НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Приморского края от 02.09.2009 № А51-8248/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело №  А51-8248/2009

«02» сентября 2009 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи  Е.М. Попова

при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Березюк

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению:  Открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт»

к  ИФНС России по Фрунзенскому району

о  признании недействительным решения

при участии в заседании

от заявителя  – Дорохова А.П.

от налогового органа  – Саляник А.М., Луговая Г.Н.

установил: Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее по тексту «заявитель» или «налогоплательщик») обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения 1967 06-12/8822 от 01.12.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее по тексту – «налоговый орган», «инспекция») «Об отказе привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

В судебном заседании Общество заявленные требования поддержало в полном объеме, считает, чтодля получения права на льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов налогообложения в соответствии с п.11 ст.381 НК РФ закон устанавливает наличие двух условий в совокупности: имущество должно быть учтено на балансе организации в качестве объекта основных средств, имущество должно входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, при этом полагает, что право на предоставление указанной льготы законодатель связывает, прежде всего, с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество организаций, а не с теми данными, которые указаны в инвентарных карточках на эти объекты.

Налогоплательщик утверждает, что железнодорожным подъездным путем №91 пользуется не только ОАО «ВМТП», но и другие организации для подачи вагонов под выгрузку, так как Общество, являясь морским портом, осуществляющим операции с грузами, пассажирами и оказывающим другие услуги судам, оказывает публичные услуги, т.е. услуги в отношении каждого, кто к ним обратится. По этим же путям маневрируют и поезда ОАО «РЖД», своего подвижного состава заявитель не имеет. Контролируют поток железнодорожного транспорта по территории порта сотрудники ОАО «РЖД».

Налоговый орган требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что подъездной путь, числящийся на балансе ОАО «ВМТП», не имеет отношения к объектам железнодорожных путей общего пользования, а, следовательно, налогоплательщик не имеет права на льготу, установленную п. 1 ст. 381 НК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» зарегистрировано в качестве юридического лица решением Управления Регистрации субъектов предпринимательской деятельности администрации г. Владивостока от 31.05.2002 № 1347, о чем выдано свидетельство серии ОАО № 30170.

01.07.2008 налогоплательщик представил в ИФНС по Фрунзенскому району уточненный авансовый расчет по налогу на имущество организаций.

Согласно представленного расчета налогоплательщик занизил сумму авансового платежа по налогу на имущество за 3 месяца 2008 года, подлежащего уплате в бюджет по сроку уплаты 08.05.2008. В представленном расчете организация заполнила строку 140 раздела 2 (средняя стоимость необлагаемого налогом имущества за отчетный период в сумме 2320023 руб. по коду налоговой льготы 2010235 - как организация, в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной декларации, в ходе которой инспекция посчитала, что налогоплательщик неправомерно воспользовался льготой и занизил подлежащий уплате в бюджет налог, поскольку железнодорожные пути не являются железнодорожными путями общего пользования.

По результатам камеральной проверки налоговым органом было принято решение №1967 06-12/8822 от 01.12.2008 на основании которого налогоплательщику был доначислен налог на имущество в размере 12760 руб., а также пени в сумме 941,71 руб.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

  Исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 11 ст. 381 НК РФ определен закрытый перечень объектов налогообложения, в том числе железнодорожные пути общего пользования, в отношении которых применяется льготный порядок налогообложения.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением № Правительства РФ от 30.09.2007 №504.

Согласно инвентарной карточке учета объектов основных средств - железнодорожный путь 9-10 находится на балансе ОАО «ВМТП», в графе «код по ОКОФ» (Общероссийский классификатор основных фондов) объекту присвоен код - 124526102.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, объекты с кодом ОКОФ 124526102 входят в состав имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования.

В п.2 ст.1 и п.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в РФ состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;

Железнодорожные пути не общего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №504 утвержден «Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

ОАО «ВМТП» относит основные средства к железнодорожным путям общего пользования, а также к сооружениям, являющимися их неотъемлемой технологической частью. А именно, в карточке основного средства числится под кодом 12 4526102 - дорога железная однопутная и подъездные пути к ней. Налогоплательщик считает, что его подъездные пути являются путями общего пользования.

В общих сведениях в разделе 1 технического паспорта основного средства указано, что место примыкания железнодорожного подъездного пути: стрелка №393 (централизованная) ст. Владивосток, 5 пост. Граница железнодорожного подъездного пути: стык рамного рельса стрелки №410.

В ответ на запрос налогового органа № 1870 от 10.03.2009, Филиал «ДВЖД» ОАО «РЖД» письмом №4/2-34 от 28.05.2009, сообщил о том, что 9-10 причалы находятся непосредственно на территории ОАО «ВМТП», подъездной путь №91 относится к железнодорожному пути необщего пользования. Знак «Граница железнодорожного подъездного пути»,согласно Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на подъездные пути ОАО «ВМТП», утвержденной 10.10.2003 начальником Владивостокского отделения ДВЖД, установлен напротив изостыка светофоров М401, М409.М411.

Также в соответствии с приказом Федерального агентстважелезнодорожного транспорта №71 от 04.03.2008 «О примыкании железнодорожных путей необщего пользованияОАО «ВМТП» к существующим железнодорожным путям общего пользования на железнодорожной станции Владивосток Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на основании обращения владельца железнодорожных путей необщего пользованияОАО «ВМТП» от 12.12.2007 № ДС-299 и представленных документов разрешено примыкание железнодорожных путей необщего пользования ОАО «ВМТП» к существующим железнодорожным путям общего пользования:

- № 76 на расстоянии 114 метров от хвоста крестовины стрелочного перевода № 403;

- № 101 на расстоянии 12 метров от хвоста крестовины стрелочного перевода № 409.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что железнодорожный подъездной путь №91 не относится к железнодорожным путями общего пользования, так как указанный путь примыкает к путям общего пользования и является подъездным путем, что подтверждается схемой подъездных путей ОАО «ВМТП». Из вышеизложенного следует, что на балансе организации числится «путь подъездной» (железнодорожные подъездные пути к производственным площадкам дорожной службы). В Общероссийском классификаторе основных фондов данному основному средству принадлежит код ОКОФ 124526111.

С учетом изложенного, подъездной путь №91, не являясьжелезнодорожным путем общего пользования, не входит в перечень объектов, указанных в п. 11 ст.381 НК РФ, следовательно, Обществом неправомерно занижена сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет.

Доводы Общества о том, что железнодорожным подъездным путем №91 пользуется не только ОАО «ВМТП», но и другие организации для подачи вагонов под выгрузку, так как Общество являясь морским портом, осуществляющим операции с грузами, пассажирами и оказывающим другие услуги судам, оказывает публичные услуги, т.е. услуги в отношении каждого, кто к ним обратится, судом отклоняются в силу следующего.

Все движение грузопотока на подъездном пути № 91 ОАО «ВМТП», примыкающего к станции Владивосток, регулируется диспетчерами ОАО «РЖД» совместно с диспетчерами ОАО «ВМТП», что подтверждается Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ОАО «ВМТП», примыкающего к станции Владивосток, утвержденной начальником Владивостокского отделения ДВЖД от 10.10.2003 и Узловым соглашением «О порядке передачи грузов прямого смешанного сообщения через станцию Владивосток и торговый порт» от 2000 года, заключенным между ГУП «ДВЖД» и ОАО «ВМТП».

Так согласно п. 1.7.3 Инструкции, подача вагонов, прибывших в адрес других предприятий, разрешается на основании трехсторонних письменных договоров, что свидетельствует о том, что вышеупомянутый подъездной путь предназначен для обслуживания определенных пользователей, заключивших договор на подачу и уборку вагонов в соответствии с «Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 №26. Вышесказанное подтверждает, что подъездной путь №91 является железнодорожным путем необщего пользования.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает требования ООО «ВМТП» о признании недействительным решения №1967 06-12/8822 от 01.12.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока о доначислении налога на имущество в сумме 12760 руб. и пени в сумме 941,71 руб. не подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате госпошлины, суд в порядке ст. 102,101 АПК РФ относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ОАО «ВМТП» отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Е.М. Попов