Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
17 апреля 2020 года дело № А50-1731/2020
Резолютивная часть решения принята 27 марта 2020года. Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Ю.В. Шаламовой рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю (ОГРН 1045901863028 ИНН 5921010403)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>)
о взыскании задолженности по налогу УСН (патент) и соответствующим пени, задолженности по страховым взносам в общей сумме 18 634 руб. 77 коп.
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Пермскому краю (далее – Инспекция, налоговый орган, взыскатель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – должник, Предприниматель, налогоплательщик) о взыскании задолженности по налогу УСН (патент) и соответствующим пени, задолженности по страховым взносам в общей сумме 18 634 руб. 77 коп.
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).
Должник отзыв на заявление, дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок установленный определением суда не представил.
Дело рассматривается судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон, путём исследования имеющихся в деле письменных доказательств (часть 5 статьи 227, статья 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, требованием об уплате от 31.01.2019 № 1375, должнику предложено уплатить недоимку по страховым взносам обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, в сумме 2 794,41 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 12 701,64 руб. в срок до 05.03.2019.
Требованием № 382 от 18.01.2019 Предпринимателю предложено уплатить недоимку по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемую в бюджеты муниципальных районов в сумме 3 125 руб., соответствующие пени в сумме 13,72 руб. в срок до 20.02.2019.
В связи с отсутствием добровольной уплаты данной задолженности налоговый орган в порядке статьи 46 НК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, до 1 января 2017 года регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов в силу статьи 25 Закона № 212-ФЗ обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В связи со вступлением с 01 января 2017 года в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации к признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Исходя из пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный НК РФ срок страховых взносов, сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, определяет налоговый орган.
За 2018 год налоговым органом исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 12 701,64 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 794,41 руб.
20.07.2018 налогоплательщиком подано заявление № 5921180000562 на право применения патентной системы налогообложения на период с 01.08.2018 по 31.12.2018 в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования», предусмотренного пунктом 9 статьи 26 главы 9 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296.
В соответствие с пунктом 1 статьи 346,49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговым периодом признается календарный год.
В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцать месяцев, налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
Налогоплательщики, утратившие в соответствии с пунктом 3 статьи 346,50 НК РФ право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не предоставляется.
Доход от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при упрощенной системе налогообложения в бюджет муниципального района составил 125 000 руб. Сумма налога к уплате составила 3 125 руб. в срок, не позднее 31.12.2018.
По указанным задолженностям Инспекцией вынесены требования от 18.01.2019 № 382 и № 1375 от 31.01.2019 со сроком исполнения до 20.02.2019 и 05.03.2019 соответственно.
Дальнейшие меры по взысканию с налогоплательщика указанных выше недоимки, штрафа Инспекцией не принимались.
В пунктах 1 и 3 статьи 46 НК РФ указано, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов-организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным, и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, налоговым законодательством установлена последовательная процедура принудительного взыскания с налогоплательщика налогов (страховых взносов), пени и штрафов, которая заключается, в осуществлении налоговым органом установленных этими нормами действий в определенные законом сроки.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ у Инспекции имелось право на взыскание недоимки в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Из материалов дела следует, что срок исполнения требования № 382 установлен до 20.02.2019. Шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании истек 20.08.2019. Срок исполнения требования № 1375 установлен до 05.03.2019. Шестимесячный срок для обращения в суд с требованием о взыскании истек 05.09.2019.
При этом доказательств вынесения налоговым органом решений в порядке статьи 46 НК РФ по истечении срока исполнения требований №№ 382, 1375 в материалы дела не представлены.
Таким образом, налоговым органом пропущен срок на взыскание задолженности по страховым взносам за 2018 год, а также недоимки и пени по патентной системе налогообложения.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Кодекса, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос разрешается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, Инспекция указывает на направление заявления о выдаче судебного приказа на взыскание спорных сумм в арбитражный суд 06.11.2019. Иные доводы, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, налоговым органом не приведены, соответствующие доказательства не представлены.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на момент обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок уже был пропущен, на что указано в определении от 20.11.2019 по делу № А50-34128/2019, а иные доводы и доказательства, свидетельствующие об уважительности причин либо подтверждающие наличие исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, заявителем не представлены, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства Инспекции и восстановления пропущенного срока на обращение в суд за взысканием спорных сумм страховых взносов и пени.
При таких обстоятельствах в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявителю следует отказать.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.03.2008 года № 13084/07, регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
С учетом изложенного в связи с пропуском налоговым органом срока на взыскание задолженности, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Иного из материалов дела не следует, суду не доказано.
Поскольку налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ), ее взыскание по настоящему делу не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении ходатайства Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю о восстановлении пропущенного процессуального срока отказать.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Ю.В. Шаламова