Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
16 марта 2020 года | дело № А50-38299/2019 |
Резолютивная часть решения принята 20 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2020 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вавиловой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)
к ответчику: автономной некоммерческой организации «Программы правовой грамотности» (ОГРН 1155958030150; ИНН 5904301360)
о взыскании 3 000 руб. (непредставление сведений, неустранение расхождений РСВ за периоды 2016 года),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее – Управление, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с АНО «Программы правовой грамотности» (далее – должник, страхователь) финансовых санкций в размере 3 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон, путем исследования имеющихся в деле письменных доказательств (ч. 5 ст. 227, ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам сверки данных раздела 6 РСВ-1 за 6 и 9 месяцев 2016 года, представленных страхователем 10.08.2016, 15.11.2016 и форм СЗВ-М за отчетные периоды, Фондом выявлены расхождения в отношении 2 застрахованных лиц, по которым представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за периоды 2016 года, но не указаны сведения в разделе 6 Расчета РСВ-1 за отчетные периоды 6 и 9 месяцев 2016 года.
Управлением в адрес страхователя направлялись уведомления об устранении ошибок от 21.02.2017.
Указанное нарушение нашло отражение в актах от 04.03.2019 №№ 203S12190000437, 203S12190000438, в которых предлагалось привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц» (далее – Закон № 27-ФЗ).
11.04.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесены решения №№ 203S13190001131, 203S13190001132 которыми страхователь привлечен к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Требованиями от 16.05.2019 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 04.06.2019.
Кроме того, Фондом установлено, что должник не представил в установленный законом срок индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, фактически сведения в отношении четырех застрахованных лиц были представлены 19.03.2019.
Указанное нарушение нашло отражение в акте от 29.03.2019 № 203S18190013608.
13.05.2019 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение № 203S19190015219, которым страхователь привлечен к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 2000 руб.
Требованием от 13.06.2019 страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 02.07.2019.
Поскольку в установленный требованиями срок задолженность не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст.ст. 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно ст. 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2016).
В ч. 17 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (ч. 6 ст. 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Ранее, до 31.12.2016, аналогичная норма содержалась в ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая применялась при взыскании указанных штрафов в силу ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Судом установлено, что Управлением не соблюден предусмотренный п. 1 ст. 101.4 НК РФ 10-дневный срок для составления акта проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 9 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В п. 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п.п. 1 и 5 ст. 101, п.п. 1, 6, 9 ст. 101, п.п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 № 302-КГ18-6775.
В соответствии с положениями ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
В ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (ч. 6).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту (ч. 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (ч. 13).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (ч. 15).
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (ч. 16).
По правилам п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Судом установлено, что с учетом срока проведения камеральной проверки акт о выявлении правонарушения составлен с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении Управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Учитывая совокупность указанных сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, суд приходит к выводу о пропуске фондом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Кроме того, из материалов дела следует, что должником представлена дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2017 года.
При этом, суд отмечает, что представление должником как страхователем 19.03.2019 уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах за октябрь 2017 года до выявления ошибок, несоответствий территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации - акт проверки от 29.03.2019, также исходя из абзаца 3 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, не предполагает применение финансовых санкций.
На основании изложенного выше требования Управления удовлетворению не подлежат.
Поскольку Управление от уплаты государственной пошлины освобождено в силу закона (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ), в удовлетворении заявленных требований отказано, распределение государственной пошлины не производится.
Руководствуясь статьями 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми требований отказать, в связи с несоблюдением совокупных сроков на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций и в связи с устранением страхователем неполноты (недостоверности) изначально своевременно направленных сведений путем направления корректирующих форм в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Н.В. Вавилова