НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 24.05.2011 № А50-17771/10

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

31 мая 2011 г. Дело № А50-17771/2010

Резолютивная часть решения объявлена: 24 мая 2011 года

Полный текст решения изготовлен: 31 мая 2011 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судьи Антоновой Е.Д.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Бражкиной О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья «Кама-1» (далее - ТСЖ «Кама-1»)

к ответчику Муниципальное учреждение «Краснокамский расчётно-кассовый центр» (далее - МУ «Краснокамский РКЦ»)

третьи лица: 1. Администрация Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края,

2. ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралкомп» (далее – «ПКФ «Уралкомп»)

об обязании передать документацию

при участии:

от истца: ФИО1 (доверенность от 04.04.2011 г.), паспорт

от ответчика: ФИО2 директор (распоряжение № 8-МП от 14.04.2009 г.), паспорт

от третьих лиц: 1. ФИО3 (доверенность № 1 от 11.01.2011 г.), паспорт, 2. не явился

ТСЖ «Кама-1» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, к МУ «Краснокамский расчётно-кассовый центр», третье лицо ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралкомп» об обязании передать документацию, связанную с управлением многоквартирным жилым домом: карточки регистрации граждан, поквартирные карточки, ордера на вселение в жилые помещения, архивную документацию по регистрационному учёту граждан, проживающих по адресу: <...>.

Определением суда от 26.10.2010 г. по ходатайству Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-21413/2010.

Определениями суда от 18.04.2011 г. производство по делу возобновлено, судебное разбирательство отложено на 24.05.2011 г. (т.2, л.д.28-29).

В судебном заседании 24.05.2011 г. от представителя истца поступило уточнение исковых требований. Также истец просит исключить из числа соответчиков по делу Администрацию Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края и включить её в состав третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением суда от 24.05.2011 г. Администрация Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края исключена из числа соответчиков и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Уточнение исковых требований принято судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

С учётом уточнения исковых требований истец просит обязать МУ «Краснокамский расчётно-кассовый центр» передать ТСЖ «Кама-1» документацию, связанную с управлением многоквартирным жилым домом по адресу: <...>: карточки регистрации граждан, поквартирные карточки, архивную документацию по регистрационному учёту граждан.

Требования истца обоснованы правовыми ссылками на пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В судебном заседании 24.05.2011 г. представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Представители ответчика и третьего лица – Администрация Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявленных исковых требований просят отказать по основаниям, изложенным в отзывах на иск. (л.д. 76-78, 79-83).

В отзывах на иск представители пояснили, что в мае 2007 г. согласно Постановлению главы Краснокамского городского поселения от 10.04.2007 г. № 35 ведение регистрационного учёта граждан, проживающих в частном жилищном фонде, было передано в МУ «Краснокамский РКЦ». Вопросы ведения регистрационного учёта граждан многоквартирного дома и передачи этих функций управляющей организации – ООО «ПКФ «Уралкомп» должны быть решены общим собранием собственников жилых помещений МКД, членов ТСЖ с соблюдением требований ст.ст. 44,46,145 ЖК РФ и согласно ст. 162 ЖК РФ указаны в договоре управления многоквартирным домом. В настоящее время согласно Постановлению Правительства РФ от 03.10.2009 г. № 796 в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг образуются многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «единого окна». По мнению представителей ответчика и третьего лица, ни администрация, ни РКЦ функциями по управлению многоквартирных жилых домов не обладают, в связи с чем, у них отсутствует какая-либо техническая документация, связанная с управлением многоквартирным жилым домом по адресу: <...>. Как полагают представители ответчика и третьего лица, требования истца заявлены за пределами п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ. В нарушение п.п.е, п.26 «Правил содержания общего имущества многоквартирного дома», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, отсутствует решение общего собрания собственников жилых помещений в МЖД о передаче истцу, либо третьему лицу, для целей управления многоквартирным домом документов, связанных с выполнением функций регистрационного учёта граждан и начислением платы за жилищно-коммунальные услуги, а также таких документов как: карточки регистрации граждан, поквартирные карточки, ордера на вселение в жилые помещения, архивную документацию по регистрационному учёту граждан. Решение о направлении в адрес администрации требований о передаче от РКЦ документов, необходимых для выполнения функций паспортного стола, принималось членами правления, а не собственниками жилых помещений. Из положений Устава ТСЖ «Кама-1», утверждённого общим собранием собственников МЖД 27.06.2007 г., не усматривается право ТСЖ на осуществление функций «паспортного стола». Договор управления многоквартирным домом от 10.08.2007 г. (раздел 4 договора) и Устав ТСЖ «Кама-1» (раздел 19) не закрепляют, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляются ТСЖ, либо управляющей компанией. Кроме того, ответчик и третье лицо ссылаются на то, что требования истца направлены на передачу персональных данных граждан, которые свое согласие на это не выражали. Передача функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, начислением и учётом платежей истцу, требует обязательного получения согласия на то субъектов персональных данных, то есть каждого из собственников многоквартирного жилого дома. (т.1, л.д. 76-78, 79-83).

В судебном заседании 24.05.2011 г представитель ответчика МУ «Краснокамский РКЦ» подтвердил, что документация, связанная с управлением многоквартирным жилым домом: карточки регистрации граждан, поквартирные карточки на вселение в жилые помещения, архивная документация по регистрационному учёту граждан, проживающих по адресу: <...> дом, 13 находятся у МУ «Краснокамский РКЦ» (протокол судебного заседания от 24.05.2011 г.).

Представитель третьего лица ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралкомп» в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом (ст. 123 АПК РФ). Ранее представитель третьего лица ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралкомп» исковые требования поддерживал.

Дело рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ, в отсутствие надлежаще извещённого третьего лица.

Исследовав материалы дела, доводы истца, ответчика и третьего лица, суд установил.

Правовым основанием иска истец указал п.10, ст. 162 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 8, 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В качестве фактических обстоятельств по делу истец ссылается на то, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> в форме заочного голосования от 04.05.2006 г. (протокол № 1) выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья.

17.03.2007 г. собранием правления ТСЖ принято решение о заключении договора на управление домом с ООО «ПКФ «Уралкомп».

Решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, оформленным протоколом № 2 от 27.06.2007 г. в форме заочного голосования изменено название ТСЖ «Кама» на ТСЖ «Кама-1» (т.1, л.д.30-31).

10.08.2007 г. между ООО «ПКФ «Уралкомп» (управляющая организация) и ТСЖ «Кама-1» (ТСЖ) заключён договор управления многоквартирным домом, в соответствии с условиями которого, Управляющая компания по заданию ТСЖ в течение срока действия договора за плату обязалась управлять общим имуществом дома и организовывать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме № 13 по ул. Калинина, входящего в состав ТСЖ «Кама-1», обеспечить предоставление коммунальных услуг членам ТСЖ и пользующимся в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.

На основании ст. 135, п.п.2,3 ст. 162, п.10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п.2.1.10 договора управления многоквартирным домом от 10.08.2007 г. управляющая организация – ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралкомп» обязана осуществлять функции паспортного стола для лиц, зарегистрированных в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: <...>, то есть, обязана осуществлять первичный приём от граждан проживающих в жилых помещениях, документов на регистрацию и снятие с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства, подготовке и передаче в орган регистрационного учёта предусмотренных первичных документов, и обязанности по ведению и хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

На основании распоряжения Главы самоуправления Краснокамского муниципального образования Пермской области № 339-р от 13.03.2003 г. в целях упорядочения взаимодействия между Краснокамской администрацией и организациями, осуществляющими управление жилым фондом, а также повышения контроля за целевым использованием денежных средств населения в г. Краснокамска, собранных в качестве оплаты за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 120, ст. 296 ГК РФ, ст. 74 Устава Краснокамского муниципального образования создано Муниципальное учреждение «Расчётно-кассовый центр г. Краснокамска».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» МУ «Краснокамский расчётно-кассовый центр» был передан в собственность Краснокамского городского поселения органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района в 2006 году.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.2,4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания, месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, также Устава учреждения «Краснокамский РКЦ», утверждённого главой Краснокамского городского поселения 23.05.2006 Администрация Краснокамского городского поселения осуществляет свои полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе по ведению регистрационного учёта граждан по месту пребывания и месту жительства через учреждение «Краснокамский РКЦ».

На основании распоряжения № 1885-р от 05.11.2003 г. и постановления Главы самоуправления Краснокамского муниципального образования Пермской области № 206 от 05.07.2004 г. МУ «Краснокамский РКЦ» поручено формирование и ведение Единого реестра жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Краснокамского муниципального образования; подготовку и предоставления документов для регистрации прав, в том числе ранее возникших, на жилые помещения, принадлежащие Краснокамскому муниципальному образованию в Краснокамском филиале Пермской Областной Регистрационной Палате; оформление договоров купли-продажи, мены, дарения объектов жилого фонда (т.1, л.д.106, 107).

Из п.2.1 Устава, утверждённого главой Краснокамского городского поселения 23.05.2006 г. следует, что МУ «Краснокамский расчётно-кассовый центр» создано для начисления и сбора платежей от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги и в целях создания удобного механизма контроля за финансовыми потоками и их рациональным использованием в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также для выполнения функций регистрации изменений в жилищном фонде приватизации, начислений субсидий, паспортного и регистрационного учёта населения. Учреждение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе функции паспортного и регистрационного учёта населения, проживающего в жилищном фонде, обслуживаемых балансодержателей, независимо от способа управления многоквартирного дома (т.1, л.д.117-124).

Согласно Уставу в своей деятельности МУ «Краснокамский РКЦ» подотчётно администрации Краснокамского городского поселения.

Таким образом, на территории г. Краснокамска МУ «Краснокамский РКЦ» осуществляет начисление платежей населению за жилищно-коммунальные услуги, оформляет счета-квитанции на оплату ЖКУ, осуществляет расчёт и оформление льгот и субсидий, осуществляет перерасчёт платы потребителей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления, от имени собственника жилья заключает и расторгает с гражданами договоры социального найма муниципальных жилых помещений и договоры на обеспечение технического и коммунального обслуживания жилых помещений, находящихся в собственности граждан и расположенных в домах муниципального жилищного фонда, а также осуществляет работы по организации регистрационного учёта граждан по месту пребывания и месту жительства.

Для решения вопроса о передачи документации с целью управления деятельностью ТСЖ по многоквартирному дому: <...>,29.04.2008 г., 06.06.2008 г. управляющая организация ООО «ПКФ «Уралкомп» обращалась в администрацию Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края с просьбой поручить МУ «Краснокамский РКЦ» передать карточки учёта регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. Управляющей организации было отказано в связи с непредставлением решения собственников помещений о поручении обществу выполнения функции паспортного стола и невыполнением ООО «ПКФ «Уралкомп» принятых на себя обязательств (п.2.4 соглашения от 01.07.2006 г.)

На основании решения собрания правления ТСЖ «Кама-1», оформленного протоколом № 2 от 17.04.2009 г. председателю правления ТСЖ «Кама-1» ФИО4 поручено обратиться к Главе Краснокамского городского поселения с просьбой поручить МУ «Краснокамский РКЦ» передать управляющей организации ООО «ПКФ «Уралкомп» документы, необходимые для выполнения функций паспортного стола. (т.1, л.д.32).

30.04.2009 г., 20.05.2010 г. (с приложением копии договора управления многоквартирным домом, протокола заседания правления ТСЖ «Кама-1») истец вновь обратился к Главе Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края с просьбой передать документацию. Однако, ответ на просьбу истца не получен, до настоящего времени документы истцу либо управляющей организации не переданы.

Полагая, что указанные действия ответчика нарушают действующее законодательство (п.10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 8, 307, 309 ГК РФ) и права членов ТСЖ, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Согласно ст.ст. 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ) избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме. Такими способами могут быть: непосредственно управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.

В соответствии с ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании ст.ст. 44, 136, 161 Жилищного кодекса РФ по решению собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: <...> в форме заочного голосования, оформленного протоколом № 1 от 04.05.2006 г., собственниками помещений избран способ управления - товарищество собственников жилья, утверждён Устав ТСЖ «Кама», избраны члены правления от дома № 13 (т.1, л.д.25-27).

Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ ТСЖ признаётся некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу п.6 ст. 138 Жилищного кодекса РФ ТСЖ обязано обеспечить соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании п.8 ст. 138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме в отношениях с третьими лицами, в том числе путём обращения в арбитражный суд.

Согласно ст. 145 Жилищного кодекса РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества.

Как следует из Устава ТСЖ, образованное собственниками дома № 13 по ул. Калинина в г. Краснокамске Пермского края ТСЖ «Кама-1», является объединением собственников помещений в многоквартирных домах для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и иными законодательными актами, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения. (п.1.1 Устава ТСЖ «Кама-1). (т.1 л.д.34-).

В силу п.10.1 Устава ТСЖ органами управления товарищества собственников жилья являются общие собрания членов товарищества, правление товарищества, председатель правления. В обязанности правления товарищества собственников жилья входят: управление многоквартирным домом или заключение договора на управление им. (п.14.3 Устава ТСЖ).

На основании п.9 ст. 162, п.6 ст. 148 ЖК РФ и п.13.1 Устава ТСЖ «Кама-1» Правление ТСЖ «Кама-1» обладает полномочиями по заключению договора управления многоквартирным домом и определения его условий. (Устав ТСЖ «Кама-1» -т.1, л.д.34-46).

Как следует из материалов дела решениями собраний правления ТСЖ от 17.03.2007 г., от 30.04.2009 г. председателем правления избран ФИО4 сроком на 2 года (т.1, л.д.28, 33).

По поручению собственников помещений, оформленным протоколом № 1 от 17.03.2007 г. правление ТСЖ «Кама» многоквартирного дома по адресу: <...>, заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией - ООО «ПКФ «Уралкомп». (т.1, л.д.28-29, 13-17).

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п.2.1.10 договора управления многоквартирным домом от 10.08.2007 г. управляющая организация обязана осуществлять функции паспортного стола для лиц, зарегистрированных в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: <...>.

19.10.2010 г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...> в форме заочного голосования г. (протокол № 1) принято решение о передаче управляющей организации ООО «ПКФ «Уралкомп» функций регистрационного учёта граждан, а также необходимых документов: карточки регистрации граждан, поквартирные карточки, архивную документацию по регистрационному учёту граждан, проживающих по адресу: <...> с условием обеспечения конфиденциальности полученных персональных данных граждан. (т.1, л.д.147).

21.10.2010 г. заседанием правления ТСЖ «Кама-1» принято решение расторгнуть договор управления многоквартирным домом от 10.08.2007 г. с ООО «ПКФ «Уралкомп» и заключить договор на управление ТСЖ с управляющей организацией ООО «ПКФ «Уралкомп» (т.1, л.д.146).

Названные выше решения собственников многоквартирного дома, и правления ТСЖ обжалованы в установленном законом порядке не были.

На момент рассмотрения спора соглашением от 21.10.2010 г., заключённым между ТСЖ «Кама-1» и управляющей организацией ООО «ПКФ «Уралкомп», договор управления многоквартирным домом от 10.08.2007 г. расторгнут сторонами с 21.10.2010 г. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-21413/2010. (ч.2 ст. 69 АПК РФ) (т.2, л.д.1-4).

21.10.2010 г. между ТСЖ «Кама-1» и управляющей организацией ООО «ПКФ «Уралкомп» заключён новый договор на управление ТСЖ.

По условиям дует, чтолей жилых помещений(пго коекдса РФ вновь заключённого 21.10.2010 г. между ООО «ПКФ «Уралкомп» (Управляющий) и ТСЖ «Кама-1» (ТСЖ) договора на управление ТСЖ поручает, а Управляющий принимает на себя обязательство в течение срока действия договора за плату управлять общим имуществом дома и организовать оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме № 13 по ул. Калинина, входящего в состав ТСЖ «Кама-1», обеспечить предоставление коммунальных услуг членам ТСЖ и пользующимся в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность. Договор управления многоквартирным домом заключён на пять лет (п.7.1 договора) (т.1, л.д. 141-143).

Пунктами 2.2, 2.2.21 данного договора на управление ТСЖ от 21.10.2010 г. предусмотрено, что Управляющий осуществляет руководство всей текущей деятельностью ТСЖ и решает все вопросы, отнесённые Уставом ТСЖ и действующим законодательством РФ к компетенции исполнительных органов ТСЖ, в том числе: осуществляет функции паспортного стола (работа по постановке на регистрационный учёт граждан по месту пребывания и их снятию с регистрационного учёта, ведение картотеки паспортного учёта граждан, контроль за соблюдением паспортного режима граждан).

За оказанные услуги Управляющим в п. 5.1 данного договора предусмотрено вознаграждение (Приложение № 2 к договору-т., л.д.145).

Оформленное таким образом волеизъявления сторон путём подписания единого для всех собственников договора, не противоречит пунктам 1, 4 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.

Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (ч.7 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

Частью 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Как предусмотрено п. 3.1 договора на управление ТСЖ от 21.10.2010 г. ТСЖ обязано в течение пяти дней после вступления договора передать Управляющему все необходимые для выполнения действий по договору документы и печать ТСЖ.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда установлено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491.

Согласно п.27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. Управляющие организации и ТСЖ хранят её, вносят изменения и безвозмездно передают вновь выбранным управляющим организациям ТСЖ.

Министерство регионального развития Российской Федерации письмом от 20.12.2006 г. N 14313-РМ/07 довело до сведения организаций жилищно-коммунального хозяйства, товариществ собственников жилья, жилищных управляющих организаций, что согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, а также п. 6 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 г. N 208, данными лицами, в том числе являются: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

При этом, перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила).

Согласно подп. «е» п.26 Правил в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирных домом включаются: техническая документация, которая включает в себя иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и учёта граждан, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, п.1.3 Инструкции о применении Правил регистрации и учёт граждан, утверждённой Приказом МВД России от 23.10.1995 г. № 393, под иными документами, связанными с управлением многоквартирным домом, имеется в виду и учётно-регистрационная документация на граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Истребуемые истцом документы непосредственно связаны с управлением многоквартирным домом. В частности, при определении количества коммунальных услуг на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г № 307, расчёт платы за коммунальные услуги напрямую зависит от количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении. Отсутствие поквартирных карточек учёта регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, архива регистрации граждан не позволяет истцу исполнять обязанности по управлению домом в части начисления платы за коммунальные услуги и в части взыскания задолженности по оплате коммунальных платежей.

Кроме того, как следует из пояснений представителя истца в связи с отдалённостью расположения МУ Краснокамский «РКЦ» и платностью оказываемых услуг к председателю ТСЖ и в управляющую организацию неоднократно обращаются члены ТСЖ и жители дома, не являющиеся членами ТСЖ, для решения вопроса о выполнении управляющей организацией обязанностей по ведению паспортного стола. Доказательств иного в дело не представлено.

В настоящее время способ управления товарищество собственников жилья по многоквартирному дому по адресу: <...> не изменен. При этом, обязанность по передаче данной документации истцу - ТСЖ «Кама-1» возникает независимо от наличия или отсутствия письменного договора, содержащего условия об управлении, содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Доказательств того, что воля собственников дома по адресу: <...>, содержащаяся в решениях, оформленных протоколами общего собрания, реализована в части передачи документации на многоквартирной дом, в дело не представлено. Документы, подлежащие передаче ООО «ПКФ «Уралкомп»: карточки регистрации граждан, поквартирных карточек, архивной документации по регистрационному учёту граждан, проживающих по адресу: <...> не переданы ни ТСЖ «Кама-1», ни ООО «ПКФ «Уралком» до настоящего времени. Таким образом, выбранный способ управления - товарищество собственников жилья не реализован.

Следует отменить, что в данном случае деятельность Товарищества собственников жилья по представлению интересов собственников помещений в многоквартирном доме по настоящему иску не выходит за пределы управления многоквартирным домом, определённых ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Поскольку иных доказательств в дело не представлено, на основании п. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 209 Гражданского кодекса РФ и приведённых норм действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удержания МУ «Краснокамский РКЦ» истребуемой истцом документации.

В деле также имеется соглашение от 01.07.2006 г. заключённое между ООО «Производственно-коммерческая фирма «Уралкомп» и Администрацией Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, по условиям которого, общество является ответственным за подготовку документов по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства по жилым домам (т.е. функции паспортного стола), в которых собственники выбрали Общество управляющей организацией, в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ и поручили Обществу выполнять функции паспортного стола. В соответствии с п.2.1 соглашения Администрация передаёт Обществу карточки учёта регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства по жилым домам, управляемыми Обществом, не позднее 30 календарных дней с момента предоставления Обществом договора на управление жилым домом и решения общего собрания собственников помещений о поручении обществу выполнения функции паспортного стола. Согласно п.3.2 данного соглашения все разногласия по нему разрешаются по соглашению сторон. Соглашение сторон о его расторжении в дело не представлено. (л.д.18).

В просительной части искового заявления (с учётом его уточнения) содержится перечень документов, составленный истцом в соответствии с Правилами № 491, Жилищным кодексом РФ. Иного ответчиком в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.

Наличие указанного перечня истребуемых документов у ответчика подтвердил представитель МУ «Краснокамский расчётно-кассовый центр» в протоколе судебного заседания от 24.05.2011 г.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела документы, суд по правилам, определенным ст. 71 АПК РФ пришёл к выводу о наличии волеизъявления собственников о передачи спорной документации и выражение этой воли в форме соответствующих договора управления и протоколов.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика и третьего лица, изложенные в отзывах на иск, подлежат отклонению.

В отзывах ответчик и третье лицо ссылаются на постановление Правительства РФ от 03.10.2009 г. № 796, согласно которому в целях организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг образуются многофункциональные центры предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «единого окна».

Между тем, данным постановлением утверждены правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных нужд. Имеющаяся в них информация имеет рекомендательный, а не обязательный характер.

Подлежат отклонению возражения ответчика и третьего лица относительно того, что из положений Устава ТСЖ «Кама-1», утверждённого общим собранием собственников МЖД 27.06.2007 г. не усматривается право ТСЖ на осуществление функций «паспортного стола»; договор управления многоквартирным домом от 10.08.2007 г. (раздел 4 договора) и Устав ТСЖ «Кама-1» (раздел 19) не закрепляют, что начисление платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляются ТСЖ, либо управляющей компанией.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и(или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

Как следует из пунктов 19.2, 19.2.1, 19.2.2, 19.2.3, 19.2.5 Устава ТСЖ «Кама-1» плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платёжных документов, представленных не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшем месяцем. Члены ТСЖ плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят Управляющей организации. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится по количеству лиц фактически проживающих в жилом помещении, независимо от регистрации по месту жительства (пребывания).

Поскольку в многоквартирном доме N 13 по ул. Калинина, г. Краснокамск создано ТСЖ, действия по ведению паспортного стола, обработке лицевых счетов, выдача копий поквартирных карточек, а также обработка персональных данных собственников и нанимателей жилых помещений осуществляется обществом с согласия общего собрания собственников помещений ТСЖ «Кама-1».

Утверждение ответчика и третьего лица о том, что требования истца направлены на передачу персональных данных граждан, которые свое согласие на это не выражали, что противоречит п.8 ст. 9 ФЗ от 27.06.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологий и о защите информации», п.3 ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; при этом передача функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, начислением и учётом платежей истцу, требует обязательного получения согласия на то субъектов персональных данных, то есть каждого из собственников многоквартирного жилого дома, не принимается судом на основании следующего.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ч 2 ст. 155 ЖК РФ).

В силу статей 153 п. 1, 155 п. 2 Жилищного кодекса РФ, при начислении платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги должны использоваться персональные данные при выполнении договорных обязательств по предоставлению потребителям услуг, стороной в которых являются сами потребители - то есть субъекты персональных данных.

Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, установлено, что в платежном документе указываются, в том числе почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя).

Согласно статье 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных указано, что согласия субъекта персональных данных, предусмотренного ч. 1 данной статьи, не требуется в случае, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Таким образом, при оказании, в том числе услуг по оформлению платежных документов за оплату жилых помещений и коммунальных услуг используются персональные данные собственников и нанимателей жилых помещений (фамилия, имя, отчество, адрес).

Персональные данные с целью начисления платежей за коммунальные услуги могут обрабатываться и без согласия оператора на основании пункта 1 ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных, поскольку указанные данные используются в целях осуществления расчетов за жилищные и коммунальные услуги.

Проанализировав указанные нормы, а также оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «ПКФ «Уралкомп» по поручению ТСЖ «Кама-1» вправе осуществлять обработку персональных данных с целью осуществления расчетов за жилищно-коммунальные услуги, с условием обеспечения конфиденциальности полученных персональных данных граждан, что следует из протокола общего собрания собственников помещений № 1 от 19.10.2010 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

При подаче иска в суд истцом была излишне уплачена госпошлина в сумме 4000 руб., которая подлежит возврату истцу из федерального бюджета (ст. 104 АПК РФ).

Судебные расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу истца (ст. 110 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Краснокамский расчётно-кассовый центр» передать истцу, Товариществу собственников жилья» «Кама-1» документацию, связанную с управлением многоквартирным жилым домом по адресу: <...> дом, 13: карточки регистрации граждан, поквартирные карточки, архивную документацию по регистрационному учёту граждан.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального учреждения «Краснокамский расчётно-кассовый центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Товарищества собственников жилья» «Кама-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Возвратить Товариществу собственников жилья «Кама-1» из федерального бюджета РФ излишне перечисленную по платёжному поручению № 190 от 03.09.2010 г. госпошлину в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Е.Д. Антонова