АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12934/2012
09 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 09 октября 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гориченко М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску КГУП «Примтеплоэнерго» (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970, дата гос.регистрации: 02.11.2002)
к Приморскому краю в лице Администрации Приморского края (ИНН2540037030, ОГРН1022502275168, дата гос.регистрации: 30.12.2002)
3-е лицо: Департамент социальной защиты населения Приморского края
о взыскании 103 311 руб. (71 334 руб. 36 коп.),
при участии
от истца: до перерыва - юрисконсульт Колосов В.В., доверенность от 30.12.2011 № 135/12 с частичн.спец.полн., пост.,
от ответчика: до перерыва - главный специалист-эксперт Горбенко И.В., доверенность от 3.04.2012 № 11-25/1461 с частичн.спец.полн., пост.,
от 3-его лица: до перерыва - главный специалист-эксперт Горбенко И.В., доверенность от 25.09.2012 № 03-07/8491 с частичн.спец.полн., пост.,
установил:
КГУП «Примтеплоэнерго» обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика за счет казны Приморского края денежные средства в сумме 103 311 руб. убытков.
В ходе рассмотрения спора истец уменьшил сумму исковых требований до 71 334 руб. 36 коп. Ходатайство истца об уменьшении исковых требований судом удовлетворено.
Судом в судебном заседании 1.10.2012 для уточнения истцом позиции по возражениям 3-его лица объявлен перерыв в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 3.10.2012 до 17 часов 00 минут, по окончании которого судебное заседание продолжено.
От ответчика и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, которые судом удовлетворены.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что начисление субсидии, исходя из площади жилого помещения, является неправомерным.
Департамент социальной защиты населения Приморского края иск не признал, сослался на неподтверждение истцом суммы исковых требований в размере 7 938 руб. 62 коп., отсутствием оснований для начисления льготы на общую площадь жилья.
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично за счет средств казны субъекта Российской Федерации в связи со следующим.
Между администрацией Приморского края (администрация) и КГУП «Примтеплоэнерго» (исполнитель) 20.02.2006 заключен договор № 3-ПТЭ о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг за счет средств краевого бюджета. В соответствии с п.п.2.2.1., 2.2.2. договора, администрация обязалась возмещать исполнителю за счет средств краевого бюджета расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки ветеранам труда в пределах сумм, выделенных на эти цели из краевого бюджета на текущий месяц. Срок действия договора определен сторонами с 1.01.2006 по 31.12.2006 с условием пролонгации (п.6.1.договора).
КГУП «Примтеплоэнерго» с октября 2006 по январь 2008 оказывало услуги по энергоснабжению (отоплению) гражданам, проживающим на территории городского округа Спасск-Дальний Приморского края, и предоставляло льготу по оплате указанных услуг ветеранам труда в размере 50% стоимости услуг в пределах социальной нормы жилья.
Решениями мировых судей судебных участков г.Спасска-Дальнего по искам прокурора г.Спасска-Дальнего, а также ветеранов труда от 14.10.2009, 17.03.2010, 18.03.2010, от 25.03.2010, от 29.03.2010, от 30.03.2010, 4.04.2010, 5.04.2010, 15.04.2010, 19.04.2010, 26.04.2010, 27.04.2010, 28.04.2010, 29.04.2010, 30.04.2010, 11.05.2010, 14.05.2010, 17.05.2010, 18.05.2010, 19.05.2010, 21.05.2010, 27.05.2010, 10.06.2010, 29.06.2010, 6.09.2010, 7.09.2010, 09.09.2010, с КГУП «Примтеплоэнерго» в пользу ветеранов труда, проживающих в г.Спасск-Дальний, взысканы излишне оплаченные суммы за услуги теплоснабжения за период с октябрь 2006 по январь 2008 путем производства перерасчета в счет будущих платежей.
Как следует из указанных решений, представленных истцом в материалы дела, имеющих преюдициальное значение в силу положений ч.3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 50% скидка на тепловую энергию должна была предоставляться ветеранам труда теплоснабжающими организациями за всю общую площадь в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления, без учета социальной нормы площади жилья.
Постановлениями УФССП России по Приморскому краю о возбуждении исполнительного производства, счетами и квитанциями за январь 2010, март 2010, постановлениями судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, другими материалами дела подтверждается проведение истцом перерасчетов за период с октября 2006 по январь 2008 на основании решений мировых судей. В связи с тем, что понесенные в спорный период КГУП «Примтеплоэнерго» расходы по перерасчету не были ему возмещены, истец обратился с иском в суд о взыскании 103 311 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статей 11(часть 3), 72 (часть 1), 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации следует, что Федеральное собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Федерального закона РФ от 4.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», действующим с 1.01.2005, указанный закон дополнен статьей 26.3, предусматривающей, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектаРоссийской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пунктом 2 ст. 26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В силу положений абзаца 2 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ от 04.07.2003 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), с 1 января 2005 года положения федеральных законов, других нормативных правовых актов в Российской Федерации по вопросам, указанным в пункте 17 статьи 1 настоящего Федерального закона (в части дополнения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пунктом 2 статьи 26.3), которыми определяются объем и порядок финансирования осуществления соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по указанным вопросам не установлено иное.
Согласно положений ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 10 указанного закона, меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 ч.1 ст. 13 и ч.1 ст. 14 Закона Приморского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» от 2.08.2005 № 271-КЗ, расходные обязательства Приморского края, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов Приморского края, а также заключения Приморским краем или от имени Приморского края договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти Приморского края полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливаются органами государственной власти Приморского края самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита краевого бюджета.
В силу положений ст. 4 Закона Приморского края «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» от 29.12.2004 № 206-КЗ, лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ без доставки, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда устанавливаются губернатором Приморского края.
В соответствии с пунктами 2, 4 постановления губернатора Приморского края «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий» от 15.02.2006 № 17-пг, меры социальной поддержки по оплате жилья и теплоснабжения предоставляются организациями жилищно-коммунального хозяйства льготным категориям граждан, проживающим в жилом фонде независимо от форм собственности, согласно сведениям, представленным территориальными отделами департамента социальной защиты населения Администрации Приморского края; возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств краевого бюджета на основании договоров, заключаемых Администрацией Приморского края с организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из указанных норм, суд считает, что средства на реализацию льгот, установленных для ветеранов труда ФЗ РФ «О ветеранах» в октябре 2006-январе 2008, должны были предусматриваться субъектом РФ в краевом бюджете на указанный год.
Как следует из Приложений 6 и 7 к Закону Приморского края от 23.12.2005 N 319-КЗ "О краевом бюджете на 2006 год", Приложений 1,2,5 к Закону Приморского края от 28.06.2007 N 111-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2006 год", текстов приложений к Закону Приморского края «О краевом бюджете на 2007 год» от 27.12.2006 № 28-КЗ и приложения № 4 Закона Приморского края «Об исполнении краевого бюджета за 2007 год» от 14.07.2008 № 285-КЗ, приложений к Законам Приморского края «О краевом бюджете на 2008 год» от 25.12.2007 № 179-КЗ, «Об исполнении краевого бюджета за 2008 год» от 29.06.2009 № 442-КЗ, средства на компенсацию расходов, понесенных истцом и другими поставщиками услуг при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, были предусмотрены в 2006-2008 годах в недостаточном объеме.
К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - Администрации Приморского в соответствии со ст. 43 Устава Приморского края № 14-КЗ от 06.10.1995 относятся: разработка для представления губернатором Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края проекта краевого бюджета, обеспечение исполнения краевого бюджета и подготовка отчета о его исполнении для представления его губернатором Приморского края в Законодательное Собрание Приморского края. Суд считает, что поскольку администрация Приморского края не предусмотрела в бюджете Приморского края достаточного количества денежных средств для возмещения поставщикам коммунальных услуг расходов, возникших в связи с предоставлением в 2006-2008 году льгот ветеранам труда, указанные обстоятельства привели к возникновению у КГУП «Примтеплоэнерго» в спорном периоде некомпенсированных расходов.
В связи с изложенным, а также с учетом условий заключенного администрацией Приморского края и КГУП «Примтеплоэнерго» договора № 3-ПТЭ от 20.02.2006, положений п.1 ст. 125 и п.1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что взыскиваемые КГУП «Примтеплоэнерго» расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот ветеранам труда в период октябрь 2006-январь 2008, в сумме 71 334 руб. 36 коп. подлежат взысканию с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет казны субъекта РФ.
В части взыскания 31 976 рублей 64 копейки убытков следует отказать, поскольку истец уменьшил требования на данную сумму в ходе рассмотрения спора, судом уменьшение принято на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки ответчика и третьего лица на то, что начисление субсидии, исходя из площади жилого помещения, является неправомерным, а основания для начисления льготы на общую площадь жилья отсутствуют, судом отклоняются в связи с отсутствием их нормативного обоснования, а также с учетом позиции, изложенной мировыми судьями городского округа Спасск-Дальний в имеющихся в деле судебных актах.
Вывод Департамента социальной защиты населения Приморского края о том, что истцом не подтверждена сумма исковых требований в размере 7 938 руб. 62 коп., судом принимается во внимание с учетом того, что истцом на указанную сумму произведено уменьшение размера исковых требований.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 49, 102, 104, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Приморского края в лице Администрации Приморского края за счет казны Приморского края в пользу краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» сумму убытков в размере 71 334 (семьдесят одна тысяча триста тридцать четыре) рубля 36 копеек, а также государственную пошлину по иску на 2 830 (две тысячи восемьсот тридцать) рублей 59 копеек.
В удовлетворении исковых требований о взыскании суммы убытков в размере 31 976 рублей 64 копейки отказать.
Возвратить краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину частично на 1 268 (одна тысяча двести шестьдесят восемь) рублей 74 копейки, уплаченную истцом платежным поручением №1532 от 28.04.2012 в размере 4 086 рублей 28 копеек.
Выдать исполнительный лист, а также справку на частичный возврат государственной пошлины из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Карандашова Е.В.