 99 %;

-при анализе выписок о движении денежных средств на счетах организации установлено, что движение денежных средств носит транзитный характер (после поступления на счет денежные средства в течение 1-3 дней переводятся на счета организаций (ООО «РС ГРУПП», ООО «АВТО ПРОГРЕСС ДВ», ООО «ЛИСЕЛЬ»), в которых Сигидин Р.А. также является (являлся) руководителем (учредителем).

Платежи, сопутствующие реальному ведению финансово-хозяйственной деятельности, не выявлены (уплата страховых взносов, оплата аренды, оплата бухгалтерских услуг).

Также в ходе анализа банковских выписок ООО «ДВТ505» выявлены операции, указывающие на «обналичивание» денежных средств (оплата покупки по карте; снятие наличных денежных средств с карты; перевод средств для последующего снятия наличных).

Расходы на приобретение материалов для дальнейшего использования при капитальном ремонте на объекте «г. Владивосток, ул. Толстого, 37» для ООО «Лайн Микс» у сторонних организаций в банковских выписках не выявлены.

ООО «ДВТ505» в ходе проверки не представлены документы и информация по взаимоотношениям с ООО «Лайн Микс», что подтверждает отсутствие реальности сделок;

Налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2021 года представлены контрагентами-продавцами (ООО «РС ГРУПП» и ООО «ЛИСЕЛЬ»), а также самим ООО «ДВТ505» с одного IP-адреса 109.110.41.243, через одного и того же спецоператора связи ООО «Компания «Тензор».

В ходе проверки установлено, что о привлечении ООО«ДВТ505» в качестве субподрядной организации к работам в рамках договора Фонд Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» не располагает, поскольку в соответствии с п.1.4 договора подряда от 22.04.2021 №РТС225А210015(Д) на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владивостокского городского округа, заключенного между Фондом Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (Заказчик) и ООО «Лайн Микс» (Подрядчик), подрядчик осуществляет выполнение работ лично либо с привлечением к исполнению своих обязательств субподрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету электронного аукциона. Информация о привлечении к выполнению работ субподрядной организации (наименование, объем подлежащих выполнению работ с указанием адреса Объекта и вида работ) направляется Заказчику не позднее 5 (пяти) рабочих дней после привлечения.

Фондом Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» в ходе проверки представлены пояснения, согласно которым пунктом 1.4 указанного выше договора предусмотрено, что Подрядчик осуществляет выполнение работ лично либо с привлечением к исполнению своих обязательств субподрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету электронного аукциона. В адрес Фонда Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» не поступала информация о привлечении к выполнению работ по договору субподрядной организации в рамках соблюдения стороной (Подрядной организацией) условий п. 1.4 договора. Информацией о привлечении каких-либо иных организаций для производства работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома №37 по ул. Толстого в г.Владивостоке Фонд не располагает. О привлечении в качестве субподрядной организации ООО «ДВТ505» к работам в рамках договора Фонд также не располагает.

В ходе рассмотрения дела заявитель представил выписку с оборотно-сальдовой ведомости счета 10.08 «Материалы» за 2021 год; Карточку счета 60 «Поставщики» за 4 квартал 2021 года; Выписку ЕГРЮЛ в отношении ООО «ДВТ505», пояснения от контрагента ООО «ДВТ505». Заявитель считает, что данные доказательства свидетельствуют о реальном исполнении сделки - поставки в адрес ООО «Лайн Микс» строительного материала Стиробонд, его полной оплате, включая НДС, а также использовании данного материала при производстве ремонтно-строительных работ, выполняемых ООО «Лайн Микс» в рамках заключенных им договоров.

Вместе с тем, представленные обществом документы не подтверждают совершение реальных хозяйственных операций по выполнению работ при капитальном ремонте фасада многоквартирного дома, а также операций по поставке строительных материалов контрагентом ООО «ДВТ505», а установленные проверкой обстоятельства свидетельствуют об искажении сведений о фактах хозяйственной жизни путем создания формального документооборота с ООО «ДВТ505» с целью уменьшения налоговой обязанности в виде необоснованных вычетов по НДС.

Реальность хозяйственных операций непосредственно ООО «Лайн Микс» с ООО «ДВТ505» ни документами, ни фактами (обстоятельствами), установленными в ходе мероприятий налогового контроля, не подтверждена.

Следует отметить, что налогоплательщиком в ходе проверки представлена оборотно-сальдовая ведомость (далее - ОСВ) по счету 10.08 «Строительные материалы», иные запрашиваемые инспекцией документы обществом не представлены. Представленная ОСВ по счету 10.08 «Строительные материалы» не содержит информацию по факту приобретения товара «Стиробонд ADMIRAL 20 кг/33», а именно: отсутствует сальдо на начало периода; период, за который составлена ОСВ составляет более 20 лет (с 20.02.2001 по 31.12.2021), что не позволяет установить приобретение товара и его оприходование в бухгалтерском учете, также невозможно установить дату списания указанных материалов. Кроме того, ОСВ относится к объектам улиц Юмашева, Луговая, которые к КС-2 и КС-3, ранее представленным по объекту: г. Владивосток, ул. Толстого, д.37, отношения не имеют. Кроме того, ОСВ представлена за период с 20.02.2001 по 31.12.2021, при этом дата регистрации ООО «Лайн Микс» - 30.01.2008.

Таким образом, из представленной ОСВ не усматривается фактов приобретения строительных материалов именно у ООО «ДВТ505» в проверяемом периоде, что свидетельствует об отсутствии реальных финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «Лайн Микс» с указанным контрагентом.

В связи с изложенным с учетом установленных налоговой проверкой обстоятельств ООО «Лайн Микс» не подтвержден факт выполнения работ по ремонту фасада по адресу: г. Владивосток, ул. Толстого, д. 37. заявленным контрагентом, а также не подтвержден факт поставки спорного товара в адрес общества.

Формальность документооборота ООО «Лайн Микс» хозяйственных отношений с ООО «ДВТ505» свидетельствует о сознательных противоправных действиях Общества, поскольку фактическое исполнение обязательств по договорам с указанной «технической» компанией невозможно в силу установленных проверкой обстоятельств.

Таким образом, камеральной налоговой проверкой установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об умышленных действиях налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, в целях уменьшения суммы налога, подлежащего уплате. Основной целью сделок между ООО «Лайн Микс» и ООО «ДВТ505» являлось получение формального права на вычет по НДС, налогоплательщик злоупотребил своим правом, предусмотренным п.1 ст.54.1 НК РФ.

В отношении утверждения общества о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, а также недопустимости возложения на налогоплательщика ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты налога в бюджет следует отметить, что в силу ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является ведущаяся на свой риск деятельность. Налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он в свою очередь претендует на право получения налоговых льгот, вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.

Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки и, во всяком случае, не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством необоснованных выплат.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о том, что спорный контрагент не выступал реальным хозяйствующим субъектом. Материалами проверки установлено, что целью включения спорного контрагента в формальный документооборот является незаконное увеличение обществом налоговых вычетов по НДС.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

По результатам проведенной выездной налоговой проверки инспекция пришла к обоснованному выводу о наличии вины в действиях ООО «Лайн Микс», направленных на неправомерное создание оснований для уменьшение облагаемой базы по НДС и неполную уплату в бюджет налогов, поскольку оформление обществом документов для получения необоснованной налоговой экономии носило формальный характер, должностные лица налогоплательщика искусственно создавали ситуацию, при которой основной целью взаимодействия общества и спорного контрагента являлось создание условий для ухода от уплаты налогов, должностные лица общества должны были и могли осознавать вредный характер последствий своих действий в виде занижения сумм налогов, подлежащих уплате.

Согласно статьям 112, 114 НК РФ при применении налоговых санкций суду или налоговому органу, рассматривающему дело, следует учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ).

В силу подпункта 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ право признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность дано налоговому органу, который должен определить каким образом оно отразилось на объективной или субъективной стороне противоправного деяния и в случае признания его таковым обязан учесть при определении размера налоговых санкций, подлежащих применению к налогоплательщику.

Налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки учтены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, а именно: введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц, граждан Российской Федерации; тяжёлое финансовое положение Общества.

В связи с чем сумма штрафных санкций по оспариваемому решению снижена инспекцией в 4 раз и составила 134 559,67 руб. (538 238,66 руб. / 4 раз).

Дополнительных оснований для снижения суммы штрафа суд не усматривает.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные статьей 109 НК РФ, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренные статьей 111 НК РФ, судом не установлены.

В случае неисполнения предусмотренной статьёй 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги налоговые органы вправе начислить и взыскать пеню, являющуюся в силу пункта 1 статьи 72 НК РФ способом обеспечения обязанности по уплате налога.

Из анализа приведённых положений и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 18 Постановления от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что пеня не является мерой ответственности за налоговые правонарушения и освобождение от налоговой ответственности не освобождает налогоплательщика от уплаты пени.

Пеня является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П, от 08.12.2017 № 39-П, другие).

Порядок исчисления пени предусмотрен статьёй 75 НК РФ, согласно пункту 1 которой определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Возражений по порядку начисления пени заявителем не представлено, судом не установлено каких-либо нарушений при исчислении пени.

При этом инспекцией при вынесении решения от 01.06.2023 № 3 «О внесении изменений в Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» обоснованно учтено, что согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Подпункт 2 пункта 3 статье 9.1 Закона о банкротстве предусматривает, что на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.

В частности, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве устанавливает, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Статья 2 Закона о банкротстве определяет, что к «обязательным платежам» относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Согласно разъяснениям пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

На лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022 включительно) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции (включая пени по обязательным платежам) начислению не подлежат.

Обеспечение стабильности экономики и поддержка бизнеса путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам в виде государственной гарантии обеспечения более выгодных условий деятельности в период действия моратория является государственной преференцией (пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции») и носит тотальный характер.

Государственные органы и их должностные лица не вправе уклониться от предоставления хозяйствующим субъектам государственных преференций.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не содержит сведений о подаче заявителем ООО «Лайн Микс» уведомления об отказе от моратория и, соответственно, от предоставленных им преференций.

Таким образом, правовые основания для взыскания пени за неуплату налогов за период с 01.04.2022 по 30.06.2022 отсутствуют, в связи с чем МИФНС обоснованно исключила данный период из начисления пени, и уменьшила размер пени на сумму, приходящуюся на период моратория.

Нарушений прав налогоплательщика при вынесении решения от 01.06.2023 №3 «О внесении изменений в Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» судом не установлено.

Порядок проведения проверки и рассмотрения её результатов судом проверен, каких-либо грубых существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов проверки, влекущих признание оспариваемого решения незаконным, судом не установлено, возможность реализации права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки и участие в их рассмотрении налоговым органом ограничена не была.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума от 08.11.2011 №15726/10, от 18.10.2012 №7564/12, в случае, если налогоплательщик реализовал право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, у судов отсутствуют основания для признания факта нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, влекущего безусловную отмену принятого налоговым органом решения.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах требование общества о признании недействительным решения №6006 от 10.10.2022 в редакции изменений, внесённых решением МИФНС от 01.06.2023 №3 о внесении изменений, удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. суд относит на заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙН МИКС" отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Н.В. Колтунова