Арбитражный суд Пермского края
614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
18 ноября 2008 г. № дела А50 – 13506/2008- А14
Резолютивная часть решения объявлена 13.11.08г.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.08г.
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Ситниковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ситниковой Н.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Пермскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
К Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края
о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в сумме 66217604 руб.
В заседании приняли участие:
от заявителя: Медведева О.В. по доверенности №07/3892 от 15.08.2007г.; Мишихина Л.А.- по доверенности №07/605 от 21.11.2007г.; Измайлова Л.Н.- по доверенности №07/6006 от 21.11.2007г.
от ответчика: Безматерных А.А.- по доверенности от 18.02.08г.; Мишина М.В. по доверенности от 14.10.08г.
Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края задолженность по страховым взносам в сумме 17606115 руб. и пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 48611489 руб.
Представители заявителя на требованиях настаивают по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснили, что задолженность ответчика по территориальной программе перед бюджетом, на которую исчислены пени, образовалась по состоянию на 01.01.2001 г.
Представитель ответчика с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на пропуск срока давности взыскания пеней и на судебную практику.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в результате проверки полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения фондом выявлена задолженность по страховым взносам и пени, начисленным на недоимки по страховым взносам, образовавшиеся по состоянию на 01.01.2001г., в общей сумме 66217604 руб.
Неуплата администрацией указанной суммы в добровольном порядке послужила основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Оценив в совокупности обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 №33‑ФЗ), страховые взносы на обязательное медицинское страхование производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1.
В силу п. 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти.
На основании п. п. 5, 7 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.
Согласно п. 8 Положения, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Учет страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования совместно с органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Данная позиция исходит из единообразия судебной практики (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 №13571/03).
В соответствии с вышеприведенными нормами Положения органы исполнительной власти рассматриваются в качестве плательщиков страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
В связи с этим отклоняется довод фонда о том, что на возникшие правоотношения по взысканию задолженности не распространяется налоговое законодательство.
Из материалов дела усматривается, что фондом в установленные Налоговым кодексом РФ не были приняты меры к взысканию в судебном порядке задолженности и пени, начисленным на задолженность, возникшую до 01.01.2001 г.
Соответственно, заявителем в установленные сроки не была соблюдена процедура взыскания задолженности, пропущен срок давности взыскания задолженности в судебном порядке (ст. 46-47, 70 НК РФ).
Указанные нормы, основанные на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок и пеней с юридических лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. №16933/07.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Н.А. Ситникова