Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь Дело № А50-34454/2018
19 марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Пермского края
в составе:
судьи Кудиновой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вега» (ОГРН 1065903003935, ИНН 5903017981)
к министерству строительства и архитектуры Пермского края (ОГРН 1135905007150, ИНН 5905301772)
о признании незаконным решения об одностороннем отказе, об обязании исполнить обязательства приемки жилых помещений, о взыскании денежных средств в размере 11 478 060 руб. 00 коп.,
при участии:
от истца: Ильичев Д.И., доверенность от 19.10.2018 (на 1 год), паспорт; Чертов А.А., доверенность от 15.01.2019 (по 15.01.2010), паспорт
от ответчика: Смоляков А.Н., доверенность № СЭД-3501-13-24 от 22.06.2018, паспорт
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вега» (далее - ООО «СК «Вега», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к министерству строительства и архитектуры Пермского края (далее – Министерство, ответчик) о признании незаконным решения № СЭД-35-04-03-238 от 04.10.2018 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.10.2017 № 0156200009917000322_123508, обязании исполнить обязательства по государственному контракту путем приемки жилых помещений, расположенных по адресу: г. Чернушка, бульвар 48 Стрелковой Бригады, д. 14, кв. 6-10, 21-25, а также оплаты вышеуказанных жилых помещений по контракту в размере 11 478 060 руб.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, в котором с исковыми требованиями не согласен в полном объеме, в связи с тем, что Истец нарушил срок исполнения контракта (передача жилых помещений по актам приема-передачи – до 01.09.2018), кроме того жилые помещения не соответствовали требованиям, указанным в техническом задании к контракту по процентному соотношению приобретаемых жилых помещений для детей – сирот и лиц из их числа в многоквартирном доме не более 50% от общего числа жилых помещений в доме.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.09.2017 № 4.8 -52/1 между ООО «СК «Вега» (Продавец) и Министерством (Покупатель) 04.10.2017 заключен государственный контракт № 0156200009917000322_123508, согласно которому Продавец обязуется передать 10 жилых помещений в многоквартирном доме в порядке и на условиях контракта, а Покупатель обязуется принять и оплатить жилые помещения по цене и на условиях, определенных контрактом (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 1.2 предварительный перечень приобретаемых жилых помещений с указанием адреса, номеров, этажа, общей площади указан в Приложении 1 к контракту (Пермский край, г. Чернушка, общая площадь квартиры не менее 33,0 кв.м.).
Жилые помещения, приобретаемые в рамках контракта, соответствует качественным, функциональным и техническим требованиям, определенным в Техническом задании (Приложение 2 к контракту) и не обременено правами проживания в жилых помещениях любых третьих лиц (п. 1.4 контракта).
Цена контракта составляет 11 478 060 руб., без НДС (п. 2.1 контракта).
Покупатель производит оплату по контракту безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на счет Продавца платежными поручениями после государственной регистрации права собственности на жилые помещения, но не более чем в течение 30 дней с даты подписания Покупателем актов приема-передачи жилых помещений (п. 2.5 контракта в редакции дополнительного соглашения к контракту от 04.06.2018).
Срок передачи жилых помещений по актам приема-передачи - до 01.09.2018 (п. 3.1 контракта).
Порядок исполнения контракта предусмотрен разделом 3.
Так, в силу п. 3.2 контракта Покупатель после получения уведомления Продавца о готовности к передаче жилых помещений в течение 5 рабочих дней осуществляет обследование и проверку соответствия качества помещения требованиям, установленным контрактом и Приложениями к контракту.
Передача жилых помещений осуществляется по актам приема-передачи жилых помещений (Приложение 3) в течение 2 рабочих дней после подписания акта обследования о соответствии количества и качества жилых помещений требованиям, установленным контрактом и техническим заданием. Акты приема-передачи жилых помещений оформляются на каждое жилое помещение отдельно (п. 3.3 контракта).
В случае выявления недостатков при обследовании жилых помещений и проверке соответствия количества и качества передаваемых жилых помещений Продавец обязан устранить недостатки за свой счет в течение 10 рабочих дней с момента их выявления (п. 3.4 контракта).
Обязательства Продавца по контракту считаются исполненными после осуществления государственной регистрации права собственности на жилые помещения Пермского края (п. 3.8 контракта).
Истец письмом от 17.09.2018 № 72 уведомил ответчика о готовности квартир и просил направить межведомственную комиссию для осмотра квартир, расположенных по адресу: г. Чернушка, бульвар 48 Стрелковой Бригады, д. 14, кв. 6-10, 21-25.
04.10.2018 ответчиком принято решение № СЭД-35-04-03-238 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 0156200009917000322_123508 от 04.10.2017. Основанием решения об одностороннем отказе ответчика от договора послужило то обстоятельство, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от контракта жилые помещения не переданы, не соответствуют требованию, указанному в техническом задании к контракту, по процентному соотношению приобретаемых жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа в многоквартирном доме не более 50% от общего числа жилых помещений в доме.
Полагая, что односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта является незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения истца и ответчика по спорному требованию регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о договоре купли-продаже, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.2 контракта предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
• несоблюдение Продавцом сроков исполнения контракта;
•нарушение Продавцом существенных условий контракта;
•установление факта недействительности банковской гарантии, предоставленной в соответствии с п. 9.4 контракта.
В силу п. 8.4 контракта Покупатель обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Продавец и (или) приобретаемые жилые помещения не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) приобретаемым жилым помещениям или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии приобретаемых жилых помещений таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно решению от 04.10.2018 об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора, основанием для одностороннего отказа послужилото обстоятельство, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от контракта жилые помещения не переданы, не соответствуют требованию, указанному в техническом задании к контракту, по процентному соотношению приобретаемых жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа в многоквартирном доме не более 50% от общего числа жилых помещений в доме.
Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом в соответствии с требованием ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
17 сентября 2018 г. письмо от 17 сентября 2018 г. № 72 истец уведомил Министерство о готовности передать жилые помещения и направления межведомственной комиссии для осмотра жилых помещений (Т.1 л.д. 29).
20 сентября 2018 г. межведомственной комиссией было осуществлено обследование жилых помещений по адресу: г. Чернушка, бульвар 48 Стрелковой Бригады, д. 14, кв.кв. 6-10, 21-25, по результатам которого выявлены проблемы с работой вентиляционной системы в некоторых помещениях, по квартирам № 8, 9 представлены заключения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о несоответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению (Т. 1 л.д. 48-77).
В соответствии с пунктом 3.4 Контракта в случае выявления недостатков при обследовании жилых помещений и проверке соответствия количества и качества передаваемых жилых помещений продавец обязан устранить недостатки за свой счет в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента их выявления.
Истцом в материалы дела представлены доказательства направления ответчику посредством электронного сообщения документов, подтверждающих устранение выявленных замечаний (Т. 1 л.д. 141-150, Т. 2 л.д. 1-39, л.д. 74-87).
Кроме того, 13.09.2018 Администрацией Чернушинского городского поселения Истцу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (Т. 2 л.д. 91).
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения истцом срока передачи жилых помещений ответчику.
Довод ответчика о несоответствии по процентному соотношению приобретаемых жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа в многоквартирном доме не более 50 % от общего числа жилых помещений в доме суд полагает заслуживающим внимания.
Из пояснений ответчика следует, что в 2017 году по результатам электронных аукционов заключено 3 государственных контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Чернушинского района Пермского края: с Истцом (10 жилых помещений), с ООО «СК «Выбор» (10 жилых помещений) государственный контракт от 04.10.2017 № 156200009917000323_123508, с ИП Дорош С.Р. (10 жилых помещений) государственный контракт от 03.10.2017 № 0156200009917000324_123508.
Техническим заданием к Контрактам определено, что процентное соотношение количества приобретаемых жилых помещений в многоквартирном доме к общему количеству жилых помещений в нем не должно быть более 50% от общего числа жилых помещений в доме.
К обследованию по всем 3 Контрактам представлены жилые помещения в 30-квартирном многоквартирном доме по адресу: г. Чернушка, Бульвар 48-й стрелковой бригады, д. 14: квартиры с 1-5, 16-20 от ООО «СК «Выбор»; квартиры с 6-10, 21-25 от ООО «СК Вега»; квартиры с 11-15, 26-30 от ИП Дорош С.Р.
По результатам обследования комиссией жилых помещений выявлены недостатки, которые сообщены представителям поставщиков в ходе обследования, в том числе выявлены проблемы с работой вентиляционной системы в некоторых помещениях.
Кроме того, как поясняет ответчик, во стороны поставщиков ООО «СК «Выбор», ООО «СК Вега» и ИП Дорош С.Р. первоначально представлены только часть документов на жилые помещения, предусмотренных п. 3.5. Контрактов: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома от 13.09.2018 № RU59535301-25/2018, выданное администрацией Чернушинского городского поселения, и технические паспорта на жилые помещения, составленные Приуральским Филиалом АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» отделение №13 (г.Чернушка) от 22.05.2018.
В дальнейшем со стороны ООО «СК «Выбор» представлена информация об устранении недостатков по жилым помещениям с приложением акта обследования технического состояния вентиляционных каналов и измерения скорости движения воздуха вытяжной систем от 24.09.2018 и справка Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» отделение № 13 (г. Чернушка) о проценте физического износа здания многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, кадастровые паспорта, от 25.09.2018.
Письмом ООО «СК «Выбор» от 30.10.2018 № 95 представлены недостающие документы в соответствии с п. 3.5. Контрактов: выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на жилые помещения, заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
1 ноября 2018 г. Министерством приняты жилые помещения и подписаны акты приема-передачи по Контракту с ООО «СК «Выбор».
Таким образом, в случае подписания актов приема-передачи жилых помещений с Истцом в связи с наличием других жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, в многоквартирном доме по адресу: г. Чернушка, Бульвар 48-й стрелковой бригады, д. 14, произойдет превышение 50 % соотношения жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, к общему количеству жилых помещений в доме, что противоречит Техническому заданию.
С учетом цели и специфики заключенного между сторонами контракта, следует отметить, что порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден постановлением Правительства Пермского края от 11 марта 2013 г. № 107-п (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.
Министерство социального развития Пермского края письмом от 12 мая 2016г. № СЭД-33-05-54-704 направило в Министерство техническое задание на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017 году (далее - техническое задание).
В соответствии с пунктом 3 технического задания (пространственно-территориальное размещение объектов специализированного жилищного фонда для детей-сирот) жилые помещения должны располагаться в многоквартирных жилых домах, в количестве не более 50% от всех квартир в каждом доме, в населенных пунктах с развитой социальной, транспортной, коммунальной инфраструктурой и возможностью трудоустройства детей-сирот.
В соответствии с указанным техническим заданием Министерством была разработана аукционная документация государственных контрактов на приобретение жилых помещений детям-сиротам, в том числе при заключении контракта с истцом.
Министерство формировало специализированный жилищный фонд в 2017 году таким образом, чтобы в одном многоквартирном доме квартиры, в
которые предоставляют дети-сироты не превышали 50 % от общего числа
квартир в доме.
В связи с чем техническом задании к Контракту было указано, что процентное соотношение количества приобретаемых жилых помещений в многоквартирном доме к общему количеству жилых помещений в нем не должно быть более 50% от общего числа жилых помещений в доме.
Доказательств того, что у истца не было возможности представить иное жилое помещение, соответствующее условиям и требованиям контракта, истцом в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводам о том, что совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что истцом нарушены сроки передачи жилых помещений, а также не соблюдено условие о процентном соотношении количества приобретаемых жилых помещений в многоквартирном доме к общему количеству жилых помещений в нем - не более 50 %, следовательно, односторонний отказ от исполнения контракта со стороны ответчика, изложенный в решении от 04.10.2019 № СЭД-35-04-03-238, является правомерным.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья О.В.Кудинова