АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2398/2014
08 апреля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мясниковой О.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Кировский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 22.10.2003, адрес: ул. Ленинская, 130, пгт. Кировский, 692091)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 28.03.2002, адрес: ул. Советская, 57, пгт. Кировский, 692091)
о признании незаконными и отмене решений № 035/021/608-2013 от 13.01.2014, № 1 от 13.01.2014;
при участии в заседании:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности № 108 от 12.11.2012, паспорт;
от пенсионного фонда: представитель ФИО2 по доверенности № 804 от 26.02.2014;
установил: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Кировский» (далее – «заявитель, кооператив, предприятие») обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края (далее – «ответчик, пенсионный фонд, управление») о признании незаконными и отмене решений № 035/021/608-2013 от 13.01.2014, № 1 от 13.01.2014.
По существу заявленных требований представитель кооператива пояснил, что не согласен с выводом пенсионного фонда, отраженным в акте проверки, согласно которому СХПК «Кировский» в 2011-2012 годах производил выплаты в натуральной форме своим работникам, т.е. в виде выдачи продукции собственного производства, поскольку расценивает данную операцию как материальную выгоду работников кооператива в виде разницы между ценой реализации и ценой, установленной кооперативом для своих работников.
Заявитель считает, что в акте искажены факты передачи (продажи) мяса КРС, бычки в живом весе работникам СХПК «Кировский» по более низким ценам, чем сторонним покупателям. Фактически мясо и бычки проданы, а оплата за них удержана из заработной платы по льготной цене согласно распоряжению руководителя СХПК «Кировский». По документам бухгалтерской проводки видно, что начисления натуральной оплаты нет, а значит и нет базы для начисления взносов во внебюджетные фонды. НДФЛ удержан как при продаже и рассчитана материальная выгода работников. Материальная выгода не является натуральной оплатой и не является вознаграждением или иной выплатой, ее не начисляют и не выплачивают. В связи с продажей сельхозпродукции работникам по более низкой цене правоотношения возникают у плательщика страховых взносов и работника кооператива по поводу продажи, и никакой связи с выплатами по трудовому договору в данном случае нет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, заявитель просит суд отменить оспариваемые решения пенсионного фонда.
Также заявитель пояснил, что не оспаривает решение № 035/021/608-2013 от 13.01.2014 в части не включения в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленные в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК «Кировский» на общую сумму 13 800 руб. С указанными начислениями согласен, сумму недоимки в указанной части уплачена кооперативом в полном объеме.
Пенсионный фонд требования не признал, указал, что при проведении проверки было установлено, что СХПК «Кировский» в 2011-2012 году производил выплаты в натуральной форме своим работникам, т.е. в виде выдачи продукции собственного производства. СХПК «Кировским» удерживалась из начисленной заработной платы работников 50 % стоимости продукции выданной в натуральной форме. Вторая часть стоимости продукции не была включена кооперативом в базу для начисления страховых взносов и отражена в бухгалтерском учете.
Непризнание СХПК «Кировский» выплаты вознаграждения в натуральной форме ответчик считает необоснованным, так как при обложении страховыми взносами необходимо руководствоваться статьями 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Натуральная оплата труда, разница в цене, материальная выгода не поименованы в ст. 9 Закона, следовательно, являются объектами обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Кроме того, Пенсионный фонд считает, что суммы административных штрафов, начисленных в пользу сотрудников СХПК «Кировский», также подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке, поскольку сумму штрафа организация компенсировала работнику в рамках трудовых отношений и указанные суммы также не поименованы в статье 9 названного Закона. В заседании суда представитель ответчика пояснил, что считает спорные выплаты натуральной оплатой труда, поскольку она производилась работникам заявителя. На вопрос суда представитель ответчика пояснил, что в проверенных коллективном трудовом договоре, трудовых договорах работников заявителя условия о выплате заработной платы в натуральной оплате не содержатся.
Ответчик считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов - Сельскохозяйственный производственный кооператив «Кировский» за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проверки Управлением были выявлены следующие нарушения:
- страхователь в нарушение ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ не включил в облагаемую базу выплаты в натуральной форме своим работникам в общей сумме 342 703 руб.;
- страхователь в нарушение ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ не включил в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленные в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК «Кировский» на общую сумму 13 800 руб.
По итогам выездной проверки составлен акт № 035/021/608-2013 от 29.11.2013.
Управлением Пенсионного фонда по Кировскому району Приморского края на основании акта проверки принято решение № 035/021/608-2013 от 13.01.2014 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», по которому СХПК «Кировский» был привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, в связи с неуплатой сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления стразовых взносов в виде штрафа в размере 12 601,04 руб. По указанному решению СХПК «Кировский» было предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 65 240,05 руб., начисленные на указанную недоимку пени в размере 13 801,14 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Кроме того, 12.01.2014 Управлением вынесено решение № 1 «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому СХПК «Кировский» был привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 5 704,05 руб., в связи с представлением неполных и (или) недостоверных сведений страхователями.
Полагая, что решения № 035/021/608-2013 от 13.01.2014, № 1 от 13.01.2014 нарушают права и законные интересы СХПК «Кировский», заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, доводы инспекции, возражения ответчика, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Плательщики страховых взносов, определенные статьей 5 Закона № 212-ФЗ, обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов (часть 1 статьи 18, часть 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Стоимость материальной выгоды и компенсации сумм административных штрафов в нем не поименована.
Вместе с тем не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Данное положение предусмотрено частью 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из содержания вышеизложенных положений законодательства следует, что при определении базы для обложения страховыми взносами учитываются выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых договоров и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исследовав материалы дела, суд установил отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о факте вычетов из заработной платы работников кооператива стоимости приобретенной натуральной продукции СХПК «Кировский, как произведенных в рамках указанных трудовых отношений.
Суд пришел к выводу о том, что из содержания фактических отношений (сделки) по продаже работникам кооператива натуральной продукции СХПК «Кировский» не усматривается оснований для соотнесения их с трудовыми договорами, либо для признания наличия в них обязанностей сторон, предполагающих выполнение одной стороной за плату каких-либо работ или оказание услуг.
Представленными в материалы дела документами (трудовые договоры с работниками, коллективный трудовой договор) подтверждается, что трудовые договоры, заключенные заявителем с работниками, не содержат обязательств заявителя выдавать работникам в качестве вознаграждения за труд натуральную продукцию кооператива в какой-либо его части.
Кроме того, из анализа представленных в материалы дела расчетных листков работников кооператива следует, что материальные выплаты не связаны с трудовыми отношениями, так как не носят систематический, обязательный характер для каждого работника.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерном не включении страхователем в базу для исчисления страховых взносов номинальной стоимости сельхозпродукции, реализуемой работникам кооператива, в связи с чем, отсутствуют основания для начисления страховых взносов, пени и привлечения кооператива к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.
Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Поскольку, как установлено судом выше, страхователем правомерно не включалась в базу для исчисления страховых взносов номинальная стоимость сельхозпродукции, реализуемой работникам кооператива, а обязанность по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон № 27-ФЗ не предусматривает, оснований для привлечения заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ у управления не имелось.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд удовлетворяет заявленные кооперативом требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконными и отменить решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 28.03.2002, адрес: ул. Советская, 57, пгт. Кировский, 692091) от 13.01.2014 № 035/021/608-2013 и № 1 о привлечении плательщика страховых взносов - Сельскохозяйственного производственного кооператива «Кировский» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 22.10.2003, адрес: ул. Ленинская, 130, пгт. Кировский, 692091) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Черняк Л.М.