АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11784/2021
14 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пелевиной В.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Кедр Плюс» (ИНН 2505014714, ОГРН 1162505050289, дата регистрации 12.10.2016)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339, дата регистрации 01.01.2020)
об оспаривании ответа от 27.04.2021 № 38/2951, об обязании ответчика принять решение об увеличении сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины на пять месяцев по договору купли-продажи лесных насаждений,
при участии в судебном заседании: от заявителя - Ляпустин А.Е., доверенность от 01.08.2021,.
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Кедр Плюс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ответа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 27.04.2021 № 38/2951, об обязании ответчика принять решение об увеличении сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины на пять месяцев по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.02.2021 № 7-АУК на срок 5 месяцев.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем своего представителя не направил, что в силу части 5 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившегося лица по имеющимся в деле доказательствам.
Поддерживая заявленные требования, общество указало, что с оспариваемым отказом не согласно, полагает, что Министерство в нарушение пункта 11 Правил № 993 не дало правовой оценки представленной Обществом справки. Кроме того, при проведении аукциона Общество рассчитывало на своевременное заключение договора и возможность заготовки древесины в благоприятный период - зимнее время. Однако несвоевременным заключением договора и передачи лесных насаждений Министерство создало Обществу дополнительные ограничения.
Министерство полагает, что решение об отказе обществу в увеличении сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины на пять месяцев по договору купли-продажи лесных насаждений принято обоснованно, при наличии законных к тому оснований, поскольку в представленных обществом справках указано только количество осадков, при этом к неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям отнесены осадки только в январе 2021 года, т.е. до заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
При рассмотрении дела суд установил, что 17.02.2021 по результатам открытого аукциона на основании от 30.12.2020 Протокола № 2 между Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и обществом с ограниченной ответственностью «Кедр Плюс» был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 7-АУК.
Пунктом 23 указанного договора срок его действия установлен с 17.02.2021 по 18.04.2021.
29.03.2021 Обществом в адрес Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края направлен запрос о продлении срока заготовки и вывоза древесины по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.02.2021 № 7-АУК на территории Покровского участкового лесничества. К заявлению была приобщена справка о метеоусловиях.
Ответом от 27.04.2021 № 38/2951 Министерство отказало в продлении срока заготовки и вывозки древесины, по мотиву отсутствия в представленной копии справки сведений о неблагоприятных погодных условиях на территории района, где проводилась заготовка древесины обществом по указанному договору купли-продажи лесных насаждений.
Посчитав данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд находит заявление общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно статье 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1).
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено Кодексом (часть 8).
Частью 4 статьей 29.1 ЛК РФ установлено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Частью 1 статьи 75 ЛК РФ установлено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с Кодексом (часть 2). К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3). В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины (часть 4).
В соответствии со статьей 77 ЛК РФ за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона (часть 1).
При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам торгов на право заключения такого договора изменение условий торгов на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается (часть 2).
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (часть 3).
Типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Частью 1 статьи 77.1 ЛК РФ предусматривается, что изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу части 2 указанной статьи изменение условий договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора купли-продажи лесных насаждений исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Из материалов дела усматривается, что 17.02.2021 между Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Кедр Плюс» (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 7-АУК.
Данный договор заключен в отношении лесных насаждений, местоположением которых является Приморский край, Анучинский муниципальный район, Арсеньевское лесничество, Покровское участковое лесничество, квартал 17 выдел 29 (площадь 26,2 га).
Срок действия договора установлен с 17.02.2021 по 18.04.2021 (пункт 23 раздела VII договора).
Отказывая заявителю письмом от 27.04.2021 № 38/2951 в удовлетворении заявления от 29.03.2021 в изменении сроков заготовки и вывоза древесины по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.02.2021, Министерство сослалось на отсутствие в представленной копии справки сведений о неблагоприятных погодных условиях на территории района, где проводилась заготовка древесины ООО «Кедр Плюс».
В силу статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в Кодексе, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
В понимании части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 993 рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Таким образом, положениями Правил № 993 прямо предусмотрена возможность увеличения срока рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины в случае невозможности своевременного исполнения данных требований по причине неблагоприятных погодных условий.
Согласно представленной в материалы дела справке ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за период с 17.02.2021 по 18.04.2021 двадцать восемь дней скорость ветра составляла опасные значения, запрещающие выполнение лесохозяйственных работ, 14 дней выпадали осадки.
Таким образом, указанной справкой общество подтвердило наличие неблагоприятных погодных условий, которые привели к невозможности своевременного исполнения обязательства по заготовке древесины в течение срока действия договора.
Доказательств обратного Министерством в материалы дела не представлено.
Поскольку статьей 77.1 ЛК РФ и пунктом 11 Правил № 993 прямо предусмотрена возможность увеличения сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, Общество вправе было рассчитывать на продление срока действия договора от 17.02.2021 и получение мотивированного ответа Министерства о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления от 29.03.2021.
При этом материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что оплата за лесные насаждения по договору от 17.02.2021 № 7-АУК внесена обществом в полном объеме в общей сумме 15 170 785,57 руб., что подтверждается копиями платежных поручений от 26.01.2021 № 37, от 29.01.2021 № 47.
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края не соответствует Правилам № 993 и нарушает права и законные интересы общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 27.04.2021 № 38/2951 об отказе в продлении срока заготовки и вывозки древесины, подлежит удовлетворению.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием. Такое требование рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. При этом суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.
В этой связи в целях устранения нарушения прав и интересов общества в осуществлении экономической деятельности по заготовке древесины суд полагает необходимым и достаточным обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края принять решение об увеличении сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины на пять месяцев по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.02.2021 № 7-АУК на срок 5 месяцев.
Понесенные заявителем судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ взыскиваются в его пользу с Министерства.
Государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным ответ Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 27.04.2021 № 38/2951 об отказе в продлении срока заготовки и вывозки древесины.
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края принять решение об увеличении сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины на пять месяцев по договору купли-продажи лесных насаждений от 17.02.2021 № 7-АУК на срок 5 месяцев.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Кедр Плюс» 3000 руб. (Три тысячи рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Кедр Плюс» из федерального бюджета 3000 руб. (Три тысячи рублей) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.07.2021 № 462 на общую сумму 6000 руб., находящемуся в материалах дела.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.