НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Пермского края от 06.12.2023 № А50-24376/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь

12 декабря 2023 года Дело № А50-24376/2023

Резолютивная часть решения оглашена 6 декабря 2023 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи В.Ю. Носковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Хашиг, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Сергеевича (ОГРНИП 304593914900016, ИНН 593900030340)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю (ОГРН 1175958019412, ИНН 5959000010),

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039)

о взыскании 216 824,26 руб.,

при участии представителей:

от Межрайонной ИФНС № 18 - Чернышева Е.Р. по доверенности от 13.02.2023, предъявлены паспорт, диплом;

от Межрайонной ИФНС № 21 – Серкова Ю.С. по доверенности от 28.12.2022, предъявлены паспорт, диплом

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

установил:

индивидуальный предприниматель Мельников Андрей Сергеевич (далее – заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю (далее – ответчик, налоговый орган, Инспекция № 18) о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2017, 2018 годы в сумме 216 824,26 руб.

Определением суда от 09.10.2023 заявление принято к производству суда, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (далее – ответчик 2, Инспекция № 21, налоговый орган).

В обосновании заявленных требований налогоплательщик указывал на необоснованность отказа в возврате излишне уплаченного на неверный код бюджетной классификации (далее – КБК) налога на доходы физических лиц, просил учесть, что о наличии переплаты заявителю стало известно в сентябре 2019 года.

Инспекция с требованиями заявителя не согласилась, считала, что Обществу правомерно отказано в возврате излишне уплаченного налога в связи с пропуском налогоплательщиком срока на обращение в налоговый орган с соответствующим заявлением. Полагала, что о наличии переплаты по налогу Предприниматель должен был знать в момент уплаты.

Налоговый орган в судебном заседании доводы отзыва поддерживал, просил отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. Заявитель в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе, путем направления в их адрес копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ неявка в судебное заседание истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в силу части 3 статьи 156 АПК РФ, статьи 123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы налогового органа, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом, 21.05.2022 предприниматель обратился в Инспекцию № 18 с заявлением № 10/22 с требованием произвести перерасчет произведенных в 2017-2019 годах дополнительных взносов на пенсионное страхование в размере 1% от полученного дохода свыше 300 000 рублей (л.д. 9).

На основании заявления налогоплательщика Инспекцией № 18 произведен перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из суммы дохода без учета произведенных расходов за 2017-2018 годы в размере 216 824,26 руб. (за 2017 год - 117 102,33 руб. по сроку уплаты 02.07.2018, за 2018 год – 99 721,93 руб. по сроку уплаты 01.07.2019), в адрес налогоплательщика направлено письмо о перерасчете страховых взносов от 10.06.2022 № 10-26/08309.

22.04.2023 Предприниматель обратился в Инспекцию № 18 с заявлением, в котором просил зачесть имеющуюся переплату по страховым взносам в сумме 216 824, 26 руб. в счет уплаты обязательств по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) за 2022 год (л.д. 20).

30.06.2023 Мельниковым А.С. в Инспекцию № 18 представлено заявление о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика путем возврата денежных средств в размере 218 450,44 руб. (л.д. 12).

Сообщением от 28.07.2023 Инспекцией № 21 отказано в исполнении заявления о распоряжении суммой денежных средств, в виду пропуска срока на обращение с соответствующим заявлением.

Считая, что отказ в возврате излишне уплаченных страховых взносов не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемыми требованиями.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафа.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ устанавливает соответствующую обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

Порядок возврата излишне уплаченного налога, сбора, а также пеней определен статьей 78 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 6 статьи 78 НК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Правила, установленные статьей 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

С 01 января 2023 года осуществлен переход налогоплательщиков на Единый налоговый счет (далее - ЕНС) (в соответствии с изменениями, закрепленными Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

С указанной даты сформировано единое сальдо расчетов по обязательствам налогоплательщика. Все поступающие платежные документы аккумулируются на ЕНС налогоплательщика.

Налогоплательщик вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, в счет исполнения решений налоговых органов (подпункты 10 и 11 пункта 5, подпункт 3 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ).

Статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях формирования сальдо единого налогового счета на 01.01.2023 не признаются излишне перечисленными суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года налогов, авансовых платежей, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В статье 346.15 НК РФ закреплен порядок учета доходов для определения объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения.

В статье 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системе налогообложения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.

Согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

В пункте 9 статьи 430 НК РФ установлено, что в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

- для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.15 НК РФ (подпункт 3);

- для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход, в соответствии со статьей 346.15 НК РФ (подпункт 4).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.

В изложенном постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации высказал позицию определения размера страховых взносов (с учетом расходов) в зависимости от выбранного способа уплаты налогов, в частности, НДФЛ (расчет налогооблагаемой базы по которому производится доходы минус расходы). Данная правовая позиция, подлежит применению к тем плательщикам страховых взносов, у которых в силу Закона (НК РФ) порядок определения налогооблагаемой базы сходен с определением налогооблагаемой базы по НДФЛ, в частности, УСН (при системе налогообложения доходы минус расходы).

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного суда РФ от 30.01.2020 № 10-О, а также в определениях Верховного суда РФ от 26.03.2018 № 307-КГ18-1554, от 29.10.2019 № 309-ЭС19-18969.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Таким образом, учитывая приведенные правовые положения, в рассматриваемом случае определение размера подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов за 2017, 2018 годы должно производиться исходя из дохода, полученного налогоплательщиком за указанный период, с учетом понесенных им расходов, а также убытков, указанных в пункте 7 статьи 346.18 НК РФ и являющихся, по своей сути, предусмотренными статьей 346.16 НК РФ расходами прошлых периодов, ранее не учтенными для целей налогообложения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что предприниматель Мельников А.С. в спорный период осуществлял предпринимательскую деятельность, применял упрощенную систему налогообложения с объектом обложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Размер страховых взносов исчислен заявителем в соответствии со
статьей 432 НК РФ, в том числе из расчета 1 процента от суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период без учета расходов.

Так, за 2017 год налогоплательщику начислены страховые взносы в размере 124 290,34 руб. За 2018 год начислены страховые взносы в размере 110 712,45 руб.

Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате на сумму 216 824, 26 руб. (117 102, 33 руб. - за 2017 год, 99 721, 93 руб. - за 2018 год).

Факт излишней уплаты предпринимателем в 2017-2018 годах страховых взносов в указанном размере, сторонами не оспаривается.

Как уже было сказано выше, на основании пункта 7 статьи 78 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2023, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 79 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» разъяснил, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 № 173-О указал, что содержащаяся в пункте 7 статьи 78 НК РФ норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и, в этом случае, действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что указанная норма права направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

В соответствии с правовыми позициями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 08.11.2006 № 6219/06 и 25.02.2009 № 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат излишне уплаченного налога.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ), с 01.01.2017 регулируются главой 34 НК РФ.

Порядок определения доходов и размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам на момент представления заявителем декларации и уплаты страховых взносов уже был разъяснен Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, которое состоит в том, что при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

При этом в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации не признал нормы права неконституционными, а лишь установил их конституционно-правовой смысл. Указанным Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование норм в их взаимосвязи.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у заявителя имелась возможность для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации.

Учитывая изложенное, вне зависимости от принятого Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 30.11.2016 года № 27-П, переплата по страховым взносам у предпринимателя возникла в момент перечисления предпринимателем в бюджет страховых взносов за спорный расчетный период, о наличии которой предприниматель должен был знать с момента ее образования, то есть применительно к платежам за 2017 год в момент уплаты – 01.07.2018, за 2018 год – 01.07.2020, так как расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно.

Следовательно, срок для возврата излишне уплаченных страховых взносов истек за 2018 год – 01.07.2021, за 2019 год – 01.07.2022.

Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2021 № 309-ЭС20-22962.

Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в адрес Инспекции с заявлением о распоряжении имеющейся переплатой – 22.04.2023, в арбитражный суд – 04.10.2023, то есть предпринимателем пропущен как трехлетний срок для обращения в Инспекции с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов, так и трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с настоящим заявлением.

Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных страховых взносов, в том числе в судебном порядке, в установленный срок, предприниматель не представил.

С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя о взыскании излишне уплаченных страховых взносов за 2017, 2018 годы в сумме 216 824,26 руб. следует отказать.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результатов рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлине в сумме 1 968 руб., перечисленной по платежному поручению от 25.09.2023 № 61 (л.д.8), подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Сергеевича (ОГРНИП 304593914900016, ИНН 593900030340) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья В.Ю. Носкова