Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
«29» ноября 2023 года Дело № А50-25291/2023
Резолютивная часть решения принята 22.11.2023. Полный текст решения изготовлен 29.11.2023.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи С.В. Торопицина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Частного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (ОГРН 1125900001292, ИНН 5981998650)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительными решений о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об учете в системах обязательного пенсионного страхования
и обязательного социального страхования от 11.05.2023
№ 203S19230007979,
встречным заявлением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) к Частному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (ОГРН 1125900001292, ИНН 5981998650)
о взыскании финансовых санкций в сумме 3 500 руб.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
Частное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (далее – заявитель, Учреждение, Школа) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее – Отделение, Фонд) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 11.05.2023
№ 203S19230007979, от 08.06.2023 № 203S19230011171.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 24.08.2023 заявление Учреждения к Фонду принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства с присвоением делу номера А50-20097/2023.
15.09.2023 от Отделения поступило встречное исковое заявление о взыскании примененных оспариваемыми в рамках первоначального требования решениями Фонда финансовых санкций в сумме 4 000 руб.
Определением от 18.09.2023 по делу № А50-20097/2023 исковое заявление Отделения принято для совместного рассмотрения с первоначально заявленными требованиями Учреждения.
Определением от 16.10.2023 № А50-20097/2023 требования Учреждения к Отделению о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 11.05.2023 № 203S19230007979, встречные требования Отделения к Учреждению о взыскании финансовых санкций в сумме 3 500 руб. выделены в отдельное производство с присвоением делу номера А50-25291/2023.
В обоснование требований о признании недействительным решения от 11.05.2023 № 203S19230007979 Учреждение указывает, что 5 работников, за представление недостоверных сведений по которым Страхователь привлечен к ответственности оспариваемым решением, приняты на работу в качестве педагогических работников Учреждения, выполняли функции педагогических работников и их работа непосредственно связана с образовательным процессом; отмечает, что в официальном названии Учреждения отражен статус общеобразовательного учреждения; полагает, что отражение в отношении данных 5 работников сведений о страховом стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с кодом 27-ПД осуществлено Школой правомерно; поясняет, что в спорные периоды 2022 года застрахованные лица Климова М.А. и Лесникова Р.Н. находились в отпуске, следовательно, заявителем сведения о данных лицах в отчете по форме СЗВ-СТАЖ отражены надлежащим образом.
Во встречном требовании и письменных пояснениях Фонд указывает, что Страхователем в отношении 2 застрахованных лиц (Климова М.А. и Лесникова Р.Н.)
в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год отражен сведения о периоде непрерывной работы с 01.01.2022 по 31.12.2022, в том числе, период временной нетрудоспособности (с 19.07.2022 по 02.08.2022 у Климовой М.А. и с 17.10.2022 по 31.12.2022 у Лесниковой Р.Н.) с кодом «ВРНЕТРУД», при этом в отношении данных лиц Школой направлены отчеты по форме СЗВ-М за периоды с января по декабрь 2022 года; отмечает, что по информации из налогового органа, Страхователем в расчете по страховым взносам за 9 месяцев 2022 года не отражены в отдельных месяцах (июль) сведения о выплате вознаграждения и начисления страховых взносов в пользу Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н., тогда как факт работы данных лиц в июле 2022 года подтверждается показателями отчетности ПФР; поясняет, что при отсутствии в отчетных периодах 2022 года в отношении работников Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н. выплат и вознаграждений Страхователь при формировании раздела 3 «Сведения о периодах работы застрахованного лица» отчета СЗВ-СТАЖ обязан в графе 11 отразить неоплачиваемые (нестраховые) периоды; указывает, что в отношении 5 работников Страхователем неправомерно отражены коды для досрочного назначения страховой пенсии (27-ПД и 27-ПДРК) в графе 7
раздела 6 отчета СЗВ-СТАЖ за 2022 год, поскольку особые условия труда данных лиц Учреждением документально не подтверждены.
Страхователь отзыв на встречное заявление Фонда не представил.
От Фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Учреждение о времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом путем направления в его адрес копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителя не направило, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя не представило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В связи с тем, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, а также о возможности завершения предварительного заседания и открытия судебного заседания в суде первой инстанции, в том числе при неявке в предварительное судебное заседание, стороны против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции не возразили, судом вынесено протокольное определение о завершении подготовки
по делу и открытии судебного заседания в суде первой инстанции (часть 4
статьи 137 АПК РФ), пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65).
Исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что Фондом проведена
проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления Школой сведений о застрахованных лицах, в ходе которой установлен факт представления Страхователем неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2022 год в отношении
2 застрахованных лиц (Климова М.А. и Лесникова Р.Н.), а также неправомерное отражение в форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год кодов педагогической деятельности (27-ПД и 27-ПДРК) в отношении 5 застрахованных лиц (Фирсова В.В.,
Радостева Я.В., Климова Е.П., Баяндина И.Н., Баяндин А.Ю.).
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 31.03.2023 № 203S18230005361, в котором предлагалось привлечь заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ)
(файл «Акт 05631 от 31.03.2023 на 3 стр»).
11.05.2023 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение № 203S19230007979, которым Страхователь привлечен к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа
в размере 3 500 руб. (файл «Решение 07979 от 11.05.2023 на 3 стр»).
Считая, что решение Фонда не соответствует законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учёте), заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Поскольку добровольно в установленный требованием от 08.06.2023 № 203S01230009971 (файл «Требование 09971 от 08.06.2023 на 2 стр») срок штраф Страхователем не уплачен, Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края со встречным заявлением о его взыскании.
Принимая во внимание, что законодательством об индивидуальном (персонифицированном учёте) обязательный досудебный порядок урегулирования спора в отношении оспаривания ненормативных правовых актов пенсионных фондов не установлен, заявление об обжаловании оспариваемого решения подлежит рассмотрению судом по существу.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение № 203S19230007979 вынесено Фондом 11.05.2023, отправлено заявителю 15.05.2023 (файл «Почтовый реестр Решение от 11.05.2023 на 2 стр») и получено им 20.05.2023 (почтовый идентификатор 80093584192113), а заявление о признании недействительным указанного решения заявитель направил в Арбитражный суд Пермского края 14.08.2023, следовательно, Учреждением соблюдён трёхмесячный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Поскольку Фонд направил заявителю требование с предложением добровольно уплатить финансовую санкцию, соответственно, Фондом соблюдён досудебный порядок урегулирования спора и его встречное заявление также подлежит рассмотрению по существу.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования заявителя и Фонда подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Учреждение является страхователем по данному виду страхования, согласно
пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Фонда сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Фонд.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.07.2022), страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.07.2022), страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Указанные в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц
(СЗВ-СТАЖ)», утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п (далее – Постановление № 507п).
При этом в форме СЗВ-СТАЖ отражаются, в частности, периоды работы по кодам Классификатора, приведенного в Приложении к Порядку, установленному в Приложении 5 к Постановлению № 507п (далее – Классификатор).
В графах 6, 7 формы СЗВ-СТАЖ подлежат отражению периоды работы в пределах отчетного периода, фиксируется дата начала и окончания каждого периода, когда сотрудник работал или не работал (например, был в отпуске,
на больничном).
В графе 11 формы СЗВ-СТАЖ «Исчисление страхового стажа: Дополнительные сведения» по указанному в графах 6-7 формы СЗВ-СТАЖ периоду работы подлежат указанию дополнительные сведения при их наличии, такие дополнительные сведения отражаются в виде соответствующего кода по Классификатору, в частности: - «ВРНЕТРУД» - оплачиваемые периоды больничного; - «ДЕТИ» - отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет; - «ДЛДЕТИ» - отпуск по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет; - «НЕОПЛ» - отпуск без сохранения зарплаты; - «ВОЕНСЛ» - периоды службы, когда за работником сохранялось рабочее место).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 № 1077п (далее – Постановление № 1077п)
«Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)».
Ответственность за нарушение сроков представления указанной
отчетности предусмотрена статьей 17 Закона № 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2
статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим Фондом.
Абзацем 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н
(далее – Инструкция) (действовавшей до 03.04.2023) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно пункту 40 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Пунктом 2 статьи 109 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Заявитель, производя выплаты в пользу физических лиц и являясь Страхователем, обязан представить в Фонд в срок до 01.03.2023 сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Из материалов дела следует, что 27.02.2023 Учреждением в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год, с отражением в отношении Климовой М.А. периода непрерывной работы – с 01.01.2022
по 31.12.2022 (в том числе периода временной нетрудоспособности с 19.07.2022
по 02.08.2022 с кодом «ВРНЕТРУД»), в отношении Лесниковой Р.Н. периода непрерывной работы – с 01.01.2022 по 31.12.2022 (в том числе периода временной нетрудоспособности с 17.10.2022 по 31.12.2022 с кодом «ВРНЕТРУД»),
Кроме того, Страхователем в отношении названных застрахованных лиц сформированы и направлены ежемесячные отчеты по форме СЗВ-М за периоды с января по декабрь 2022 года.
Таким образом, факт работы названных лиц в Учреждении подтвержден направленной заявителем в Фонд отчетностью по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.
Между тем, из представленных налоговым органом сведений Фондом выявлено, что в расчете по страховым взносам за 9 месяцев 2022 года Учреждение не отразило в отдельных месяцах (июль) сведения о выплате вознаграждения и начислении страховых взносов в пользу Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) периоды работы, за которые не производилось начисление страховых взносов, не включаются в страховой стаж в целях пенсионного обеспечения граждан.
Из анализа вышеизложенных положений закона следует, что при отсутствии в отчетных периодах 2022 года по работникам Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н. выплаты вознаграждения и, как следствие, начислений страховых взносов, Страхователь при формировании раздела 3 «Сведения о периодах работы застрахованного лица» отчета СЗВ-СТАЖ обязан был отразить неоплачиваемые (нестраховые) периоды в графе 11 «Дополнительные сведения» в соответствии с Классификатором параметров, используемых при заполнении сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, Приложения № 5 к Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № Зп» (далее – Порядок заполнения).
В целях устранения названных ошибок и расхождений Фонд направил в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам связи протоколы выявленных ошибок и уведомление от 13.03.2023 № 11/4363 со сроком исполнения пять рабочих дней. Названные документы получены Страхователем 13.03.2023 (файл «Скриншот направления Уведомления от 13.03.2023 г. на 1 стр»).
Между тем, Учреждением какие-либо документы в Фонд не направлены, выявленные ошибки (несоответствия) не устранены.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается факт представления Учреждением в отношении Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н. неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год.
Доводы Страхователя о том, что названные лица находились в очередном отпуске, приходящийся на спорный период, судом рассмотрены и отклонены, поскольку по смыслу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (во взаимодействии с пунктом 25 Инструкции № 211н) индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются страхователями на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица. Каких-либо документов, подтверждающих нахождение названных лиц в спорный период в очередном отпуске, не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения события и состава выявленного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, соответственно, в названной части оспариваемым решением заявитель правомерно привлечён к ответственности.
Рассмотрев обоснованность оспариваемого решения в части привлечения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за неправомерное отражение
в форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год кодов педагогической деятельности
(27-ПД и 27-ПДРК) в отношении 5 застрахованных лиц (Фирсова В.В., Радостева Я.В., Климова Е.П., Баяндина И.Н., Баяндин А.Ю.) судом установлено следующее.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).
В силу части 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
При определении права на досрочное пенсионное обеспечение работников применяется постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002
№ 781, утвердившее Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (далее –
Список № 781), а также Правила начисления периодов работы (далее –
Правила № 781).
Пунктом 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия.
В Соответствии с пунктом 13 Правил № 781 в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организации независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований
(за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; детский сад и др.
Как указано ранее, при проведении проверки Фонд пришел к выводу, что Учреждением неправомерно в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год отражен льготный стаж в отношении 5 работников (Фирсовой В.В., Радостевой Я.В., Климовой Е.П., Баяндиной И.Н., Баяндина А.Ю.).
Вместе с тем, при проведении проверки заявителем с возражениями на акт проверки в Фонд представлены сведения о том, что названные лица являются педагогическими работниками, занимающими должности, включенные в
Список № 781.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на стадии проведения проверки и рассмотрения возражений на акт проверки, Фонд имел возможность установить фактические обстоятельства дела, истребовать у Учреждения все документы в обоснование своих доводов, однако ограничился лишь исследованием представленных приказов, проявил формализм и не дал оценку всей совокупности изложенных Страхователем доводов.
Суд также принимает во внимание, что в отношении названных 5 застрахованных лиц судами ранее рассматривались аналогичные споры, по результатам рассмотрения которых суды пришли к выводу о правомерном отражении по данным лицам в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год льготного стажа и необоснованном привлечении Учреждения за это к ответственности (решения Арбитражного суда Пермского края – постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 27.10.2020 № А50п-478/2020, от 31.05.2018 № А50п-108/2018, решение Кудымкарского городского суда от 02.12.2021 по делу № 2-1131/2021).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данной части заявитель неправомерно привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2 500 руб.
Из совокупности изложенного следует, что оспариваемым решением Учреждение правомерно привлечено к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н., в остальной части (в отношении
5 застрахованных лиц) оснований для привлечения Школы к ответственности у Фонда не имелось.
Расчёт финансовых санкций (в части привлечения к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении Климовой М.А. и Лесниковой Р.Н.) судом проверен и признан правильным, соответствующим требованиям статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Порядок привлечения к ответственности Фондом соблюдён.
Рассмотрев возможность снижения размера финансовых санкций в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность, суд пришел к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 112 НК РФ содержится перечень смягчающих ответственность обстоятельств. Данный перечень не является исчерпывающим; подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что в качестве смягчающих ответственность обстоятельств судом могут быть признаны и иные обстоятельства.
Пунктом 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 30.07.2001 № 13-П) санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Рассматривая возможность уменьшения размера финансовой санкции, арбитражный суд в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив имевшие место обстоятельства в совокупности, приняв во внимание характер совершенного Страхователем правонарушения и степень общественной опасности совершенного им деяния, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, приняв во внимание наличие обстоятельств, смягчающих ответственность Учреждения в совершении правонарушения (отсутствие умысла на совершение правонарушения, совершение правонарушения впервые (иного из материалов дела не следует), недоказанность факта наличия задолженности по страховым взносам и причинения значительного ущерба вследствие ненадлежащего расчета обязательных платежей застрахованному лицу), суд пришел к выводу о наличии оснований для смягчения ответственности и для снижения размера подлежащего взысканию штрафа в 2 раза до 500 руб., который и подлежит уплате Страхователем в бюджет.
С учётом совокупности изложенного, оспариваемое решение Фонда подлежит признанию недействительным в части штрафа в размере, превышающем 500 руб., как несоответствующее законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
В удовлетворении остальной части требований заявителю следует отказать.
Учитывая, что привлечение Учреждения к ответственности, наложение на него финансовых санкций в размере 500 руб. признано судом правомерным, порядок привлечения Страхователя к ответственности Фондом соблюден, встречные требования Отделения о взыскании с заявителя (по встречному требованию) финансовой санкции являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части взыскания 500 руб. В удовлетворении остальной части встречных требований Фонду следует отказать.
В силу статьи 112 АПК РФ, при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку требования заявителя частично удовлетворены, принимая во внимание, что определением от 24.08.2023 по делу № А50-20097/2023 Учреждению предоставлена заявителю отсрочка уплаты государственной пошлины до даты рассмотрения настоящего дела по существу, с учетом того, что Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, распределение государственной пошлины в указанной части не производится.
В порядке части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение встречного требования относится взысканием на заявителя
в сумме 285 руб. (пропорционально размеру удовлетворенных встречных требований (500 руб. / 3 500 руб. * 2 000 руб.)).
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Пермского края,
РЕШИЛ:
1. Требования Частного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (ОГРН 1125900001292, ИНН 5981998650) удовлетворить частично.
2. Признать недействительными решение от 11.05.2023 № 203S19230007979
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в части привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части штрафа в размере, превышающем 500 руб., как несоответствующее законодательству Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
3. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
4. В удовлетворении остальной части требований Частного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (ОГРН 1125900001292, ИНН 5981998650) отказать.
5. Встречные требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) удовлетворить частично.
6. Взыскать с Частного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (ОГРН 1125900001292, ИНН 5981998650) в доход Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации финансовые санкции за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2022 год в отношении 2 застрахованных лиц в сумме 500 руб.
7. В удовлетворении остальной части требований Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719) отказать.
8. Взыскать с Частного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа – Учительский дом в деревне Кекур» (ОГРН 1125900001292, ИНН 5981998650) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 285 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья С.В. Торопицин