НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 15.10.2014 № А50-11865/14

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Пермь                                                                     

15 октября  2014 года                                                 Дело № А50-11865/2014

Резолютивная часть решения объявлена  15 октября    2014 года.

Полный текст решения изготовлен  15 октября  2014 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Щеголихиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Р. Архиповой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Бесаева Сослана Казбековича

к заинтересованному лицу: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю

о признании  незаконным  решения  от 11.03.2014 года об отказе в государственной регистрации юридического лица  в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов; об обязании налогового органа возвратить государственную пошлину, уплаченную  Бесаевым С.К. 26.02.2014 года за регистрацию юридического лица,

при участии:

от заявителя: Пятых А.В. (паспорт, доверенность от 08.06.2014 года),

от налогового органа: Бирюков В.С. (доверенность от 19.05.2014 года, удостоверение),

установил:

           Бесаев С.К. обратился  в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю  о признании  незаконным  решения  от 11.03.2014 года об отказе в государственной регистрации юридического лица  в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов; об обязании налогового органа возвратить государственную пошлину, уплаченную  Бесаевым С.К. 26.02.2014 года за регистрацию юридического лица.

         В ходе судебного разбирательства 15.10.2014 года в порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования; просил  признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации юридического лица  от 11.03.2014 года незаконным; возвратить из бюджета Управления Федерального казначейства по Пермскому краю  (Межрайонная  инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю) государственную пошлину в сумме 4000 руб., уплаченную Бесаевым Сосланом Казбековичем 26.02.2014 года за регистрацию юридического лица.

         Заявления об уточнении требований суд рассмотрел и удовлетворил.

         Представитель заявителя на требованиях и доводах, изложенных в  заявлении, c учетом их уточнения, настаивал. По мнению заявителя, указанное решение от 11.03.2014 года об отказе в государственной регистрации юридического лица  в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, принятое МИФНС России № 17 по Пермскому краю (далее- регистрирующий орган), является незаконным и нарушает его права, поскольку противоречит п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

            Представитель заинтересованного лица требования не признал по доводам, изложенным в отзыве, суду пояснил, что заявителем нарушен порядок оформления заявления по форме №Р11001, решение регистрирующего органа соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего требования к оформлению документов.

Заслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению,  по следующим основаниям.

           Как следует из материалов дела, на основании заявления по форме № Р11001, представленного 03 марта 2014  года в регистрирующий орган, 11 марта 2014 года   Межрайонная   инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю   приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица  в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственный регистрации документов.

         Основанием для принятия данного решения послужил вывод инспекции о том, что представленное  для регистрации юридического лица заявление  по форме № Р11001 заполнено заявителем с нарушением п.1.5, подпункта «в» п. 1.9, п.2.3, п.2.9.6, п.2.20.4  Требований к оформлению документов, зарегистрированных в Минюсте России 14 мая 2012 за № 24139.

       Заявление,   заполненное с нарушением требований к оформлению документов,  считается непредставленным.

Решение от 11.03.2014 года об отказе в государственной регистрации юридического лица  в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственный регистрации документов, принятое МИФНС России № 17 по Пермскому краю,   послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим требованием.

    В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

        В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

      Следовательно, основанием для признания оспариваемого решения незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНАот 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов

В соответствии с пунктом  1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

          В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарегистрированным в Минюсте России 14.05.2012 № 24139) утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее -Требования к оформлению документов).

Подпунктом «в»  пункта 9  Требований к оформлению документов предусмотрено, что если слово (цифра, знак) закончилось на последнем знакоместе строки, то написание следующего слова (цифры, знака), которое пишется раздельно с предыдущим словом (цифрой, знаком), начинается со второго знакоместа следующей строки, а первое знакоместо остается незаполненным (пустым).

В нарушение Требований к оформлению документов в представленном  Бесаевым С.К.  заявлении  по форме № Р11001 неверно заполнены сведения о наименовании юридического лица - в пункте 1.1 после слова «ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ» не оставлено незаполненным (пустым) одно знакоместо перед знаком «5».

Согласно пункту 1.5 Требований к оформлению документов для показателя, выраженного в денежных единицах (размер уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, номинальная стоимость доли), используются два поля, разделенных знаком «.» («точка»). В первом поле указывается значение показателя, состоящее из целых денежных единиц, во втором -из части денежной единицы. При этом первое поле выравнивается по правому краю, второе - по левому.

В нарушение данных требований в пункте 3 заявления по форме № Р11001 размер уставного капитала был указан заявителем без выравнивания по правому краю. Аналогичное нарушение было допущено в пункте 7.1 листа «В» заявления по форме № Р11001.

Кроме того, согласно пунктам 2.3 и 2.9.6 Требований к оформлению документов типы адресных объектов в заявлении по форме № Р11001 указываются с использованием сокращения в соответствии с приложением 2 к указанным Требованиям. В соответствии с приложением 2 к Требованиям к оформлению документов наименование типа адресного объекта «ПРОСПЕКТ» имеет сокращение - «ПР-Т».

В нарушение пунктов 2.3 и 2.9.6 Требований к оформлению документов в пункте 6.1.6 листа «В», пункте 6.1.6 листа «Е» и подпункте 4.5.1.6 листа «Н» заявления по форме № Р11001 наименование типа адресного объекта «ПРОСПЕКТ» было указано с использованием сокращения «ПР».

В соответствии с пунктом 2.20.4 Требований к оформлению документов в случае, если лист «Н» заявления по форме № Р11001 заполняется в отношении единственного учредителя -физического лица (в разделе 1 проставлено значение 1), раздел 4 не заполняется.

В нарушение данных требований в листе «Н» заявления по форме № Р11001 в разделе 4 были указаны сведения в отношении Бесаева С.К.

Таким образом,  по мнению суда, заявление по форме № Р11001 в отношении ООО «5 Звезд» было заполнено Бесаевым С.К.  с нарушением требований к оформлению документов.

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных указанным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Императивный характер приведенных норм о порядке представления документов при государственной регистрации обязывает заявителя соблюсти законодательно установленные требования к заполнению и оформлению заявления о государственной регистрации. Нарушение вследствие небрежности формальных требований, предъявляемых к оформлению заявления, соответственно, влечёт отказ в совершении регистрационных действий.

Следовательно, в случае представления для государственной регистрации документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, такие документы считаются непредставленными и регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации по основаниям, установленным статьей 23 Закона № 129-ФЗ.

   В связи с вышеизложенным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления заявителем документа (заявления по форме № Р1101) правомерен.

            Соответственно, требования заявителя являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

            При этом суд отмечает, что после получения оспариваемого решения регистрирующего органа от 11.03.2014 года заявитель 18.03.2014 года представил в регистрирующий орган заявление по форме № Р11001, заполненное с учетом ранее выявленных недочетов,  данное заявление послужило основанием для принятия инспекцией решения от 25.03.2014 года о государственной регистрации ООО «5Звезд» (ОГРН 11459580124209).

             Также судом рассмотрено требование заявителя о возврате из бюджета Управления Федерального казначейства по Пермскому краю  (Межрайонная  инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю) государственной пошлины в сумме 4000 руб.

          Согласно ст. 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

        Статьей 333.40 НК РФ предусмотрены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

         Указанный в ст. 333.40 НК РФ перечень оснований возврата государственной пошлины является исчерпывающим, расширительному  толкованию не подлежит.

    Учитывая   положения  ст. 333.40 НК РФ,   отказ Бесаеву С.К. в государственной регистрации юридического лица от 11 марта 2014, государственная    пошлина в сумме  4000  руб. 00 коп., уплаченная заявителем за совершение определенных регистрационных действий, не может  быть отнесена  на заинтересованное  лицо.  Основания   для возврата спорной суммы государственной пошлины  из бюджета, предусмотренные ст. 333.40  НК РФ,  у суда  отсутствуют.

         Руководствуясь ст., ст. 110, 168-170,  176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявленных требований отказать.

        Решение может быть  обжаловано  в Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                 О.В. Щеголихина