НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 16.09.2014 № А50-14913/14

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

22.09.2014 года                                                             Дело № А50-14913/14

Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2014года. Полный текст решения изготовлен 22.09.2014 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Аликиной Е. Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К. Н.

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Аргус-2000» (ОГРН 1025902032309,                       ИНН 5920015871)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края (ОГРН 1025902031693,                           ИНН 5920017540)

об оспаривании решения,

при участии

от  заявителя – Савинцева А. В. по доверенности, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица – не явился;

ООО «Аргус-2000» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать решение                                УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.03.2014 №43, вынесенное УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края, недействительным в части привлечения к ответственности и начисления штрафа в размере 9773 руб. 10 коп. и пени в размере 11220 руб. 51 коп. за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, привлечения к ответственности и начисления штрафа в размере 236 200 руб. за отказ или непредставление в установленный срок копий документов.

Заявленные требования мотивированы неправомерностью оспариваемого решения, вынесенного без учета того, что страхователь применяет упрощенную систему налогообложения и  обязанности по ведению и учету документов, за непредставление которых с него взыскан штраф,  не имелось.

Считает, что требование о представлении документов, выставленное  Управлением не обладало признаком исполнимости, поскольку в нем не были указаны реквизиты истребованных документов и их количество, необходимость в представлении ряда документов для целей данной проверки.  Отмечает, что решение в части взыскания штрафов незаконно еще и потому, что размер санкцией не соизмерим с последствиями правонарушения и характером деяния, влечет для заявителя неблагоприятные последствия в имущественной сфере.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края представило в материалы дела письменный отзыв, в котором считает оспариваемое решение законным и не подлежащим отмене.

Посчитав, что дело подготовлено к рассмотрению в основном судебном заседании, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, завершил  предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации и времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет, неявка в суд представителей Управления не препятствует рассмотрению спора в силу п. 2 ст. 200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав заявителя, суд  У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Аргус-2000» является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного  медицинского страхования в соответствии с п. п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  (далее по тексту Федеральный закон № 212-ФЗ).

На основании решения о проведении выездной  проверки от 28.10.2013 года № 43 УПФ РФ (ГУ) в г. Чайковском Пермского края была проведена  выездная проверка полноты и представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию  с 01.01.10 г. по 31.12.2012 года, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012 года. По результатам проверки составлен акт от 26.02.2014 года № 43, из которого следует, что плательщиком страховых взносов  страхователю было направлено требование о представлении документов № 43 от 28.10.2013 года (вручено руководителю 29.10.13г.). В установленный законом  десятидневный срок,   а именно до 12.11.13 года,  несвоевременно представлены документы в количестве 613 штук, не представлено 568 штук. Кроме того, в ходе совместной выездной  проверки плательщика страховых взносов, проведенной  органом Пенсионного фонда  РФ с  ГУ ПРОФСС РФ, установлено, что по акту выездной проверки расходов на выплату страхового обеспечения № 2471 от 18.12.2013 года не приняты к зачету расходы за счет средств ФСС за 2011-2012 г. г. в сумме 146 787, 60 рублей. Сумма не принятых к зачету расходов подлежит обложению страховыми взносами (письмо Минздравсоцразвития РФ от 30.08.2011 года № 3035-19) (л. д. 93-128).

По результатам проверки Управление принято решение от 28.03.14 года № 43, в соответствии с которым страхователь был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47  Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 9773,10 рублей, по ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 236 200 рублей, ему было предложено уплатить страховые взносы, начисленные за 2011-2012  в суммах 40 553,32 руб. и 8312,18 руб. соответственно, пени в размере 11 220, 51 руб.

Указанное решение было обжаловано страхователем в Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю, но оставлено в силе  решением вышестоящего  органа № 34 от 15.05.2014 года.

Данное  обстоятельство явилось основанием для обращения ООО «Аргус-2000) в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 9, 65, 200 АПК РФ, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно   п. п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны  правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (статья 48 Закона N 212-ФЗ).

          Распоряжение Правления ПФ РФ от 05.05.2010 N 120р   утверждены   Методические рекомендации по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее по тексту Методические рекомендации).

          В п. 2.3 Методических рекомендаций указано, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), которые истребуются территориальным органом ПФР, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.

Как следует из материалов дела, страхователю было направлено требование от 28.10.13 года № 43, в соответствии с которым у него были запрошены следующие документы:

За 2010 года

1.Положение об оплате труда;

2.Трудовые договоры (контракты, соглашения);

3.Договоры гражданско-правового характера, акты приема-сдачи выполненных работ (оказания услуг);

4.Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов;

5.Регистры бухгалтерского учета, отражающие начислением и   выплатой дохода (иных вознаграждений) в пользу физических         лиц.   Журналы-ордера; мемориалы-ордера. Оборотно-сальдовые      ведомости по счетам;

          Аналитические карточки (карточки субконто и         др.);  Своды по заработной плате; Больничные         листы;

      6. Формы первичной учетной документации по учету кадров:

   Т-1-Приказ (распоряжение) о приеме на работу;

   Т-6 – П

   Т-ба-Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;

Т-8 -Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора;

(контракта) с работником (увольнении);

Т-8а-Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);

-    Т-11 -Приказ (распоряжение) о поощрении работника;

        по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом             по       оплате труда; Т-12-Табель учета рабочего времени и расчеты по          оплате       труда; Т-13-Табель учета использования рабочего               времени; Т-    49  Расчетно-платежная ведомость;

-Т-51 Расчетная ведомость; Т-53-Платежная ведомость;

-Т-54-Лицевой счет;

-     Прочие документы:

7.   Кассовые документы

     8.  Банковские документы, в том числе платежные (выписки банка,                        платежные поручения (требования) и пр.);

9.Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы, командированные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ,квитанции и пр.)

10.Реестр сведений о доходах физических лиц, справки 2-НДФЛ,

     1-НДФЛ.

11.При необходимости иные документы

За 2011 год

1.Положение об оплате труда

2.Трудовые договоры (контракты, соглашения)

3.договоры гражданско-правового характера, акты приема-сдачи выполненных работ (услуг)

4.Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и взносов

5. Регистры бухгалтерского учета, отражающие начислением и выплатой дохода (иных вознаграждений) в пользу физических лиц.

- Журналы-ордера; мемориалы - ордера; - Оборотно-сальдовые ведомости по счетам;

Аналитические карточки (карточки субконто и др.); Своды по заработной плате; Больничные листы

6.Формы первичной учетной документации по учету кадров;

Т-1-Приказ (распоряжение) о приеме на работу;

Т-б -Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

Т-ба-Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам; Т-8 -Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора  (контракта) с работником (увольнении);

Т-8а-Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);

Т-11-Приказ (распоряжение) о поощрении работника;

- по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: Т-12-Табель учета рабочего времени и расчеты по оплате труда: Т-1-Табель учета использования рабочего времени;

Т 49  Расчетная платежная ведомость;

Т-51 Расчетная ведомость;

Т-53 Платежная ведомость;

Т-54-Лицевой счет;

-   Прочие документы.

7.Кассовые документы

8.Банковские документы, в том числе платежные'(выписки  банка, платежные поручения (требования) и пр.)

9.Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые, к ним документы, командированные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)

10.Реестр сведений о доходах физических лиц, справки 2-НДФЛ, 1-НДФЛ.

11.При необходимости иные документы.

          За 2012 год

          1. Положение об оплате труда       2. Трудовые договоры                        (контракты, соглашения)

          3. Договоры гражданско-правового характера, акты приема-сдачи    выполненных работ (услуг)

          4.    Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждении) и страховых взносов

          5.    Регистры бухгалтерского учета, отражающие начислением и        выплатой дохода (иных вознаграждений) в пользу физических лиц.

           Журналы-ордера; мемориалы-ордера;

           Оборотно-сальдовые ведомости по счетам;

   Аналитические карточки (карточки         субконто и др.); -    Своды по заработной       плате;

  Больничные листы;

6.Формы первичной учетной документации        по учету кадров: Т-1-Приказ (распоряжение) о приеме на работу; Т-6 -Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;

-Т-ба-Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;

-Т-8 -Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);

Т-8а-Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);

-   Т-11-Приказ (распоряжение) о поощрении работника;

- по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:

-Т-12-Табель учета рабочего времени и расчеты по оплате труда;

-Т-13-Табель учета использования рабочего времени;

-Т-49  Расчетно-платежная ведомость;

-Т-51 -Расчетная ведомость; Т-53-Платежная ведомость;

-Т-54-Лицевой счет; Прочие документы.

7.Кассовые документы;

8.Банковские документы, в том числе платежные (выписки банка, платежные поручения (требования) и пр.);

9.Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы, командированные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.);

10.Реестр сведений о доходах физических лиц, справки 2-НДФ Л, 1-НДФЛ);

11.При необходимости иные документы.

Как следует из требования о представлении документов, в нем не конкретизированы истребуемые документы (отсутствуют реквизиты запрашиваемых документов), не указано их количество, что свидетельствует о затруднительности для страхователя его исполнить.

Кроме того, общество в 2010-2012 годах применяло УСН, в связи с чем вело учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации ( ст. 346.24 НК РФ). От ведения регистров бухгалтерского учета, предусмотренных ст. 10 Федерального закона  от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете», общество в указанном периоде было освобождено.

В связи с изложенными обстоятельствами, представить контролирующему органу регистры бухгалтерского учета, в том числе  журналы-ордера; мемориалы-ордера;          оборотно-сальдовые ведомости по счетам; аналитические карточки  и т. д. оно не могло по объективным причинам.

Из указанного требования Управления также не очевидно, что запрашиваемые у общества документы имели прямое отношение к предмету проверки, поскольку отсутствие 568 штук документов не явилось препятствием для контролирующего органа качественно и полноценно провести проверку страхователя, что нашло отражение в решении Управления  ( л. д. 27 последний абзац).

Таким образом, требование контролирующего органа не отвечает признаку исполнимости, поскольку было сформировано без учета  возможности страхователя его исполнить, а также относимости истребованных  документов к предмету проверки. За неисполнение такого требования ответственность страхователя, предусмотренная ст. 48 Федерального закона № 212-ФЗ, не наступает.

Суд также считает неправомерным взыскание с общества страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа в связи с неприятием  ГУ ПРОФСС РФ  расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования, поскольку сам по себе отказ страховщика принять к зачету в счет уплаты страховых взносов суммы  выплаченных обществом пособий  по обязательному социальному страхованию в связи с ошибками, допущенными при оформлении документов, не свидетельствует о том, что пособия застрахованному лицу были выплачены незаконно, то есть в отсутствии  страхового  случая.  Следовательно, суммы таких выплат не могут быть включены в базу для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в силу ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.  Обстоятельства, по которым выплаты, произведенные  обществом, не были  приняты к зачету, в решении не указаны, и суд их не оценивал.

Решение Управления в оспариваемое части подлежит признанию недействительным, как не соответствующее закону и нарушающее права общества  в сфере экономической деятельности, налагая на него обязательства по выплате пени и штрафов при  отсутствии для этого правовых оснований.

Расходы по уплате госпошлины по  иску и заявлению о принятии обеспечительных мер подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1.Заявленные  требования удовлетворить.

2.Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края  от 28.03.2014 года   № 43 «О привлечении  плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения  законодательства  Российской  Федерации о страховых взносах» в части взыскания с  ООО «Аргус-2000» (ОГРН 1025902032309,                       ИНН 5920015871)  штрафов   по ч. 1 ст. 47 и ст. 48 Федерального закона  от  24.07.2012  № 212-ФЗ  в   размерах  9773  рублей 10 коп.  и  236200  рублей  соответственно, пени в размере  11 220 рублей 51 коп. недействительным.

3.Обязать  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края  устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Аргус-2000»

(ОГРН 1025902032309,                       ИНН 5920015871). 

4.Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края (ОГРН 1025902031693,                           ИНН 5920017540)    в  пользу общества с ограниченной ответственностью «Аргус-2000» (ОГРН 1025902032309,                       ИНН 5920015871)  судебные расходы в сумме  4000 (четыре тысячи) рублей. Исполнительный лист выдать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его  принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

      Судья                                                             Е.Н.Аликина