Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
10 февраля 2014 года
Дело № А50-24665/2013
Арбитражный суд Пермского края
в составе:
судьи Аликиной Е. Н.
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края (ОГРН 1025901703343, ИНН 5911037854)
к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) научно-технического творчества» (ОГРН 1025901703398, ИНН 5911028962)
о взыскании 12 902 руб. 59 коп.,
Определение суда о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 11.12.2013г. получено заявителем 18.12.2013 г. Указанное определение суда, направленное должнику заказной почтой по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, возвращено организацией почтовой связи с отметкой «истек срок хранения». Согласно разъяснениям, данным ВАС РФ в Постановлении Пленума от 08.10.12 г. № 62, лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. Поскольку должник в силу п. п. 2 п. 4 ст. 123 АПК РФ извещен о начавшемся судебном процессе надлежащим образом, что подтверждается отзывом на заявление, препятствий для рассмотрения спора не имеется.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) научно-технического творчества» в срок, установленный в определении суда о принятии заявления к производству и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (до 10.01.14 г.), представило в материалы дела по электронной почте посредствам заполнения форм, размещенных на сайте ВАС РФ в системе «Электронный страж» (сервер «Мой арбитр»), письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении иска в связи с неправомерностью начисления страховых взносов и пени на суммы единовременных выплат, произведенных педагогическим работникам в связи с выходом на пенсию.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края в представленном в суд заявлении (дата поступления 23.01.14 г.) настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства стороны не заявили. Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании
ст. 228 АПК РФ. Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства производится без вызова сторон.
Исследовав представленные документы, суд пришел к следующим выводам.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) научно-технического творчества» является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с п. п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Федеральный закон № 212-ФЗ).
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.10 г. по 31.12.12 г. По результатам проверки составлен акт № 21 от 04.07.13 и принято решение от 06.08.13 г. № 26, в соответствии с которым МАОУ предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 74 723 руб. 14 коп., пени в сумме 18 091 руб. 52 коп., штраф по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в размере 14944 руб. 63 коп. Страхователю было направлено требование от 03.09.13 г. № 27 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа по сроку исполнения до 24.09.13 г. В связи с неисполнением должником требования, УПФ РФ (ГУ) в г. Березники Пермского края обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления должнику страховых взносов, пеней, взыскания в него штрафа, явились выводы проверяющих о неправомерном невключении в базу для исчисления страховых взносов в 2010-2012 гг. компенсаций за неиспользованный отпуск, единовременных выплат, произведенных в пользу работников в связи с выходом на пенсию, а также расходов на цели обязательного социального страхования, не принятых к зачету ГУ ПРОФСС РФ.
Должник представил в материалы дела письменный отзыв, в котором указал на то, что страховые взносы, соответствующие пени и штраф, начисленные в связи с невключением в базу для исчисления страховых взносов компенсаций за неиспользованный отпуск, а также сумм, непринятых к зачету страховщиком, уплачены им добровольно. Учреждение не согласно со взысканием оставшихся сумм (страховые взносы в сумме 12 804 руб., пени в сумме 98 руб. 59 коп.), поскольку считает, что выплаты, произведенные в пользу педагогических работников в связи с выходом на пенсию, не подлежат обложению страховыми взносами.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 64, 65, 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в п. 9 указанного закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, в том числе выплаты социальной направленности, представляют собой оплату их труда. Указанный вывод согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от14 мая 2013 № 17744/12.
Социальные гарантии педагогам установлены статьей 17 Закона Пермского края от 12.03.10 № 587-ПК «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» (далее по тексту Закон № 587-ПК).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 17 Закона №587-ПК педагогическим работникам (в том числе руководителям) государственных (краевых) образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет субвенций из бюджета Пермского края, при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 12600 рублей.
Указанные единовременные выплаты, произведенные в пользу педагогических работников – пенсионеров, являются по своей правовой природе государственными пособиями, предусмотренными законодательством Пермского края для работников образовательной сферы. Указанные выплаты, носящие безвозмездный характер, по источнику финансирования и основанию возникновения не могут быть отнесены ни к базовой части заработной платы, ни к стимулирующим выплатам, произведенным в рамках трудового договора. Данные выплаты подпадают под категорию необлагаемых выплат, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, доначисление МАОУ страховых взносов, взыскание с него пеней в связи с невключением в объект обложения страховыми взносами и базу для их исчисления единовременных выплат, произведенных в пользу педагогических работников в связи с выходом на пенсию, является неправомерным.
То обстоятельство, что решение УПФ РФ (ГУ) в г. Березники Пермского края, не обжаловалось должником в установленном порядке, не может свидетельствовать о правомерности заявленных требований, поскольку вступившее в законную силу решение не может являться безусловным основанием для взыскания спорных сумм при наличии со стороны должника обоснованных возражений.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Е.Н.Аликина