АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г.Владивосток, ул.Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
« 10 » июля 2008г. Дело № А51–2868/2008 20-85
г.Владивосток
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В.Фирсовой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Федерального государственного унитарного предприятия «Дальневосточный арсенал» Министерства обороны РФ
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока
о признании частично недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности №12/6122 от 25.12.2007 и требования №1579 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 31.01.2008,
при участии в заседании:
от заявителя: начальник отдела труда и заработной платы Комолова А.Г., доверенность б/н от 16.06.2008,
от налогового органа: старший г/н инспектор отдела выездных проверок Лебедева Р.М., доверенность №11/48 от 24.01.2008; специалист 3 разряда юридического отдела Иванова И.А., доверенность №11/4 от 09.01.2008;
установил:
Изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалось на основании п.2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Дальневосточный арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (далее – «заявитель» или «налогоплательщик») обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району (далее – «налоговый орган», «инспекция») о признании частично недействительными решения о привлечении к налоговой ответственности №12/6122 от 25.12.2007 и требования №1579 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 31.01.2008, в части начисления: ЕСН в сумме 345 057 рублей, пени по нему в сумме 33 721 рублей, штрафных санкций за неуплату данного налога в размере 69 056 рублей; недоимки взносов на ОПС в размере 114 062 рублей, пени по ним в сумме 5 913 рублей, и штрафных санкций в сумме 22 812 рублей.
В предварительном судебном заседании 16.06.2008, заявитель, в связи с допущенной в тексте заявления опечаткой, уточнил предмет требований и просил признать недействительным решение инспекции в части доначисления ЕСН в сумме 345 272 рублей, пени в сумме 33 721 рублей, штрафа за неполную уплату ЕСН в ФСС в сумме 7 913 рублей, в ФОМС – 1754 рублей, ТФОМС – 5808 рублей; доначисления страховых взносов на ОПС в сумме 114 062 рублей, пени в сумме 5 913 рублей, и 22 812 рублей штрафа по ст.122 НК РФ. Данное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Заявитель на удовлетворении требований настаивал в полном объеме.
Налоговый орган против доводов заявителя возражал, в материалы дела представил письменные дополнения к отзыву, считает, что премии выплаченные военнослужащим за выполнение и перевыполнение производственных заданий подлежат обложению ЕСН, а также включению в налоговую базу для начисления страховых взносов на ОПС.
Исследовав материалы дела, суд установил.
ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока проведена выездная налоговая проверка деятельности ФГУП «Дальневосточный арсенал» за период с 2004 по 2006 гг., по окончании которой составлен акт от 19.11.2007 №12/5233, и принято решение от 25.12.2007 №12/6122 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Согласно решению налогового органа, предприятию в том числе, были доначислены:
- ЕСН в сумме 345 272 рублей, пени по нему в сумме 33 721 рублей, штрафные санкции за неуплату данного налога в размере 69 056 рублей;
- страховые взносы на ОПС в размере 114 062 рублей, пени по ним в сумме 5 913 рублей, и штрафных санкций в сумме 22 812 рублей.
Решение инспекции, в части указанных доначислений, мотивировано тем, что заявитель, являясь коммерческим предприятием, обязан был включить в налоговую базу по ЕСН, а также в налоговую базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - премии, выплаченные военнослужащим за выполнение и перевыполнение производственных заданий и показателей, в том числе и руководителю предприятия. Поскольку премии выплачивались за счет средств предприятия и входили в состав затрат по налогу на прибыль.
ИФНС в адрес заявителя было выставлено требование №1579 об уплате доначисленных налогов, пеней и штрафов.
Не согласившись с решением инспекции от 25.12.2007 №12/6122 в части доначисления ЕСН и страховых взносов на ОПС по указанным выше основаниям, ФГУП «Дальневосточный арсенал» МО РФ обратилось в суд.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав представленные в дело материалы, суд считает требования заявителя обоснованным и подлежащими удовлетворению, а доводы налогового органа суд отклоняет ввиду следующего.
Материалами дела установлено, что в период с 2004 по 2006 гг. на предприятии военнослужащим за счет средств заявителя производилась выплата премий, которые носили систематический и регулярный характер, и отражались в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы по администрации ФГУП «Дальневосточный арсенал».
Инспекция, учитывая изложенное, а также посчитав, что производственная деятельность военнослужащих на коммерческом предприятии, коим, по ее мнению считается ФГУП, не связана с исполнением осуществления функций по обеспечению обороны и безопасности государства, доначислила последнему ЕСН в сумме 345 272 рублей, в том числе: за 2004 год – 133442 рублей, за 2005 год – 81595 рублей, за 2006 год – 130235 рублей. Также начислила к уплате пени и санкции.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом президента РФ №1082 от 16.08.2004, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны.
В структуру Министерства обороны РФ входят службы Минобороны, органы военного управления и иные подразделения (абз.3 п.1 Положения).
Согласно уставу ФГУП «Войсковая часть 20374» Министерства обороны российской Федерации от 18.11.2000 №387, предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.
На основании Приказа Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 07.12.2002 №452 в устав ФГУП «Войсковая часть 20374» МО РФ внесены следующие изменения: на титульном листе, в пунктах 1.1., 1.2. Устава слова «Войсковая часть 20374» заменены словами «Дальневосточный арсенал» МО РФ.
Целями и предметом деятельности предприятия является: осуществление деятельности, определенной настоящим уставом, в целях производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны РФ, а также для удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли (п.2.1. Устава).
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ, настоящим Уставом, соответствующими приказами и директивами Министерства обороны РФ.
Предприятие возглавляет руководитель, назначаемый на эту должность в прядке, установленном в Министерстве обороны РФ. (п.5.1. Устава).
Статьей 84 БК РФ и Федеральными законами о бюджете на 2004, 2005, 2006 годы предусмотрено, что все расходы, связанные с обеспечением национальной обороны финансируются за счет федерального бюджета. К таким расходом относятся все расходы, связанные с содержанием военнослужащих.
Доводы инспекции о том, что деятельность военнослужащих на коммерческом предприятии не связана с осуществлением функции по обеспечению обороны и безопасности государства, суд считает необоснованными.
Из материалов дела следует, что военнослужащие на предприятии несли обязанности военной службы (на основании контрактов о прохождении военной службы) в составе федерального органа исполнительной власти, которым является Министерство обороны РФ.
На основании Приказа МО РФ №130 от 08.03.1993 руководителем ФГУП «Дальневосточный арсенал» в целях усиления материальной заинтересованности в повышении уровня боевой готовности флота, своевременном и качественном выполнении своих обязанностей, были разработаны Положения о премировании военнослужащих промышленно-производственного персонала ФГУП за основные результаты хозяйственной деятельности на 2004, 2005, 2006 годы.
Пунктом 1 статьи 236 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по уплате ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Однако, воинская служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, правоотношения сложившиеся у военнослужащих с ФГУП «ДВ арсенал» не подпадают под понятие трудовых или гражданско-правовых отношений. Такие правоотношения регулируются правовыми нормами, установленными Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об обороне».
Статья 37 Закона о воинской обязанности и военной службе, определяет случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, в частности: исполнение должностных обязанностей; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 245 НК РФ, от уплаты ЕСН освобожден федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в части сумм довольствия и иных выплат, связанных с исполнением обязанностей военной службы.
Из приведенной нормы следует, что указанная льгота распространяется на военнослужащих и сотрудников данных органов.
Таким образом, ФГУП «Дальневосточный арсенал», являясь структурным подразделением МО РФ, в составе которого проходили службу военнослужащие, в проверяемый период было освобождено от уплаты единого социального налога с сумм премий, выплаченных военнослужащим, указанным в пункте 2 ст.245 НК РФ.
Более того, единый социальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком подлежит распределению по следующим уровням бюджета: федеральный бюджет, ФСС, ФОМС, ТФОМС, тогда как военнослужащие не являются лицами, страхование и пенсионное обеспечение которых производится за счет средств, зачисляемых при распределении ЕСН в вышеуказанные уровни бюджета.
Также, ИФНС по результатам выездной проверки ФГУП «Дальневосточный арсенал» были доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 114 062 рублей, пени в сумме 5 913 рублей, и 22 812 рублей штрафа по ст.122 НК РФ.
В соответствии с п.2 статьи 10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 НК РФ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ, военнослужащие не относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 12.02.93 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий лицам, на которых распространяется действие названного Закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, военнослужащиев связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы, обеспечиваются пенсиями за счет государственных бюджетных средств, а не за счет средств внебюджетного Пенсионного фонда РФ.
Эти категории служащих не подлежат персонифицированному учету в системе обязательного пенсионного страхования. Соответственно, на выплаты указанным служащим в части сумм денежного довольствия, и иные выплаты страховые взносы в ПФР начисляться не должны.
Учитывая изложенное, суд признает, что принятое инспекцией решение №12/ 6122 от 25.12.2007 в части доначисления ЕСН в сумме 345 272 рублей, пени в сумме 33 721 рублей, штрафа за неполную уплату ЕСН в ФСС в сумме 7 913 рублей, в ФОМС – 1754 рублей, ТФОМС – 5808 рублей; доначисления страховых взносов на ОПС в сумме 114 062 рублей, пени в сумме 5 913 рублей, и 22 812 рублей штрафа по ст.122 НК РФ, является незаконным и необоснованным.
При обращении Предприятия в Арбитражный суд Заявитель также просил признать недействительным Требование № 1579 об уплате налога , сбора, пени и штрафа по состоянию на 31.01.2008 года, которым налогоплательщику предлагалось уплатить доначисленные по оспариваемому Решению ЕСН и ОПС в срок до 10.02.2008 .
Суд , учитывая , что данным требованием Налогоплательщику предлагалось уплатить оспариваемые налоги, а при рассмотрении настоящего спора было установлено , что ЕСН в сумме 345 272 рублей, пени в сумме 33 721 рублей, штрафа за неполную уплату ЕСН в ФСС в сумме 7 913 рублей, в ФОМС – 1754 рублей, ТФОМС – 5808 рублей; доначисления страховых взносов на ОПС в сумме 114 062 рублей, пени в сумме 5 913 рублей, и 22 812 рублей штрафа по ст.122 НК РФ, НДС в сумме 1475413 руб. доначислены неправомерно , следовательно и требование № 1579 должно быть признано недействительным в части предложения уплатить указанные выше суммы.
Расходы ФГУП «Дальневосточный арсенал» по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. относятся на налоговый орган.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 201 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Удовлетворить требование ФГУП «Дальневосточный арсенал» МО РФ.
Признать решение ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока №12/6122 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25 декабря 2007 года недействительным по пункту 1 в части привлечения ФГУП «Дальневосточный арсенал» МО РФ к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН в сумме 69056 рублей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 22812 рублей; по пункту 2 в части начисления пени за неполную уплату ЕСН в сумме 33721 рублей и 5913 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; по пункту 3 в части предложения уплатить недоимку по ЕСН в сумме 345272 рублей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 114062 рублей, а также Требование № 1579 об уплате налога , сбора, пени и штрафа по состоянию на 31.01.2008 года в вышеуказанных суммах, как не соответствующие Налоговому Кодексу РФ.
Взыскать с ИФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока в пользу ФГУП «Дальневосточный арсенал» МО РФ государственную пошлину, уплаченную в федеральный бюджет в сумме 4000 ( четыре тысячи) рублей по платежному поручению № 87 от 19.03.2008 года через Банк России Экипажное.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Н.Куприянова