Арбитражный суд Пермского края
ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
25 марта 2021 года Дело № А50-32067/2020
Резолютивная часть решения вынесена 18 марта 2021 года. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гандилян А.Х., помощником судьи Морочковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюиндивидуального предпринимателя Аликина Владимира Михайловича (ОГРНИП 304590533000315, ИНН 590500009500)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890)
о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.04.2020 № 576, выраженных в уведомлениях (сообщениях), направленных 03.06.2020 и 11.06.2020, действий по отказу в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
в заседании приняли участие представители:
от заявителя – Аликин В.М., лично, предъявлен паспорт;
от налогового органа – Набокова Э.А., по доверенности от 28.12.2020 № 46, предъявлены служебное удостоверение, диплом юриста (до перерыва
в судебном заседании); Реутова Е.В., по доверенности от 28.12.2020 № 45, предъявлены служебное удостоверение, диплом юриста (до перерыва
в судебном заседании); Плешаков В.В., по доверенности от 28.12.2020 № 56, предъявлены служебное удостоверение, диплом юриста (после перерыва в судебном заседании); Косолапова Д.Б., по доверенности от 28.12.2020, предъявлены паспорт, диплом юриста (после перерыва в судебном заседании);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Аликин Владимир Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Аликин В.М.) обратился
в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, выраженных в уведомлениях (сообщениях), направленных 03.06.2020 и 11.06.2020, действий по отказу в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несмотря на то, что, исходя из содержания просительной части заявления предпринимателя об уточнении заявленных требований от 12.03.2021 (вх. от 15.03.2021), им оспаривается уведомления и действия Инспекции по отказу в выплате субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года в общей сумме 48 520 руб., применительно к положениям главы 24 АПК РФ, которыми регламентируется рассмотрение споров об оспаривании ненормативных актов, действия (бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц, суд на основании части 4 статьи 4, статьи 6, части 1 статьи 168 АПК РФ с учетом формулирования заявителем способа защиты, при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, расценивает заявленные ИП Аликиным В.М.требования, с учетом их уточнения как требования о признании недействительными решений Инспекции об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, выраженных в уведомлениях (сообщениях), направленных 03.06.2020 и 11.06.2020, и признании незаконными действий Инспекции по отказу
в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель
и май 2020 года.
Как указывает заявитель, Инспекцией неправомерно отказано
в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель
и май 2020 года, поскольку фактически все условия для получения субсидии им были соблюдены, задолженность по публичным платежам в сумме, превышающей 3 000 руб., несмотря на доводы Инспекции, отсутствовала.
Налоговый орган с требованиями заявителя не согласился,
по основаниям, изложенным в письменном отзыве, письменных пояснениях и полагает, что в связи с наличием у заявителя на 01.03.2020 задолженности по налоговым платежам, в сумме, превышающей 3 000 руб., ему правомерно отказано в предоставлении указанной субсидии за апрель
и май 2020 года, именно в связи с наличием недоимки по налогу на имущество физических лиц сформированы и направлены в адрес заявителя сообщения (уведомления) об отказе в предоставлении субсидии за отмеченные месяцы 2020 года.
В судебном заседании 11.03.2021 при явке заявителя и представителей Инспекции судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв
до 12 час. 50 мин. 18.03.2021 (протокольное определение суда от 11.03.2021).
После перерыва судебное заседание продолжено 18.03.2021 в том же составе суда, при явке заявителя и иных представителей налогового органа.
Представленные сторонами в ходе рассмотрения дела процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего дела.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения заявителя, представителей Инспекции, суд приходит
к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.09.1993, впоследствии прошел 25.11.2004 перерегистрацию в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета с присвоением основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) 304590533000315, и как налогоплательщик с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика (ИНН) 590500009500 в порядке статей 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) поставлен
на учет в Инспекции по месту жительства.
Основным видом деятельности ИП Аликина В.М. до июня 2020 года значилась деятельность по розничной торговле одеждой
в специализированных магазинах, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 47.71. На основании публичных сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства заявителю, относящему к таким субъектам, присвоена с 01.08.2016 категория «Микропредприятие».
Для целей реализации права на получение мер государственной поддержки предпринимателем в налоговый орган направлены заявления
от 22.05.2020 № 1, от 03.06.2020 № 2 о предоставлении на основании Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее также - Правила № 576), субсидии
за апрель и май 2020 года.
По результатам рассмотрения указанных заявлений предпринимателя Инспекцией в адрес заявителя направлены с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» посредством размещения 03.06.2020 и 11.06.2020 в «личном кабинете» сформированные сообщения (уведомления) об отказе в предоставлении запрещенной субсидии, предусмотренной Правилами № 576. Основанием для отказа в предоставлении
ИП Аликину В.М. субсидии за отмеченные месяцы 2020 года послужило
то, что по сведениям информационного ресурса Инспекции, используемого для целей администрирования налоговых платежей и страховых взносов,
у заявителя по состоянию на 01.03.2020 имелась недоимка
в сумме, превышающей 3 000 рублей.
Не согласившись с решениями и действиями Инспекции по отказу
в предоставлении субсидии, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы
по Пермскому краю. Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 27.11.2020 № 23-10/21025 жалоба заявителя на действия Инспекции оставлена без удовлетворения (л.д.24-25).
Отношения по участию налоговых органов в процедурах рассмотрения вопроса о предоставлении хозяйствующим субъектами указанной субсидии не относятся к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах (статья 2 НК РФ), соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора посредством обращения с жалобой на акты и действия (бездействие) налогового органа в вышестоящий в порядке подчиненности налоговый орган, который установлен для актов и действия (бездействие)
в сфере налогообложения (пункт 1 статьи 138 НК РФ) не требуется. Соответствующий правовой подход выражен в ответе на вопрос 14 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021.
Вне зависимости от этого, при обжаловании в административном порядке актов, действий (бездействия) нижестоящего органа (должностного лица) срок обращения в суд с соответствующем заявлением начинает течь со дня вручения или получения решения вышестоящего органа (должностного лица). Названный правовой подход отражен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2004
№ 5772/04, от 20.11.2007 № 8815/07, постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2014 № 305-КГ14-78, от 30.01.2015
№ 303-АД14-1918, исходя из которых нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие срок для обращения в суд
за защитой нарушенного права, не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения публичных споров.
Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения в суд
с заявлением об оспаривании решений и действий Инспекции предпринимателем соблюден и его требования, с учетом их уточнения
в порядке статьи 49 АПК РФ, подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1
«О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрено, что налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, этим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1
«О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов
и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Как установлено статье 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. При этом налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных этим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также этим Положением.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Как определено пунктом 5.22 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба, наряду с контрольными и надзорными функциями, осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Пунктами 6.26, 6.27 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 17.07.2014 № 61н, предусмотрено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов участвует в рамках установленной компетенции в выполнении задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Пунктом 7.1 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 17.07.2014 № 61н, закреплено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений
по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Порядок и условия предоставления хозяйствующим субъектам субсидий за счет бюджетных средств регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе
в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин
с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами
о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий
в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных
в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных
в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как установлено пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3,
абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 этой статьи, возврату
в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил № 576 они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным
по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии
с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность
в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
Для целей Правил № 576 получатель субсидии определяется
по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил № 576 определено, что у словиями для включения
в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления
по форме согласно приложению № 2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии
с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в) отнесение отрасли,
в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 этих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение
о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии
по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты
по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся
у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека
по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В пункте 4 Правил № 576 установлено, что р азмер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 года, составляющей 12 130 рублей:
на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций;
на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу,
- в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом пункта 4 Правил № 576.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации. Ответственность за достоверность указанной информации, несет получатель субсидии.
Согласно пункту 5 Правил № 576 д ля получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 этих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 этих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Исходя из пункта 7 Правил № 576 Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 настоящих Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, формирует реестр
в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил № 576).
Как предусмотрено пунктом 10 Правил № 576, Федеральная налоговая служба не позднее дня, следующего за днем получения от Федерального казначейства информации в соответствии с пунктом 9 этих Правил, информирует получателя субсидии о факте перечисления субсидии
по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
На основании пункта 11 Правил № 576 в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 этих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 НК РФ каждый налогоплательщик (плательщик страховых взносов) обязан платить законно установленные налоги (страховые взносы).
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Исходя из пункта 2 статьи 11 НК РФ недоимка - сумма налога, сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством
о налогах и сборах срок.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых
в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и страховые взносы.
Как предусмотрено подпунктами 1, 2, 3, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять
в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 1 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса определено, что плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные этим Кодексом страховые взносы.
Обязанность по уплате налога или сбора, согласно пунктам 1, 2
статьи 44 НК РФ, возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Кодексом.
Положения статьи 44 НК РФ применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых
взносов (пункт 4 статьи 44 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, положения которой также применяются в отношении страховых взносов и распространяются
на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога
в порядке, предусмотренном этим Кодексом.
Подпунктами 1, 1.1, 3 пункта 3 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное
не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: - с момента предъявления
в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; - с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства
без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; - со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктом 4 статьи 45 НК РФ предусмотрены случаи, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Как определялось пунктом 1 статьи 399 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен
к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Исходя из пункта 2 статьи 399 НК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 НК РФ закреплено, что объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, предусматривалось, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок
до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Исходя из пункта 2 статьи 402 НК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, н алоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 этой статьи.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, закреплялось, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии
с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 403 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, регламентировался порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании пункта 1 статьи 403 НК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено этим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров
о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда
в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 406 Кодекса, в редакции, действовавшей
в спорный период, определялось, что налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы
с учетом положений пункта 5 этой статьи.
Согласно пункту 2 статьи 406 Кодекса, в редакции, действовавшей
в спорный период, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: - жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; - объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; - единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; - гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 этого пункта; - хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Исходя из пункта 3 статьи 406 Кодекса, в редакции, действовавшей
в спорный период, налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Пунктом 5 статьи 406 Кодекса, в редакции, действовавшей
в спорный период, определялось, что д опускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: 1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов); 2) вида объекта налогообложения; 3) места нахождения объекта налогообложения.
На основании подпункта 1 пункта 6 статьи 406 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный период, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 этой статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как определено пунктом 2 статьи 408 Кодекса, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Кодекса).
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункты 2, 3 статьи 409 Кодекса).
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4 статьи 409 НК РФ).
Нормативная регламентация отношений, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество физических лиц на территории г. Перми, наряду с НК РФ, осуществляется решение Пермской городской Думы
от 21.11.2017 № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» (пункт 4 статьи 12, пункт 2 статьи 15, статьи 399, 406 НК РФ).
Пунктом 2 решения Пермской городской Думы от 21.11.2017 № 243
«О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Пунктом 3 решения Пермской городской Думы от 21.11.2017 № 243
«О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» определена на территории муниципального образования город Пермь ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии
с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ: в 2018 году - 1,5%, в 2019 году - 1,6 %, в 2020 году и последующие годы - 1,8 процента.
Положения части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия).
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) от 01.02.2010 № 13065/10,
от 17.03.2011 № 14044/10.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, заявитель 17.09.1993 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, затем прошел 25.11.2004
в регистрирующем органе перерегистрацию для сохранения такого статуса, относится к категории субъектов малого предпринимательства и основным видом его деятельности до 20.06.2020 являлась деятельность в сфере розничной торговли одеждой в специализированных магазинах, код
по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 47.71, эта отрасль деятельности включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.04.2020 № 434.
ИП Аликиным В.М. в Инспекцию направлены заявления от 22.05.2020 № 1, от 03.06.2020 № 2 о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года на основании Правил № 576, по результатам рассмотрения которых в адрес предпринимателя направлены с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» посредством размещения 03.06.2020 и 11.06.2020
в «личном кабинете» сформированные сообщения (уведомления) об отказе
в предоставлении запрещенной субсидии, предусмотренной Правилами
№ 576.
Несмотря на соблюдение предпринимателем условий для получения субсидии, предусмотренных подпунктами «а», «б», «в» пункта 3 Правил
№ 576 (что не оспаривается налоговым органом), по доводам Инспекции предусмотренное подпунктом «д» пункта 3 Правил № 576 условие отсутствия на 01.03.2020 недоимки по налогам и страховым взносам,
не превышающей 3 000 руб., как следует из представленных налоговым органом пояснений и доказательств заявителем не соблюдено.
Так, основанием для отказа в предоставлении предпринимателю субсидии за апрель и май 2020 года послужило наличие по сведениям информационного ресурса Инспекции, используемого для целей администрирования налоговых платежей и страховых взносов, у заявителя
по состоянию на 01.03.2020 недоимки в сумме, превышающей
3 000 рублей.
Инспекция указывает, что заявителю с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» в порядке статей 52, 409 НК РФ направлено налоговое уведомление от 28.06.2019 № 7382302 об уплате,
в числе прочих сумм, налога на имущество физических лиц за 2018 год
в срок не позднее 02.12.2019 года. Исчисление налога на имущество физических лиц за 2018 год произведено налоговым органом исходя
из кадастровой стоимости принадлежащим заявителю 11 объектов налогообложения - нежилых помещений, установленной по состоянию
на 19.06.2017 в размере 638 020 рублей.
Налогоплательщиком 28.11.2019 произведена оплата налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 505 590 рублей.
В результате неполной уплаты налога на имущество физических лиц
за 2018 год в информационном ресурсе «Карточка расчета с бюджетом местного уровня» у заявителя значилась недоимка в размере 131 726 рублей.
Заявитель 17.01.2020 обратился в налоговый орган с заявлением
о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2018 год в связи
с изменением кадастровой стоимости на основании решения Пермского краевого суда от 16.01.2020 по делу № 3а-73/2020, которым по итогам рассмотрения административного искового заявления налогоплательщика установлена на 19.06.2017 иная кадастровая стоимость принадлежащих заявителю на праве собственности нежилых помещений.
Инспекцией в адрес заявителя направлен ответ от 30.01.2020
№ 17-41/00229, в котором было предложено обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Пермскому краю для внесения в Единый государственной реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости установленной решением Пермского краевого суда от 16.01.2020 по делу № 3а-73/2020.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной указанным судебным решением, внесены Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Единый государственной реестр недвижимости 03.03.2020.
Лишь после поступления 26.03.2020 в налоговый орган на основании
статьи 85 НК РФ из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сведений
об изменении кадастровой стоимости принадлежащих заявителю 11 нежилых помещений 08.06.2020 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2018 год, сумма налога уменьшена на 131 726 руб.
по сроку уплаты 02.12.2019.
Также налоговый орган указывает, что отсутствие задолженности
в предоставленной налогоплательщику справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов № 4103640 по состоянию
на 01 марта 2020 года, обусловлено тем, что сумма налога на имущество физических лиц пересчитана по сроку уплаты 02.12.2019.
Арбитражный суд, рассмотрев доводы налогового органа, отмечает следующее.
Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение Пермского краевого суда от 16.01.2020 по делу № 3а-73/2020, которым по итогам рассмотрения административного искового заявления налогоплательщика установлена на 19.06.2017 иная кадастровая стоимость принадлежащих заявителю на праве собственности нежилых помещений, подлежащая учету при исчислении налога на имущество физических лиц
за 2018 год. Указанное решение Пермского краевого суда от 16.01.2020 по делу № 3а-73/2020 не было обжаловано и вступило в силу 18.02.2020.
При этом, как следует из решения Пермского краевого суда
от 16.01.2020 по делу № 3а-73/2020, Инспекция была привлечена Пермским краевым судом к участию в указанном судебном дела в статусе заинтересованного лица (л.д.17).
Налогоплательщик с учетом установленной в судебном порядке кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц с применением предусмотренной пунктом 3 решения Пермской городской Думы от 21.11.2017 № 243
«О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» определена на территории муниципального образования город Пермь ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии
с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ
на 2018 год (1,5%), исчислил налоговые обязательства за 2018 год
в сумме 505 590 рублей. Сумма налоговых обязательств заявителя по налогу на имущество физических лиц за 2018 год налоговым органом
не оспаривается.
Налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 505 590 руб. уплачен заявителем в бюджетную систему до истечения предусмотренного пунктом 1 статьи 409 НК РФ срока (с учетом пунктов 6, 7 статьи 6.1 НК РФ
этот срок приходился на 02.12.2019) платежным поручением от 28.11.2019
№ 428 (л.д.22).
Таким образом, при своевременной уплате налога исходя
из установленной в судебном порядке кадастровой стоимости принадлежащих заявителю объектов налогообложения у налогоплательщика фактически не имелось недоимки по этому налогу (пункт 2 статьи 11, подпункт 1 пункта 3 статьи 44, пункт 3 статьи 45 НК РФ).
На момент получения и рассмотрения заявлений предпринимателя
от 22.05.2020 и от 03.06.2020 о предоставлении субсидии за апрель
и май 2020 года, решение Пермского краевого суда от 16.01.2020 по делу
№ 3а-73/2020 вступило в силу (18.02.2020), Инспекция была привлечена Пермским краевым судом к участию в указанном судебном дела в статусе заинтересованного лица (л.д.17), заявителем направлено в Инспекцию 17.01.2020 обращение о перерасчете налога за 2018 год в сторону уменьшения, сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной указанным судебным решением, уже были внесены 03.03.2020 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Единый государственной реестр недвижимости, соответствующая информация об измененной кадастровой стоимости принадлежащих заявителю объектов недвижимости
в порядке статьи 85 НК РФ направлена в Инспекцию 26.03.2020.
При наличии в распоряжении актуальной информации, достаточной для перерасчета налоговых обязательств заявителя за 2018 год, уменьшение налоговых обязательств произведено лишь 08.06.2020.
Доводы Инспекции и несвоевременной уплате заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, предопределившей начисление пени в порядке статьи 75 НК РФ (которые впоследствии представители налогового органа не поддерживали) судом проверены и признаны не подтвержденными, поскольку из представленных заявителем документов следует и не оспорено Инспекцией, что уплата страховых взносов как в фиксированном размере, так с дохода, свыше 300 000 руб. за 2017, 2018, 2019 годы производилась до истечения предусмотренных НК РФ сроков.
Таким образом, недоимки по налогам и страховым взносам, задолженности по пеням, в сумме, превышающей 3 000 руб., у заявителя на 01.03.2020 фактически не имелось, иного налоговым органом не доказано (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах, все условия для получения субсидии, предусмотренной Правилами № 576 за апрель и май в 2020 года
в общей сумме 48 520 руб. (с учетом 1 наемного работника - пункт 4 Правил № 576) предпринимателем соблюдены.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций (постановления от 13 июня 1996 года № 14-П,
от 11 марта 1998 года № 8-П, от 18 февраля 2000 года № 3-П,
от 30 октября 2003 года № 15-П, от 19 апреля 2010 года № 8-П,
от 22 июня 2010 года № 14-П, от 29 июня 2012 года № 16-П,
от 5 декабря 2012 года № 30-П, от 16 апреля 2015 года № 8-П и
от 29 ноября 2016 года № 26-П), иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости (статьи 6 (часть 2), 7, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации), а потому тот факт, что формирование реестров, используемых налоговыми органами для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, не относится
к полномочиям налоговых органов, не может в сложившейся нормативно-правовой ситуации, учитывая, что именно на основании таких сведений сформировано сообщение об отказе в предоставлении субсидии, ограничивать права и законные интересы заявителя.
Имевшая место ситуация, исключившая получение заявителем средств субсидии, свидетельствует о нарушении принципа поддержания доверия
к закону и действиям государства, правомерные ожидания заявителя подлежат судебной защите.
Хозяйствующий субъект, претендующий на получение мер государственной поддержки или государственной услуги, не может нести бремя негативных последствий неактуальности сведений, используемых государственными органами, в том числе сведений, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, тем более в тех случаях, когда совершение определенных действий происходит без участия хозяйствующего субъекта, зависит от усмотрения должностных лиц органа публичной власти и является преимущественно внутриорганизационным вопросом, находящимся вне контроля хозяйствующего субъекта. Корреспондирующие правовые позиции (основанные на критериях законности и добросовестности осуществления публичных функций), учитываемые арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора, отражены в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.11.2018
№ 310-КГ18-7101 и от 23.11.2020 № 305-ЭС20-2879.
Порядок и временные интервалы межведомственного взаимодействия, момент сторнирования излишних налоговых обязательств по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, в отсутствие правовых оснований для отказа в предоставлении субсидии, не могут для субъекта, отвечающего всем требованиям для получения субсидии, негативные последствия и фактически не имеющей нормативного обоснования санкции в виде отказа в предоставлении мер государственной поддержки.
Доказательств фактического наличия у заявителя задолженности
по обязательным платежам в бюджет свыше 3 000 руб. налоговым органом не представлено (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Суд отмечает, что исходя из правовых позиций Президиума ВАС РФ, отраженных в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.03.1999 № 2276/97,
от 05.11.2002 № 6294/01, от 09.01.2002 № 2635/01, от 18.03.2003 № 8156/02, от 11.05.2005 № 16507/04, лицевой счет (карточка расчетов с бюджетом)
не порождает, не изменяет и не прекращает права и обязанности налогоплательщика, не является достоверным свидетельством
о размере налоговых обязательств.
Карточка лицевого счета налогоплательщика является документом оперативно-бухгалтерского учета налогового органа и не может служить подтверждением суммы задолженности налогоплательщика. Данная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.1999 № 2276/97, от 05.11.2002 № 6294/01, от 09.01.2002 № 2635/01, от 18.03.2003 № 8156/02, от 11.05.2005 № 16507/04.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (Постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, Определения от 16.11.2006 № 467-О, от 20.03.2007 № 209-О-О, от 18.01.2011 № 8-О-П).
Ввиду подтверждения несоответствия решений и действий Инспекции общепризнанным принципам права, НК РФ, и нарушения ими прав заявителя, они подлежат признанию незаконными.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что исходя из пункта 1 статьи 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, требования заявителя арбитражный суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с учетом приведенных нормативных установлений, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, решения Инспекции об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года
в общей сумме 48 520 руб., выраженные в направленных 03.06.2020 и 11.06.2020 ИП Аликину В.М. уведомлениях (сообщениях) об отказе
в предоставлении субсидии, а также действий Инспекции по отказу в предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года в общей
сумме 48 520 руб. являются незаконными, требования заявителя признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению. На налоговый орган надлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая, что законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов (органов местного самоуправления) от возмещения судебных расходов,
в связи с этим, если судебный акт принят не в пользу указанных органов, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этими органами в составе судебных расходов (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
Поскольку требования заявителя о признании недействительными решения Инспекции об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года, выраженные в направленных 03.06.2020 и 11.06.2020 ИП Аликину В.М. уведомлениях (сообщениях) об отказе
в предоставлении субсидии, а также о признании незаконными действий Инспекции по отказу в предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 900 руб.
(300 руб. × 3 неимущественных требования) - за рассмотрение заявления
об оспаривании двух решений и действий Инспекции (чеки-ордера
от 06.02.2020 № 5, от 02.07.2020 № 21, от 17.12.2020 № 47, л.д.7-7оборот),
с учетом статьи 110 АПК РФ, в сумме 900 руб. подлежат отнесению
на Инспекцию.
Остальная сумма государственной пошлины - 1 400 руб., уплаченная предпринимателем чеком-ордером от 21.12.2020 № 3, как излишне перечисленная подлежит возврату заявителю из федерального
бюджета (статья 104 АПК РФ, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
Как установлено судом, при изготовлении текста резолютивной части решения арбитражного суда, объявленной 18.03.2021, была допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя - ОГРНИП
при отражении сведений о заявителе: вместо ОГРНИП «304590533000315», ошибочно указано ОГРНИП «1025901363784».
В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Поскольку исправление допущенной опечатки не приведет
к изменению содержания решения суда по существу, направлено на устранение допущенных неточностей в резолютивной части решения суда, арбитражный суд, на основании части 3 статьи 179 АПК РФ, находит возможным, обоснованным и оправданным, исправить допущенную опечатку при изготовлении полного текста решения арбитражного суда по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Требования индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Михайловича (ОГРНИП 304590533000315, ИНН 590500009500) удовлетворить.
2. Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
(ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года, выраженные
в направленных 03.06.2020 и 11.06.2020 индивидуальному предпринимателю Аликину Владимиру Михайловичу (ОГРНИП 304590533000315,
ИНН 590500009500) уведомлениях (сообщениях) об отказе в предоставлении субсидии.
3. Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029,
ИНН 5904101890) по отказу в предоставлении индивидуальному предпринимателю Аликину Владимиру Михайловичу (ОГРНИП 304590533000315, ИНН 590500009500) субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576, за апрель и май 2020 года.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы
по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Михайловича (ОГРНИП 304590533000315, ИНН 590500009500) посредством принятия нормативно предусмотренных мер по подготовке и направлению информации для целей предоставления индивидуальному предпринимателю Аликину Владимиру Михайловичу (ОГРНИП 304590533000315,
ИНН 590500009500) субсидии за апрель и май 2020 года.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать
с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району
г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890)в пользу индивидуального предпринимателя Аликина Владимира Михайловича (ОГРНИП 304590533000315, ИНН 590500009500) в счет возмещения затрат
по уплате государственной пошлины 900 (девятьсот) рублей.
5. Возвратить индивидуальному предпринимателю Аликину Владимиру Михайловичу (ОГРНИП 304590533000315, ИНН 590500009500)
из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 400 (одна тысяча четыреста) рублей, перечисленную чеком-ордером от 21.12.2020 № 3.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В. Самаркин