Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
19 августа 2013 года
Дело № А50-11256/2013
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Е. Алексеева, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества «Авиадвигатель» (ОГРН 1025900890531, ИНН 5904000620)
к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании незаконным решения в части,
без вызова сторон,
установил:
Открытое акционерное общество «Авиадвигатель» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Учреждение, отделение Фонда) от 23.04.2013 № 481 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 20 195,68 руб. на компенсационные выплаты за приобретаемые сотрудниками путевки в детские оздоровительные лагеря.
Определение суда о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 20.06.2013 г. получено заявителем 24.06.2013 (л. д. 3 «а»), а заинтересованным лицом – 25.06.2013 (л. д. 3 «б»).
В обоснование заявленных требований общество указывает на несоответствие решения в оспариваемой части закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Полагает, что отделение Фонда возлагает на общество обязанности по уплате недоимки, штрафов и пеней в большем размере, чем это предусмотрено законодательством РФ. Ссылается на то, что оплата или частичная оплата обществом стоимости санаторно-курортных путевок физических лиц (своих работников, членов их семей) не связана с трудовыми или гражданскими правовыми отношениями сторон, не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, следовательно, указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами на основании ст. 7 Закона №212-ФЗ.
Отделение Фонда направило в материалы дела письменный отзыв, требования не признает, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения и отсутствие оснований для признания его недействительным в части доначисления взносов в сумме 20 195,68 руб., ссылается на то, что предоставление сотрудникам компенсаций производилось в рамках трудовых отношений, и по своей сути указанные блага направлены на стимулирование работников для продолжения трудовых отношений с обществом. Ходатайствует о рассмотрении дела по общим правилам судопроизводства.
Ходатайство судом рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту–АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Авиадвигатель» зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением основного государственного регистрационного номера ОГРН 1025900890531 (л. д. 26-29).
Как следует из материалов дела, в период с 28.01.2013 по 15.02.2013 отделением Фонда проведена выездная проверка в отношении ОАО «Авиадвигатель» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ходе которой выявлено, что страховые взносы не начислялись на компенсационную выплату за приобретаемые сотрудниками путевки в детские оздоровительные лагеря, о чём составлен акт выездной проверки от 21.03.2013 г. № 525 (л. д. 11-12).
На указанный акт выездной проверки заявителем были представлены возражения от 11.04.2013 №015-4085 (л. д. 14).
По результатам рассмотрения материалов проверки с представленными возражениями страхователя отделением Фонда принято решение № 481 от 23 апреля 2013 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 27262,53 руб. (в том числе страховые взносы в сумме 20 195,68 руб., доначисленные на занижение облагаемой базы на сумму 696 402,93 руб. в связи с неначислением страховых взносов на компенсационные выплаты за приобретаемые сотрудниками путевки в детские оздоровительные лагеря), пени в сумме 12911,54 руб. Кроме того, указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов, в виде штрафа в размере 342,96 руб.
Считая решение отделения Фонда от 23 апреля 2013 года № 481 незаконным в части доначисления страховых взносов в сумме 20 195,68 руб., общество обратилось в арбитражный суд.
Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. ст. 9, 65, 71, 200 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо установить в совокупности наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий в совокупности: несоответствие закону и нарушение прав заявителя оспариваемым ненормативным правовым актом.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, пропущенный по уважительной причине срок подачи может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Оспариваемое решение датировано 23.04.2013 г., а заявление подано в арбитражный суд 19.06.2013 г. (л. д. 6-7), т.е. с соблюдением 3-х месячного срока.
Согласно пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - организации.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Довод Учреждения о том, что перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не облагаемых страховыми взносами, содержащийся в статье 9 Закона № 212-ФЗ, является исчерпывающим, правомерен.
Вместе с тем статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как видно из материалов дела, отделением Фонда начислены страховые взносы на компенсационные выплаты за приобретаемые сотрудниками путевки в детские оздоровительные лагеря за период с 2010 по 2012 годы.
Частичная компенсация стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря не связана с трудовыми или гражданско-правовыми отношениями сторон и не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд.
Суд, проанализировав материалы настоящего дела, сделал вывод, что в данном конкретном случае спорные выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не признаны оплатой труда работников (вознаграждением), в связи с чем не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Такой вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 №17744/12.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что решение отделения Фонда от 23 апреля 2013 года № 481 в части доначисления страховых взносов в сумме 20 195,68 руб. является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.
В остальной части решение отделения Фонда заявителем не обжалуется.
В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате заявителем госпошлины относятся взысканием на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 198, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Признать решение Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23 апреля 2013 года № 481 недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 20 195,68 руб.
Обязать Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) в пользу Открытого акционерного общества «Авиадвигатель» (ОГРН 1025900890531, ИНН 5904000620) судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 (Две тысячи) рублей.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
До вступления решения в законную силу исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя.
Судья А.Е. Алексеев