Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
26 декабря 2023 года дело № А50-2779/2023
Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Г.В. Лядовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Н. Михалевой
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управления федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (ОГРН 1022101144306, ИНН 2126000323; 614068, г. Пермь, ул. Луначарского, дом 100)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192; 614000, Пермский край, г. Пермь, ул. Сибирская, д.30А)
третье лицо: - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
- администрация города Перми (614015, Пермский край, Пермь город, Ленина улица, 23, ОГРН: 1025900532460, ИНН: 5902290635).
- Министерство транспорта Пермского края (614000, Пермский край, Пермь г, Луначарского ул., д. 100, ОГРН: 1035900070678, ИНН: 5902291090).
- Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края (614000, Пермский край, Пермь г, Луначарского ул., д. 100, ОГРН: 1035900096462, ИНН: 5902192934);
- Департамент дорог и благоустройства в лице Администрации города Перми (614015, Пермский край, г. Пермь, ул. ЛЕНИНА, 23, ОГРН 1025900532460, ИНН 5902290635);
- Территориальное Управление Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом по Пермскому Краю (614045, Пермский край, Пермь город, Куйбышева улица, 6, ОГРН: 1035900104415, ИНН: 5902292985)
-
об устранении наложения границ земельных участков,
при участии:
от истца: Горяинов А.А., доверенность № 35 от 18.07.2023, диплом;
от ответчика: не явился, извещен;
третьи лица: не явились, извещались.
Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее – ответчик) о прекращении права государственной собственности Пермского края на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11 и исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации 59:01:4613906:11-59/090/2020-2 от 02.12.2020; снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11 и исключении (аннулировать) о нем сведения из ЕГРН, с учетом принятых судом уточнений в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образов, в том числе, путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети «Интернет».
Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела (ст.ст. 123, 137, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик требования истца не оспаривает по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Третьи лица представили отзывы на исковое заявление.
Судом заслушаны объяснения лиц, принимавших участие в судебных заседаниях, исследованы, представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. ст. 65, 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установлено:
Истец основывает свои требования на том, что в оперативное управление Учреждению передана автомобильная дорога федерального значения общего пользования М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к г. Пермь, км 477+644 - км 509+867, протяженностью 52,886 км, кадастровый номер 59:00:0000000:135271, запись о государственной регистрации права оперативного управления 59:00:0000000:135271-59/294/2022-2 от 15.08.2022.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928, автомобильная дорога с учетным номером М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения и является федеральной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. 14.11.2007) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 15 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. 14.11.2007) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Границы полосы отводы автомобильной дороги определяются нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717 (далее - Нормы отвода).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» определены неотъемлемые технологические части федеральных автомобильных дорог:
земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В ходе выполнения государственного контракта от 15 сентября 2020 года № 126/20 кадастровым инженером ООО «Землеустроительная компания «Континент» проведено натурное обследование и геодезическая съемка конструктивных элементов автомобильной дороги и определены границы ее полосы отвода.
По результатам обработки полученных данных было установлено, что на асфальтовое полотно, проезжую часть, насыпь дороги, откос дороги, земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, полностью накладываются (всем контуром) границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613906:11 площадью 988 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный, ул. Красавинская 3-я, 3.
Площадь наложения составляет 988 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11 был изъят для государственных нужд у его собственника Урбанович Н. Г., которой в качестве компенсации приобретена в собственность квартира по адресу: г. Пермь, ул. Кавалерийская, дом 4, кв. 28, на основании договора от 03.11.2002.
Согласно заявлению Урбанович Н. Г. от 25.11.2020 и пояснений к заявлению от 25.11.2020 она отказалась от права собственности на земельный участок в связи с его изъятием и получения возмещения.
Как следует из Постановления Администрации города Перми от 03.09.2004 г. № 2681 земельный участок 59:01:4613906:11 был изъят для строительства автомобильной дороги федерального значения.
Актом заседания комиссии Дорожного комитета от 14.11.2003 также подтверждается, что стоимость земельного участка 59:01:4613906:11 была включена в стоимость компенсации.
В материалах приобщенного реестрового дела имеется Постановление Администрации города Перми от 03.09.2004 г. № 2681, согласно которому:
- п. 4 разрешено ГОУ «Управление автомобильных дорог» Пермской области строительство объекта «1-я очередь строительства автодорожного мостового перехода через реку Кама (II-й пусковой комплекс, транспортная развязка по шоссе Космонавтов) на земельных участках, предоставленных п. 3 настоящего постановления;
- п. 5.2 ГОУ «Управление автомобильных дорог» Пермской области произвести в установленном порядке снос и расселение жилых домов в зоне строительства объекта, в соответствии с договором от 05.06.2003 г. № 1-2003 и услуг по расселению жилых домов (по шоссе Космонавтов и ул. 3-й Красавинской в зоне Верхние Муллы).
При изучении архивных спутниковых снимков, предоставляемых открытым для использования программным обеспечением Google Earth Pro, представителем истца Горяинов А. А. (имеющим необходимое образование и специальные знания в области кадастровой деятельности и землеустройства) установлено, что по состоянию на июнь 2004 года земельный участок 59:01:4613906:11 фактически существовал, при этом автомобильная дорога отсутствовала.
В материалах реестрового дела также имеется Акт от 14.11.2003 г. заседания комиссии Дорожного комитета по рассмотрению заявления граждански Урбанович Н. Г., проживающей по адресу: г. Пермь, 3-я Красавинская, 3, согласно которого комиссией рассмотрено заявление Урбанович Н. Г. о приобретении для нее однокомнатной квартиры с улучшенным ремонтом по причине отказа от компенсации за изъятие земельного участка.
При сносе жилого дома по адресу г. Пермь ул. 3-я Красавинская, д. 3 собственнику Урбанович Н. Г. полагается:
- компенсация за сносимое строение согласно технического паспорта действительной инвентаризационной стоимостью 77 977 руб.;
- компенсация за плодово-ягодные насаждения стоимостью 4 937 руб.;
- компенсация за земельный участок площадью 988 кв. м. стоимостью 73 073 руб.
Решено учитывая просьбу Урбанович Н. Г. приобрести ей квартиру по адресу: г. Пермь, ул. Кавалерийская, д. 4, кв. 28, стоимостью 530 тыс. рублей.
Средства, причитающиеся в счет компенсации за земельный участок, использовать на приобретение квартиры с улучшенным ремонтом согласно заявлению.
В материалах реестрового дела содержится договор 03.11.2003 г. купли-продажи квартиры по адресу г. Пермь, ул. Кавалерийская, д. 4, кв. 28, между Урбанович Н. Г. и Вяткиной О. А.
Согласно п. 4 указанного договора, квартира продается по соглашению за 530 000 (пятьсот тридцать тысяч) рублей, уплачиваемых продавцу Дорожным комитетом Администрации Пермской области.
На договоре от 03.11.2003 г. стоят отметки органа регистрации прав о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру к Урбанович Н. Г.
В материалах реестрового дела также содержится договор купли-продажи от 16.08.2014г., из которого следует, что указанную квартиру Урбанович Н. Г. продала Таболиной Л. Ф.
В материалах реестрового дела также имеется заявление Урбанович Н. Г. от 25.11.2022 г. об отказе от права собственности на земельный участок 59:01:4613906:11, согласно которого:
«Прошу рассмотреть вопрос об отказе от земельного участка по адресу г. Пермь ул. 3я Красавинская, 3, данный участок изъят в 2003 году под строительство автодороги в В. Муллах, данным участком не пользуюсь с 2003 г. На участке давно стоят автосалоны и проходит дорожная трасса».
Из материалов дела также следует, что право собственности Урбанович Н. Г. прекращено в связи с ее отказом от земельного участка в пользу Пермского края.
При таких обстоятельствах, земельный участок 59:01:4613906:11 после его изъятия должен был быть снят с кадастрового учета или объединен с иными земельными участками, предоставленными под строительство автомобильной дороги.
Автомобильная дорога федерального значения общего пользования М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к г. Пермь, км 477+644 - км 509+867, протяженностью 52,886 км, кадастровый номер 59:00:0000000:135271 передана в государственную собственность РФ и оперативное управление истцу на основании Распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 16.04.2020 г. № 190-р (п. 2 Приложения к Распоряжению).
Право собственности РФ зарегистрировано 15.08.2022 г. за номером государственной регистрации 59:00:0000000:135271-59/294/2022-1, право оперативного управления Учреждения зарегистрировано 15.08.2022 г. за номером государственной регистрации 59:00:0000000:135271-59/294/2022-2.
В производственных целях было осуществлено преобразование объекта с кадастровым номером 59:00:0000000:135271, в результате 03.07.2023 в ЕГРН внесены сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 59:00:0000000:135330, протяженность 22149 м, наименование: участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва-Владимир- Нижний Новгород- Казань- Уфа, подъезд к г. Пермь, адрес:
Российская Федерация, Пермский край, городской округ Пермский, город Пермь, Индустриальный, Дзержинский, Кировский районы, км 485+762 - км 502+376.
Запись о государственной регистрации права собственности 59:00:0000000:135330-59/294/2023-1 от 03.07.2023 г.
Запись о государственной регистрации права оперативного управления 59:00:0000000:135330-59/294/2023-2 от 03.07.2023 г.
Данное обстоятельство носит учетный характер и на основание и предмет иска не влияет. Сведения ЕГРН об обособленном земельном участке с кадастровым номером 59:01:4613906:4, входящего в состав земельного участка 59:01:0000000:380 (единоеземлепользования), на границы которого накладываются границ земельного участка 59:01:4613906:11, не изменились.
В той части контура границ, которым земельный участок не укладывается в полосу отвода, он накладывается на границы земельного участка 59:01:4613906:80, который образован администрацией города Перми для выставления его на аукцион.
В настоящий момент сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4613906:11 нарушают право истца, как правообладателя автомобильной дороги, препятствуя постановке на кадастровый учет земельных участков в границах полосы отвода, создает правовую неопределенность принадлежности части автомобильной дорогой.
Иного варианта кроме снятия земельного участка с кадастрового учета 59:01:4613906:11 при изложенных обстоятельствах сторона истца не видит.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Ответчик в представленном отзыве на иск указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11, площадью 988 кв. м, по адресу (местоположение): Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный, ул. Красавинская 3-я, 3 находится в собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право государственной собственности Пермского края на земельный участок зарегистрировано 02 декабря 2020 г. (запись о государственной регистрации № 59:01:4613906:11-59/090/2020-2), ввиду отказа предыдущего собственника - Урбанович Надежды Геннадьевны, на основании статьи 56 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельном участке отсутствуют.
С учетом изложенного, ответчик не имеет материально-правовой заинтересованности в земельном участке и противоположных с Истцом юридических интересов.
Следовательно, в случае удовлетворения требований истца, решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против ответчика, в том числе при разрешении вопроса о судебных расходах.
Управление Росреестра в представленном отзыве на заявление указало, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 59:01:4613906:11 содержится следующая информация.
Земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный, ул. Красавинская 3-я, 3, поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2006, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования -под индивидуальный жилой дом, декларированная площадь 988 кв.м., точность определения координат - нет, статус записи - актуальная.
Сведения о земельном участке в Единый государственный реестр земель (в настоящее время ЕГРН) внесены на основании заявки и постановки на кадастровый учет земельного участка от 30.06.2003 Урбанович Н.Г., постановления главы города Перми № 1626 от 03.06.2003 о предоставлении Урбанович Надежде Геннадьевне в собственность земельного участка, плана земельного участка, с заявлением представлены:
- постановление Администрации г. Перми № 2681 от 03.09.2004 «Об утверждении органом местного самоуправления проекта границ земельных участков, предоставлении ГОУ «Управление автомобильных дорог» Пермской области земельных участков и разрешении строительства в Индустриальном районе;
- договор от 03.11.2003 (о купле-продажи квартиры по ул. Кавалерийская, 4-28, г. Перми);
- акт заседания комиссии Дорожного комитета по рассмотрению заявления гражданки Урбанович Надежды Геннадьевны, проживающей по адресу: г. Пермь, ул. Красавинская 3-я, 3 (о решении приобретения Урбанович Н.Г. квартиры по ул. Кавалерийская, 4-28, г. Перми в счет компенсации за земельный участок по ул. Красавинская 3-я, 3);
- заявление Урбанович Н.Г. от 25.11.2020 о рассмотрении вопроса об отказе от права на земельный участок по ул. Красавинская 3-я, 3, в связи с неиспользованием им с 2003 года и прохождения по нему автодороги.
02.12.2020 в ЕГРН внесена запись о прекращении права собственности Урбанович Надежды Геннадьевны и регистрации права собственности за субъектом Российской Федерации «Пермский край».
Сведения ЕГРН не содержат связи земельного участка с жилым домом.
Земельный участок 59:01:0000000:380, занятый полосой отвода автомобильной дороги (обособленный участок 59:01:4613906:4), расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, жилой район Верхние
Муллы (участок № 2), поставлен на ГКУ 19.04.2007, категория земель - Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Земельные участки (территории) общего пользования, уточненная площадь 32993.41 (9524.15) кв.м., точность определения координат - 0,1 статус записи - актуальная.
Постановлением Администрации города Перми № 2153 от 21.09.2005 утвержден проект границ земельных участков под строительства 1 -й очереди автодорожного мостового перехода через реку Кама (2-й комплекс, транспортная развязка по шоссе Космонавтов)» в жилом районе Верхние Муллы Индустриального района.
Право собственности на земельный участок 59:01:0000000:380 зарегистрировано за Российской Федерацией, передано в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье».
30.06.2020 в ЕГРН внесена запись о праве собственности Российской Федерации на основании распоряжения «О безвозмездном приеме имущества, аходящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермский край, в федеральную собственность» от 16.04.2020 № 190-р, акта приема - передачи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации - Пермский край, в федеральную собственность от 18.05.2020, распоряжения «О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 16.04.2020 № 190-р» от 13.05.2020 № 207-р.
07.08.2020 в ЕГРН внесена запись о праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» на основании Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2020 №2403-р «Об определении вида разрешенного использования земельных участков и их предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор «Прикамье». Запись актуальная.
По итогам анализа документов реестрового дела, признаков реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:380, в том числе земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613906:4 (обособленный участок), не выявлено.
Анализ данных ЕГРН, публичной кадастровой карты позволяет сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11 частично пересекается с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4613906:4 (обособленный участок, водящий в единое землепользование с кадастровым номером 59:01:0000000:380) местоположение которого определено в установленном порядке (рис.№2 и №3).
Таким образом, земельный участок под полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва -Владимир - Нижний Новогород - Казань - Уфа, подъезд к г. Перми, сформирован без учета сведений о наличии земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613906:11.
Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами, не исключая возможности применения иных способов, предусмотренных в законе.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В силу п. 6 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Статей 304 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
По смыслу указанных разъяснений признание права отсутствующим является исключительным способом оспаривания зарегистрированного вещного права (обременения) и его применение возможно в случае отсутствия иных способов защиты (признание права, виндикация, негаторный иск) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
При обращении с иском в суд, истец ссылался на то, что нарушением его прав является сам факт нахождения земельного участка на кадастровом учете. Таким образом, истцом фактически оспаривается право собственности на спорный земельный участок.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Согласно ст. 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета являются документы, подтверждающие право на земельный участок, определяющие местоположение границ земельного участка и межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном законом порядке.
О регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (п. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу № 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН.
Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 7 Закона № 221-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка, в частности, относятся его кадастровый номер и дата внесения его в кадастр, описание местоположения границ, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом № 221-ФЗ требований.
В силу статей 301, 304, 305 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Требования истца в настоящем деле направлены на устранение несоответствие сведений содержащихся в ЕГРН относительно спорного земельного участка, предоставленного истцу.
В соответствии со ст. 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
Представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (п. 2 ст. 43 Закона № 218-ФЗ).
Из содержания ч. 7 ст. 61 Закона № 218-ФЗ следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с положениями, изложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
Таким образом, земляное полотно, подпорные стенки, автобусные остановки, ограждение, автобусные остановки, укрепление обочины, водоотводное сооружение (лотки), тротуар, водопропускные трубы, путепровод для пешеходов - неотъемлемая составная часть автомобильной дороги.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ такими документами являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В п. 3 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета на исходные объекты недвижимости одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Учитывая приведенные правовые нормы, снятие объекта недвижимости с кадастрового учета является административной процедурой, которая осуществляется органом регистрации прав, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий регистрирующего органа иным лицам.
В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Нормы Гражданского кодекса РФ устанавливают основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.
С учетом изложенных разъяснений, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в ч. 1 ст. 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Требования, заявленные истцом, направлены на признание права собственности отсутствующим и исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим ч. 1 и 7 ст. 1 и ст. 8 Закона № 218-ФЗ и нарушающим права истца.
Из документов, содержащихся в приобщенной к материалам дела копии реестрового дела, следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11 был изъят у Урбанович Н. Г. для государственных (муниципальных) нужд в 2003 году под строительство дороги, последней была предоставлена предусмотренная законом компенсация за изъятый земельный участок в виде оплаты стоимости квартиры по адресу г. Пермь, ул. Кавалерийская, д. 4, кв. 28.
Ответчик в представленном отзыве на иск указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11, площадью 988 кв. м, по адресу (местоположение): Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный, ул. Красавинская 3-я, 3 находится в собственности субъекта Российской Федерации - Пермского края. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Правопртязаний на спорный земельный участок не имеет. Готов передать земельный участок истцу внесудебном порядке.
Сторонами процедура мирного урегулирования в рамках настоящего спора не произведена.
Поскольку истцом снятия земельного участка с кадастрового учета невозможно без прекращения права собственности - субъекта Российской Федерации - Пермского края, суд считает требования истца подлежащим удовлетворению.
В соответствии с абзацем 2 пункта 52 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом положений абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ предусматривающего, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов (п.п. 1 п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Но поскольку истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Прекратить право государственной собственности Пермского края на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11, площадью 988 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный, ул. Красавинская 3-я, 3.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 59:01:4613906:11площадью 988 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом, адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный, ул. Красавинская 3-я, 3.
Настоящее решение является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Г.В. Лядова