АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-5028/2020
08 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лищук Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КГК ДВ"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании незаконными и отмене постановлений от 18.02.2020 №№ 25362002904038600004, 25362003000056200004, 25362003000075600004, 25362002904207500004, 25362002904169500004, 25362003000130100004, 25362002903592400004, 25362002904304800004, 25362003000101600004, 25362002904403100004, 25362003000099800004 о назначении административного наказания,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю о признании незаконными решений от 02.03.2020 №13-09/08266@, №13-09/08262@, №1309/08267@, №13-09/08313@, №13-09/08316@, №13-09/08428@, № 13-09/08275@, №13-09/08415@, №13-09/08380@, №13-09/08315@, №13-09/08274@,
при участии в заседании (до и после перерыва):
от общества - не явились, извещены;
от ИФНС - Хмеловец О.А., служебное удостоверение, по доверенности, диплом;
от УФНС – Берецки К.В., служебное удостоверение, по доверенности, диплом
установил:
общество с ограниченной ответственностью «КГК ДВ» (далее – заявитель, общество, ООО "КГК ДВ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 18.02.2020 №№ 25362002904038600004, 25362003000056200004, 25362003000075600004, 25362002904207500004, 25362002904169500004, 25362003000130100004, 25362002903592400004, 25362002904304800004, 25362003000101600004, 25362002904403100004, 25362003000099800004 о назначении административного наказания;к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю о признании незаконными решений от 02.03.2020 №13-09/08266@, №13-09/08262@, №1309/08267@, №13-09/08313@, №13-09/08316@, №13-09/08428@, № 13-09/08275@, №13-09/08415@, №13-09/08380@, №13-09/08315@, №13-09/08274@.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя на основании имеющихся в деле документов.
Как следует из заявления общества - Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И не устанавливает обязательный перечень документов, прилагаемых к Справке о подтверждающих документах, которые могут и должны являться подтверждающими. В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ в качестве подтверждающих могут быть приняты любые документы, используемые резидентами в их хозяйственной деятельности. Считает вывод инспекции о том, что Приложение № 2 является документом, подтверждающим факт оказания услуги, несостоятельным.
По мнению общества, именно инвойс, а не Приложение № 2, содержит один из обязательных реквизитов первичного учетного документа, установленных п.4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». У банка, как агента валютного контроля, отсутствовали основания требовать иные документы, а у организации - обязанности по их предоставлению, кроме фактически представленных инвойсов в качестве подтверждающих документов.
Выражает несогласие с доводом инспекции о применении к рассматриваемому договору положений - Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах возмездного оказания услуг и подряда, поскольку по своей правовой природе рассматриваемый договор является лицензионным договором о передаче в пользование исключительного права на программу для ЭВМ, конструкция которого не предусматривает ежемесячного предоставления акта приема-передачи.
Общество в своей практической финансово-хозяйственной деятельности и порядка отражения и подтверждения расходов для целей налогообложения рассматривает инвойс в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуги (в качестве акта выполненных работ), а данные Приложения № 2 - в качестве документа, подтверждающего размер понесенных расходов для целей налогообложения.
В дополнительных пояснениях, представленных в судебном заседании от 28.07.2020, заявитель указал, что Приложение №2 не является первичным учетным документом, а также сослался на наличие заключенного между ООО «КГК ДВ» и Галатея ЛТД дополнительного соглашения №1 от 15.01.2018, которое корректирует допущенные ошибки в переводе и определяет порядок использования Приложения №2 исключительно в электронной форме.
Представитель инспекции требования общества не признаёт по основаниям, изложенным в отзыве, указывая, что обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч.6 (по девяти постановлениям - нарушение ООО "КГК ДВ" порядка представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов) и ч.6.4 (по двум постановлениям - повторное совершение указанного правонарушения) ст.15.25 КоАП РФ, ввиду нарушения положений главы 8 Инструкции №181-И. Указал, что акты приема-передачи (Приложение №2) направлялись в банк УК в виде отдельного сообщения; обществом не представлены надлежаще оформленные документы, подтверждающие факт оказания услуг по договору.
В дополнительных пояснениях от 01.10.2020 налоговый орган указал, что форма Приложения № 2 является учетным документом, и обязательна для представления в банк. К представленному в судебном заседании дополнительному соглашению №1 от 15.01.2018 г. инспекция относится критично, в связи с непредставлением его в ходе проверки, а также в банк.
В связи с тем, что состав правонарушения в виде непредставления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов, выделен в ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, а не исключен из Кодекса об административных правонарушениях, считает возможным переквалифицировать ответственность, установленную ч. 6 (6.4) ст. 15.25 КоАП на ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Представитель управления представил отзыв на заявление, согласно которому требования заявителя также не признает, считает, что материалами проверки подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 6 и 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ. Ссылается на несоблюдение обществом ч.2 ст.24 Закона №173-ФЗ, п.8.1.3 Инструкции №181-И.
Из материалов дела судом установлено, что на основании поручения от 15.01.2020 №253620200005002 проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства ООО «КГК ДВ», в частности, соблюдения порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям по договору от 01.10.2017 №005 (далее - Договор), заключенному с «Галатея Лтд» за период с 01.10.2018 по 15.01.2020.
В рамках проверки в адрес ООО "КГК ДВ" направлен запрос от 15.01.2020 № 253620200005003 о представлении ведомости банковского контроля от 30.10.2017 № 17100044/2272/0019/4/1 и всех документов по контракту от 01.10.2017 № 005 за период с 01.08.2019 по 15.01.2020 года. Ранее на запрос инспекции от 08.08.2019 № 253620190055003 были предоставлены документы за период с 01.10.2017 по 01.08.2019 года.
01.10.2017 между ООО «КГК ДВ» (Лицензиат) и «Галатея Лтд»
(Лицензиар) заключен Договор на предоставление лицензии на программное обеспечение «Gal3D».
ООО «КГК-ДВ» 26.01.2017 в уполномоченном банке «Московский филиал ПАО РОСБАНК» по Договору обществом оформлен паспорт сделки №17100044/2272/0019/4/1.
Согласно ведомости банковского контроля от 30.10.2017 №17100044/2272/0019/4/1 (раздел II «Сведения о платежах»)
-счет от 26.09.2018 № GE1801098 за оказание услуг по Договору за июнь 2018 года на сумму 28 655,44 долларов США, от 27.09.2018 № GE1801100 за оказание услуг по Договору за август 2018 года на сумму 25 188,92 долларов США оплачены ООО «КГК-ДВ» 04.10.2018 в полном объеме (Постановление № 25362002903592400004). Обществом представлены справки о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающих документов счетов в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 03.10.2018;
-счета от 14.01.2019 №№ GE1801206, GE1801207, за оказание услуг по Договору за июль, апрель 2018 года на сумму 45 897,59 и 15 206,46 долларов США соответственно, от 21.01.2019 № GE1900071 за оказание услуг по Договору за декабрь 2018 года на сумму 53 670,13 долларов США оплачены ООО «КГК-ДВ» 16.01.2019 и 22.01.2019 в полном объеме (Постановление № 25362002904038600004). Обществом представлены справки о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающих документов счетов в Московский филиал ПАО РОСБАНК №№ GE1801206, GE1801207-16.01.2019 и № GE1900071 - 22.01.2019;
-счета от 03.02.2019 №№ GE1900113, GE1900114, GE1900115 за оказание услуг по Договору за сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года на сумму 34 903,42 и 33 888,80 и 23 421,51 долларов США соответственно, от 24.02.2019 GE1900177 за оказание услуг по Договору за январь 2019 года на сумму 17 455,89 долларов США, оплачены ООО «КГК-ДВ» три счета(ОЕ1900113, GE1900114, GE1900115) 04.02.2019 и 24.02.2019 (GE1900177) в полном объеме (Постановление № 25362002904207500004). Обществом представлены справки о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающих документов счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК №№ GE1900113, GE1900114, GE1900115- 04.02.2019 и № GE1900177 -26.02.2019;
-счет от 14.04.2019 № GE1900359 за оказание услуг по Договору за март 2019 года на сумму 36 291,42 долларов США, оплачен ООО «КГК-ДВ» 25.04.2019 в полном объеме (Постановление № 25362002904169500004). Обществом представлена справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающего документа счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 11.05.2019;
-счет от 15.0.2019 № GE1900471 за оказание услуг по Договору за апрель 2019 года на сумму 29 710,68 долларов США, оплачен ООО «КГК-ДВ» 28.05.2019 в полном объеме (Постановление № 25362002904304800004). Обществом представлена справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающего документа счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 28.05.2019;
-счет от 11.06.2019 № GE1900541 за оказание услуг по Договору за май 2019 года на сумму 18 579,04 долларов США, оплачен ООО «КГК-ДВ» 17.06.2019 в полном объеме (Постановление № 25362002904403100004). Обществом представлена справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающего документа счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 18.06.2019;
-счет от 28.07.2019 № GE1900731 за оказание услуг по Договору за июнь 2019 года на сумму 22 218,46 долларов США оплачен ООО «КГК-ДВ» 16.08.2019 в полном объеме (Постановление № 25362003000056200004). Обществом представлена справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающего документа счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 16.08.2019;
-счет от 12.08.2019 № GE1900778 за оказание услуг по Договору за июль 2019 года на сумму 20 456,02 долларов США, оплачен ООО «КГК-ДВ» 16.08.2019 в полном объеме (Постановление № 25362003000099800004). Обществом представлена справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающего документа счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 16.08.2019;
-счет от 12.09.2019 № GE1900877 за оказание услуг по Договору за август 2019 года на сумму 14 289,17 долларов США оплачен ООО «КГК-ДВ» 26.09.2019 в полном объеме (Постановление № 25362003000075600004). Обществом представлена справка о подтверждающих документах по паспорту сделки №17100044/2272/0019/4/1 с приложением в качестве подтверждающего документа счета в Московский филиал ПАО РОСБАНК - 26.09.2019.
В соответствии с п.1 Договора лицензиату предоставляется лицензия на использование одного экземпляра программного обеспечения.
Согласно п.3 Договора лицензиат оплачивает ежемесячно лицензионную плату в отношении использования программного обеспечения Gal3D не позднее тридцатого дня после окончания соответствующего календарного месяца в течение всего срока предоставления лицензии в суммах, определенных в соответствии с Приложением №1 к Договору. Лицензиат производит платежи за использование программного обеспечения по счетам, выставляемых Лицензиаром.
Счета, выставляемые Лицензиаром, формируются в соответствии с Приложением №1 к Договору. Количество алмазного сырья, обработанного Лицензиатом в соответствии с условиями Договора, контролируется Лицензиаром в автоматическом режиме путем направления информации Лицензиару в режиме On-Line по интернет-соединению.
Информация направляется по форме, согласованной Сторонами в Приложении №2 к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора, подписывается сторонами, направляется в электронном виде и имеет силу оригинала (далее - Приложение №2).
Договор действует до 31.12.2027 года.
Из содержания договора следует, что факт его исполнения подтверждается как счетом, предъявленным для оплаты, так и документом, к которому данный счет выставлен, подтверждающим факт оказания услуги по Договору, - Приложением №2, ежемесячно подписываемым сторонами за период срока оказания услуги.
Таким образом, налоговый орган посчитал, что во исполнение требований валютного законодательства обществу следовало предоставить надлежащим образом оформленные подтверждающие документы по форме Приложения №2 к счетам от 26.09.2018 № GE1801098, 14.01.2019 №№ GE1801206, GE1801207, 21.01.2019 № GE1900071, 03.02.2019 №№ GE1900113, GE1900114, GE1900115, 24.02.2019 GE1900177, 14.04.2019 №, 15.0.2019 № GE1900471, 11.06.2019 № GE1900541, 28.07.2019 № GE1900731, 12.08.2019 №GE1900778, 12.09.2019 № GE1900877.
Инспекцией после получения документов по запросу от 15.01.2020 № 253620200005003 было установлено, что в нарушение положений главы 8 Инструкции № 181-И акты приема-передачи (Приложение № 2) направлялись в банк УК в виде отдельного сообщения. Новая справка о подтверждающих документах, содержащая скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в банк не представлена, что подтверждается разделом III «Сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля от 30.10.2017 № 17100044/2272/0019/4/1.
Инспекцией установлено нарушение ООО "КГК ДВ" порядка представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, а также повторное совершение указанного правонарушения.
По результатам проверки имеющихся у инспекции документов, полученных по запросам от 08.08.2019 № 253620190055003 и от 15.01.2020 № 253620200005003, выявлено 9 случаев нарушения положений главы 8 Инструкции № 181-И в части представления в банк УК подтверждающих документов, о чем составлен акт проверки от 10.02.2020 №253620200005006.
По данному факту административным органом 10.02.2020 в отношении заявителя составлены протоколы об административном правонарушении.
В отношении ООО «КГК ДВ» 18.02.2020 было вынесено девять Постановлений о назначении административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в результате несоблюдения требований, установленных ч.2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, п. 8.1.3 Инструкции № 181-И, а именно: постановления от 18.02.2020 №№25362002904038600004, 25362003000056200004, 25362002904207500004,25362002904207500004, 25362002904169500004, 25362002903592400004, 25362002904304800004, 25362002904403100004, 25362003000099800004. Два постановления о назначении административного наказания от 18.02.2020 № 25362003000130100004, 25362003000101600004 вынесены в отношении ООО «КГК ДВ» по ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ было учтено как отягчающее обстоятельство и, соответственно, во всех постановлениях применено максимальное наказание.
Не согласившись с правомерностью постановлений, заявителем была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 02.03.2020 №13-09/08266@, №13-09/08262@, №1309/08267@, №13-09/08313@, №13-09/08316@, №13-09/08428@, № 13-09/08275@, №13-09/08415@, №13-09/08380@, №13-09/08315@, №13-09/08274@ жалоба ООО «КГК ДВ» от 18.02.2020 №59 удовлетворена в части назначения максимального размера штрафа, постановления от 18.02.2020 о назначении административного наказания в части суммы штрафа изменены.
Не согласившись с указанными постановлениями налогового органа и решениями УФНС по Приморскому краю, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность оспариваемых постановлений и решений в полном объеме, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) устанавливала административную ответственность, в том числе за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, подтверждающие совершение валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпункт 9 пункта 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).
Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И). Действие Инструкции № 138-И распространяется на договоры (контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее - договоры), в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 пункта 5 Инструкции № 138-И, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пп. 5.1, 5.1.3 Инструкции № 138-И).
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ).
С 01.03.2018 действует Инструкция от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция №181-И). Действие Инструкции № 181-И распространяется на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункты 4.1, 4.1.3 Инструкции № 181-И).
Главой 8 Инструкции № 181-И установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), в отношении которых настоящей Инструкцией установлено требование об их постановке на учет.
Пунктом 8.1 Инструкции № 181-И установлено, что при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы).
Согласно п. 8.1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в уполномоченный банк представляются: акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
В соответствии с п.8.2 Инструкции №181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 Инструкции №181-И. В случае если информация об исполнении обязательств, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору) содержится в нескольких подтверждающих документах, то срок представления справки о подтверждающих документах, заполненной на основании всех таких документов, установленный настоящим подпунктом, отсчитывается от наиболее поздней по сроку даты оформления соответствующего подтверждающего документа.
Как следует из Методических рекомендаций Банка России от 12.09.2018 №22-МР по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам (далее - Рекомендации), в ряде случаев, в частности при экспорте услуг в сфере информационных технологий, исходя из условий заключаемых в этой сфере контрактов, правил бухгалтерского учета и обычаев, такие типовые документы, подтверждающие факт оказания резидентом нерезиденту услуги, например, как акт об оказанных услугах, акт сдачи-приемки и т.п., не оформляются. В указанном случае документом, подтверждающим факт оказания услуг для целей валютного контроля, может являться счет (например, инвойс, счет-оферта и т.п.).
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами, которые должны содержаться в первичных и учетных документах, относятся: наименование документа (акт выполненных работ); дата составления; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни (сведения о видах и объеме выполненных подрядчиком работ); величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни (сведения о цене работ); должности и личные подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, с указанием фамилий и инициалов.
Пунктом 8.7 Инструкции № 181-И установлено, что при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (за исключением сведений о банке УК или резиденте), резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после указанной в пункте 8.3 настоящей Инструкции даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, с учетом срока, указанного в абзаце втором подпункта 8.2.2 пункта 8.2 настоящей Инструкции, должен представить в банк УК новую справку о подтверждающих документах, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
Несоблюдение обществом ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-Ф3), п.8.1.3 Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», выразившееся в непредставлении заявителем надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего исполнение обязательства по Договору, образует состав правонарушения, предусмотренного ч.6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 25 Закона № 173-Ф3 резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Во исполнение требований валютного законодательства обществу следовало предоставить надлежащим образом оформленные подтверждающие документы по форме Приложения №2 к соответствующим счетам. Однако в нарушение пункта 8.1.3 Инструкции №181-И обществом не представлены надлежаще оформленные документы, подтверждающие факт оказания услуг по Договору.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела и заявителем документально не опровергнуты.
Таким образом, суд поддерживает вывод административного органа о том, что в действиях общества имеются все признаки оконченного состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), поскольку последним нарушен установленный порядок предоставления форм учёта и отчётности по валютным операциям.
Доводы общества о том, что Инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И не устанавливает обязательный перечень документов, прилагаемых к Справке о подтверждающих документах, которые могут и должны являться подтверждающими и что именно инвойс, а не Приложение № 2, содержит один из обязательных реквизитов первичного учетного документа, судом не принимаются как противоречащие пункту 8.1.3 Инструкции №181-И.
В рассматриваемом случае форма Приложения №2 по своей сути является учётным документом и обязательна для предоставления в банк и обществу совместно с инвойсами следовало представить согласованное сторонами Приложение №2.
Ссылки заявителя на наличие заключенного между ООО «КГК ДВ» и Галатея ЛТД дополнительного соглашения №1 от 15.01.2018, которое корректирует допущенные ошибки в переводе и определяет порядок использования Приложения №2 исключительно в электронной форме, судом не принимается, поскольку представлено оно было только в судебном заседании, в банк, а также в ходе проверки данное дополнительное соглашение обществом не предоставлялось, при этом каких-либо уважительных причин обществом не приведено.
По мнению суда, согласно положениям пункта 1.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И к подтверждающим документам и информации относятся указанные в части 4 статьи 23 Закона №173-ФЗ и частях 1.1, 1.2 статьи 19 Закона №173-ФЗ документы и информация, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним (пункт 9 части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). Заявитель данным дополнительным соглашением изменяет порядок оформления подтверждающих документов, что является обязательным условием для его представления в банк.
Помимо нарушения ООО "КГК ДВ" порядка представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, инспекцией также установлено повторное совершение указанного правонарушения, в связи с чем 18.02.2020 в отношении ООО «КГК ДВ» по ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ инспекцией вынесены постановления о назначении административного наказания № 25362003000130100004, №25362003000101600004.
Так, в редакции ч.6.4 ст.15.25 КоАП РФ, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.04.2009 № 486-0-0, ответственность за нарушение административного законодательства применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют то лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника (подчиненного) юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.
Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников (подчиненных) также является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Заявитель, вступая в валютные правоотношения при заключении и исполнении внешнеторговых контрактов, как работодатель обязан правильно организовать труд своих работников, а поэтому несет ответственность в случае несоблюдения своими работниками норм действующего законодательства, в том числе в области валютного законодательства, поскольку юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по выполнению правил, регулирующих порядок предоставления форм учёта и отчётности по валютным операциям, а также исключительности случая, не позволившего заявителю выполнить данные правила, в материалы дела заявителем не представлены.
С учетом изложенного суд считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в спорный период).
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
При рассмотрении дела судом не установлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенного правонарушения малозначительным.
Малозначительность правонарушения может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Судом по материалам дела не установлено наличие исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обществом своих обязанностей, установленных действующим законодательством в области валютного регулирования.
Совершенное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики в сфере экономической безопасности государства, на установленный и охраняемый государством порядок в указанной сфере, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публичных обязанностей.
Учитывая изложенное, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождение общества от административной ответственности не оправдает установленной законом цели административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ).
Оснований для замены штрафа предупреждением в порядке статей 4.1.1, 3.4 КоАП РФ не имеется в связи с отсутствием всей совокупности условий для такой замены (в части совершения правонарушения впервые, в части отсутствия угрозы экономической безопасности государства).
Оснований для снижения судом назначенного обществу штрафа ниже низшего предела суд также не находит.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановления инспекции от 18.02.2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 и частью 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), являются законными и обоснованными.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора суд не может не учитывать следующее.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Судом установлено, что оспариваемые постановления обществом не исполнены.
Федеральным законом № 218-ФЗ от 20.07.2020 внесены изменения в статью 15.25 КоАП РФ, в частности, изменена диспозиция частей 6, 6.1 – 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в части исключения ответственности за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации по валютным операциям, правил оформления паспортов сделок и за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Как следует из норм статьи 15.25 КоАП РФ, положения частей 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Закона № 218-ФЗ предусматривают ответственность только за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Введена новая часть 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой ответственность наступает, если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в уполномоченный банк по истечении 90 дней после окончания установленного срока их представления.
Федеральный закон № 218-ФЗ от 20.07.2020 вступил в силу с 31.07.2020.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» (далее по тексту – «Постановление ВАС РФ № 37») в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления ВАС РФ № 37 судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановления от о назначении обществу с ограниченной ответственностью "КГК ДВ" административного наказания по части 6, части 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ, подлежат признанию не подлежащими исполнению.
Доводы инспекции о возможности переквалификации действий общества на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства - на ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, судом отклоняются, поскольку на момент совершения правонарушения и на момент привлечения к административной ответственности, указанная норма отсутствовала в КоАП РФ.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по заявлению не рассматривается, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «КГК ДВ» отказать.
Признать постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостокаот 18.02.2020 №№25362002904038600004, 25362003000056200004, 25362003000075600004, 25362002904207500004, 25362002904169500004, 25362003000130100004, 25362002903592400004, 25362002904304800004, 25362003000101600004, 25362002904403100004, 25362003000099800004о назначении обществу с ограниченной ответственностью "КГК ДВ" административного наказания по части 6, части 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ не подлежащими исполнению.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Андросова Е.И.