НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 23.01.2024 № А50-24691/2023

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

«30» января 2024 года Дело № А50-24691/2023

Резолютивная часть решения объявлена 23.01.2024. Полный текст решения изготовлен 30.01.2024.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи С.В. Торопицина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания правление» (ОГРН 1185958069901, ИНН 5904369344)

к Прокуратуре Пермского края, Прокуратуре Очерского района Пермского края

иные заинтересованные лица: Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939), Администрация Очерского городского округа (ОГРН 1195958041850, ИНН 5933012229)

об оспаривании представления от 08.06.2023 № 2-19-23/Прдп114-23,

при участии представителей:

от заявителя – Данилевич А.И. по доверенности от 28.12.2023 предъявлен паспорт, диплом;

от Прокуратуры Пермского края – Зеленин А.А.., предъявлено удостоверение;

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания правление» (далее – заявитель, Общество, Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Прокуратуре Пермского края, Прокуратуре Очерского района Пермского краяоб оспаривании представления от 08.06.2023 № 2-19-23/Прдп114-23.

Определением от 13.11.2023 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве иного заинтересованного лица привлечена Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее – Инспекция).

Определением от 20.12.2023 к участию в деле в качестве иного заинтересованного лица привлечена Администрацию Очерского городского округа (далее – Администрация).

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на отсутствие перечисленных в представлении от 08.06.2023 № 2-19-23/Прдп114-23 нарушений; полагает оспариваемое представление незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и необоснованно возлагающим на Общество определенные обязанности; в отношении неисправности прибора учета тепловой энергии, расположенного в многоквартирном доме, по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32, поясняет, что Обществом в течение отопительного сезона 2022-2023 годов предпринимались меры, направленные на восстановление названного прибора учета; в отношении дома, по адресу: г. Очер, ул. Калинина, 22, отмечает, что Общество приступило к управлению названным домом, осуществляло работы по содержанию и текущему ремонту здания, следовательно, имело право выставлять собственникам квитанции на оплату за содержание и текущий ремонт дома; указывает на нарушение Прокуратурой Очерского района процедуры проведения проверки.

От Прокуратуры Пермского края поступил письменный отзыв, по доводам которого против удовлетворения требований Общества возражает; считает оспариваемое представление законным и обоснованным; поясняет, что в ходе принятия на основании поступивших обращений мер прокурорского реагирования, Прокуратурой Очерского района выявлены допущенные Обществом нарушения жилищного законодательства, а именно: Обществом не исполняется обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32 (с начала отопительного сезона 2022-2023 годов общедомовой прибор учета тепловой энергии находится в неисправном состоянии, его работоспособность Управляющей компанией не восстановлена, плата за отопление взимается исходя из норматива потребления), собственникам помещений в доме, по адресу: г. Очер, ул. ул. Калинина, 22, Управляющей компанией направляются квитанции на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту здания в отсутствие оснований; поясняет, что какая-либо проверка в отношении Общества не проводилась, оспариваемое представление выдано по результатам принятия мер прокурорского реагирования.

Прокуратура Очерского района направила отзыв на заявление, по доводам которого против удовлетворения требований Общества возражает; поясняет, что представление от 08.06.2023 № 2-19-23/Прдп114-23 выдано в связи с выявлением допущенных Обществом нарушений жилищного законодательства; полагает, что Обществом на протяжении всего отопительного сезона 2022-2023 годов не предпринималось мер, направленных на ремонт общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32, что нарушило права собственников жилых помещений данного дома и повлекло несение ими повышенных расходов за оплату коммунальной услуги по отоплению в период с сентября 2022 года по май 2023 года (начисление платы производилось исходя из норматива потребления, а не по показаниям прибора учета); в отношении нарушений, выявленных в доме, по адресу: г. Очер, ул. ул. Калинина, 22, указывает, что Обществом незаконно направлялись квитанции об оплате за содержание и текущий ремонт здания собственникам помещений без предварительно заключенных договоров с данными лицами, а также с учетом не проведения Обществом каких-либо работ по содержанию и текущему ремонту названного дома.

От Администрации поступил письменный отзыв, по доводам которого против удовлетворения требований Управляющей компании возражает; считает доводы заявителя о незаконности оспариваемого представления необоснованными; изложила письменные пояснения в отношении выявленных нарушений.
Кроме того, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.

Инспекцией представлены письменные пояснения, позиции относительно требований заявителя не высказано.

Прокуратура Очерского района и Инспекция о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание представителей не направили, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя не представили, что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представитель Прокуратуры Пермского края против удовлетворения требований Общества возражал.

Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Общество имеет действующую лицензию от 24.10.2019 № 059000582 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

23.05.2023 в Прокуратуру Очерского района поступила жалоба собственников жилых помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32, в которой указано на неработоспособность прибора учета тепловой энергии в отопительном сезоне 2022-2023 годов в связи с чем, начисление платы за отопление с сентября 2022 года производилось по нормативу, а не по показаниям прибора учета (файл «жалоба Седов»).

Кроме того, на прием Прокурора Очерского района обратился собственник бизнес-центра «Калина» с требованием о предоставлении разъяснений в части законности (незаконности) предъявления Управляющей компанией квитанций за содержание и текущий ремонт здания по адресу: г. Очер, ул. Калинина, 22.

При рассмотрении поступивших обращений Прокуратурой Очерского района выявлены следующие нарушения Обществом требований жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами:

- при управлении многоквартирным домом, по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32, Обществом не исполняется обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома (с начала отопительного сезона
2022-2023 годов общедомовой прибор учета тепловой энергии находится в неисправном состоянии, его работоспособность Управляющей компанией не восстановлена, начисление платы за тепловую энергию собственникам жилых помещений в период с сентября 2022 года по май 2023 года производилось исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не по показаниям прибора учета);

- в доме, по адресу: г. Очер, ул. ул. Калинина, 22, собственникам помещений направляются квитанции на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту здания, в отсутствие предварительно заключенных договоров с данными лицами, а также при не проведении каких-либо работ по содержанию и текущему ремонту названного дома.

Результаты проведенных в рамках мер прокурорского реагирования мероприятий отражены в акте от 06.06.2023.

Выявленные нарушения явились основанием для направления в адрес Управляющей компании представления об устранении нарушений норм жилищного законодательства от 08.06.2023 № 2-19-23/Прдп114-23.

Не согласившись с названным представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.

Как следует из оспариваемого представления, последнее вынесено по результатам рассмотрения поступивших в Прокуратуру Очерского района обращений.

Доводы Общества о нарушении процедуры проведения проверки, судом рассмотрены и не приняты во внимание в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023, принятие прокурором мер реагирования без проведения проверки, но при наличии поступившей в органы прокуратуры подтвержденной информации о фактах нарушения законодательства не является нарушением порядка производства по такому делу.

При этом с учетом положений Закона о прокуратуре проведение проверки не является единственным возможным способом выполнения возложенных на органы прокуратуры функций в рамках надзора за исполнением законов. Информация и документы направляются органам прокуратуры как в рамках представления для осуществления возложенных на них функций, так и в рамках проверок.

Так, в силу пункта 2 статьи 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

При этом пунктом 2 статьи 21 Закона о прокуратуре предусмотрено, что проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Вопросы организации надзора в сфере конституционных прав граждан на труд определены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», которым предписано сосредоточить усилия, в том числе, на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности (пункт 2.1), организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», для выявления фактов массовых нарушений прав граждан наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

Учитывая изложенное, Законом о прокуратуре предусмотрено выявление нарушений закона и принятие мер реагирования как в рамках проводимых проверок с соответствующим вынесением решений о проведении проверок, так и на основании поступившей в органы прокуратуры информации о нарушении законодательства и без вынесения решения о проведении проверки.

Таким образом, в случае, если у прокурора имеются достаточные сведения о наличии допущенных лицом нарушений, вынесение акта реагирования (представления) возможно без проведения проверки.

С учетом изложенного, поступление в Прокуратуру Очерского района информации о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязанностей в сфере организации учета теплоснабжения, повлекшего повышенные расходы граждан - собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Коммунистическая, 32, в г. Очер Пермского края, а также информации о начислении платы за производство работ по содержанию здания по ул. Калинина, 22 в г. Очер без заключения соответствующих договоров на обслуживание и без производства работ, является законным основанием для принятия мер реагирования без проведения дополнительной проверки.

Принимая во внимание изложенное, соответствующие доводы заявителя о нарушении Прокуратурой Очерского района процедуры проведения проверки подлежат отклонению.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующий акт.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 2 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В состав общего имущества включается также внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе (пункт 5 Правил № 491).

В силу пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов)
гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354
(далее – Правила № 354).

Пунктом 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (подпункт «з»), обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт «к»).

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункт 13 Правил № 491).

Согласно пункту 14 Правил № 491 результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Таким образом, осмотр и отражение результатов осмотра в соответствующем акте является установленной законом обязанностью управляющей компании. В случае выявления неисправности элементов общедомового имущества управляющая компания обязана принять меры по ее устранению таким образом, чтобы обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Неисполнение указанных обязанностей является нарушением требований действующего законодательства.

Рассмотрев обоснованность оспариваемого представления, судом установлено следующее.

Из материалов дела следует, что в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32, собственниками не был выбран способ управления многоквартирным домом, в связи с чем, Администрацией проведен открытый конкурс по отбору управляющей компании.

По результатам открытого конкурса для указанного многоквартирного дома Общество определено в качестве управляющей организации (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 15.08.2022).

Решением Инспекции от 12.09.2022 № 2022-08-227 указанный многоквартирный дом с 13.09.2022 исключен из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Очер Комфортжилсервис» и включен в деятельность Общества.

Согласно данным ГИС ЖКХ заявитель осуществлял управление многоквартирным жилым домом по ул. Коммунистическая, 32 в г. Очер Пермского края до 01.10.2023.

В связи с обращением граждан-собственников жилых помещений в названном многоквартирном доме Прокуратурой Очерского района проведены мероприятия по проверке обоснованности доводов жалобы, в ходе которых установлено, что с начала отопительного сезона 2022-2023 года в указанном доме общедомовой прибор учета тепловой энергии находится в неисправном состоянии, в связи с чем, Управляющей компанией собственникам жилых помещений выставлялись квитанции на оплату коммунальной услуги по отоплению, в которых плата за услуги отопления начислялась по нормативу потребления тепловой энергии.

При этом Обществом не предпринято мер, направленных на ремонт и ввод в эксплантацию прибора учета тепловой энергии.

На основании выявленных обстоятельств Прокуратурой Очерского района установлен отраженный в оспариваемом представлении факт неисполнения Обществом обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Доводы Общества о том, что Управляющей компанией в течение отопительного сезона 2022-2023 годов предпринимались меры, направленные на восстановление названного прибора учета, судом рассмотрены и отклонены в силу следующего.

Как указано ранее, фактически Общество приступило к управлению данным домом с 13.09.2022.

Постановлением Администрации Очерского городского округа от 08.09.2022 № 278-01-02П-1411 (в редакции от 20.09.2022) установлено начало отопительного периода в жилищном фонде с 21.09.2022.

22.09.2022 при допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в указанном доме должностным лицом энергоснабжающей организации установлено, что у двух составляющих измерительных элементов узла учета истекли сроки поверки (у СПТ-943,2 срок истек 14.09.2022, у
КТПТР-06 – 06.02.2022). Данные обстоятельства зафиксированы в акте допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 22.09.2022, составленным энергоснабжающей организацией (общество с ограниченной ответственностью «Тимсервис») совместно с заявителем (л.д. 59).

Таким образом, на момент начала осуществления Обществом деятельности по управлению спорным домом узел учета находился в неисправном состоянии и не эксплуатировался.

Как указывает заявитель, в период с 22.09.2022 по 25.11.2022 производилась поверка указанных элементов прибора учета.

25.11.2022 при повторном допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии установлен факт некорректной работы расходомера на обратном трубопроводе отопления, а также неисправность расходомера на обратном трубопроводе ГВС, в связи с чем, узел учета тепловой энергии вновь не допущен в эксплуатацию, о чем составлен акт допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 25.11.2022 (л.д. 59 оборот).

Из пояснений заявителя следует, что в период с 25.11.2022 по 25.01.2023 им производился поиск компаний в г. Перми и Пермском крае, которые смогут произвести ремонт указанных выше элементов, однако, компаний, которые могли бы произвести соответствующий ремонт в г. Перми и Пермском крае не выявлено, в связи с чем, Обществом принято решение о направлении узла учета на ремонт на завод изготовитель (общество с ограниченной ответственностью «ПКО «Прамер»), который находится в г. Димитровград (Ульяновская область).

27.01.2023 узел учета отопления направлен курьерской почтой для ремонта на завод изготовитель.

10.04.2023 посредством курьерской почты узел учета возвращен
заявителю после произведенного ремонта, установлен Обществом в указанный многоквартирный дом.

На основании Постановления Администрации Очерского городского округа от 28.04.2023 № 278-01-02П-645 (в редакции от 03.05.2023) отопительный период окончен 02.05.2023.

Как пояснил заявитель, Общество не успело ввести в эксплуатацию узел учета отопления, в связи с тем, что отопительный период закончился 02.05.2023.

Из совокупности фактических обстоятельств и пояснений Управляющей компании судом не установлен факт принятия заявителем всех необходимых мер, направленных на скорейший ввод в эксплуатацию прибора учета в многоквартирном доме, по адресу: г. Очер, ул. Коммунистическая, 32.

Так, из вышеизложенного усматривается, что Общество не осуществляло действий направленных на ремонт прибора учета и на поиск ремонтной организации в период с 22.09.2022 по 25.11.2022.

Суд также принимает во внимание длительный период поиска подрядной организации для ремонта прибора учета (в период с 25.11.2022 по 25.01.2023).

Более того, как указано ранее, узел учета возвращен заявителю после произведенного ремонта 10.04.2023, отопительный период окончен 02.05.2023. Между тем, заявителем в период с 10.04.2023 по 02.05.2023 не предпринято мер, направленных на введение отремонтированного прибора учета в эксплуатацию с целью осуществления возможности начисления собственникам жилых помещений платы за отопление в оставшийся период исходя из показаний прибора учета и уменьшения расходов граждан. Доказательств обратного в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.

Таким образом, соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению.

Оценив представленные доказательства, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Обществом не исполнена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома по ул. Коммунистическая, 32 в г. Очер Пермского края, что привело к начислению собственникам платы за отопление исходя из норматива потребления тепловой энергии, а не по показаниям прибора учета, что в свою очередь повлекло повышение расходов граждан на указанную коммунальную услугу.

На основании изложенного выявленный Прокуратурой Очерского района факт нарушения заявителем требований законодательства в части начисления неисполнения Обществом обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, оспариваемое представление в указанной части является законным и обоснованным.

Рассмотрев обоснованность представления от 08.06.2023
№ 2-19-23/Прдп114-23 в части перечисленных в нем нарушений, допущенных Обществом при управлении домом по адресу: г. Очер, ул. ул. Калинина, 22, судом установлено следующее.

В материалы дела представлен технический паспорт части здания, расположенного по адресу: г. Очер на ул. Калинина, д. 22, согласно которому последнее является нежилым 3-этажным кирпичным зданием.

На публичной кадастровой карте на официальном сайте https://pkk.rosreestr.ru/ также отображены сведения о том, что здание с кадастровым номером 59:31:0491706:39 является нежилым (файл «10. Скриншот с публичной кадастровой карты в отношении здания на 1 л»).

При этом из пояснений Администрации следует, что ранее данное здание являлось гостиницей, разделено на 3 разных блока, которые разделены капитальными стенами, квартиры в здании занимают 1/4 (454 кв.м.) от общей площади здания (2 009 кв.м.).

Постановлением Администрации Очерского городского округа от 07.07.2022 № 278-01-02П-955 принято решение провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории Очерского городского округа, в том числе и в отношении дома по Калинина, 22 (файл «5. Постановление Администрации Очерского ГО от 07.07.2022 № 278-01-02П-955 на 3 л»).

13.07.2022 Управлением утверждена Конкурсная документация и размещена на сайте www.torgi.gov.ru (файл «6. Конкурсная документация от 13.07.2022 на 72 л»).

В соответствии с пунктом 11.2 Конкурсной документации победитель конкурса, участник конкурса в случаях, предусмотренных пунктами 9.12 и 11.4 настоящей конкурсной документации в течение 20 дней от даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Соответствующие требования установлены пунктом 91 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее – Правила № 75).

В силу частей 3-5 статьи 161 ЖК РФ, пункта 91 Правил № 75 на управляющую компанию возлагается обязанность направить договор управления в адрес собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, обязанность управляющей организации, выигравшей конкурс на управление домом, по направлению в адрес собственников помещений договора управления (соглашения) предусмотрена как действующим законодательством, так и утвержденной Конкурсной документацией.

Из анализа протокола от 18.05.2023 общего собрания собственников помещений дома по адресу: г. Очер, ул. Калинина, 22, усматривается, что договор управления (соглашение) Обществом в адрес собственников не направлялся (файл «7. Протокол общего собрания от 18.05.2023 на 9 л»).

Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах установленный Прокуратурой Очерского района факт направления Обществом в адрес собственников помещений квитанций на оплату услуг по содержанию и текущему ремонту здания, в отсутствие заключенного с собственниками дома договора управления, свидетельствует о нарушении Управляющей компанией действующего жилищного законодательства.

Более того, суд предлагал Обществу представить доказательства оказания услуг (совершения работ) по содержанию и текущему ремонту дома по ул. Калинина, 22. Между тем, данные документы заявителем в материалы дела не представлены. Доказательств направления Обществом в Прокуратуру Очерского района или в Прокуратуру Пермского края документов, подтверждающих факт совершения названных действий, в материалах дела также не имеется.

В силу положений части 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Частью 2 статьи 9 АПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, факт оказания услуг по содержанию и текущему ремонту здания по ул. Калинина, 22 Обществом не доказан.

При таких обстоятельствах начисление Управляющей компанией собственникам помещений в доме по адресу: г. Очер, ул. Калинина, 22, платы за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту здания, в отсутствие заключенного договора управления и с учетом недоказанности факта оказания соответствующих услуг, подтверждается материалами дела и свидетельствует о нарушении Обществом действующего жилищного законодательства.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемое представление в указанной части также является законным и обоснованным.

В данном представлении перечислены нормы действующего законодательства, нарушенные заявителем, а также предписано устранить указанные нарушения. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое представление не содержит. Доказательств обратного суду не представлено.

Доказательств того, что оспариваемое представление нарушает права заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, также не имеется, и из обстоятельств дела такое нарушение не усматривается.

Оспариваемое представление имеет целью побудить заявителя предпринять меры, направленные на устранение нарушений действующего жилищного законодательства.

С учетом изложенного оснований для признания представления от 08.06.2023 № 2-19-23/Прдп114-23 недействительным не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 112 АПК РФ, при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание, что в удовлетворении требований Общества отказано, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания правление» (ОГРН 1185958069901, ИНН 5904369344) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья С.В. Торопицин