НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 07.08.2008 № А50-7877/08

Арбитражный суд Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

08 августа 2008 года № дела А50-7877/2008-А17

Резолютивная часть решения оглашена 07.08.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 08.08.2008 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Алексеева А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лесниковой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края

к Обществу с ограниченной ответственностью «Цитрон»

об аннулировании лицензии,

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Авдеева Е.А. по доверенности от 15.01.2007 г., паспорт;

от ответчика: Гонцова Н.В. по доверенности от 21.07.2008 г., паспорт.

установил:

Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции Д141105, регистрационный номер 1567-2006 от 29.12.2006 г., выданную Обществу с ограниченной ответственностью «Цитрон».

Свои требования заявитель мотивирует тем, что ответчик нарушил требования, установленные федеральными законами в области лицензируемого вида деятельности (осуществление розничной продажи алкогольной продукции), не представив в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 6 месяцев 2007 г., 9 месяцев 2007 г. и 12 месяцев 2007 г.

Ответчик против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая на отсутствие умысла в непредставлении деклараций, поскольку о существовании этой обязанности ему не было известно. Какого-либо предупреждения о возможных последствиях невыполнения указанной обязанности от лицензирующего органа не поступало. По мнению общества, наличие формальных признаков вменяемого обществу нарушения, не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленного требования.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью «Цитрон» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии Д 141105, регистрационный номер 1567-2006 от 29.12.2006 г., выданной Министерством сельского хозяйства Пермского края, сроком действия с 29.12.2006 г. по 29.12.2011 г. (л. д. 8).

Розничная продажа алкогольной продукции на территории Пермского края осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Порядком лицензирования розничной продажи алкогольной и продукции, утвержденным постановлением Правительства Пермского края 06.07.2007 г. №134-П.

Согласно п. 1.3 Порядка лицензирования от 06.07.2007 г. №134-П лицензирующим органом на территории Пермского края является Министерство развития торговли и предпринимательства Пермского края.

В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", устанавливающих, что лицензированию подлежат все виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции (пункт 1), в том числе на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (пункт 2).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установления порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции (абзац третий пункта 1 статьи 6 Закона).

Действующим на территории Пермского края Порядком предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.03.2007г. № 22-п «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пермского края» предусмотрено, что в обязанности лицензиата входит ежеквартальное представление в лицензирующий орган деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в пятнадцатидневный срок после окончания отчетного квартала нарастающим итогом с начала года и в целом за год.

Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что декларации представляются в течение всего периода действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с момента ее получения до момента окончания срока ее действия, в том числе и при отсутствии ведения лицензиатом деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Согласно п. 8 вышеуказанного Порядка подтверждением представления декларации в исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, является наличие на соответствующей копии декларации отметки о принятии с указанием даты и подписи должностного лица, принявшего декларацию.

В нарушение положений п. 2, 3, 7 Порядка представления деклараций от 09.03.2007 г. №22-П ООО «Цитрон» представило в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 6 месяцев 2007 г., 9 месяцев 2007 г. и 12 месяцев 2007 г. лишь 09 июня 2008 г. Данный факт ответчиком не оспаривается.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что обществом также несвоевременно представлена декларация о розничной продаже алкогольной продукции за 3 месяца 2008 г. (л . д. 29 – 31).

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций в лицензирующий орган.

В связи с непредставлением ООО «Цитрон» деклараций за три отчетных периода в течение одного года комиссией по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции Министерства развития торговли и предпринимательства Пермского края 11.04.2008 г. было принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии (л. д. 12).

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ, пунктом 4.12 Порядка лицензирования от 06.07.2007 г. №134-П мотивированное решение комиссии было направлено лицензиату заказным письмом (л. д. 9 – 11).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», аннулирование лицензии представляет собой специальную предупредительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с критериями определения лицензируемых видов деятельности, установленными ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан <…> и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Декларирование розничной продажи алкогольной продукции является мерой государственного регулирования за оборотом алкогольной продукции, непредставление деклараций представляет собой нарушение лицензионного режима, затрагивающие права и законные интересы других лиц.

В связи с этим, применение такой предупредительной меры как аннулирование лицензии, является действием, прямо предусмотренным законом и отвечающим принципам государственного регулирования оборота алкогольной продукции.

Адекватность меры определяется также тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Пермского края аннулирование лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является единственно возможной мерой реагирования на неисполнение лицензиатом обязанности по декларированию оборота алкогольной продукции.

Доводы общества о том, что оно не знало об информации о сдаче отчетности судом рассмотрены и отклонены. Постановление Правительства Пермского края от 09.03.2007 г. №22-П было официально опубликовано в еженедельнике «Досье 02» №11 от 23.03.2007 г. Кроме того, информация о необходимости декларирования розничной продажи алкогольной продукции размещалась в краевых печатных и электронных средствах массовой информации, а также на сайте министерства www.mintorg.perm.ru, в котором имеется информация о сроках и порядке представления деклараций, нормативно – правовая база и образец заполнения декларации (раздел «Регулирование потребительского рынка», подраздел «Розничная продажа алкогольной продукции»).

Ссылки ответчика на отсутствие реального ущерба и необходимость учета смягчающих обстоятельств судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Поскольку достаточные основания для аннулирования лицензии, установленные п. 3 ст. 20 Федерального законом от 22.11.1995 г. №171-ФЗ (повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) материалами дела подтверждаются и ответчиком не оспорены, заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии со ст. ст. 102, 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Требования удовлетворить.

Аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции Д 141105, регистрационный номер 1567-2006 от 29.12.2006 г., выданную Обществу с ограниченной ответственностью «Цитрон».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Цитрон» (ОГРН 1065907021586, ИНН 5907029988, местонахождение: 614026, г. Пермь, ул. Александра Щербакова, 22) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей

Исполнительный лист выдать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.Е. Алексеев