ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
«21» августа 2015г. № дела А50-14594/2014
Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2015г.
В полном объеме решение изготовлено 21.08.2015г.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Байдиной И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седлеровой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Актион» (ОГРН 1127747178008, ИНН 7722792693)
к начальнику Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петровой Н.Г.,
и к Финансовому управлению администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025902174792, ИНН 5934050202) с требованиями:
признать незаконным решение Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, оформленное письмом от 10.07.2014 № 01-13-212, об отказе в предоставлении информации, запрашиваемой ООО «Актион», как несоответствующее п.1 ст. 9 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
обязать Финансовое управление администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петрову Н.Г. предоставить ООО «Актион» заверенные копии следующих документов:
- сводную бюджетная роспись Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края на 2014 г.;
- кассовый план Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края на 2014 г.;
- выписку о движении денежных средств на едином счете бюджета Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края за период с 01.012014г. по дату изготовления ответа на запрос;
- перечень исполнительных листов, находящихся на исполнении в Финуправлении, с указанием номера судебного дела и остатка суммы задолженности на дату изготовления ответа.
При участии:
от заявителя: неявка;
от Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края и начальника Финуправления: Петровой Н.Г.: неявка;
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Актион» (далее по тексту – ООО «Актион», заявитель) 11.06.2014г. обратилось в Финансовое управление администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края (далее по тексту - Финуправление) с запросом представить сводную бюджетная роспись Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края на 2014 г.;
- кассовый план Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края на 2014 г.;
- выписку о движении денежных средств на едином счете бюджета Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края за период с 01.01.2014г. по дату изготовления ответа на запрос;
- перечень исполнительных листов, находящихся на исполнении в Финуправлении, с указанием номера судебного дела и остатка суммы задолженности на дату изготовления ответа (т.1, л.д.13).
По итогам рассмотрения обращения Финуправлением 10.07.2014 со ссылкой на положения Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления» (далее по тексту – Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления) дан ответ, что вся общедоступная информация о бюджете Горнозаводского муниципального района и о его исполнении размещена на официальном сайте администрации.
Не согласившись с отрицательным для себя решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Считает, что информация, содержащаяся в запрашиваемых ООО «Актион» документах, федеральными законами не отнесена к информации ограниченного доступа. Размещение информации на официальном сайте в сети Интернет в силу Закона является лишь одним из способов обеспечения доступа к информации. Вместе с тем запрошенная информация на официальном сайте не опубликована. Настаивает, что установленные законом основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации отсутствовали.
Решением от 24.11.2014 судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований (т.1, л.д.56-62).
Постановлением от 17.02.2015 апелляционная жалоба ООО «Актион» оставлена без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения (т.1, л.д.98-103).
Арбитражным судом Уральского округа решение Арбитражного суда пермского края от 24.11.2014 по делу № А50-14594/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по тому же делу отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26.06.2015 указано следующее.
Выводы судов о том, что испрашиваемая информация не могла быть выдана обществу, поскольку не затрагивает прав и интересов последнего, не основаны на нормах права.
Также являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, исключающие возможность предоставления информации, предусмотренные в ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно указанной норме информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых соответствующим публичным органом; о проведении анализа деятельности публичного органа или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Суды при вынесении судебных актов, руководствовались п. 6 ч. 1 ст. 20 Закона N 8-ФЗ, говоря о том, что из буквального текста запроса следует, что истребованные документы необходимы обществу для проведения анализа деятельности органа местного самоуправления, а в силу указанного закона информация в этом случае может не предоставляться.
Однако суды не учли тот факт, что общество, запрашивая указанную выше информацию, не просило управление давать оценку своим правовым актам или актам иных органом, так же как не просило администрацию проводить анализ деятельности каких-либо органов. Вместо этого, общество просило представить документы о деятельности самого управления, чтобы произвести анализ деятельности самостоятельно на основании испрашиваемой информации.
Также не основаны на нормах права и выводы судов о том, что общество не вправе запросить вышеуказанную информацию, поскольку таковая была представлена администрацией по запросу судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительных производств N 14626/13/46/59, 14629/13/46/59, 14628/13/46/59, где взыскателем выступает общество, должником - муниципальное образование "Горнозаводский муниципальный район" Пермского края.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством при оценке указанных в запросе общества документов на наличие в них сведений, составляющих государственную или служебную тайну.
Судебное заседание в первой инстанции было назначено на 14 час 30 мин 20 августа 2015 года. В заседание явился только начальник финуправления Н.Г.Петрова. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час 30 мин 21 августа 2015 года. После перерыва явки от сторон не было.
Оценив в совокупности доводы заявителя, возражения заинтересованного лица и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 149-ФЗ, основным принципом правового регулирования отношений в сфере информации является, в том числе, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Часть 2 статьи 5 Закона об информации предусматривает разделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации (часть 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Частями 1, 2 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности информации, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о коммерческой тайне.
Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Из анализа приведенной нормы следует, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация относительно выполнения возложенных на них полномочий, которые им установлены нормативными правовыми актами различного уровня (федеральными и субъектов Российской Федерации), а применительно к органам местного самоуправления, прежде всего, их уставами и муниципальными правовыми актами. Такая информация может быть не только созданной самим органом государственной власти или органом местного самоуправления, но и поступившей в эти органы. При этом, поступление информации в органы государственной власти или местного самоуправления должно происходить в соответствии с их полномочиями.
Как сказано выше, ООО «Актион» запросило у муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район»
-сводную бюджетную роспись Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края на 2014 г.;
- кассовый план Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края на 2014 г.;
- выписку о движении денежных средств на едином счете бюджета Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» Пермского края за период с 01.012014г. по дату изготовления ответа на запрос;
- перечень исполнительных листов, находящихся на исполнении в Финуправлении, с указанием номера судебного дела и остатка суммы задолженности на дату изготовления ответа (т.1, л.д.13).
Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что истребованные документы содержат сведения, составляющие государственную или служебную тайну. К материалам настоящего судебного дела приобщено сопроводительное письмо от 07.11.2014 № 01-13-378.1 согласно которому документы (информация) были направлены в адрес ООО «Актион» в рамках другого дела, рассмотренного Арбитражным судом Пермского края.
Между тем отсутствие в запрошенных документах (сведениях) государственной или служебной тайны – это не единственный критерий, которым следовало руководствоваться при рассмотрении запроса ООО «Актион».
Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности(часть 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ).
Из приведенной нормы следует, что истребованные документы (информация) должны непосредственно касаться прав и обязанностей ООО «Актион» в связи с взаимодействием с финуправлением при осуществлении обществом своей уставной деятельности.
Организация исполнения бюджета возлагается на финансовое управление администрации Горнозаводского муниципального района. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана (статья 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Выписка о движении денежных средств на едином счете бюджета Муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» и перечень исполнительных листов, находящихся на исполнении в Финуправлении, с указанием номера судебного дела и остатка суммы задолженности, могут содержать информацию о третьих лицах, которая должна распространяться держателем этой информации с их согласия.
В материалах судебного дела отсутствуют доказательства, что все истребованные документы (информация) непосредственно касаются прав и обязанностей ООО «Актион», а также то, что информация необходима в связи с взаимодействием с финуправлением при осуществлении обществом своей уставной деятельности (часть 3 статьи 8 Федерального закона N 149-ФЗ).
На момент обращения общества с запросом в финуправление в производстве службы судебных приставов находилось сводное исполнительное производство о взыскании с муниципального образования «Горнозаводский муниципальный район» в пользу ООО «Актион» 93 231 931 руб. 57 коп.
Из запроса от 11.06.2014 следует, что ООО «Актион» истребует от финуправления документы (информацию) как взыскатель по исполнительным производствам, а не как лицо, которому информация, необходима в связи с взаимодействием с указанным органом при осуществлении организацией своей уставной деятельности.
В рамках исполнительного производства по запросу судебного пристава финуправлением интересующая ООО «Актион» информация была предоставлена (т.1, л.д.50-52).
Судом первой инстанции не установлено несоответствие оспариваемого решения Закону об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Иные доводы заявителя отклоняются за несостоятельностью.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку два юридически значимых обстоятельства судом первой инстанции не были установлены, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований бремя уплаты государственной пошлины ложится на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края.
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья И.В. Байдина